Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества


Скачать 448.38 Kb.
НазваниеАналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
страница1/3
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3
Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества



20




Февраль 2004


Завершается работа по подготовке законопроекта, направленного на дерегулирование экономики

В рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы) Минэкономразвития России проводит работу по подготовке проекта федерального закона «Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности». Рабочую группу по подготовке данного проекта федерального закона возглавляет первый заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации М.Э.Дмитриев.

В состав рабочей группы по разработке указанного проекта закона включены представители ТПП РФ. В январе 2004 года рабочая группа закончила подготовку концепции проекта закона и она была направлена в Правительственную комиссию по проведению административной реформы.

Следует отметить, что основной целью законопроекта является обеспечение снижения государственного вмешательства в экономику путем введения процедуры доказательства необходимости такого вмешательства. В этой связи законопроектом предполагается установить специальный порядок подготовки, внесения и рассмотрения нормативных правовых актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

В концепцию законопроекта в качестве базового принципа заложен принцип нецелесообразности государственного регулирования предпринимательской деятельности, согласно которому государственное регулирование предпринимательской деятельности является нецелесообразным до тех пор, пока необходимость его введения не будет доказана (обоснована) по специальной процедуре, установленной законом.


Главными задачами реализации этого проекта закона является недопущение появления нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, приводящих к созданию административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.

Законопроектом предполагаются обязательные процедуры публичного обсуждения и экспертизы регулирующего воздействия нормативных правовых актов в сфере регулирования предпринимательской деятельности на предмет целесообразности их принятия, а также процедуры периодической оценки эффективности уже существующих мер государственного регулирования.

Действие данного федерального закона будет распространяться на деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, Центрального банка России, органов местного по подготовке и принятию нормативных правовых актов по вопросам введения мер регулирования предпринимательской деятельности.

Законопроектом предполагается установить исчерпывающий перечень возможных и допустимых мер государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также установить требования к перечню документов, направляемых регулирующим органом для проведения публичного обсуждения проектов актов и экспертизы их регулирующего воздействия.

Концепцией законопроекта также предусматривается, что регулирующий орган или субъект права законодательной инициативы будет обязан представить обоснование к разрабатываемому проекту акта, которое должно соответствовать определенным требованиям, позволяющим эффективно провести его обсуждение и экспертизу регулирующего воздействия.

В проекте федерального закона предполагается установить основные требования к экспертам и экспертной оценке проектов актов. Порядок проведения экспертной оценки и подготовки экспертного заключения будут устанавливаться актами Правительства Российской Федерации.

На федеральном уровне исполнение данного закона будет обеспечиваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности, а также Экспертно-консультативным Советом - консультативным органом, создаваемым при Правительстве Российской Федерации.

В законопроекте будут сформулированы функции федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности. К его ведению, в частности, будут отнесены вопросы принятия решения о назначении публичного обсуждения и проведении экспертизы регулирующего воздействия, назначения экспертов для проведения экспертизы регулирующего воздействия, обеспечения взаимодействия между экспертами и регулирующими органами, подготовки и выдачи заключений по проектам актов и действующим правовым актам.

Целью образования Экспертно-консультативного совета будет являться подготовка рекомендаций, с учетом которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или Правительство РФ будет давать заключения по проекту нормативного правового акта или действующему нормативному правовому акту.

В состав Экспертно-консультативного Совета будут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, Банка России, а также представители некоммерческих организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей продукции (в совокупности они должны составлять не менее одной трети от общего числа членов Совета).

В рамках рабочей группы предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по концепции законопроекта были учтены. В настоящее время представители ТПП РФ продолжают работу в составе рабочей группы по подготовке текста проекта закона.
Роль ТПП РФ в развитии электронной коммерции и торговли, как одного из основных направлений активизации бизнеса в регионах и расширения межрегиональных связей
Экономика Российской Федерации в настоящее время активно интегрируется в мировые информационные процессы. Современное развитие вычислительной техники и телекоммуникационных технологий (в первую очередь, связанных с глобальными информационными сетями) позволяет миллионам людей не только обмениваться информацией, получать необходимые знания из накопленных информационных ресурсов, но и осуществлять новыми средствами коммерческую деятельность – то, что принято называть сейчас электронной торговлей. Все большее число сделок в международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными, который предусматривает использование иных альтернативных методов.

Данный новый вид торговли позволяет достаточно полно судить о предлагаемом товаре, производителях, или продавцах, выбирать товар и продавца не прикладывая больших усилий и затрат времени, вести диалог с контрагентом не отходя от компьютера.

Электронная торговля представляет собой использование информационных технологий для обеспечения типовых операций в бизнесе. Ее развитие будет способствовать созданию новых прогрессивных методов ведения бизнеса.

Также электронная торговля – это не только электронные магазины, предлагающие товары конечному покупателю. Она включает в себя следующие крупные сектора: финансовый, торговлю между предприятиями и розничный сектор. Ее реальный потенциал заложен и в оптимизации взаимоотношений между поставщиками, в сфере оптовой торговли.

Электронная коммерция представляет уникальные шансы для представителей малого и среднего бизнеса по выходу на рынок с минимальными затратами, например, при отсутствии достаточных торговых площадей или возможностей по традиционному предложению товара. Небольшая фирма может сделать сайт, который будет работать наравне с электронным представительством крупной корпорации. На сегодняшний день доля малого предпринимательства в доходах электронной торговли составляет около 20%, и в ближайшие годы она будет значительно расти.

Торговля «через Интернет» вызывает также большую заинтересованность со стороны потенциальных покупателей, не имеющих достаточно времени, чтобы совершать покупки традиционным способом.

Новые технологии в сфере электронных коммуникаций, к которым относится и электронная торговля, появляются постоянно. Это необходимо учитывать и отражать в действующем законодательстве, при разработке законопроектов, которые должны соответствовать не только сегодняшним реалиям, но и учитывать международные тенденции развития данного сектора экономики. Тем более что сегодня четко прослеживается векторная направленность на глобализацию общественных отношений в сфере электронной торговли.

По мере развития электронной торговли во всем мире происходят заметные изменения в подходах к ее регулированию: от саморегуляции к жесткой правовой регламентации.

В настоящее время в России электронная торговля развивается быстрыми темпами. Это связано, в первую очередь, с увеличением проникновения Интернета в повседневную жизнь. При этом остро ощущается недостаток разработок специальных банковских технологий, направленных на дистанционное обслуживание данной сферы.

Необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации уделяется все больше внимания вопросам развития информационного пространства России, в том числе, и всему, что связано с электронной торговлей.

В то же время, факторами, тормозящими ускоренный рост сектора электронной торговли, являются:

несовершенство нормативно-правовой базы;

неустойчивость финансовых и кредитных отношений;

нарушение взаимных обязательств участниками торговых отношений;

слабое развитие информационной инфраструктуры товарных рынков.

Недостаточность урегулированности общественных отношений в сфере электронной торговли проявляется при решении конкретных проблем, возникающих, например, при использовании электронной цифровой подписи или в связи с деятельностью посредников, организующих электронный документооборот между продавцом, покупателем и банком.

Фрагментарность правовых норм является юридическим барьером для электронной торговли в России, ее интеграции в глобальный электронный рынок и не позволяет сделать ее надежным экономическим инструментом.

В этой связи, наряду с совершенствованием всей правовой инфраструктуры предпринимательства, требуется комплекс специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно участникам электронного бизнеса.

Представляется необходимым также отметить и роль Государственной Думы Российской Федерации в данном процессе.

Существенным условием развития электронной торговли в России является принятие специального Федерального закона «Об электронной торговле».

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект «Об электронной торговле», который готовится к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Положения данного законопроекта направлены на создание основы регулирования отношений, возникающих в процессе обмена электронными документами, при совершении сделок в данном секторе предпринимательства.

На рассмотрении в Государственной Думе так же находится еще ряд законопроектов, относящихся к сфере электронной торговли.

Во-первых, это законопроект «Об электронном документе», принятие которого должно способствовать урегулированию отношений, связанных с созданием и использованием электронных документов, определять основные требования, предъявляемые к подобным документам в электронном документообороте.

Во-вторых, это законопроект «О праве на информацию», который, по мнению его авторов, позволит установить механизмы доступа предпринимателей к необходимой информации, а также обязательства органов власти и местного самоуправления по обеспечению ее доступности для предпринимателей.

Также представляется целесообразным обратить внимание и на законопроект «Об электронных сделках», который так же относится к сфере электронной торговли. Данный законопроект актуален, так как современная предпринимательская деятельность ориентирована на применение новых технологий, в том числе использование сети Интернет. При этом действующее законодательство практически не регулирует вопросы заключения сделок при помощи электронных средств.

Развитие электронной торговли требует также внесения изменений и дополнений в Гражданский Кодекс Российской Федерации, в законодательные акты, регулирующие поставку продукции для федеральных государственных нужд, международный информационный обмен и лицензирование отдельных видов деятельности.

Хотелось бы отметить тот факт, что принятие новых законов необходимо не только в области гражданского, но и уголовного законодательства, в части установления ответственности за преступления в сфере электронной торговли. Данная необходимость вызвана тем, что вопросы ответственности за незаконные сделки или мошенничество в сети Интернет фактически не урегулированы, что подрывает доверие к электронной торговле в целом и делает беззащитными ее участников. Потребители и деловые партнеры далеко не всегда могут быть уверены в надежности того или иного предпринимателя, занимающегося электронной коммерцией.

Необходимо отдельно остановиться на участии Торгово-промышленной Палаты в реализации Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия», так как ряд ее важных мероприятий имеют тесную взаимосвязь с основными задачами и функциями Палаты.

К таким мероприятиям можно отнести:

создание опытной зоны электронной торговли;

ввод в эксплуатацию образцов типовых аппаратно-программных комплексов системы электронной торговли;

разработка и внедрение проектов для реализа­ции международных торговых сделок в сфере электронной торговли;

создание сети региональных центров системы электронной торговли;

аккредитация центров сертификации и испытательных лабора­торий аппаратных и программных средств, используемых в электрон­ной торговле;

создание учебно-консультационных центров по проблемам элек­тронной торговли и другие.

К сожалению, практический опыт выполнения программы «Электронная Россия» показывает, что механизм ее реализации не в полной мере учитывает интересы российских предпринимательских кругов. Он не позволяет своевременно и адекватно реагировать на качественно новые информационные потребности в условиях реформируемой российской экономики.

В связи с тем, что многие правила работы на данном рынке еще не установлены, необходимо начать процесс обсуждения проблем совершенствования правового регулирования электронной торговли. В этих целях представляется целесообразным создание авторитетной и независимой площадки для обсуждения и выработки, подобных правил совместно с представителями предпринимательского сообщества и регулирующими государственными органами для представления их инициатив в органы законодательной власти с целью совершенствования и развития законодательства.

На наш взгляд, такой площадкой может стать комитет ТПП РФ по информационному обеспечению, созданный с целью формирования условий для прозрачности подобных процессов и развития электронной торговли в России. Данный специальный комитет был образован при ТПП РФ, так как тема электронной торговли и создание удостоверяющих центров с использованием электронно-цифровой подписи, рассматривается Палатой в качестве одной из актуальных на сегодняшний день задач.

Также необходимо учитывать практические шаги ТПП РФ в данном направлении, имея в виду, создание и функционирование под эгидой ТПП РФ информационного ресурса – «Реестра надежных партнеров» и Центра деловой информации.

Таким образом, мы получим реальный живой механизм для передачи информации о недостатках и недоработках в этой сфере с регионов через разветвленную систему региональных ТПП в центр для подготовки законодательных поправок с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

Поддерживая данную инициативу, считаем, что ТПП РФ, которая по существу является некоммерческой саморегулируемой организацией, действующей на основании специального Федерального закона «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года и включающей в себя систему региональных торогово-промышленных палат, способной взять на себя функцию координации становления такого вида предпринимательской деятельности как электронная торговля. Такая задача представляется посильной для ТПП РФ, так как имеется многолетний опыт и ресурсы для консультирования образующегося бизнеса в сфере электронной торговли с последующим отстаиванием его интересов в органах государственной власти федерального уровня.

Практическая реализация потенциала Торгово-промышленной Палаты может заключаться в исполнении ряда программных мероприятий, в формировании элементов информационной поддержки предпринимательства, в долевом финансировании отдельных проектов и т.д.

  1   2   3

Похожие:

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconАналитическая записка о проведенных и запланированных мероприятиях...
Аналитическая записка о проведенных и запланированных мероприятиях в рамках плана введения фгос дошкольного образования в мбдоу №142...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconДоклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего...
Охватывает 171 город Российской Федерации с численностью жителей более 100 тысяч человек и столицы отдельных субъектов Российской...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества icon"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции"
Наш президиум. Прежде всего, разрешите представиться. Чекалин Александр Алексеевич, первый заместитель председателя Комитета по обороне...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения межшкольный...
Целью настоящего доклада является информирование общественности об образовательной деятельности мбоу мук «цир», об основных результатах,...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconА. Н. Кориненко информационно-аналитическая записка
Обслуживаемый мною административный участок №30 расположен на территории упп №7 (г. Москва, наб. Новикова-Прибоя, д. 6 корп. 4)

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconМдобу «детский сад №38 «солнышко» комбинированного вида»
Аналитическая записка «результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы»

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества icon«11» мая 2017 г. № Асп-7/16-09 Аналитическая записка
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в январе – марте 2017 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconА. В. Леонтьев сентября 2013 года
Информационно-аналитическая записка с отражением проводимой участковыми уполномоченными полиции работы по охране общественного порядка...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconИнформационно-аналитическая справка о состоянии и мерах по розыску несовершеннолетних
По данным гувд московской области, в 2006 г. 972 несовершеннолетних находились в местном и федеральном розыске, из них 66 ушли из...

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества iconПримерная структура плана работы социального педагога Аналитическая записка
Краткий анализ социального паспорта оу (сколько стояло на контроле и учете семей, детей и т д., что и как изменилось )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск