Скачать 0.62 Mb.
|
Составитель: E. Г. Козарук. Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 48 с. Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением содержит тематический указатель по данному курсу, выполняющий функцию учебных модулей, перечень контрольных вопросов и практических заданий для самостоятельной работы к каждой теме, тестовые задания, а также список учебной и нормативной литературы. Материал подготовлен на основе анализа новейшего действующего законодательства России и арбитражной практики, на основе научных, учебно-методических материалов и программ, по которым ведётся подготовка специалистов ведущими вузами Российской Федерации., направленных на унификацию правового регулирования данной области общественных отношений, а также накопленного опыта преподавательской деятельности на факультете управления в экономических и социальных системах ТТИ ЮФУ. Пособие предназначено для магистрантов направления «Менеджмент», а также студентов и аспирантов юридических факультетов, углубленно изучающих порядок разрешения арбитражными судами экономических споров и рассмотрения иных дел с участием организаций, являющимися юридическими лицами, и гражданами, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. ©ТТИ ЮФУ, 2008 г. АННОТАЦИЯ Дисциплина «Арбитражный процесс» направлена на изучение основ правового регулирования судопроизводства в арбитражных судах РФ, привитие практических навыков совершения процессуальных действий (составления процессуальных документов), поиска решения практических вопросов. Необходимость в изучении арбитражного процесса диктуется тем обстоятельством, что он теснейшим образом связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью в тех случаях, когда субъекты этой деятельности нуждаются в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов. Задачами изучения курса являются выработка умения студентами систематизировать и обобщать научный и практический материал, анализируя и оценивая его, а так же регламентация вопросов связанных с особенностями судопроизводства в арбитражных судах. Данный курс рассчитан на подготовку высококвалифицированных специалистов в области правового порядка урегулирования экономических споров и иных дел, рассматриваемых в арбитражных судах, с использованием идей современной процессуальной доктрины, нашедшие отражение в новом АПК РФ. ВВЕДЕНИЕ В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды. В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различными предприятиями и организациями, невыполнение или ненадлежащее выполнение договора одним из них, как правило, неизбежно ведёт к неблагоприятным последствиям и для других предприятий, в связи с чем, возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению сопоров между юридическими лицами. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере за всеми участниками гражданского оборота. В связи с принятием Конституции РФ(1993г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и её функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и нового, третьего по счёту, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности. Реформирование устоявшихся законоположений арбитражного процессуального законодательства происходит так быстро и стремительно, что даже опытные юристы едва успевают следить за происходящими изменениями через периодическую печать, специализированные юридические издания, компьютерные системы законодательных баз. Новые нормативно-правовые документы содержат в своих нормах, статьях, пунктах и подпунктах столько различных обновлённых вариантов решений той или иной проблемы, что неподготовленному человеку во всём этом разобраться и найти правильную тропинку для решения юридических проблем в защиту законных прав и интересов граждан и организаций бывает затруднительно. В связи с этим вытекает объективная реальность и необходимость отвечать требованиям и запросам времени и выходить в своей профессиональной деятельности и подготовке на уровень новых правовых возможностей по решению возникающих юридических проблем. Ориентированность экономики России на инновационный путь развития и успешное решение этих задач в немалой степени зависит от подготовленности кадров в данной предметной области. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методика обучения по дисциплине «Арбитражный процесс» предусматривает проведение лекционных занятий и организацию самостоятельной работы магистрантов, что научно обусловлено необходимостью формирования ориентировочной основы посредством проведения лекций с целью дальнейшего самостоятельного усвоения и углубления знаний, а также развития необходимых умений и навыков под контролем преподавателя. Изучение дисциплины данной дисциплины включает в себя:
Самостоятельная работа по данной дисциплине предусматривает аудиторную, внеаудиторную и творческую (научно-исследовательскую) работы. Формами контроля самостоятельной работы являются входной контроль знаний и умений; текущий контроль, промежуточный контроль по системе рейтинга по модулям курса; тестовый контроль; итоговый контроль в форме экзамена. I УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ Тема 1: ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА. АРБИТРАЖНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВА. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Стадии арбитражного процесса. Виды арбитражного судопроизводства. Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина. Субъекты и объекты арбитражных процессуальных отношений. Принципы арбитражно-процессуального права. Контрольные вопросы по теме
Задание для самостоятельной работы
Тема 2: КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ. Современная система, состав и структура арбитражных судов в России. Функции арбитражных судов. Статус судей арбитражных судов. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации. Задачи судопроизводства в арбитражных судах. Понятие подведомственности и подсудности и их виды. Контрольные вопросы по теме
10.В чём отличие подсудности от подведомственности? Задание для самостоятельной работы Задача №1. Договор подряда между российским акционерным обществом и иностранной фирмой предусматривал передачу споров, возникающих из договора, на разрешение третейского суда, расположенного в Стокгольме. Иностранная сторона (подрядчик) работы выполнила, но оплаты не получила, в связи с чем обратилась с иском в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика. При рассмотрении спора ответчик не сделал заявления о передаче спора на разрешение третейского суда. Иск был удовлетворен. Впоследствии решение суда было отменено и дело было передано на новое рассмотрение. При новом рассмотрении иска истец заявил возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде. Отклоняя доводы ответчика о том, что возражение в отношении рассмотрении дела в арбитражном суде в связи с наличием соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда должно было быть сделано не позднее первого заявления по существу спора, и момент для такого возражения истцом пропущен, суд указал, что при передаче дела на новое рассмотрение все процессуальные действия начинаются заново (принцип непрерывности процесса), и истец вправе вновь заявить о передаче спора на разрешение третейского суда. Проанализируйте позиции сторон и суда. Согласны ли Вы с судом? Изменится ли решение, если бы дело рассматривалось в суде общей юрисдикции? Возможно, ли рассмотрение данного спора в суде общей юрисдикции с точки зрения подведомственности споров? В чем состоит содержание принципа непрерывности? Согласны ли Вы с определением этого принципа, предложенным судом? Действует ли принцип непрерывности в современном арбитражном процессе? Задача № 2. Иванов А., владелец 100% долей в уставном капитале ООО «Каравай», обратился в Арбитражный суд с иском к ООО «Каравай» и Грудининой В. о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения (магазина) между ними. В исковом заявлении Иванов указал, что Грудинина, являясь владельцем 70% долей в уставном капитале ООО «Каравай» и генеральным директором последнего, заключила с ООО «Каравай» договор купли-продажи помещения магазина, после чего продала принадлежащую ей долю в уставном капитале Общества Иванову, который уже имел к этому моменту 30% в уставном капитале Общества. Полагая, что нарушены его права как участника общества с ограниченной ответственностью, предусмотренные порядком заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, Иванов на основании ст.33 ч.1 п.4 АПК обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного договора. Грудинина направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила суд прекратить производство по делу, в связи с тем, что она уже не является участником общества с ограниченной ответственностью, и, следовательно, спор с ее участием не подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам специальной подведомственности. Кроме того, в оспариваемом договоре она выступала не в качестве участника общества, а в качестве обычного гражданина – покупателя. Арбитражный суд прекратил производство по делу. Правильно ли поступил суд? Каковы критерии отнесения споров к подведомственности арбитражного суда на основании ст.33 ч.1 п.4 АПК? Дайте понятие экономического спора. Задача №3. В связи с неисполнением обязательств по возврату кредита Отделение Сберегательного банка РФ обратилось в арбитражный суд с иском к гражданину-предпринимателю Чехову К.В. об обращении взыскания на квартиру, заложенную последним в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита, полученного в этом банке. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что квартира находится в общей совместной собственности Чехова К.В. и его супруги Чеховой М.И., в связи с чем суд привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика. Чехов К.В. иск признал. Чехова М.И. обратилась с апелляционной жалобой на решение суда, в которой утверждала, что она ходатайствовала о привлечении ее в дело в качестве ответчика, против чего возражал представитель Сберегательного банка. По мнению Чеховой М.И., данное дело не могло быть рассмотрено без второго ответчика в силу закона, и суд должен был привлечь ее в качестве ответчика, невзирая на возражения истца, на основании ст.46 ч.2 АПК. Привлечение в качестве третьего лица лишило Чехову М.И. возможности сделать заявление о пропуске истцом срока исковой давности. Апелляционная инстанция отменила решение суда и прекратила производство по делу. Проанализируйте позиции участников спора и суда. Какое процессуальное положение должна занять в данном деле Чехова М.И.? Подведомственно ли данное дело арбитражному суду? Подлежит ли применению в данном деле ст.46 ч.2 АПК? Задание.
Тема 3: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ. Состав арбитражного суда, его формирование. Основания и порядок отвода судей. Лица, участвующие в деле. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Стороны в арбитражном процессе. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков. Процессуальное правопреемство. Третьи лица. Участие прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе государственных органов и органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе. Контрольные вопросы по теме
10. Полномочия представителя, их оформление и подтверждение. 11. Каким образом арбитражный суд проверяет полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей? Задания для самостоятельной работы Задача №1. Прокурор г. Ростова-на-Дону в интересах воинской части №1987 (заказчик) предъявил иск к ЗАО «Муромец» (подрядчик) о расторжении договора подряда и взыскании аванса, уплаченного воинской частью по этому договору, в связи неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором. В отзыве на исковое заявление ЗАО «Муромец» потребовало прекращения производства по делу в связи с отсутствием у прокурора права на предъявление данного иска. В судебном заседании прокурор заявил об отказе от иска, однако представитель воинской части потребовал рассмотрения дела по существу. Одновременно прокурор заявил о том, что вступает в процесс в целях обеспечения законности. ЗАО «Муромец» потребовало оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора. Проанализируйте позиции сторон. Какие ошибки допущены судом и лицами, участвующими в деле? Может ли суд не принять иск прокурора? Какое из ходатайств ответчика подлежит удовлетворению? Вправе ли прокурор, отказавшийся от иска, вступить в этот же процесс в целях обеспечения законности? Какое решение должен принять суд? Задача №2. При рассмотрении вопроса о признании полномочий представителей сторон арбитражный суд установил, что ЗАО «Атлант» представляет Шумаков В.А., действующий на основании доверенности, выданной в порядке передоверия адвокатом Симоновым В.М. В доверенности, выданной Шумакову В.А., его должность в ЗАО «Атлант» не была указана. На вопрос суда Шумаков В.А. заявил, что он не работает в ЗАО «Атлант», но является близким другом Симонова, который уехал в свадебное путешествие и попросил Шумакова выступить в процессе в качестве представителя ЗАО «Атлант» «в порядке оказания дружеской помощи». Адвокатом Шумаков также не является. По мнению Шумакова В.А., правило закона о том, что представителями юридических лиц могут быть только адвокаты либо лица, состоящие в штате организаций, не распространяется на представителей, выступающих в этом качестве в порядке передоверия. Представитель ответчика юрист Шамшин заявил, что, по его мнению, суд должен отказать в признании полномочий Шумакова В.А. Какое решение должен принять суд? Должны ли представители в арбитражном процессе обладать арбитражной процессуальной правоспособностью? С чем связывается ее наличие? Задача №3. 17-летний Дмитрий Шумарин зарегистрировал осуществление предпринимательской деятельности в качестве гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с тем, что он не расплатился за приобретенный по договору купли-продажи товар, ООО «Стимул» предъявило к нему иск о взыскании задолженности в арбитражный суд. В судебное заседание Шумарин явился без родителей. По его мнению, он вправе самостоятельно защищать свои права и интересы в арбитражном суде, т.к. занимается зарегистрированной предпринимательской деятельностью и обладает в связи с этим процессуальной дееспособностью. Вступивший в дело в целях обеспечения законности прокурор заявил, что, по его мнению, процессуальной дееспособностью Шумарин не обладает, т.к. не является совершеннолетним, и нет решения о его эмансипации, и просил применить аналогию по ГПК РФ. Суд отложил разбирательство и вынес определение о привлечении в дело в качестве законных представителей родителей Шумарина. Проанализируйте аргументы сторон. Правильное ли решение принял суд? Допустима ли аналогия процессуального закона в арбитражном процессе? Допустима ли она в данном случае? С какого возраста у гражданина возникает арбитражная процессуальная дееспособность? Задание.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс» разработан в соответствии с образовательным стандартом по специальности... | Учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» ипризвано оказать... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу | ... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда | ||
Нимгирова А. С., Кульков В. Н., Набережная Ж. Б., Набережная И. Б. Организационно-теоретические аспекты экспертизы временной нетрудоспособности... | Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |