Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс»


НазваниеУчебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс»
страница1/3
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
Составитель: E. Г. Козарук.
Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс».

Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 48 с.
Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением содержит тематический указатель по данному курсу, выполняющий функцию учебных модулей, перечень контрольных вопросов и практических заданий для самостоятельной работы к каждой теме, тестовые задания, а также список учебной и нормативной литературы. Материал подготовлен на основе анализа новейшего действующего законодательства России и арбитражной практики, на основе научных, учебно-методических материалов и программ, по которым ведётся подготовка специалистов ведущими вузами Российской Федерации., направленных на унификацию правового регулирования данной области общественных отношений, а также накопленного опыта преподавательской деятельности на факультете управления в экономических и социальных системах ТТИ ЮФУ.

Пособие предназначено для магистрантов направления «Менеджмент», а также студентов и аспирантов юридических факультетов, углубленно изучающих порядок разрешения арбитражными судами экономических споров и рассмотрения иных дел с участием организаций, являющимися юридическими лицами, и гражданами, имеющих статус индивидуальных предпринимателей.


©ТТИ ЮФУ, 2008 г.
АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Арбитражный процесс» направлена на изучение основ правового регулирования судопроизводства в арбитражных судах РФ, привитие практических навыков совершения процессуальных действий (составления процессуальных документов), поиска решения практических вопросов. Необходимость в изучении арбитражного процесса диктуется тем обстоятельством, что он теснейшим образом связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью в тех случаях, когда субъекты этой деятельности нуждаются в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов. Задачами изучения курса являются выработка умения студентами систематизировать и обобщать научный и практический материал, анализируя и оценивая его, а так же регламентация вопросов связанных с особенностями судопроизводства в арбитражных судах. Данный курс рассчитан на подготовку высококвалифицированных специалистов в области правового порядка урегулирования экономических споров и иных дел, рассматриваемых в арбитражных судах, с использованием идей современной процессуальной доктрины, нашедшие отражение в новом АПК РФ.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды. В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различными предприятиями и организациями, невыполнение или ненадлежащее выполнение договора одним из них, как правило, неизбежно ведёт к неблагоприятным последствиям и для других предприятий, в связи с чем, возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению сопоров между юридическими лицами. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере за всеми участниками гражданского оборота. В связи с принятием Конституции РФ(1993г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и её функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и нового, третьего по счёту, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

Реформирование устоявшихся законоположений арбитражного процессуального законодательства происходит так быстро и стремительно, что даже опытные юристы едва успевают следить за происходящими изменениями через периодическую печать, специализированные юридические издания, компьютерные системы законодательных баз. Новые нормативно-правовые документы содержат в своих нормах, статьях, пунктах и подпунктах столько различных обновлённых вариантов решений той или иной проблемы, что неподготовленному человеку во всём этом разобраться и найти правильную тропинку для решения юридических проблем в защиту законных прав и интересов граждан и организаций бывает затруднительно. В связи с этим вытекает объективная реальность и необходимость отвечать требованиям и запросам времени и выходить в своей профессиональной деятельности и подготовке на уровень новых правовых возможностей по решению возникающих юридических проблем.

Ориентированность экономики России на инновационный путь развития и успешное решение этих задач в немалой степени зависит от подготовленности кадров в данной предметной области.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика обучения по дисциплине «Арбитражный процесс» предусматривает проведение лекционных занятий и организацию самостоятельной работы магистрантов, что научно обусловлено необходимостью формирования ориентировочной основы посредством проведения лекций с целью дальнейшего самостоятельного усвоения и углубления знаний, а также развития необходимых умений и навыков под контролем преподавателя.

Изучение дисциплины данной дисциплины включает в себя:

  • вводную лекцию, позволяющую дать начальное представление об учебном предмете, охарактеризовать задачи курса, а также определить его место и роль в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста

  • информационные лекции, представляющие собой изложение и объяснение научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;

  • обзорные лекции, направленные на систематизацию научных знаний, раскрытие внутрипредметных и межпредметных связей;

  • проблемные лекции, направленные на формирование новых знаний через проблемность вопроса, задачи или ситуации;

  • лекции-консультации, которые позволяют изложить новую учебную информацию, дать круг вопросов, подлежащих обсуждению и организовать дискуссию, направленную на поиск ответов по ним.

Самостоятельная работа по данной дисциплине предусматривает аудиторную, внеаудиторную и творческую (научно-исследовательскую) работы. Формами контроля самостоятельной работы являются входной контроль знаний и умений; текущий контроль, промежуточный контроль по системе рейтинга по модулям курса; тестовый контроль; итоговый контроль в форме экзамена.
I УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

Тема 1: ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА. АРБИТРАЖНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВА.

Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Стадии арбитражного процесса. Виды арбитражного судопроизводства. Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина. Субъекты и объекты арбитражных процессуальных отношений. Принципы арбитражно-процессуального права.
Контрольные вопросы по теме

  1. Соотношение арбитражно-процессуального права с другими отраслями российского права.

  2. Источники арбитражного процессуального права.

  3. Каково действие арбитражных процессуальных норм во времени и пространстве?

  4. Дайте общую характеристику арбитражных процессуальных правоотношений.

  5. В чём отличие арбитражно-процессуальных правоотношений от регулятивных?

  6. Классификация субъектов арбитражных процессуальных правоотношений.

  7. Арбитражный суд как обязательный субъект процессуальных правоотношений.

  8. Понятие принципов арбитражного процессуального права. Состав и классификация принципов.

  9. Раскройте значение принципов арбитражного процессуального права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте схему принципов арбитражного процессуального права.

  2. Дайте сравнительно-правовой анализ норм ГПК РФ и АПК РФ.

  3. Распределите источники арбитражного процесса по юридической силе. Охарактеризуйте институт применения норм иностранного права.


Тема 2: КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ.

Современная система, состав и структура арбитражных судов в России. Функции арбитражных судов. Статус судей арбитражных судов. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации. Задачи судопроизводства в арбитражных судах. Понятие подведомственности и подсудности и их виды.
Контрольные вопросы по теме

  1. Какова история становления и развития арбитражных судов в России: торговые суды дореволюционной РОССИИ, арбитражные комиссии (1922г.), создание государственного ведомственного арбитража (1931г.)?

  2. Реформа арбитража, её причины. Становление и развитие арбитражной системы в Российской Федерации (1992-2002 гг.).

  3. Что представляют система и структура арбитражных судов, пределы полномочий и компетенции должностных лиц судов всех уровней?

  4. В соответствии с каким принципами ведётся судопроизводство в арбитражных судах?

  5. В чём заключается деятельность председателя, его заместителей по организации работы суда?

  6. Перечислите функции арбитражных судов.

  7. Понятие экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

  8. Роль субъектного состава правоотношений для определения подведомственности дел арбитражным судам.

  9. Разграничение споров и иных дел по подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

10.В чём отличие подсудности от подведомственности?

Задание для самостоятельной работы

Задача №1.

Договор подряда между российским акционерным обществом и иностранной фирмой предусматривал передачу споров, возникающих из договора, на разрешение третейского суда, расположенного в Стокгольме. Иностранная сторона (подрядчик) работы выполнила, но оплаты не получила, в связи с чем обратилась с иском в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика. При рассмотрении спора ответчик не сделал заявления о передаче спора на разрешение третейского суда. Иск был удовлетворен.

Впоследствии решение суда было отменено и дело было передано на новое рассмотрение. При новом рассмотрении иска истец заявил возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде. Отклоняя доводы ответчика о том, что возражение в отношении рассмотрении дела в арбитражном суде в связи с наличием соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда должно было быть сделано не позднее первого заявления по существу спора, и момент для такого возражения истцом пропущен, суд указал, что при передаче дела на новое рассмотрение все процессуальные действия начинаются заново (принцип непрерывности процесса), и истец вправе вновь заявить о передаче спора на разрешение третейского суда.

Проанализируйте позиции сторон и суда. Согласны ли Вы с судом? Изменится ли решение, если бы дело рассматривалось в суде общей юрисдикции? Возможно, ли рассмотрение данного спора в суде общей юрисдикции с точки зрения подведомственности споров? В чем состоит содержание принципа непрерывности? Согласны ли Вы с определением этого принципа, предложенным судом? Действует ли принцип непрерывности в современном арбитражном процессе?
Задача № 2.

Иванов А., владелец 100% долей в уставном капитале ООО «Каравай», обратился в Арбитражный суд с иском к ООО «Каравай» и Грудининой В. о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения (магазина) между ними. В исковом заявлении Иванов указал, что Грудинина, являясь владельцем 70% долей в уставном капитале ООО «Каравай» и генеральным директором последнего, заключила с ООО «Каравай» договор купли-продажи помещения магазина, после чего продала принадлежащую ей долю в уставном капитале Общества Иванову, который уже имел к этому моменту 30% в уставном капитале Общества. Полагая, что нарушены его права как участника общества с ограниченной ответственностью, предусмотренные порядком заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, Иванов на основании ст.33 ч.1 п.4 АПК обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного договора.

Грудинина направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила суд прекратить производство по делу, в связи с тем, что она уже не является участником общества с ограниченной ответственностью, и, следовательно, спор с ее участием не подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам специальной подведомственности. Кроме того, в оспариваемом договоре она выступала не в качестве участника общества, а в качестве обычного гражданина – покупателя.

Арбитражный суд прекратил производство по делу.

Правильно ли поступил суд? Каковы критерии отнесения споров к подведомственности арбитражного суда на основании ст.33 ч.1 п.4 АПК? Дайте понятие экономического спора.
Задача №3.

В связи с неисполнением обязательств по возврату кредита Отделение Сберегательного банка РФ обратилось в арбитражный суд с иском к гражданину-предпринимателю Чехову К.В. об обращении взыскания на квартиру, заложенную последним в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита, полученного в этом банке. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что квартира находится в общей совместной собственности Чехова К.В. и его супруги Чеховой М.И., в связи с чем суд привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика. Чехов К.В. иск признал.

Чехова М.И. обратилась с апелляционной жалобой на решение суда, в которой утверждала, что она ходатайствовала о привлечении ее в дело в качестве ответчика, против чего возражал представитель Сберегательного банка. По мнению Чеховой М.И., данное дело не могло быть рассмотрено без второго ответчика в силу закона, и суд должен был привлечь ее в качестве ответчика, невзирая на возражения истца, на основании ст.46 ч.2 АПК. Привлечение в качестве третьего лица лишило Чехову М.И. возможности сделать заявление о пропуске истцом срока исковой давности.

Апелляционная инстанция отменила решение суда и прекратила производство по делу.

Проанализируйте позиции участников спора и суда. Какое процессуальное положение должна занять в данном деле Чехова М.И.? Подведомственно ли данное дело арбитражному суду? Подлежит ли применению в данном деле ст.46 ч.2 АПК?

Задание.

  1. Составьте хронологическую таблицу истории создания арбитражных судов в России.

  2. Прокомментируйте ФЗ от 24 июля 2002 года №102-ФЗ «О третейских судах в РФ».

  3. Проанализируйте арбитражное разбирательство в Международном коммерческом арбитраже.


Тема 3: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ.

Состав арбитражного суда, его формирование. Основания и порядок отвода судей.

Лица, участвующие в деле. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Стороны в арбитражном процессе. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков. Процессуальное правопреемство. Третьи лица. Участие прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе государственных органов и органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе.
Контрольные вопросы по теме

  1. Особая роль арбитражного суда как обязательного субъекта любого арбитражного процессуального правоотношения.

  2. Юридический интерес (материально-правовой и процессуально-правовой) как критерий деления участников арбитражного процесса, на лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса.

  3. Охарактеризуйте права и обязанности лиц, участвующих в деле.

  4. Каковы процессуальные санкции за ненадлежащее исполнение процессуальных обязанностей и злоупотребление процессуальными правами?

  5. Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности.

  6. Дайте определение понятия арбитражной процессуальной правоспособности.

  7. Процессуальное положение прокурора, государственных органов и органов местного самоуправления в арбитражном процессе.

  8. Как происходит ведение дел в арбитражном суде с помощью представителей?

  9. Существуют ли запреты на осуществление представительства для отдельных лиц?

10. Полномочия представителя, их оформление и подтверждение.

11. Каким образом арбитражный суд проверяет полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей?

Задания для самостоятельной работы

Задача №1.

Прокурор г. Ростова-на-Дону в интересах воинской части №1987 (заказчик) предъявил иск к ЗАО «Муромец» (подрядчик) о расторжении договора подряда и взыскании аванса, уплаченного воинской частью по этому договору, в связи неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором.

В отзыве на исковое заявление ЗАО «Муромец» потребовало прекращения производства по делу в связи с отсутствием у прокурора права на предъявление данного иска.

В судебном заседании прокурор заявил об отказе от иска, однако представитель воинской части потребовал рассмотрения дела по существу.

Одновременно прокурор заявил о том, что вступает в процесс в целях обеспечения законности.

ЗАО «Муромец» потребовало оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора.

Проанализируйте позиции сторон. Какие ошибки допущены судом и лицами, участвующими в деле? Может ли суд не принять иск прокурора? Какое из ходатайств ответчика подлежит удовлетворению? Вправе ли прокурор, отказавшийся от иска, вступить в этот же процесс в целях обеспечения законности? Какое решение должен принять суд?
Задача №2.

При рассмотрении вопроса о признании полномочий представителей сторон арбитражный суд установил, что ЗАО «Атлант» представляет Шумаков В.А., действующий на основании доверенности, выданной в порядке передоверия адвокатом Симоновым В.М. В доверенности, выданной Шумакову В.А., его должность в ЗАО «Атлант» не была указана. На вопрос суда Шумаков В.А. заявил, что он не работает в ЗАО «Атлант», но является близким другом Симонова, который уехал в свадебное путешествие и попросил Шумакова выступить в процессе в качестве представителя ЗАО «Атлант» «в порядке оказания дружеской помощи». Адвокатом Шумаков также не является.

По мнению Шумакова В.А., правило закона о том, что представителями юридических лиц могут быть только адвокаты либо лица, состоящие в штате организаций, не распространяется на представителей, выступающих в этом качестве в порядке передоверия.

Представитель ответчика юрист Шамшин заявил, что, по его мнению, суд должен отказать в признании полномочий Шумакова В.А.

Какое решение должен принять суд? Должны ли представители в арбитражном процессе обладать арбитражной процессуальной правоспособностью? С чем связывается ее наличие?
Задача №3.

17-летний Дмитрий Шумарин зарегистрировал осуществление предпринимательской деятельности в качестве гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с тем, что он не расплатился за приобретенный по договору купли-продажи товар, ООО «Стимул» предъявило к нему иск о взыскании задолженности в арбитражный суд.

В судебное заседание Шумарин явился без родителей. По его мнению, он вправе самостоятельно защищать свои права и интересы в арбитражном суде, т.к. занимается зарегистрированной предпринимательской деятельностью и обладает в связи с этим процессуальной дееспособностью.

Вступивший в дело в целях обеспечения законности прокурор заявил, что, по его мнению, процессуальной дееспособностью Шумарин не обладает, т.к. не является совершеннолетним, и нет решения о его эмансипации, и просил применить аналогию по ГПК РФ. Суд отложил разбирательство и вынес определение о привлечении в дело в качестве законных представителей родителей Шумарина.

Проанализируйте аргументы сторон. Правильное ли решение принял суд? Допустима ли аналогия процессуального закона в арбитражном процессе? Допустима ли она в данном случае? С какого возраста у гражданина возникает арбитражная процессуальная дееспособность?

Задание.

  1. Составьте ходатайство о привлечении к делу 3-го лица.

  2. Разработайте проект определения о назначении судебной бухгалтерской экспертизы. Перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом.

  3. Составьте образец акта об отсутствии документов или других вложений в почтовых отправлениях.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс» разработан в соответствии с образовательным стандартом по специальности...

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconМетодические указания в соответствии с Федеральным государственным...
Учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» ипризвано оказать...

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconБакалавра. Учебно-методическое пособие по написанию и защите вкр...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие (материалы для тренинга) Ставрополь,...
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие
Нимгирова А. С., Кульков В. Н., Набережная Ж. Б., Набережная И. Б. Организационно-теоретические аспекты экспертизы временной нетрудоспособности...

Учебно-методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалимитрическим обеспечением «Арбитражный процесс» iconУчебно-методическое пособие с элементами моделирования этических...
Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск