Скачать 0.75 Mb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский базовый медицинский колледж» Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) Курган 2016 Содержание
Введение Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые требования к системе среднего профессионального образования, среди которых обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее десятилетие проведена содержательная модернизация системы. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки качества образования. Вместе с тем, целый ряд исследований последних лет показывает, что добиться существенного роста качества образования в рамках традиционных подходов в системе СПО к организации учебного процесса практически невозможно. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, определенная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, не позволяет на этапе приема в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС. Проблема образовательных технологий исследована в большом количестве работ и в диссертационных исследованиях. В них доказана необходимость существенной реконструкции образовательного процесса на технологических основаниях, раскрыты отличительные признаки образовательных технологий, системы их проектирования и оценки эффективности. В большинстве работ образовательная технология рассматривается как достаточно обязательная и строгая последовательность операций, определяющих запланированный педагогический результат, в частности, требуемый уровень качества образования. Но сегодня крайне мало методических разработок, посвященных внедрению образовательных технологий в систему среднего профессионального образования. Все это определяет необходимость внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС, формирование профессиональных компетенций студента. К таким образовательным технологиям относится модульно-компетентностная образовательная технология.
Модульно-компетентностный подход получил в России известность во многом благодаря реализации в 1997-2006 гг. проектов Британского Совета. В Великобритании он наиболее последовательно внедрен в колледжах Шотландии, в которых реализуются все его этапы – от технологии проектирования модулей до внутренней и внешней оценки качества образования. Анализ эффективности реализации проектов Британского Совета в России доказал возможность применения таких технологий в российском профессиональном образовании. В ряде исследований (М.В. Кларин, О.Н. Олейникова, А.В. Хуторской) раскрыты проблемы проектирования и организации модульно-компетентностного обучения за рубежом (страны ЕЭС, США, Международная организация труда (МОТ)) на различных уровнях образования, рассмотрена разработка целей обучения, модульных структур учебного материала, форм и методов учебной работы, средств обучения, что в целом составляет основу модульно-компетентностной образовательной технологии. В педагогической науке на современном этапе существует множество определений понятий «методика» и «технология» (Таблица 1). Таблица 1 Традиционное понимание терминов «методика» и «технология»
Некоторыми авторами (Таблица 2) определены различия понятий «методика» и «технология»: 1) возможно независимое существование образовательной технологии, которая не проектируется ни в оду из известных методик, дидактических схем, такими, например, были технологии полного усвоения или технология контекстного обучения, не имевшие близких аналогов в методиках; 2) понятие «образовательная технология» и «методика» рассматриваются как аналогичные, описываются в одинаковых терминах; 3) понятие «образовательная технология» является понятием более высокого порядка и включает в себя методику (или методики); 4) понятие «методика» включает в себя понятие «технология», технология составная часть методики. 5) технология представляет механизм реализации методики. Таблица 2 Сравнительная характеристика сущности методики и технологии по М.П. Сибирской .
Закономерности, отличающие образовательную технологию от методики:
Таким образом, понятие «технология» шире, чем понятие «методика», и одна технология может в себя включать несколько методик. Солидаризируясь с мнением уважаемых ученых и педагогов, в данной работе под основными оперируемыми нами терминами необходимо понимать следующее:
В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Приведем характерные признаки технологий обучения:
|
При оформлении контрольной работы необходимо смотреть Методические указания колледжа по оформлению текстовых учебных документов для... | Составители: Е. П. Спиридонова методист колледжа, к э н., Л. В. Трушина преподаватель колледжа, Т. И. Ополоник, преподаватель колледжа,... | ||
Методические рекомендации предназначены для организаторов учебного процесса, преподавателей, студентов Уссурийского медицинского... | Тема года: «Развитие инновационной образовательной среды колледжа в условиях социального партнерства» | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов и методистов специальности 09. 02. 05 «Прикладная информатика» (по отраслям)... | Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общего образования | ||
Данные методические рекомендации имеют цель оказать помощь студентам колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы... | Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе | ||
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |