Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал»


НазваниеУчебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал»
страница1/6
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ


ЭТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Учебно-методическое пособие

для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации

Курск - 2012

УДК [61:17] : 616.8(07)

ББК – 51.1(2)п

Л 26

Этические и юридические основы поведения и профессиональной деятельности в неврологической практике: Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации / Сост.: И.В. Ласкова, И.О. Масалева /Под ред. В.Б. Ласкова. – Курск: изд-во КГМУ, 2012. – 61 с.

Рецензенты:

профессор Л.И. Князева, зав. кафедрой внутренних болезней № 1 ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России;

профессор А.В. Погосов, зав. кафедрой психиатрии и психосоматики ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России.

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач – больной (близкие больного) – студенты - средний медперсонал». Предназначено для формирования компетентности в разрешении различных этико-деонтологических проблем в профессиональной сфере врача-невролога у студентов лечебных, медико-профилактических, педиатрических, клинико-психологических, стоматологических, дефектологических факультетов вузов, ординаторов и интернов, начинающих врачей - курсантов факультетов последипломного образования.

ISBN: 978-5-7487-1568-3
© ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, 2012.

Оглавление



Раздел

Стр.

1

  1. Введение



2


  1. Особенности профессиональной этики в клинике нервных болезней


    1. Особенности профессиональной врачебной деятельности в клинике нервных болезней




    1. Особенности учебного процесса в клинике нервных болезней




3

  1. Особенности общения лечащего врача с больными, страдающими тяжелыми прогрессирующими заболеваниями




    1. Возможные проблемы врача при ведении (консультации) пациента с неизлечимым прогрессирующим заболеванием




    1. Варианты обсуждения с пациентом наличия неизлечимого заболевания




    1. Юридические основы сообщения негативной информации о здоровье пациентам в Российской Федерации




    1. Комментарии к статьям к статьям Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»




4

  1. Сообщение пациенту негативной информации о диагнозе неизлечимого заболевания




5

  1. Анкетирование студентов по проблеме профессиональной этики в клинике нервных болезней




6

  1. Проблемные профессиональные ситуации в этико-деонтологической сфере общения «врач - больной - близкие больного – коллеги - средний медперсонал» (ролевые игры)




7

  1. Заключение. Этические аспекты поведения студента, преподавателя и врача в вузе и лечебном учреждении




8

Основная литература



9

Приложение (анкета)







  1. ВВЕДЕНИЕ


Медицинская этика (лат. «ethica», греч. «еthice» – изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. «deon» – долг) - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Однако деонтология не совсем тождественна этике, - это ее прикладной раздел, обусловленный особенностями конкретной медицинской специальности.

Медицинская этика имеет научный (теоретический, философский) аспект и аспект практический; последний касается формирования и применения этических правил в профессиональной медицинской деятельности.
Нравственная, моральная сторона общения врача и больного - главный объект изучения биоэтики, основным принципом которой служит право любого человека на уважение и достоинство. Конкретизированный раздел биоэтики - медицинская деонтология, обусловленная связью с той или иной медицинской профессией, например, деонтология в клинике нервных болезней.

Проблемы биоэтики в последние десятилетия еще более усложнились. Причины этого кроются в дефектах культуры и нравственности населения, самих врачей и среднего медицинского звена, а также управляющих ими управленцев. Очевидны и изъяны системы высшего профессионального образования и законодательной базы, которые не только не устраняются в процессе так называемой «модернизации» здравоохранения, а приобретают новые качества и формы. Крайне негативно влияет на этот аспект отсутствие достойного вознаграждения за труд медицинских работников, их расслоение по уровняю заработной платы, отсутствие обоснованного отсева среди будущих специалистов – средних медицинских работников и врачей.

Повальная коммерциализация всех аспектов медицинской деятельности при непрофессиональном составе высшего управленческого звена, его безответственность, - все это негативно влияет на взаимоотношения и внутри самого врачебного сообщества, и на отношения врачей и пациентов.

Вопиющая некомпетентность прессы и телевидения в освещении врачебной практики, ее естественных ошибок и изъянов привела к накоплению громадного отрицательного агрессивного потенциала в обществе к медицинским работникам.

Этому способствуют и завышенные ожидания «чудесных исцелений», обещаемых пиарящимися чиновниками и политиками некомпетентному населению в результате тех или иных новаций, чаще весьма скромных по эффекту внедрения и всегда весьма неоднозначных. Имидж врача – некомпетентного и алчного, создаваемый многочисленными телешоу и публикациями в погоне за рейтингом, подпитывается и реальными фактами непрофессионального поведения некоторой части медицинских работников. Все это ведет к возрастанию числа конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

Отсутствие строгой регламентации в сфере межличностных профессиональных отношений придает еще большую остроту проблеме биоэтики. Этические аспекты взаимоотношений врача и больного отражены в «Клятве российского врача», принятой IV Конференцией Ассоциации врачей России (1994):

«Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.

Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.

Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.

Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.

Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством».

К сожалению, декларативный характер этих постулатов в отсутствие механизмов, налагающих обязанность их соблюдения, и в условиях падения общественной нравственности, двойных стандартов правовой оценки деятельности / бездеятельности разных социальных групп не придает большой юридической силы изложенным в нем канонам.

В пособии на конкретных примерах обсуждается этико-деонтологические аспекты и проблемные ситуации общения с больными, страдающими тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями, а также принципы, юридически определяющие действия врача в этих случаях. На примере ситуационных задач - деловых игр – моделируется возможность участия в этических конфликтах и поиска путей их разрешения.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

В КЛИНИКЕ НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
2.1. Особенности профессиональной врачебной деятельности

в клинике нервных болезней
Работа невролога – один из наиболее сложных видов профессиональной деятельности. Специфика работы в неврологической клинике предъявляет к врачам-неврологам не только профессиональные, но и высокие психологические требования, а также нравственные и этические.

Жизнь и болезнь взаимосвязаны, причем на определенном этапе существования организма, чаще в пожилом возрасте и старости, при развитии серьезных заболеваний, продление жизни вообще возможно лишь в рамках патологических процессов. В связи с этим возникает комплекс этических проблем, сопровождающих взаимоотношения человека в здоровье и болезни (и его родственного окружения), с одной стороны, и врача, профессионально владеющего алгоритмами (негарантированного!) повышения качества и продолжительности жизни и здоровья, с другой стороны. Следует добавить сюда же возможности оживления, реанимации в критических состояниях.

Болезнь, между тем, неверно рассматривать в рамках уже очевидно нарушенного здоровья; эта проблема существует и вне рамок обращения к врачу и пребывания в лечебных учреждениях, и не только потому, что имеются бессимптомные инсульты и инфаркты миокарда, безболевые язвы желудка и доклинические стадии течения онкологических процессов.

Болезнь (в разных стадиях компенсации) сопровождает жизнь человека уже с первых ее мгновений: первые липидные пятна на стенках аорты – предшественники атеросклеротического поражения – регистрируются уже после рождения. Если прибавить к этому многочисленные генетические аномалии в виде тромбофилий, дизонтогенеза соединительной ткани, особенностей ферментативных реакций, которые годами и десятилетиями могут существовать скрытно, но бурно манифестировать в определенной жизненной ситуации, то становится понятной призрачность функционального благополучия так называемого здорового человека.

Статистические данные неумолимо указывают не только на конечность бытия человека, но и на высокую вероятность сокращения здоровых лет жизни населения под влиянием многочисленных факторов; на более чем сорокапроцентную возможность смерти для российских мужчин в возрасте до 60 лет, особенно для жителей сел. Эти цифры для многих людей виртуальны, прогноз смерти или инвалидизации не экстраполируется ими на собственную личность. Еще менее население готово делать из этой информации какие-то выводы по изменению образа жизни и устранению корректируемых факторов риска преждевременной смертности и инвалидизации.

Однако эта же информация сама по себе создает определенную сложность жизненной ситуации для человека с сохранной критикой, отдающего себе отчет в наличии негативных демографических тенденций. Эти ситуативные влияния могут углубляться осознанием наличия у себя или у близкого, значимого человека факторов риска, существенно повышающих риск развития тяжелого соматического или неврологического заболевания (инсульта, инфаркта миокарда, сахарного диабета, токсической энцефалопатии и проч.).

Таким образом, при условии информированности прогнозируемых сроках жизни и здоровья населения даже здоровый на данный момент человек находится под влиянием стресса, обусловленного невозможностью гарантировать себе (и близким) здоровье и достаточный по длительности период активной жизни. При нездоровом образе жизни человека может угнетать сознание собственной уязвимости, а при неоднократных и часто безуспешных попытках устранения факторов риска – и ощущение слабости, беспомощности. Развитие событий во многом зависит от характерологических особенностей личности, ее реакции на стресс. Поскольку наибольшей информированностью относительно рисков для здоровья и жизни обладает врачебное сообщество, именно оно и подвержено в наибольшей степени давлению пресса негативной информации. Психологическое отторжение негативной реальности и ее перспектив нередко сопровождается формированием или усугублением вредных привычек – факторов риска тяжелых заболеваний.

Наличие экзогенных и генетических факторов риска заболеваний и современная возможность их выявления создают серьезную этическую проблему для врачебного сообщества: следует или не следует сообщать о наличии этих факторов их носителю, родителям или иным близким людям? А если сообщать, то в каких выражениях? Как можно просчитать вероятность реализации этих факторов риска? А если вероятность реализации факторов риска весьма низка или не может быть корректно просчитана? Объявить больному, что факторы риска имеются, но можно их игнорировать? Или сказать, что нужно коренным образом менять образ жизни, работу, место жительства? Нравственная ответственность за последствия, которые может иметь подобная беседа с больным или потенциальным больным, создает серьезный стресс для врача. Ведь последствия такой беседы не всегда предсказуемы, а их диапазон чрезвычайно широк – от игнорирования информации до развития невротического, связанного со стрессом расстройства или суицида, а ведь есть еще вопрос взаимоотношений больного в семье, на работе и проч.

Как себя вести врачу в подобной ситуации – ориентироваться на законодательство, личный опыт (жизненный и врачебный)? К сожалению, не все ситуации можно снабдить четкими и - главное – однозначными рекомендациями по алгоритму действий врача.

Новые этические проблемы, а с ними и новый психологический груз для врача создало появление современных высокотехнологичных методов лечения в неврологии. Среди них - тромболитическая терапия при инсульте с восстановлением функционального дефицита, но и с вероятностью тяжелых ятрогенных осложнений; назначение и отмена препаратов, влияющих на течение рассеянного склероза; стремление к медикаментозной ликвидации симптомов прогрессирующей болезни Паркинсона и понимание достижения «потолка» ее эффекта.

С одной стороны, врач располагает эффективными лекарственные средствами для купирования обострений и лечения демиелинизирующих процессов, ликвидации болевых синдромов. С другой стороны, эти средства имеют тяжелые побочные эффекты, что налагает на врача необходимость поиска баланса «польза-вред», в котором не все входящие известны и предсказуемы.

Успехи реанимации, развертывание отделений для больных острыми нарушениями мозгового кровообращения в Курской области привело к более чем 30% снижению летальности от инсульта. Вместе с тем выживание ранее обреченных больных закономерно сопровождается случаями их тяжелейшей инвалидизации без надежды на восстановление двигательных, когнитивных функций в дальнейшем.

Если близкие пациента в критическом состоянии приветствуют все попытки борьбы за сохранение его жизнедеятельности, то при формировании вегетативного состояния или тяжелого двигательного и когнитивного дефекта их мнение о врачах существенно меняется; к сожалению, меняется нередко и отношение к пациенту. По существующему законодательству, врач должен бороться за жизнь и здоровье пациента любыми доступными способами, не вредя ему при этом или в ситуации, когда возможная польза перевешивает возможный вред. Однако часто врач после успешной реанимации оказывается заложником бесперспективной ситуации в отношении восстановления функций и недостаточной отработанности системы организации медицинской помощи.

Еще один аспект – обеспеченность врача бесплатными средствами для лечения и диагностики. Если медицина в целом располагает в этом широчайшими возможностями, то конкретное лечебное учреждение в России может иметь весьма узкий спектр. Врач остается один с проблемой обеспечить качественное лечение доступными средствами или вступить в конфликт с руководством лечебного учреждения, а также страховыми организациями и органами управления здравоохранением.

К сожалению, часто больной и его близкие, даже врачи, не отдают себе отчет в серьезности ситуации, в развитии ее по негативному сценарию; Здесь врач также несет высокую психологическую нагрузку, стоя перед необходимостью извещения пациента или его родственников о возможности неблагоприятного исхода. А если это сообщение демобилизует больного и его родственников вместо мобилизации на борьбу с болезнью? А если подтолкнет к непредсказуемым действиям, суициду?

Как сообщить больному и его близким о безуспешности проводившегося, проводящегося или планируемого лечения, хотя, понятно, далеко не все больные выздоравливают? Это касается случаев парезов и параличей, нарушений речи, дискоординации, даже невротических, казалось бы, вероятно, обратимых нарушений. Как сообщить о наличии или вероятности некурабельного прогрессирующего заболевания?

Изложенные обстоятельства создают сложную жизненную ситуацию для врачей и психологов, что следует учитывать при определении нагрузки на приеме в консультативном, амбулаторно-поликлиническом звене и в стационаре. Очевидно, что психологическая нагрузка, способствующая эмоциональному выгоранию, профессиональным деформациям у врачей-неврологов, не нашла пока должного понимания и внимания ни со стороны российской общественности, так и структур государственного управления отраслью здравоохранения. К этому стоит добавить, что у выпускников медицинских вузов мы уже исходно констатируем высокий процент тревожно-депрессивных проявлений.

Декларативное право пациента на медицинскую помощь в полном объеме при демонстративном отсутствии разработанных профессиональными медицинскими сообществами адекватных протоколов и порядков ведения больных создает большую юридическую уязвимость врача перед больным. Уже многие годы это приводит к тому, что диагноз «функциональных» невротических расстройств, рентных установок, ипохондрического, конверсионного генеза нарушений ставится реже, чем следовало бы. Невозможность объективно доказать свою точку зрения в совокупности с необходимостью отдать судебным разбирательствам часть жизни делает упорство и правдолюбие врача наказуемым, а самого врача – крайне деликатным при формулировании диагноза.

Неотработанность формулировок диагнозов, тасование их между врачебными специальностями наряду с бездействием министерства и профессионального сообщества; попытки переложить всю громадную работу по созданию стандартов на низовое звено (при наличии официальных «стандартов», которые охватывают лишь часть нозологий и которые мало кого устраивают по своему содержанию), - все это создает и еще один аспект усложнения жизненной ситуации для современного российского врача и психолога.

Таким образом, врач-невролог находится под серьезным прессом психоэмоциональным прессом, что требуется учитывать при обсуждении проблемы профессиональной этики в клинике нервных болезней. Ряд аспектов этой проблемы давно нуждается в законодательном, юридическом регулировании (включая протоколы и порядки ведения определенной категории пациентов, устранение унизительных перекосов с оплатой труда, выработку разумных контрольных показателей эффективности обучения врачей взамен существующей бюрократической имитации порядка в этой сфере). Не все затронутые вопросы могут иметь четкие и однозначные ответы, однако усилия в данном направлении оправданны, иначе качество и жизни врача, и эффективности его помощи пациентам будет снижаться.

2.2.Особенности учебного процесса в клинике нервных болезней
Обучение на кафедре неврологии и нейрохирургии теснейшим образом увязано с усвоением правил общения в системах:

  • «врач - больной»;

  • «врач – родственники (близкие) больного;

  • «студент – больной»;

  • «студент – родственники (близкие) больного;

  • «врач – средний медицинский персонал»;

  • «студент – средний медицинский персонал»;

  • «врач – врач»;

  • «врач - студент».

Оптимальность или неоптимальность этих взаимоотношений определяет благополучие общества, общественного здоровья, эффективность системы здравоохранения.
Причины особой важности проблемы этики и деонтологии в клинике нервных болезней следующие:

  • наличие инкурабельных, прогрессирующих заболеваний

  • наличие невротических, психопатических черт личности больного и/или его родственников

  • наличие эмоционально-волевых нарушений

  • наличие нарушений памяти и интеллекта, снижения критики

  • наличие нарушений сознания


В последние годы проблема приобрела новые аспекты, отношение к которым в профессиональной среде и обществе далеко неоднозначно. Такими аспектами являются:

  • этико-деонтологическое и религиозное обоснование допустимости эвтаназии, определение смерти мозга;

  • дискуссии о возможности и последствиях трансплантации органов и тканей;

  • проблема лечения нетрадиционными методами, использования биодобавок, магии , колдовства, «зарядки воды» и прочее.


В этой сложной ситуации, при отсутствии однозначности общественного мнения, а также с учетом специфики специальности преподаватели кафедры неврологии и нейрохирургии должны обладать:

  • высоким профессиональным и жизненным опытом;

  • правильной ориентацией в общечеловеческих жизненных ценностях;

  • гуманизмом;

  • сформированной точкой зрения, научно обоснованной и исходящей из приоритета интересов личности и безопасности общества, а также соблюдения профессиональной этики и деонтологии и действующего законодательства в области прав пациента и врача.


Все отмеченные моменты имеют непосредственное отношение как к врачебному и среднему персоналу, так и к преподавателям, среднему звену кафедры неврологии.

Следует отметить также действие стрессовых факторов при необходимости быстро принимать решения, переключаясь с одной патологии на другую, и, соответственно, повышение вероятности ошибки.

В неврологии имеется определенная драматичность, а иногда и трагичность проявлений различных неврологических симптомов, синдромов и заболеваний.

Специфика работы в клинике детской неврологии предъявляет к врачам-неврологам не только профессиональные, но и высокие психологические требования, а также нравственные и этические. Особенно важны такие этические принципы, как принцип уважения достоинства личности, принцип «не навреди», принцип «делай благо», принцип справедливости, принцип уязвимости, принцип целостности с их реализацией через правила информированного согласия (участие в этом процессе в клинике детской неврологии родителей), правдивости, приватности, лояльности и конфиденциальности. Кроме того, большого напряжения физических и нравственных сил требует от медицинского персонала работа с больными детьми неврологического профиля. Она может сопровождаться трудностями общения как с больным ребенком, так и с его родителями. В ряде случаев может возникать необходимость консультирования больных детей психиатром.

Необходимо подчеркнуть, что в клинике детской неврологии следование биоэтическим принципам особенно важно. Их нарушение может приводить к ятрогениям (от греч. iatros — врач, genes — порождаемый) — неблагоприятным последствиям для здоровья пациента, вызванных деятельностью врача. Причиной ятрогений может стать неинформирование врачом ребенка и его родителей о предстоящих медицинских вмешательствах, ложное информирование, демонстрация врачом отрицательного отношения к ребенку с набором различных кличек — «неполноценный», «недомерок», «эпилептик», «дебил».

Для пациентов и их родителей также неприемлемо выглядят беседы медицинского персонала на посторонние темы в их присутствии, как и другие ситуации, из которых родители и их дети могут сделать вывод о том, что они представляют «помеху», «обузу» для врача.


  1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПРОГРЕССИРУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ




    1. Возможные проблемы врача при ведении (консультации) пациента с неизлечимым прогрессирующим заболеванием


При тяжелых, прогрессирующих заболеваниях пациент нередко теряет уверенность в будущем; само осознание неустранимости недуга оказывает тяжелое стрессовой воздействие на его психику и в отдельных случаях может спровоцировать суицидальную попытку или вызвать «затворничество» в связи с тяжелой депрессией. Нечего говорить, что и тот, и другой варианты событий оказываются тяжелейшим испытанием для семьи, близких людей, да и общества в целом.

При этом отдельно стоят ситуации, когда нет уверенности как в отсутствии тяжелого заболевания, так и в его стопроцентном наличии. Неуверенность, ожидание «приговора» превращают жизнь больного в тяжелый стресс; в художественной форме это хорошо описали Владимир Солоухин и Артур Хейли. В таких условиях большую моральную тяжесть несет и врач, иной медицинский персонал, окружающий больного. Ответственность, осознаваемая специалистами за фатальный диагноз, имеет столь же серьезные последствия, как и легкомысленное отношение врача к жизненной важности сообщаемых пациенту сведений.

Больной в такой ситуации, как при достоверном диагнозе, так и при сомнениях, нередко консультируется с другими специалистами и неспециалистами. Сообщить больному реальный неутешительный прогноз для многих врачей бывает психологически сложно; если от них не требуется каких-то конкретных мер по лечению (например, от рентгенолога, специалиста по компьютерной томографии, узиста), то врач может просто обозначить описание, например, опухолевидного образования в медицинских терминах, непонятных больному, но совершенно ясному другому врачу: и вроде все правильно, но больной ничего не понимает. И так может пройти немало времени, пока кто-то не возьмет на себя смелость произнести и диагноз и объяснить последствия.

Излишняя храбрость – безапеляционность и самоуверенность врача в этих делах неуместна и часто очень вредна, но и существенная нерешительность чревата негативом. В каких-то случаях можно поделиться сомнениями с больным, посетовать на невозможность исключить неблагоприятный диагноз (что оставляет надежду на лучший исход для психики пациента, хотя и внушает ему тревогу), в каких-то случаях ситуация не терпит отлагательства, в каких-то случаях можно оттягивать объяснение достаточно долго.

В выборе будут играть роль психика пациента, его готовность/неготовность принять правду, обоснованность диагноза, его достоверность, возраст больного, его социальный и семейный статус, профессия, а также опыт врача и его психологические особенности, профессионализм в этическом плане.

В некоторых случаях временной период от появления первых симптомов до озвучивания подтвержденного диагноза может составлять месяцы и годы. Все это время врач должен строить взаимоотношения с пациентом, поддерживать веру, необходимую для борьбы с недугом.

Сокрытие истинного диагноза, когда он звучит как приговор, - не всегда хорошая услуга для пациента и его родственников.

За рубежом считается более оправданным, когда, например, о диагнозе неизлечимого прогрессирующего заболевания (например, бокового амиотрофического склероза – БАС или рассеянного склероза) с прогрессирующим, инвалидизирующим течением будет сообщено пациенту достаточно рано и с соблюдением необходимых этических моментов.

С нашей точки зрения, о подобном диагнозе следует сообщать тогда, когда он достаточно обоснован; до этого можно осторожно высказаться о невозможности исключить этот вариант. Пациент имеет право на достаточно полную и правдивую информацию о временных перспективах собственной жизни и трудоспособности; вопрос в вероятности нашего врачебного прогноза, которая часто оставляет желать много лучшего. Прогноз для жизни и трудоспособности позволяет человеку корректировать свои рабочие и семейные, личные планы. Понятно, какое значение это может иметь для семьи, трудового коллектива и самого человека.

Поэтому информация для больного и членов его семьи должна быть тщательно выверена и основываться на фактах, а не домыслах, Информация должна содержать правдивую оценку вероятности тех или иных событий в жизни и здоровье человека. При этом врачу надо помнить, что даже намек на негативное развитие событий для некоторых людей с личностными психологическими особенностями может стать отправной точкой для формирования невроза, депрессии, может стать переломной точкой карьеры, семейного благополучия.

Разберем возможности решения проблемы общения с пациентом, у которого есть основания для постановки диагноза БАС.
3.2. Варианты обсуждения с пациентом наличия неизлечимого заболевания
Варианты обсуждения наличия БАС весьма различны и зависят от психологических особенностей, возраста и пола, семейного положения, социального статуса пациента (пациентки). Например, кто-то из них уже до обращения к данному врачу, основываясь на изучении своих симптомов, информации из Интернета, научной литературы уже решил для себя, что болен, причем, вероятно, это БАС. Пациент в этом случае обычно предварительно осведомлен о клинике, течении, неутешительном прогнозе заболевания. Далее два варианта: либо он хочет, чтобы его разуверили в тяжелом диагнозе, либо он хочет правды о своем состоянии до конца, какой бы горькой она ни была, чтобы принять решения о жизненных планах.

В другом случае пациент, имея подозрение о наличии неизлечимого заболевания, пытается отстраниться от очевидного и отказывается даже от намека о наличии у себя неизлечимой болезни, а может отказаться и от уточняющих обследований, чтобы не узнать горькой правды.

В третьем случае больной не имеет представления о серьезности происходящих с ними изменений и не задумывается о возможности тяжелого финала в течение ближайших нескольких лет

Предугадать вариант предстоящей беседы невозможно, хотя врач и должен спрогнозировать ее параметры. При сообщении диагноза серьезного заболевания больному невролог должен изменять характер разговора с пациентом в соответствии с фоном настроения и реакции пациента. В принципе лечащий доктор должен быть готов к любой реакции пациента, как и к тому, чтобы направить разговор в нужное русло и привести беседу к нужному финалу.

Некоторые родственники больного высказывают пожелание, чтобы диагноз неизлечимого заболевания (БАС, рака, лейкоза) не был объявлен пациенту. Такое пожелание создает для врача серьезнейшую этическую проблему; решать ее следует с учетом законодательства, юридических прав и обязанностей врача.

В связи с подобными проблемами следует обратиться к имеющемуся законодательству в области прав и обязанностей врача и пациента в Российской Федерации.

Первейшая обязанность врача - всегда действовать во благо пациента и выступать защитником его жизненных интересов, независимо от личностных особенностей последнего, в том числе и при проблемном общении. В том числе врач не имеет права причинять вред пациенту не только лечебно-диагностическими манипуляциями, но и словом.

Пациент имеет право на получение полной информации о своем здоровье, а также многие другие права в рамках Конституции, Закона, системы Обязательного медицинского страхования. Пациент выступает также в качестве потребителя медицинской услуги и также имеет ряд прав. Все это необходимо учитывать медицинскому персоналу.

Врачи должны учесть, что реализация права пациента на получение информации о своем здоровье может подвергнуть его дополнительным эмоциональным и интеллектуальным стрессам, которые могут ухудшить его состояние здоровья. Поэтому Всемирная организация здравоохранения ставит задачу организовать подготовку врачей с компетенциями: 1) способность оценить возможность данного пациента перенести психологическую нагрузку от негативной информации; 2) возможность оказать необходимую пациенту психологическую поддержку; 3) избрать этически приемлемые формы поведения, в том числе в случаях, когда негативная информация, по мнению врача, не может быть сообщена больному из-за опасности эмоционально-интеллектуальной нагузки для его здоровья (ВОЗ, 1993).

Свои действия врач в России должен сверять с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (см. п. 1.3.). В соответствии с Законом, пациент имеет право знать или не знать правду о своем здоровье. Определять, информировать или не информировать пациента, может он сам, его доверенное лицо или врач. Рассмотрим требования Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ на этот счет.
3.3. Юридические основы сообщения негативной информации о здоровье пациентам в Российской Федерации
Основополагающую роль во взаимоотношениях врачебного сообщества и пациента играет Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (опубликован в «Российской газете» №5639 23 ноября 2011 г. и вступил в силу 22 ноября 2011 г. Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.

Статья 4 указанного Закона провозглашает, в частности:

1) приоритет охраны соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconИстория болезни
К врачу больной не обращался, поскольку его общее самочувствие было хорошим. В конце 1997 года, после интенсивных физических нагрузок...

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconМетодическое пособие для учителя по курсу преподавания «Математики...
Методическое пособие для учителя по курсу преподавания «Математики с элементами экономики» для учащихся 10-12 классов (I-III курсов)...

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconБакалавра. Учебно-методическое пособие по написанию и защите вкр...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие (материалы для тренинга) Ставрополь,...
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие
Нимгирова А. С., Кульков В. Н., Набережная Ж. Б., Набережная И. Б. Организационно-теоретические аспекты экспертизы временной нетрудоспособности...

Учебно-методическое пособие с элементами моделирования этических проблемных ситуаций и деловыми играми в системе «врач больной (близкие больного) студенты средний медперсонал» iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск