Скачать 0.8 Mb.
|
методических разработок по противодействию коррупции для проведения внеклассных мероприятий (по результатам районного конкурса методических разработок) Содержание. 1. Введение……………………………………………………….3 2. Внеклассное мероприятие «Коррупция как социально-опасное явление», - Л.И. Золотухина, И.К. Гаязова………………...6 3. Общешкольное мероприятие «К нам едет ревизор!», - Н.С. Курбатова……………………………………………………………...11 4. Внеклассное мероприятие «Государство и человек. Конфликт интересов», - З.К. Бабич…………………………………28 5. Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Коррупция»», - Л.А. Андреева……………………………………..38 6. Программа антикоррупционного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, - Н.В. Долгова………………..43 Введение. Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности. Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе обучения и воспитания: · дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления; · сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; · сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами; · стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей. На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества. Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и т. п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, внеклассном мероприятии, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение. Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться как в разделы учебных предметов, так и во вне урочную деятельность (классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы и т.д.), в программы спецкурсов (элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации. В целях реализации антикоррупционной политики в части антикоррупционного образования и воспитания необходимо осуществлять следующую деятельность: - антикоррупционное образование педагогов осуществляется через организацию семинаров-практикумов, педсоветов, а также изучение нормативных документов по вопросам антикоррупционной направленности; - проводятся общие родительские собрания на тему: «Антикоррупционная политика государства», «Способы борьбы с коррупцией», «Правовое воспитание граждан», оформляются стенды в родительских уголках с законодательными и иными материалами по вопросам антикоррупционной политики, осуществляется постоянный контроль родительских комитетов за эффективностью и целевым использованием внебюджетных средств. Организация внеклассной работы с учащимися также предусматривает комплекс мероприятий, позволяющих проводить антикоррупционное воспитание среди детей и подростков. В рамках Международного дня борьбы с коррупцией (9 декабря) в школе проводятся круглые столы «Что такое коррупция. Причины ее возникновения», диспуты «Возможно ли решить проблему коррупции в Республике Татарстан», конкурсы сочинений «Что я знаю о коррупции» и т.д. В школах разработаны соответствующие планы мероприятии, функционирует «Почта доверия», осуществляется изучение нормативно-правовых документов по антикоррупционной тематике, выпускаются ученические газеты, оформлены постоянно действующие стенды, проводятся тематические семинары по формированию антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры с приглашением работников правоохранительных органов, организованы дискуссионные клубы правовых знаний «Мы и закон», осуществляется мониторинг обращений родителей. С целью обобщения имеющегося опыта в образовательных учреждениях района, стимулирования творческой активности педагогов, выявления и поддержки талантливых педагогов, использующих в воспитании подрастающего поколения новые воспитательные технологии, обмена опытом и знаниями среди педагогов, распространения передового педагогического опыта по проблеме противодействия и борьбы с коррупцией в современном обществе, МУ управлением образования МО "Чердаклинский район" в первом квартале 2013 года проведён районный конкурс методических разработок по противодействию коррупции. В данном сборнике предоставлены методические разработки победителей и призёров данного конкурса. Внеклассное мероприятие «Коррупция как социально - опасное явление». Цель: Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции. Основные задачи: - воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся; - формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения; - развитие творческой деятельности учащихся; - формирование активной гражданской позиции. Ход мероприятия.
Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать? Что же такое коррупция? Задание №1 Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер. Это даст возможность оценить, насколько данная тема актуальна для учащихся. Для более успешного выполнения этого задания и актуализации имеющихся у учащихся знаний, предлагается ознакомиться с некоторыми определения понятия «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах. Раздаточный материал для выполнения задания №1. 1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения 2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется. 3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей. 4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью. 5. «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (1998) понимает под коррупцией активный и пассивный подкуп членов национальных и иностранных публичных собраний, судей, должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влиянием в корыстных целях, подкуп в частном секторе. 6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее. Примерная схема-кластер
Задание №2 Представление ассоциаций со словом «Коррупция» (плакаты, рисунки, словесные ассоциации). (задание может быть объявлено заранее, в качестве домашнего задания). Задание № 3. В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание. - нога ногу чешет (Рука руку моет); -владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей); - трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме); - с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся); - на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки); - чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт); - давай и забывай (Бери и помни). Задание №4. Учащимся предлагается составить карту: «Где ты встречался с коррупцией?». Подсказкой к выполнению задания №4 может служить памятка: «Основные признаки коррупционного действия».
Задание № 5. Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция». После выполнения задания №5, жюри подводит итоги. В это время учитель обращается с заключительным словом к учащимся и предлагает принять участие в дискуссии как участников мероприятия, так и зрителей. Учитель: Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван 3 (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, человека который изобличил Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы. В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). В статьях 373-376предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния» Российское уголовное уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но это не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников. С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать. Президент Д.Медведев продолжает политику борьбу с коррупцией и обещает достичь успехов примерно через 10 лет. Так победима ли коррупция? Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией. (дискуссия и выработка предложений по борьбе с коррупцией) 1. Ужесточить законодательство 2. Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать. 3. повышать уровень зарплат. 4. Улучшить контроль. 5. Воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку. 6. Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан. |
Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» | Областной конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучший урок или внеклассное мероприятие | ||
Вступительная статья. Задачи праздника «День Знаний» в общеобразовательном учреждении. 1 | Мероприятие ведет: Новичкова Л. Б. (налоговый консультант, профессиональный аудитор (аттестат Минфина), имеет значительный опыт преподавательской,... | ||
Стимулирующее мероприятие «Удачные покупки» (далее по тексту настоящих Условий – «Стимулирующее мероприятие») | Цель: расширить знания учащихся о различных музеях; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любовь и интерес к культурному... | ||
Описание: Данный материал будет интересен учителям иностранного языка для проведения внеклассных мероприятий. Материал предполагает... | Образовательная: познакомить учащихся со способами выбора профессии, трудовым законодательством, порядком оформления трудовых отношений;... | ||
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе» | Явление, которое сегодня носит название «коррупция», т е. «порча», «нарушение», в средневековый период Отечественной истории имело... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |