Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах


Скачать 354.61 Kb.
НазваниеОбщественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4
ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах
принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 19а, т. (8-342) 212-21-84, 212-90-01


 

Оценка соблюдения прав человека в исправительных учреждениях Пермского края 2009-2010

 

Несоблюдение норм материально - бытового обеспечения

Условия проживания в жилых помещениях в исправительных учреждениях Пермского края различны. В лучшем положении находятся колонии, расположенные в городах и недалеко от крупных населенных пунктов Пермского края (ИК 9, 10, 28, 29, 30, 32, 35, 38, 40, ОИК-2, ПВК). Осужденные здесь проживают в кирпичных зданиях с паровым отоплением, центральным водоснабжением и канализацией. В иных колониях осужденные проживают в деревянных и бревенчатых бараках (ИК 5, 6, 11, 12, 13, 19, 33 частично ФБЛПУ ОТБ-7, ФБЛПУ-17). В некоторых случаях эти помещения не имеют даже каменных фундаментов. Бараки отапливаются при помощи печного отопления, туалеты расположены на улице. Различие условий не зависит от вида режима учреждений.

Особую озабоченность вызывает несоблюдение норм жилой площади в помещениях (палатах), в которых содержатся больные осуждённые, в камерах СИЗО, а также в отдельных исправительных учреждениях (СИЗО №1 и №4, ИК-1 ОИК-2). Кроме того, оборудование отдельных камер СИЗО не соответствует в полной мере предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям. В частности, отсутствуют шкафы для хранения продуктов питания, бачки для питьевой воды, санитарные узлы не отгорожены от жилого пространства, отдельные камеры не оборудованы системами вентиляции, камеры освещены недостаточно.

Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади на одного осуждённого в ЛИУ должна составлять не менее 3 кв.м., в ЛПУ — не менее 5 кв.м., а ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает норму санитарной площади в камерах следственных изоляторов на одного человека в размере четырех квадратных метров.

Данные нормы, к сожалению, повсеместно не соблюдаются, что помимо прочих негативных эффектов, в конечном счёте, отрицательно влияет на процесс лечения и выздоровления больных осуждённых. Согласно ч.6 ст.99 УИК РФ больным осуждённым создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Однако, приходится отмечать, что жилищно-бытовые условия в противотуберкулёзных ЛПУ, к сожалению, не лучше, а порой даже хуже, чем в исправительных колониях. И это касается уже не столько жилой площади, сколько исправности мебели, оборудования палат (окон, дверей), отопления и в связи с этим несоблюдения температурного режима в местах постоянного пребывания больных осуждённых. Во всех противотуберкулёзных ЛПУ (ФБЛПУ-7, 17) нами постоянно фиксируются жалобы на то, что в палатах холодно.

Кроме того, в ряде исправительных учреждений (ИК-40, ФБЛПУ-7, 17) осужденные не в полной мере обеспечиваются одеждой по установленной законодательством норме, что приводит к нарушению установленного порядка отбывания наказания и осужденные привлекаются к дисциплинарной ответственности. В ИК-40 осужденные не в полной мере обеспечены постельными принадлежностями и индивидуальными гигиеническими пакетами.

В некоторых корпусах ФБУ ИЗ-59/1 произведен ремонт камер. Также не везде решен вопрос с обеспечением одеждой по сезону с учетом климатических условий.

Условия исправительных учреждений повсеместно не приспособлены к содержанию инвалидов. Законодательство содержит указание на создание для осужденных этой категории улучшенных жилищно-бытовых условий, что предполагает установление специального оборудования для социального адаптирования. Его отсутствие порождает при определенных обстоятельствах жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение. Положении инвалидов в разных ИУ может сильно отличаться. Зависит это от отношения администрации к представителям данной группы и сложившихся представлений о правоприменении. Так, в одних учреждениях инвалиды содержатся в отрядах вместе с другими осужденными, в других учреждениях их стараются разместить в отдельных отрядах, где-то им разрешено днем присаживаться на кровати, в другом учреждении это разрешено только по медицинским показаниям. Где-то их стараются занимать настольными играми, разрешают продолжительный просмотр телепередач, вовлекают в мероприятия учреждения, в других учреждениях мелочные запреты и ограничения вызывают «обвал» жалоб.

Чаще инвалиды живут в одном отряде вместе с другими осужденными. Площадь в этом случае рассчитывается, исходя из тех же 2 кв. метров на человека. Выглядит это как заставленное двухъярусными кроватями и тумбочками помещение. Выбор места в такой казарме зависит отнюдь не от доброй воли и участливого расположения других осужденных. Существует и большой соблазн распространения единых требований на всех без исключения осужденных отряда. Инвалиды и пожилые осужденные не могут прилечь, присесть на кровать в дневное время, пользоваться настольными играми и т.п. Пользуются инвалиды, в том числе, передвигающиеся с помощью костылей, общими туалетами, которые не имеют стульчаков и расположены на высоких постаментах (жалобы из СИЗО-1, ИК—4). Осужденные-инвалиды лишены возможности прохождения социальной и медицинской реабилитации.

Члены ОНК неоднократно получали жалобы на качество приготовления пищи (заключенные ИК-40: «сплошная сечка и попадается куриная кожа». Такие же жалобы приходили из ФБЛПУ-17, ОИК-11, и др.). Непосредственные проверки качества пищи жалоб не подтверждаются, вместе с тем следует признать, что уведомительные визиты членов ОНК, не позволяют проверить эти жалобы с должной эффективностью. В некоторых случаях жалобы связаны с однообразием набора продуктов в течении длительного времени (например, кормят одной капустой), что, как выяснилось, связано с ограниченностью сроков хранения овощей на складах. Названное обстоятельство не может быть признано причиной несбалансированного питания. Периодически в некоторых учреждениях отмечается низкое качество хлеба (хлебной муки). Такие проблемы были выявлены в ФБУ ОИК-5 и ФБЛПУ ОТБ-17. Это касается и питания в противотуберкулёзных ЛПУ — по нашим наблюдениям оно не всегда отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 г. №205 и Приказа Минюста России от 02.08.2005 г. №125. Важной, обязательной составляющей рациона питания больного туберкулезом признается молоко, творог и масло (замены продуктов: творог заменяется молоком, масло - маргарином, рыба — курицей, мясо — консервами, рыба — консервами, овощи — луком либо капустой, что вызывает недостаток йода, кальция, витамина А, Е.). Врачи соглашаются с достаточно условным характером и малой ценностью этих замен для больных туберкулезом. Хотя следует отметить, что некоторые положительные изменения по данному вопросу в текущем году всё же произошли (это касается ОТБ—17, где больным осуждённым наконец-то стало предоставляться натуральное молоко).

В ходе осуществления мероприятий общественного контроля в различных ИУ члены ОНК столкнулись с существующими в учреждениях практиками: ВИЧ — инфицированных осужденных лишают дополнительного питания (диета), если они не проходят курс лечения. Такую практику мы считаем незаконной по следующим основаниям: во-первых: в ч. 6 ст. 99 УИК РФ говорится о том, что больным осужденным устанавливаются дополнительные нормы питания. По смыслу статьи само по себе наличие болезни осужденного является основанием для дополнительного питания, не зависимо от того, принимает он лечение или нет. Во-вторых: в п.1 Приложения 4 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 года N125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы ...» сказано, что дополнительной нормой обеспечиваются больные СПИДом и ВИЧ -инфицированные. В-третьих: нередки случаи, когда ВИЧ-инфицированным осужденным не назначается лечение из-за бездействия медицинского персонала учреждений. Так, осужденный С., отбывающий наказание в ИК-22 ОИК-19 является ВИЧ-инфицированным 4 стадии, фаза прогрессирования. Впервые ВИЧ-инфекция была выявлена по результатам имунограммы в СИЗО-4 в 2005 г. Больше никаких анализов и лечения в связи с имеющимся у него заболеванием до настоящего времени не назначалось.

Также при неудовлетворительном питании инспекторы КДС многих учреждений (ФБУ ИК-40, ФБУ ОИК-11 ИК-11, ИК-4, ФБЛПУ ОТБ-7 и др.) часто помимо требований приложения №1 к правилам внутреннего распорядка применяют свои собственные запреты на передаваемые осужденным продукты. Так, в ФБУ ИК-40 не принимаются свежие овощи, фрукты, супы и каши быстрого приготовления. А при принятии консервированного мяса в заводской упаковке часто подвергаются вскрытию все банки, что приводит к невозможности их хранения (ФБУ ОИК-11 ИК-11).

 

Материально-бытовое обеспечение в исправительных учреждениях, расположенных в северных районах (Соликамском и Чердынском) Пермского края

Настоящее обобщение является результатом, проведенного членами Общественной наблюдательной комиссией по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания Пермского края, общественного контроля исправительных учреждений, входящих в 6 объединений исправительных учреждений, в том числе: ИК-1, ИК-2, ЕПКТ, ТПП, КП-8, КП-3, ИК-5, ИК-6, КП-7, ИК-11, ИК-4, ЕПКТ, ТПП, КП-23, ИК-22, КП-20, КП-19, ИК-33, КП-34, КП-36, КП-16.

Все указанные объединения находятся в Соликамском и Чердынском районах и оперативно подчинены УРУОУХД, расположенному в г. Соликамске. Здесь же находится межрайонная больница (ИК-9). Значительная часть вопросов рассматривается в настоящей работе в связи с удаленностью от административных центров и труднодоступностю исправительных учреждений.

В целом вопросы материально-бытового обеспечения ИУ решены. Осужденные носят одежду и обувь по сезону. За каждым человеком в жилых помещениях закреплено индивидуальное спальное место, тумбочка для личных принадлежностей (на двоих), спальные принадлежности. Постельное белье регулярно (еженедельно) меняется на свежее в банный день.

Во многих исправительных учреждениях членами ОНК отмечено проведение ремонта жилых и хозяйственных помещений. Исключение составляют КП-3, КП-20, КП-36, в которых условия проживания в жилых помещениях требуют улучшения (в 2-х последних учреждениях такие помещения строятся), отсутствует канализация. Заметим также, что названные колонии-поселения входят в состав объединений, однако, между ними и исправительными учреждениями объединений весьма заметна разница в оснащении, оборудовании, проведении ремонтных работ. По-видимому, это связано со значительным сокращением производства внутри колоний, сокращением промзон (ИК-19, ИК-33), с занятостью осужденных на работах по обустройству учреждений. В тоже время КП ориентированы на выполнение услуг для внешнего заказчика, на поставки материалов, продуктов для ИК и их обслуживание. Вследствие этого возникают странные диспропорции. Так, например: в ИК-33 (мужское исправительное учреждение строгого режима для отбывания наказания гражданами повторно совершивших преступление), входящее в объединение исправительных учреждений №33, более 80 человек состоят на различных должностях. На работы в промзону осужденные не выводятся. 33-человека находятся в ОСУС, то есть не работают совсем. Осужденные проживают в деревянных бараках разгороженных на небольшие помещения на 8-15 мест, в них чайные столики, электрические чайники, есть телевизоры и аквариумы с декоративными рыбками и другая «роскошь» (с разрешения руководства ИУ). Условия отбывания наказаний (в части внутреннего быта) в 2-х колониях-поселениях этого объединения значительно хуже, несмотря на меньшую тяжесть наказаний и режимных ограничений, а также полную занятость поселенцев. Кроме того, в КП не предусмотрены системы образования и профессиональной подготовки, нет клубов, мизерный библиотечный фонд, отсутствуют подписные издания, минимальны средства информирования (так, в КП-36 нет даже телевизора, а информационные листы не соответствуют современному законодательству), не используются по назначению КВР (КВР КП-3 занята под молельную комнату).

Постановка вопроса о качественном обеспечении человеческих потребностей отбывающих наказания в колониях-поселениях не кажется праздной (даже несмотря на то, что многое из перечисленного не отражается в законодательстве и в ведомственных распорядительных документах), если учесть, что срок пребывания здесь может быть определен гражданину в 5 и более (по совокупности наказаний) лет, то есть вполне сопоставим со сроками отбывания наказания в учреждениях более строгих видов режима.

Ценным подспорьем в КП и «режимных колониях» являются продукты выращенные в подсобных хозяйствах. Вместе с тем, есть проблемы снабжения КП в Ольховке, возникают проблемы снабжения отдельными, предусмотренными нормами питания, продуктами (рыба). Частыми являются сезонные замены продуктов на консервы и крупы.

Практически во всех ИК, за исключением ИК-1, работа магазинов вызывает нарекания осужденных. Типичны жалобы на его редкую работу (1-2 раза в месяц), скудный ассортимент, недостаточный объем доставляемых товаров, которых не хватает тем, кто в очереди оказался последним, а также на дороговизну.

В ИК-33 на момент посещения членами ОНК магазин не работал из-за ремонта.

Со слов администрации учреждений, осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, имеют возможность посещения гражданских магазинов в сопровождении сотрудников. Вместе с тем в адрес ОНК поступило обращение осужденного (КП-34), в котором он указывает об отсутствии возможности посещения магазина.

 

Условия поддержания социально-полезных связей (на примере исправительных учреждениях, расположенных в северных районах)

Перечисленные выше исправительные учреждения, расположенные в северных районах, имеют разную степень транспортной доступности. Прежде всего, это связано с удалённостью от центра и коммуникационных узлов, а также с состоянием дорог. От Перми до ближайших северных колоний (ОИК-2, г. Соликамск) более 200 км. На дорогу в один конец требуется до 4 часов. До наиболее отдалённых колоний (Вижай, Валай, Пильва, Ольховка, Верхняя Колва) расстояние даже от Соликамска превышает 200 км, причём дорога с асфальтовым покрытием обрывается за п. Ныроб, за г. Чердынь (в западном направлении на Кушмангорт), вскоре после г. Соликамск (в восточном направлении на поселки Сим и Красный берег). Большая часть пути пролегает по гравийным, грунтовым и сезонным дорогам. Проезд по грунтовым дорогам представляет определенные сложности в период весенней и осенней распутицы и в дождливую погоду летом в связи с неудовлетворительным состоянием дорог. Сезонные дороги функционируют в зимний период и непроходимы в другое время. Общественный транспорт до Соликамска ходит регулярно – автобус по расписанию не менее 10 рейсов в день в один конец. До Ныроба — 2 раза, до п. Сим и п. Красный берег и др. - по одному разу. В Верхнюю Колву (ИК-15), Вижай (КП-36), Ольховку (КП-26), Пильву (КП-19), общественный транспорт не ходит. Соответсвенно, до места назначения можно проехать только на вездеходе или на дрезине по узкоколейной железной дороге, или на лодке по реке.

Отдаленность и труднодоступность, безусловно, влияет на положение осужденных в ряде исправительных учреждений, создает сложности в реализации прав человека.

Вопросы (организации и материального обеспечения) проведения длительных свиданий решены практически во всех ИУ, за исключением КП-36. Вместе с тем, в части учреждений такие свидания могут проводиться только в определенное время - в соответствующий сезон или при благоприятных погодных условиях.

Как указывалось выше, в ряд населенных пунктов, в которых расположены учреждения исполнения наказаний, рейсовый общественный транспорт не ходит. Родственники осужденных поставлены перед необходимостью использования личного или наемного транспортного средства, что достаточно дорого.

От граждан, отбывающих наказание в этих учреждениях, поступают заявления о том, что иногда письма не доставляются или не отправляются адресату в течении длительного времени. Так, в КП-16 ОИК-15 п. Верхняя Колва, ранее почта направлялась через почтовое отделение г. Чердыни. В настоящее время почта отправляется через почтовое отделение г. Соликамска, поэтому отправка происходит примерно раз в месяц. Несмотря на это, со слов начальника учреждения, переписка осужденных с судами и жалобы отправляются в срок на попутном транспорте. Это касается и иных почтовых отправлений. В некоторых учреждениях крайне неустойчивая телефонная связь, а в КП-36 п. Вижай телефонная связь находится в распоряжении начальника учреждения и осуществляется через спутниковое соединение. Из-за этого дозвониться в учреждение (в том числе и по служебной надобности) бывает сложно, в некоторых случаях - практически невозможно. Даже при установлении соединения слышимость иногда настолько плохая, что передать сообщение попросту не удаётся.

В ответе ГУФСИН РФ по Пермскому краю от 02.11.2010 г. среди принципов организации воспитательной работы в КП с осужденными категории «А» акцентируется внимание «на сохранение и поддержание нормальных семейных отношений», однако средств для этого предоставляется совсем немного.

Сезонная доступность, территориальная удалённость в сочетании с трудностями почтовых сообщений и телефонных переговоров, с нашей точки зрения, отрицательно воздействует на устойчивость социально-полезных (читай — семейных отношений) связей осужденных.

 
  1   2   3   4

Похожие:

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconОбщественная палата российской федерации
Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconОбщественная палата российской федерации
Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий...
Рф (далее тк рф), Федерального закона от 10 июня 2008 года n 76-фз «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconРекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных...
ФЗ, от 03. 12. 2011 n 378-фз, от 06. 12. 2011 n 411-фз) (далее – Закон) и Регламентом Общественной палаты Российской Федерации (далее...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconНаходящимся в местах принудительного содержания
За обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconНаходящимся в местах принудительного содержания
За обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconИзбирательная комиссия пермского края постановление
Федерального закона от 12 июня 2002 года n 67-фз "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconЗаседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению...
Пермского края и урегулированию конфликта интересов Администрации Пермского края (далее – Комиссия)

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconМетодические рекомендации по организации деятельности территориальных...
Закона Пермского края "Об Избирательной комиссии Пермского края" от 20. 02. 2007 n 3-пк, пунктами "а", "в", "щ" статьи 13 и пунктом...

Общественная наблюдательная комиссия пермского края по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах iconО примерной инструкции о порядке формирования и расходования
Федерального закона от 12. 06. 2002 n 67-фз "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск