МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы
по учебной дисциплине ОГСЭ.4
«КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности CПО 09.02.04
«Информационные системы
(по отраслям)»
Нижний Новгород
2016 Методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине ОГСЭ.4 «Культура речи и деловое общение» разработаны в соответствии с требованиями работодателей по специальности CПО 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
Разработчик:
А.А.Воронкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства ИЭП ННГУ им. Лобачевского
И.В.Бойцова, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры культуры и психологии предпринимательства ИЭП ННГУ им. Лобачевского
РАССМОТРЕНО:
на заседании
Протокол №____ от «____»_________________20__ г.
Председатель _____/_____________/
|
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| 4
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 9
| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| 10
| Самостоятельная работа № 1
| 10
| Самостоятельная работа № 2
| 14
| Самостоятельная работа № 3
| 27
| Самостоятельная работа № 4
| 33
| Список литературы
| 38
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данные методические рекомендации направлены на реализацию самостоятельной работы по учебной дисциплине ОГСЭ.4 «Культура речи и деловое общение» для обучающихся по специальности CПО 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».
Самостоятельная работа обучающихся – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательную, организационно и методически направленную деятельность обучающихся, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия и прямой помощи.
Самостоятельная работа обучающегося является одним из основных методов приобретения и углубления знаний, познания общественной практики.
Главной задачей самостоятельной работы является развитие общих знаний, умений приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.
Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки письменных рефератов, выполнения тестовых заданий.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• развитие познавательных и творческих способностей, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений.
Этапы самостоятельной работы обучающегося:
Для выполнения любого вида самостоятельной работы обучающийся должен пройти следующие этапы:
• определение цели самостоятельной работы;
• конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
• самооценка готовности к самостоятельной работе;
• планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;
• осуществление обучающимся в процессе выполнения самостоятельной работы следующих управленческих актов: слежение за ходом своей работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов с целью дальнейшей корректировки выполнения задания.
Форма контроля:
• индивидуальное собеседование с преподавателем по представленным работам.
По учебной дисциплине ОГСЭ.4 «Культура речи и деловое общение» используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
• для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета;
• для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление планов и тезисов, составление таблиц, подготовка рефератов; подготовка ответов на контрольные вопросы.
• для формирования умений: решение вариативных тестовых заданий.
Перед выполнением обучающимися самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, требования к результатам работы, критерии оценки.
Критерии оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающегося:
• умение обучающегося использовать теоретические знания для выполнения практических задач;
• обоснованность и четкость изложения материала, соблюдение языковых норм при выполнения задания;
• оформление материала в соответствии с требованиями;
• уровень самостоятельности при выполнении работы.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой по учебной дисциплине ОГСЭ.4 «Культура речи и деловое общение», которая входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ.04).
При реализации программы у обучающихся формируются компетенции:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- З1 основные закономерности развития и функционирования современного русского литературного языка;
- З2 особенности использования элементов различных языковых уровней в научной и официально-деловой речи, а также в профессиональной сфере общения;
- З3 своеобразие письменной и устной деловой речи, а также правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях;
- З4 нормы речевого этикета русского языка, включая орфографические и пунктуационные, в различных сферах общения.
уметь:
- У1 использовать современный русский литературный язык в межличностном общении и в условиях профессиональной коммуникации, способствующей развитию общей культуры и социализации личности;
- У2 варьировать языковые средства в соответствии со стилем и жанром речи;
- У3 грамотно формулировать свои мысли устно и письменно; создавать логичные и связные тексты для учебной, научной и деловой документации;
- У4 работать с текстом, осуществлять поиск информации, извлекать, анализировать, систематизировать, преобразовывать необходимую профессиональную информацию для подготовки текстов различных жанров в научной и деловой коммуникации.
владеть навыками:
- самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- составления документов для внутреннего и внешнего пользования;
- публичного выступления;
- проведения групповой дискуссии;
- целостного анализа ораторского выступления.
Самостоятельная работа обучающегося должна начинаться с изучения, осмысления изложенной темы в учебной, справочной литературе.
Количество часов на реализацию программы по учебной дисциплине ОГСЭ.4 «Культура речи и деловое общение» 54 часов обязательной аудиторной нагрузки. Рекомендуемое количество часов самостоятельной работы – 20 часов.
Методические рекомендации имеют определенную структуру.
В первом разделе представлена тематика самостоятельных работ, прописаны задания для самостоятельной работы и формы их представления, время, отведенное на их выполнение.
Во втором разделе содержатся рекомендации по выполнению заданий, в частности, дан алгоритм выполнения задания, сформулированы критерии самооценки выполненной работы, виды контроля качества выполненной работы, рекомендуемые источники информации.
Предлагаемые рекомендации, разработанные в помощь обучающемуся, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, помогут ему быть успешным в этой деятельности.
|