Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности


НазваниеМетодические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности
страница1/10
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в ВУЗе

на примере работы в области обучения

пожилых людей компьютерной грамотности

на основе концепции «обучение через служение»

Авторы:

Елизавета Майорова, канд.полит.наук

Екатерина Соловьева, канд.соц.наук

Елена Рыдлева

Вероника Юрова
Санкт-Петербург

2014

Оглавление




Оглавление 2

Введение 2

Понятие «обучение взрослых людей» 4

Особенности обучения людей старшего возраста 8

Управление работой добровольцев 10

Мотивация добровольцев 12

Концепция «обучение через служение» 15

Организация и поддержка добровольческой деятельности 20

Особенности организации добровольческой деятельности в ВУЗе 23

Работа добровольцев в области обучения пожилых людей 29

Организация работы добровольцев с людьми старшего возраста 33

Техника речи добровольца 36

Управление аудиторией силами добровольца 38

Статистические средства наглядности 40

Рекомендации при обучении добровольцев проведению занятий для людей старшего возраста 42

Заключение 58

Литература 59


Введение



Учебно-методический комплекс разработан для студентов и добровольцев учреждений социального обслуживания, обучающих людей старшего возраста компьютерной грамотности. Рекомендации подготовлены на основе исследования деятельности социальных учреждений и в соответствии с особенностями восприятия информации пожилыми гражданами. Апробация технологий проведена в 2013-2014 гг. в Университете ИТМО и Комплексном центре социального обслуживания населения Приморского района г.Санкт-Петербург.

Восприятие информации у людей преклонных лет чем-то схоже с восприятием человека в детском возрасте. Около тридцати-сорока минут общения внимание человека сосредоточено на собеседнике, но затем оно начинает ослабевать. Из-за возрастных особенностей у пожилых людей концентрация снижается еще раньше. Поэтому доброволец, при проведении занятия с пожилыми людьми должен учитывать, что в ходе лекции пожилой человек может начать испытывать дискомфорт от болевых ощущений в организме, связанных с длительным напряжением зрения, слуха, мышц спины и т.д.

Поэтому обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использования определенных методологических подходов.

Для эффективного обучения людей старшего возраста, в первую очередь, требуется выполнение следующих условий:

1. Предварительное знакомство с курсом, выбранным для последующего изучения с пожилыми учащимися, и высокая степень осведомленности в освещаемой сфере.

2. Знание основ обучения взрослых и особенностей восприятия материала людьми старшего возраста.

Понятие «обучение взрослых людей»


Работая в системе образования взрослых, необходимо ориентироваться на открытость и свободу выбора. Именно свободное обучение является одной из основных форм образования взрослого населения и предполагает высокий уровень самостоятельности обучаемого. В центре внимания находится личность. Также важно предоставление учащимся широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда региона; вариативность методов и форм обучения; активное использование дистанционного обучения как одного из наиболее удобных способов обучения. Таким образом, технология обучения взрослых является системой научно-обоснованных принципов обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленной цели и задач обучения.

В чем заключается основная роль преподавателя в таком учебном процессе? Прежде всего, это осуществление постановки учебной задачи; проведение мотивации обучающегося; осуществление передачи и интерпретации определенного содержания образовательного курса; проведение методической проработки учебного материала. Так же важно осуществлять индивидуализацию образовательного процесса, находить дополнительную информацию, контролировать учебную деятельность. Ну и конечно, преподаватель является главным помощником обучаемого во всех вопросах, связанных с процессом обучения

Если работа преподавателя проведена правильно, то обучающийся в последствии переходит от получения знаний к самостоятельному их поиску и к созданию индивидуального пути самообучения.

Возросшая роль технических средств связи, а именно компьютерных телекоммуникаций во всех сферах позволяет с уверенностью говорить о об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и любого объема.

Какие еще есть основные возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?

1. Интерактивность (оперативная обратная связь).

2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..

3.Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.

4.Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.

Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

- эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

- педагогического руководства,

- мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Образование с использованием информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение образование с использованием ИКТ имеет для развития комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН),образовательных учреждений в сельской местности, библиотек, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Использование ИКТ в образовании взрослых имеет ряд преимуществ для обучения людей старшего возраста:

Во-первых характерно использование одного учебного средства: пособия для самостоятельного изучения, учебных курсов или лекции.

Во-вторых использование нескольких обучающих средств одновременно, то есть изучение дисциплины происходит не только на слух, но и с помощью аудио лекций и видео материалов.

Видеозапись – научно обоснованный путь обновления образования. Видео – принципиально новое явление, резко меняющее все системы учебной информации, создающее альтернативу традиционным моделям обучения. К педагогическим возможностям учебной видеозаписи относятся полная, точная информация об изучаемом явлении; наглядность обучения, доступность материала; повышение эффективности обучения за счет увеличения темпов изложения материала.

Однако используя видео уроки вне учебной аудитории (например, дома) процесс обучения затрудняет отсутствие обратной связи между добровольцем и человеком в возрасте. Поэтому возникает потребность в создании таких учебных систем, которые позволят улучшить качество обучения и ускорить процесс обучения путем обеспечения двустороннего общения.

В связи с этим выделим главное преимущество, которое должен использовать доброволец при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации.

Использование современных средств телекоммуникации в учебном процессе в разных странах позволяет сделать вывод о том, что в мире происходит активное развитие различных форм обучения для взрослых. Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

- повышение качества обучения;

- улучшение восприятия информации;

- возможность ознакомления с уникальной информацией;

- активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

Применение информационных технологий в образовании взрослых не исключает возможных негативных последствий, в связи с чем, очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения информационных технологий на здоровье обучающихся и необходимости организации системы охраны здоровья пользователей новыми информационными и коммуникационными технологиями.

В процессе проведения обучения, с использованием ИКТ, реализуются педагогические возможности добровольцев. В центре педагогического процесса находится конкретный доброволец с самостоятельной учебно-познавательной деятельностью и индивидуальной учебной программой; у студента формируются навыки и умения творческого поиска, приобретение и усвоение знаний, которые будут востребованы в его профессиональной деятельности; индивидуальное приобретение знаний носит активный характер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconКамчатского края
Об утверждении Порядка организации обучения компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, проживающих на территории Камчатского...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по организации разыскной работы в Управлении...
Организации розыска должника и его имущества и по линии финансово-ревиионной деятельности в 2010 году

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconРекомендации по организации работы в архиве на примере Семилукского райсуда Воронежской области
Делопроизводство в суде ведется в соответствии с номенклатурой дел, утверждаемой ежегодно

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по организации комплексного интеграционного...
Порядок выявления людей с инвалидностью и членов их семей и документирования работы по комплексному сопровождению 7

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности...
Разработано: исполнителем по государственному контракту о проведении потребительского смотра – конкурса по вопросам защиты прав потребителей...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской)...
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются...

Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе на примере работы в области обучения пожилых людей компьютерной грамотности iconМетодические рекомендации по организации работы отрядов юных инспекторов...
Приложение 1: «Примерный учебно-тематический план по организации работы с отрядом юидд»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск