"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции"


Название"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции"
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


С Т Е Н О Г Р А М М А
парламентских слушаний на тему "О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции"
30 мая 2013 года
А.А. Чекалин

Коллеги, доброе утро! Прошу занять места наш президиум. Прежде всего, разрешите представиться. Чекалин Александр Алексеевич, первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности. Имею некое моральное право возглавлять сегодняшний президиум по той причине, что в свое время являлся руководителем Федеральной миграционной службы.

Анатолий Иванович, присаживайтесь.

Нам с вами предложено сегодня провести парламентские слушания. Само явление парламентских слушаний – это изучение проблемы, и самое главное – с выработкой предложений федеральной инстанции, руководству страны по совершенствованию организации этого важного процесса – изменения законодательства. Иллюстрация такая: вот смотрите, только за 2012 год принято 15 актуальных миграционных законов прямого действия, не бланкетных, отсылочных, политических, а прямого действия.

Важным документом в деятельности миграционной службы является утвержденная Президентом Российской Федерации в июне прошлого года Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, которой определены цели, задачи, основные направления государственной политики в области миграции. Все мероприятия этого важнейшего документа разбиты на три временных этапа и на три блока важных управленческих решений.

Бесспорно, трудовая миграция для нашей страны необходима. Страну надо строить. Мы с вами каждый день видим это позитивное участие трудовой миграции в создании нашего российского государства: новостроек, дорог, аэропортов, много чего.

Но, наверное, мы сегодня должны говорить о другом. Наша встреча в значительной мере ориентирована на вопросы правоохраны, на рассмотрение негативных последствий нелегальной миграции и, самое главное, блокирование этих негативных последствий различными государственными мерами.

Доказательством этому служит следующее. Вот только за 2012 год иностранными гражданами и лицами без гражданства у нас, в Российской Федерации, совершено уже 42 650 преступлений. Конечно, фантастические цифры по своему отрицательному значению.

Национальные диаспоры, которые существуют у нас здесь, в Российской Федерации, очень часто существуют не для адаптации мигрантов в социальную среду, а для организации различных публичных действий, прежде всего, по защите интересов мигрантов.

Есть и другой сегмент, который я бы назвал. Вот у нас представители Министерства внутренних дел здесь: начальник Главного управления МВД по городу Москве Анатолий Иванович Якунин, начальник главного Управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Юрий Николаевич Демидов, они не дадут соврать, что те этнические ОПГ (организованные преступные группировки), которые, собственно, и организовывали преступную среду, которые принимали различные заказы на совершение организованных тяжких преступлений, потом потихонечку трансформировались в различные национальные культурные центры, повесили пафосные вывески, заручились лучшими адвокатами, общаки превратили в различного рода фонды, работая, по сути дела, по тем же противоправным схемам, но уже, как говорится, ни на какой козе не подъедешь, и будет очень много шума, если вдруг приедет СОБР, осуществят досмотр, выемку, какие-то процессуальные действия.

Мы с вами сегодня наблюдаем Швецию – сытая, устоявшаяся, пафосная страна, родина горячо любимой АВВА и так далее. Но что творится сегодня? Они не могут справиться с этим просто страшным по масштабу явлением. То же самое в Великобритании, Франции, Италии, Греции.

Преступность среди мигрантов только в Москве возросла на 42 процента, и это не плохая работа московского главка. Главк работает прекрасно, эффективно, высокоорганизованно, мы с вами все москвичи, мы это видим, а это прямая пропорция от той всё нарастающей численности всё прибывающих и прибывающих мигрантов для осуществления различных работ. При этом число тяжких, особо тяжких преступлений только в Москве возросло на 72 процента. Я у Анатолия Ивановича не буду отнимать хлеб, он у нас в качестве докладчика выступает.

По оценкам руководителя Федеральной миграционной службы Константина Олеговича Ромодановского, в настоящий момент в стране находится почти 10 миллионов иностранных граждан. Из них примерно 1 300 тысяч работают на законных основаниях, 3 800 тысяч, условно говоря, "приехали в гости" − лечиться, учиться и так далее. Есть основания полагать, что оставшиеся 4 400 тысяч человек пребывают в России нелегально.

Эффективная государственная миграционная политика способна быть одним из доминирующих ресурсов и факторов развития экономики. Однако в условиях управленческих ошибок, или бездействия, или коррупционного заражения неконтролируемая миграция может стать источником социально-экономических, демографических, очень много различных факторов, в том числе этнических, экстремистских, террористических проблем. При этом важно, чтобы Россия сама выбирала страны исхода и нужные категории мигрантов, исходя из своих интересов. Миграционные потоки не должны складываться стихийно, а должны диктоваться геополитическими и экономическими интересами страны. Вот такова преамбула.

У меня к вам, уважаемые коллеги, есть предложение. Может быть, в своих выступлениях не говорить очень много об обстановке, она известна. Буквально недавно, 10–12 дней назад или две недели назад, состоялась большая политическая встреча Президента России Владимира Владимировича Путина с Ромодановским Константином Олеговичем, на которой оценивалось состояние и вырабатывалась политика на ближайший период, поэтому средства массовой информации уделяют этому большое внимание.

Сегодня в "Президент-отеле" проходит пятый международный форум. Так сложилось − наша сегодняшняя встреча была спланирована ещё год назад, поэтому у нас есть право рассматривать ее как сегмент, как секцию той международной встречи, которая проходит сегодня в Москве.

Мы с вами должны быть сегодня ориентированы на выработку итогового документа, который будет основываться на ваших предложениях. Хотя вы первый вариант уже получили, это не факт, что в таком виде это уйдет в инстанции, в Правительство, в министерство, в федеральные службы, что именно на базе вот этих предложений, которые сейчас у вас имеются, будет осуществляться парламентский контроль, план законодательной деятельности. Пойдет очень большая корректировка, основанная на ваших сегодняшних выступлениях, на ваших предложениях.

Слово для доклада я предоставляю заместителю руководителя Федеральной миграционной службы Фоменко Анатолию Анатольевичу.

Прошу Вас.

А.А. ФОМЕНКО

Добрый день, уважаемые коллеги! Как известно, незаконная миграция является одним из серьезных вызовов сегодняшнего дня, и противодействие этому явлению стало одним из ведущих направлений деятельности Федеральной миграционной службы.

Нелегальные мигранты в современной России – это иностранные граждане, в основном из стран СНГ, законно въехавшие в нашу страну, однако нарушившие срок законного пребывания и, как правило, нарушающие законодательство в сфере трудовой деятельности. Данная категория мигрантов, как правило, не владеет русским языком, не адаптирована к условиям жизни в российском обществе. Стремясь минимизировать свои контакты с государственными структурами, данные лица оказываются, как правило, незащищенными в отношениях с работодателями, посредниками при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами. Это в основном молодые люди от 17 до 29 лет, многие из которых являются выходцами из стран Центральной Азии. В результате нередки случаи возникновения замкнутых национальных сообществ и анклавов, внутри которых процветают криминальные порядки, распространяются идеи радикального ислама, возникает озлобленность и имеют место экстремистские проявления. В ответ следует понятное раздражение местного населения и проявления ксенофобии, что приводит к обострению межэтнических противоречий.

Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими общественно опасными проявлениями, как терроризм, незаконный оборот оружия, наркотиков, торговля людьми и рабство. И, конечно же, нелегальные мигранты не платят налоги.

В этой связи мы уделяем самое пристальное внимание правовым и организационным аспектам противодействия незаконной миграции. Важным шагом стали поручения Владимира Владимировича Путина, данные на коллегии ФМС России в феврале 2012 года, а также утверждение Президентом Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Концепция в полной мере определила стратегию миграционной политики, в том числе в сфере противодействия незаконной миграции.

В рамках выполнения президентских поручений, реализации концепции службой продолжена работа по совершенствованию законодательства. 11 января этого года вступили в силу четыре федеральных закона, направленные на увеличение санкций за нарушение миграционного законодательства. Так, усилена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции при наличии квалифицирующих признаков – до семи лет лишения свободы, что переводит данное деяние в категорию тяжких и, естественно, расширяет возможности для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до четырех лет за незаконное пересечение государственной границы иностранными гражданами, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для них не разрешен. Введена ответственность приглашающей стороны за непринятие мер по материальному, медицинскому, жилищному обеспечению иностранного гражданина в виде административного штрафа от 40 до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 400 до 500 тыс. рублей для юридических лиц. Установлен запрет на въезд в течение трех лет для иностранных граждан, не выехавших из Российской Федерации в течение 30 суток со дня окончания срока их законного пребывания в России.

Важным и актуальным является внесенный депутатами Государственной Думы Яровой, Хинштейном и другими проект федерального закона, предусматривающий применение административного выдворения за повторное совершение правонарушения в сфере миграции, закрытие въезда иностранным гражданам, уклонившимся от уплаты налога или административного штрафа, до момента их оплаты, а также устанавливающий минимальный срок административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 14 до 90 суток.

24 мая этого года Государственной Думой в первом чтении приняты разработанные ФМС России законопроекты, предусматривающие увеличение срока закрытия въезда на территорию Российской Федерации до десяти лет иностранным гражданам, в отношении которых ранее уже выносились решения об их реадмиссии, депортации или административном выдворении, а также постановку на налоговый учет трудовых мигрантов.

Принимаются меры по совершенствованию технической и иной защиты документов, используемых при въезде, пребывании и выезде из Российской Федерации. Так, 1 января 2013 года введены в действие вид на жительство лица без гражданства и проездной документ, выдаваемый беженцу, содержащие биометрические и персональные данные их владельца.

Кроме этого, нами подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий с 1 января 2015 года въезд в Российскую Федерацию для граждан государств – участников СНГ только по заграничным паспортам. Исключение составят граждане стран Таможенного союза, а также Южной Осетии и Абхазии.

Уважаемые коллеги, основными центрами притяжения мигрантов продолжают оставаться мегаполисы и промышленно развитые регионы Российской Федерации. За пять месяцев этого года в нашу страну въехало 7 811 тысяч иностранных граждан, при этом на миграционный учет поставлено 2 697 тысяч человек. На данный момент в России находится 10 931 811 иностранных граждан, из них 8 439 415 – это граждане СНГ и 1 125 тысяч – это граждане Евросоюза. По нашим оценкам, 3,3 миллиона человек являются потенциальными нарушителями миграционного законодательства, это лица, которые уже превысили срок своего законного пребывания в России.

В этой связи основой противодействия незаконной миграции является миграционный контроль, в рамках которого нами проводится комплекс соответствующих оперативно-профилактических мероприятий. В 2012 году в целях выявления и пресечения канала незаконной миграции ФМС России во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти продолжено проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, таких как "Нелегальный мигрант", "Нелегал", "Лес", "Лизинг", "Маршрутка", "Рынок" и других.

Подразделения ФМС России принимали активное участие в проведении совместных специальных пограничных операций: "Запад-2012", "Союз", "Шелковый путь", а также антитеррористическом учении "Дон-Антитеррор-2012". Кроме этого, проводятся совместные мероприятия с нашими белорусскими коллегами по осуществлению контроля за иностранными гражданами, следующими автомобильным и железнодорожным транспортом через Республику Беларусь.

Всего в 2012 году ФМС России проведено 584 872 мероприятия по контролю за соблюдением миграционного законодательства. Сотрудниками ФМС России составлено более 2,5 миллиона административных протоколов, наложено штрафов на общую сумму более 6 млрд. рублей, взыскано более 3,8 млрд. рублей, в административном порядке выдворено 34 192 иностранных гражданина, депортировано 942 человека и реадмиссировано 211 человек.

По результатам указанных проверок МВД России было возбуждено 405 уголовных дел по статье 3221 за организацию незаконной миграции. Вынесено 52 200 решений о неразрешении иностранным гражданам въезда в Российскую Федерацию за совершение двух и более административных правонарушений в течение трех лет. За пять месяцев этого года ФМС России проведено уже более 290 тысяч соответствующих мероприятий, составлено более 852 тысяч административных протоколов, наложено штрафов более чем на 2 млрд. рублей и взыскано более 1 млрд. рублей. В административном порядке выдворено 10 986 человек, депортировано 417, реадмиссировано 147 человек.

По материалам ФМС возбуждено уже 179 уголовных дел по статье 3221. На данный момент вынесено 25 439 решений о неразрешении иностранным гражданам въезда на территорию Российской Федерации за совершение двух и более административных правонарушений, а также 32 901 решение за превышение установленного срока пребывания в России более чем на 30 дней.

Необходимо отметить, что с 2011 года количество лиц, для которых закрыт въезд в Российскую Федерацию, превысило уже 230 тысяч человек. Из них более 70 тысяч человек – это результат работы за первые пять месяцев этого года. В то же время, по нашим оценкам, категория лиц, подпадающих под закрытие им въезда в Российскую Федерацию, составляет порядка 2 миллионов человек.

Решая данную проблему, мы стремимся действовать последовательно, добиваясь неотвратимости наказания для нарушителей. Если, например, мигрант прибыл в Россию на заработки незаконно и несколько месяцев трудился, к примеру, работая садовником или сторожем, при этом скрывался, въезд в Россию для него всё равно будет закрыт на три года с момента выезда из Российской Федерации. Мы считаем, что подобная система санкций в отношении нарушителей миграционного законодательства помимо достижения цели неотвратимости наказания будет иметь и большое профилактическое значение.

Если же гражданина такого мы выявляем в ходе проведения мероприятий по линии миграционного контроля, мы закрываем ему въезд через административное выдворение, депортацию или реадмиссию на срок до пяти лет. В целях обеспечения исполнения постановления судьи о принудительном выдворении, решения о депортации или реадмиссии судом может быть принято решение о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение. До 1 января 2014 года указанные категории иностранных граждан содержатся в специальных помещениях органов полиции и специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. С 1 января 2014 года в соответствии с федеральным законом № 244-ФЗ указанная категория иностранных граждан будет содержаться в спецучреждениях ФМС России, помещения для которых будут переданы субъектами Российской Федерации территориальным органам ФМС. По нашему мнению, это существенно увеличит эффективность работы службы в борьбе с незаконной миграцией, в том числе создаст условия для неотвратимости наказания за нарушение миграционного законодательства.

Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание еще на один вопрос, оказывающий влияние на результаты нашей работы в сфере борьбы с нелегальной миграцией. В 2012 году значительно увеличилось количество отмененных арбитражными судами постановлений должностных лиц ФМС России о привлечении к административной ответственности работодателей за незаконное привлечение иностранной рабочей силы в связи с квалификацией подобных правонарушений как малозначительных (статья 2.9 Кодекса об административных правонарушениях). В частности, было отменено 439 постановлений на общую сумму 101 097 тыс. рублей. Подобная практика в основном имеет место в Северо-Западном и Южном федеральных округах. При этом в ряде случаев судами не принимается во внимание решение Пленума Высшего Арбитражного Суда от 2 июня 2006 года № 10, в соответствии с которым такая квалификация может применяться только в исключительных случаях. По нашему мнению, подобная практика порождает безнаказанность среди работодателей, допустивших незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных мигрантов, усиливает коррупционные риски и приводит к уменьшению денежных поступлений в бюджет. В этой связи нами направлены соответствующие обращения на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Эффективная работа по противодействию незаконной миграции невозможна без взаимодействия на международном уровне. Основой успешной работы являются соответствующие международные договоренности. Прежде всего, следует отметить Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Основополагающим документом здесь является Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы. В рамках указанной программы 16−18 апреля этого года проведена международная конференция по противодействию незаконной миграции. Важная роль в организации работы на данном направлении принадлежит и Совету руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.

Кроме этого, эффективно работают специальные отраслевые органы, созданные в рамках различных международных организаций: комиссия по противодействию незаконной миграции государств –участников СНГ, а также координационный совет ОДКБ по борьбе с незаконной миграцией, в рамках которого проводятся ежегодные оперативно-профилактические мероприятия под условным названием "Нелегал".

Важнейшим элементом противодействия незаконной миграции является и информационное взаимодействие компетентных органов государств-партнеров. Необходимым шагом в этом направлении является создание на территории СНГ единой системы учета граждан третьих государств, въезжающих на территории государств – участников СНГ. В настоящее время подготовлен проект решения Совета глав правительств СНГ о финансировании работ по созданию данной информационной системы.

Также одной из важных составляющих противодействия незаконной миграции является работа по заключению соглашений о реадмиссии. Взаимные обязательства государств по их реализации позволяют в ограниченные сроки возвращать незаконных мигрантов в государство их гражданства либо постоянного проживания.

Российской Федерацией ведется активная работа по заключению международных договоров о реадмиссии с иностранными государствами. В настоящее время в реадмиссионный диалог с Россией вовлечены все государства – члены Евросоюза. Заключено 24 исполнительных протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии.

Помимо Соглашения России и ЕС заключены 12 межправительственных соглашений о реадмиссии с другими государствами, в том числе межправительственный Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с незаконной миграцией с Индией. В этой связи можно отметить, что за последние годы ФМС совместно с компетентными органами иностранных государств удалось добиться необходимого уровня взаимодействия, позволяющего оперативно и эффективно реагировать на вызовы и угрозы, связанные с незаконной миграцией.

Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хотел бы от лица службы выразить благодарность членам Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за постоянную поддержку и внимание, уделяемые вопросам миграционной политики, а также хочу поблагодарить всех присутствующих коллег за эффективное взаимодействие в нашей совместной борьбе с незаконной миграцией.

Благодарю за внимание.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconАналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
Завершается работа по подготовке законопроекта, направленного на дерегулирование экономики

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconПорядок оформления иностранных граждан на работу и ответственность...
Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconУважаемый Юрий Яковлевич!
При этом особое внимание уделено фактическим результатам принимаемых мер профилактики и противодействия незаконной миграции, по пресечению...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Умвд россии по Вологодской области, уфсб россии по Вологодской области разрабатываются и реализуются планы совместных мероприятий...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconДоклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего...
Охватывает 171 город Российской Федерации с численностью жителей более 100 тысяч человек и столицы отдельных субъектов Российской...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconИнформационный бюллетень профсоюза №6(88) 2008 г
...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconОтчет по организации и проведению социологического исследования
Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения межшкольный...
Целью настоящего доклада является информирование общественности об образовательной деятельности мбоу мук «цир», об основных результатах,...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" icon«Размещение и миграции населения на примере сша»
Данное занятие разработано в рамках школьной программы по теме : «Размещение и миграции населения», по учебнику 10 класса для общеобразовательных...

\"О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции\" iconТехническое задание общие сведения
Оказание услуг по миграции территориально распределённого специализированного программного обеспечения автоматизированной информационной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск