Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы)


НазваниеМетодические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы)
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Курганский базовый медицинский колледж»

Методические рекомендации по организации

модульно-компетентностного обучения

в условиях колледжа (из опыта работы)

Курган 2016

Содержание




Введение

3

1.

Сущность и характерные признаки образовательной технологии

4

2.

Классификация образовательных технологий

8

3.

Принципы модульно-компетентностной образовательной технологии, её основа

9

4.

Соотношение модульно-компетентностного и традиционного подходов в образовании

13

5.

Роль преподавателя при компетентностно-деятельностном подходе

15

6.

Методика проведения учебного занятия в режиме технологии модульно-компетентностного обучения

16

Приложения

19

Список использованных источников

52


Введение
Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые
требования к системе среднего профессионального образования, среди
которых обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее
десятилетие проведена содержательная модернизация системы. Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки
качества образования. Вместе с тем, целый ряд исследований последних лет
показывает, что добиться существенного роста качества образования в рамках
традиционных подходов в системе СПО к организации учебного процесса практически невозможно.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к
качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, определенная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, не позволяет на этапе приема в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса,
одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС. Проблема образовательных технологий исследована в большом количестве работ и в диссертационных исследованиях. В них доказана необходимость существенной реконструкции образовательного процесса на технологических основаниях, раскрыты отличительные признаки образовательных технологий, системы их проектирования и оценки эффективности. В большинстве работ образовательная технология рассматривается как достаточно обязательная и строгая последовательность операций, определяющих запланированный педагогический результат, в частности, требуемый уровень качества образования. Но сегодня крайне мало методических разработок, посвященных внедрению образовательных технологий в систему среднего профессионального образования. Все это определяет необходимость внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС, формирование профессиональных компетенций студента. К таким образовательным технологиям относится модульно-компетентностная образовательная технология.

  1. Сущность и характерные признаки образовательной технологии

Модульно-компетентностный подход получил в России известность во
многом благодаря реализации в 1997-2006 гг. проектов Британского Совета. В
Великобритании он наиболее последовательно внедрен в колледжах Шотландии, в которых реализуются все его этапы – от технологии проектирования модулей до внутренней и внешней оценки качества образования.

Анализ эффективности реализации проектов Британского Совета в России доказал возможность применения таких технологий в российском профессиональном образовании. В ряде исследований (М.В. Кларин, О.Н. Олейникова, А.В. Хуторской) раскрыты проблемы проектирования и организации модульно-компетентностного обучения за рубежом (страны ЕЭС, США, Международная организация труда (МОТ)) на различных уровнях образования, рассмотрена разработка целей обучения, модульных структур учебного материала, форм и методов учебной работы, средств обучения, что в целом составляет основу модульно-компетентностной образовательной технологии.

В педагогической науке на современном этапе
существует множество определений понятий «методика» и «технология» (Таблица 1).

Таблица 1

Традиционное понимание терминов «методика» и «технология»

Термин «методика»

Термин «технология»

- отрасль педагогической науки, исследующая закономерности,
правила, методы и приемы обучения по определенной учебной дисциплине.

Заимствован из производственной сферы, применяется в образовании условно.

Технология (греч. techne — «умение», «мастерство», «искусство» и logos— «учение», «наука») дословно — наука о мастерстве.

- описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в учебном процессе;

- совокупность некоторых методов и приемов, апробированных для достижения конкретной учебной цели.

- это способ преобразования чего-либо: вещества, энергии, информации в процессе получения готового продукта, обработки и переработки продукции, материалов, сборки готовых изделий, проверки контроля качества, управления.

Технология воплощает в себе методы, приемы, техники, режимы работы, последовательность проведения операций и процедур; она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

- некий готовый алгоритм или процедура проведения каких-либо определенных действий для реализации единой цели.

- некоторая заданная совокупность процессов, методов, средств, или материалов, применяемых в какой-либо отрасли деятельности.


Некоторыми авторами (Таблица 2) определены различия понятий
«методика» и «технология»:

1) возможно независимое существование образовательной технологии, которая не проектируется ни в оду из известных методик, дидактических схем, такими, например, были технологии полного усвоения или технология контекстного обучения, не имевшие близких аналогов в методиках;

2) понятие «образовательная технология» и «методика» рассматриваются как аналогичные, описываются в одинаковых терминах;

3) понятие «образовательная технология» является понятием более высокого порядка и включает в себя методику (или методики);

4) понятие «методика» включает в себя понятие «технология», технология составная часть методики.

5) технология представляет механизм реализации методики.

Таблица 2

Сравнительная характеристика сущности методики и технологии

по М.П. Сибирской

.

Сравнительные

признаки

Методика

Технология

Назначение

Рекомендует применение

конкретных методов,

организационных форм,

средств обучения

Рекомендует процесс системы методов,

организационных

форм и средств

обучении с учетом целей и управлении обучением

Определение


Система научно обоснованных

методов, правил и приемов обучения

Инструментарий

достижения целей

обучения.

Систематическое и последовательно»

воплощение

на практике

заранее

спроектированного процесса обучения, систем, средств

способов и средств

достижения

целей и управления процессом обучения

Фактические исходные предпосылки проектирования

Обоснование и процесс построения находит в технологии

Цели, ориентация

на результат.

Методологическая

основа методики

Парадигма

Совокупность рекомендаций по

организации и проведению учебного

процесса

Проект будущего учебного процесса

Ориентация

На обучающих

На обучающихся

Закономерности, отличающие образовательную технологию от методики:

  1. Квалиметричность (измерение и оценка конкурентоспособности), критериальность, эффективность обученности студентов.

  2. Внедрение технологии, возможность ее реализации требуют формирования общих компетенций (уровня обученности, т.е. умения учиться) на уровне не ниже 25% с последующим ростом. При меньшем уровне обученности не только никакая технология не эффективна, но и невозможен никакой образовательный процесс (обучающийся не просто не сможет, а не способен учиться).

  3. Технология позволяет дать достаточно точный прогноз развития обучающихся и образовательного процесса. Требование при этом одно: прогноз возможен, если все закономерности выполняются в комплексе.

Таким образом, понятие «технология» шире, чем понятие «методика», и одна технология может в себя включать несколько методик.

Солидаризируясь с мнением уважаемых ученых и педагогов, в данной работе под основными оперируемыми нами терминами необходимо понимать следующее:

Методика учебного предмета

- теория обучения определенному учебному предмету или дисциплине, которая разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих действий, которые находят своё конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебно-методических материалах по каждому учебному предмету; которая реализуется в методах, средствах, приемах и различных организационных формах обучения.

Модульно-компетентностная образовательная технология

– интегральная технология, направленная на реализацию требований ФГОС: формирование профессиональных и общих компетенций выпускников в условиях дисциплинарно-модульного построения программ, включающих профессиональные модули и междисциплинарные курсы, учитывающие требования заказчиков кадров в инвариантной и вариативной частях ФГОС.

Технология образовательная

- система организации учебного процесса, построенная на психолого-педагогических основах и дающая измеряемый и воспроизводимый образовательный результат

(А.Т. Глазунов).

Технология обучения

- некоторая модель учебного процесса, продуманная во всех деталях форма совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Технология педагогическая

- систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько).

Технологический подход к обучению

-конструирование учебного процесса, отправляясь от заданных исходных установок: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения (М.В. Кларин).

В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Приведем характерные признаки технологий обучения:

  • концептуалъность — технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;

  • системность — технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • дидактическое целеобразование — наличие дидактических процедур, критерии, показатели и инструменты измерения результативности обучающихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

  • инновационность — технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, или педагогического общения, интерактивных подходов к обучению;

  • оптимальность — оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

  • корректируемость — возможность оперативной обработки связи обратной, ориентированной на четко определенные цели;

  • воспроизводимость и гарантированность результатов — элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические указания Основные положения, рекомендации и требования...
При оформлении контрольной работы необходимо смотреть Методические указания колледжа по оформлению текстовых учебных документов для...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические указания по решению типовых задач 16 Методические указания...
Составители: Е. П. Спиридонова методист колледжа, к э н., Л. В. Трушина преподаватель колледжа, Т. И. Ополоник, преподаватель колледжа,...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации издание третье, переработанное и дополненное...
Методические рекомендации предназначены для организаторов учебного процесса, преподавателей, студентов Уссурийского медицинского...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconПлан работы архангельского педагогического колледжа на 2016-2017...
Тема года: «Развитие инновационной образовательной среды колледжа в условиях социального партнерства»

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по оформлению документации на программный продукт
Методические рекомендации предназначены для студентов и методистов специальности 09. 02. 05 «Прикладная информатика» (по отраслям)...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общего образования

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Данные методические рекомендации имеют цель оказать помощь студентам колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации студенческой добровольческой...
Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск