Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»


НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
страница1/5
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические указания
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Маркетинг»

для студентов направления 080500 Менеджмент очной формы нормативного обучения

Ростов-на-Дону

2012
Составитель к.э.н., доц. Текучева С. Н.

ст. преп. Берберова К. К.

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». - Ростов н/Д, / Издательский центр ДГТУ 2012.


Предназначены для студентов направления 080500 Менеджмент очной формы нормативного обучения.

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета


Научный редактор: к.э.н., доц. Прждецкая Н. В.

Рецензент: к.э.н., доц. Еременко И.А.

 Издательский центр ДГТУ, 2012

Рост актуальности маркетинга как самостоятельной научной дисциплины в России обусловлен трансформациями, происходящими в экономики страны в последние десятилетия. Усиление конкурентной борьбы за потребителя предъявляет растущие требования маркетинговой компетентности ко всем участникам рынка; менеджерам, специалистам различных функциональных подсистем, уровней управления и отраслей деятельности.

Главные задачи современного маркетинга – комплексное изучение потребностей общества и отдельных групп потребителей; анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ организации; прогнозирование потребительского спроса; создание и вывод на рынок успешного продукта; привлечение новых и удержание существующих клиентов и партнеров; разработка ценовой политики; формирование каналов распределения продукции; продвижение компании и ее продуктов на рынке.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы любой аспект деятельности фирмы проектировался исходя из потребностей рынка, основывался на формировании, удовлетворении и изменении спроса конечных потребителей, но с целью получения прибыли или иных результатов предпринимательской деятельности.

Для реализации такого подхода необходимо с одной стороны, тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования; а с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов представления о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системы организации предпринимательской деятельности, направленной на достижение целей за счет производства и предложения товаров, услуг, наилучшим образом удовлетворяющих потребности активных и потенциальных покупателей, а также обучение практическим навыкам ведения маркетинговой деятельности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность изложения курса дисциплины «Маркетинг»:

  • знакомство с сущностью современной концепции маркетинга, маркетинговой информационной системой и методами получения маркетинговых данных;

  • рассмотрение теоретических и практических вопросов относительно реализации управленческих функций в сфере маркетинга: анализа, планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности;

  • приобретение теоретических знаний и практических навыков разработки комплекса маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики организации и методологии оценки эффективности маркетинговой деятельности.

Методические указания по курсу «Маркетинг» рассчитаны на студентов очной и заочной форм нормативного обучения и включают 16 тем практических занятий с учебными заданиями по каждой теме, сформированными в виде вопросов для подготовки к семинарским занятиям, задачам и контрольным вопросам к каждой изучаемой теме. В конце методических указаний прилагаются: вопросы для подготовки к итоговому зачету и экзамену; примерная тематика докладов и рефератов; а также список рекомендуемой литературы.
Вопросы и методические указания для подготовки к практическим занятиям
Раздел 1. Концепция маркетинга и маркетинговая информационная система
Тема 1. Современная концепция маркетинга: сущность, цели, принципы и функции


  1. Маркетинг, его роль в деятельности организаций и экономическом развитии страны и общества.

  1. Понятие «маркетинг», его базовые составляющие.

  2. Главные общественные цели маркетинговой деятельности.

  3. Сущность, цели и принципы маркетинговой деятельности.

  4. Принципы маркетинга: ориентация на потребителя; сегментирование и выявление целевого рынка; адаптация производства и сбыта к изменениям; инновации; стратегическое планирование.

  5. Цели маркетинга: максимизация потребления, удовлетворение потребителей, выбор потребителей; выбор качества жизни.

  6. Функции маркетинга.

  7. Виды маркетинга.


Контрольные вопросы


  1. Сформулируйте цели маркетинга для предприятия.

  2. Какие объективные причины заставляют предприятие искать разные подходы к организации маркетинговой деятельности?

  3. Какие типы маркетинга различают в зависимости от вида товара?

  4. Назовите маркетинговые мероприятия, способствующие снижению чрезмерного спроса?

  5. Какова цель развивающего маркетинга? Приведите примеры.


Тема.2. Эволюция развития маркетинга и его концепции


  1. Основные этапы эволюции маркетинговой концепции и концепции товаропроизводства.

  2. Маркетинг отношений, эволюция отношений с потребителем.


Контрольные вопросы


  1. В чем сущность концепции маркетинга?

  2. На чем основано отличие маркетинга услуг от маркетинга потребительских товаров?

  3. Приведите примеры услуг, способствующих продаже потребительских товаров.

  4. В какой ситуации является эффективным применение концепции интенсификации коммерческих усилий (сбытовой)?

  5. При какой рыночной ситуации целесообразно применять производственную концепцию?

  6. Раскройте понятие социально-этического маркетинга.


Тема 3. Маркетинговая среда организации

  1. Комплексное исследование рынка (анализ рынка, анализ товара, анализ конкурентов, конкуренции, изучение покупателей, изучение системы сбыта и продвижения товара).

  2. Анализ конъюнктуры рынка товаров (услуг) и характера конкуренции на рынке. Классификация рынков и видов рыночного спроса.

  3. Определение емкости рынка, доли рынка.

  4. Прогнозирование сбыта на основные виды товаров (услуг).

  5. Маркетинговая среда и её структура.

  6. Важнейшие компоненты внешней среды маркетинга: совокупность субъектов и факторов среды прямого воздействия.

  7. Важнейшие компоненты внешней среды маркетинга: совокупность факторов среды косвенного воздействия.

  8. Анализ внешней среды маркетинга.

  9. Внутренняя маркетинговая среда организации, ее оценка.

  10. Анализ внутренней среды организации, ее финансово-экономического положения.


Контрольные вопросы

1. Заполните таблицу 2, соотнеся классификационные признаки и типы рынка.

Таблица 2. Классификация товарных рынков

Признаки классификации

Тип рынка

Степень и характер сбалансированности рынка

Рынок товаров производственного назначения

Рынок услуг производственного назначения

Рынок товаров потребительского назначения

Рынок услуг потребительского назначения

Территориальный уровень

Целевой рынок

Неперспективный рынок

Основной рынок

Дополнительный рынок

Классификация товаров, представленных на рынке

Оптовый рынок

Мелкооптовый рынок

Потребительский (розничный) рынок

Мелкорозничный рынок

Место рынка в системе товародвижения

Рынок чистой конкуренции

Рынок монополистической конкуренции

Олигополистический рынок

Рынок олигополистической конкуренции

Качественная оценка рынка

Развивающийся рынок

Сокращающийся (коллапсирующий)

Стабильный рынок

Нестабильный рынок

Стагнирующий рынок

Организационная оценка рынка

Локальный (местный) рынок

Региональный рынок

Федеральный рынок

Мировой рынок

Позиция маркетинга по отношению к рынку

Рынок продавца

Рынок покупателя

Конъюнктурная оценка рынка

Открытый рынок

Закрытый рынок

Степень и виды конкуренции

Потенциальный рынок

Фактически функционирующий рынок

Квалифицированный рынок

Освоенный рынок

2. Раскройте понятие «конъюнктура рынка».

3. Перечислите основные показатели конъюнктуры рынка.

4. Решите задачу:

В плане маркетинга фирмы определена цель: обойти конкурирующую фирму по показателю доли рынка. Определить достигнута ли цель, если общий объем рынка данного товара составляет 3900 тыс. руб. Доля рынка фирмы – 22%, конкурента – 25%. В анализируемом периоде фирмой дополнительно реализовано 1120 изделий по цене 125 руб. за каждое, а объем реализации фирмы конкурента увеличился на 2%.

5. Решите задачу:

На рынке общий оборот продукции составил 14 млн. руб. Оборот предприятия Х в общем обороте – 5 млн. руб.

Результаты исследования рынка показали, что на данном рынке оборот можно повысить до 20 млн. руб. если заинтересовать потенциальных покупателей.

Вопросы:

  1. Какова доля предприятия Х на данном рынке?

  2. Какова емкость рынка, потенциал рынка, потенциал сбыта продукции предприятия Х?

  3. Какой потенциал рынка уже использован?

6. Решите задачу:

В таблице 3 приведены фактические и прогнозные данные об объеме производства продукции фирмы за 7 лет.

Год

Объем производства

продукции по факту

Объем производства

продукции по прогнозу

1

2

3

4

5

6

7

460

470

500

530

570

600

625

450

460

520

540

575

610

620

Задание: Дайте прогнозную оценку объема производства продукции фирмы на 8 год. Для этого используйте следующие методы статистического анализа:

а) метод сглаживания скользящей средней;

б) метод экспоненциального сглаживания.

7. Какие уровни внешней среды маркетинга вам известны? В чем их отличие друг от друга?

8.Какое влияние оказывают демографические, научно-технические и экологические факторы на деятельность предприятия?

9. Перечислите и охарактеризуйте виды контактных аудиторий и их влияние на деятельность предприятий.
Тема 4. Информационное обеспечение маркетинга


  1. Система маркетинговой информации.

  2. Классификация маркетинговой информации по объекту описания, функциональной принадлежности, характеру источников получения, по степени активности поиска.

  3. Методы сбора маркетинговой информации: маркетинговая разведка, маркетинговые исследования и система анализа информации.


Контрольные вопросы


  1. В чем смысл понятия система маркетинговой информации.

  2. Назовите основные типы маркетинговой информации.

  3. В чем отличия первичной и вторичной информации.

  4. Что означает: маркетинговые системы поддержки принятия решений?

  5. Каковы основные информационные потребности маркетологов?

  6. Назовите задачи построения маркетинговых информационных систем и их основные функции.


Тема 5. Маркетинговые исследования


  1. Понятие «маркетинговые исследования» и его базовые составляющие.

  2. Виды маркетинговых исследований.

  3. Процесс маркетингового исследования.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания для практических занятий, самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы студентов...
М 545 Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация производства и предпринимательство...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык»
Методические указания предназначены для студентов II-IV курсов очной формы получения образования спо всех профилей

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания к организации контролируемой самостоятельной...
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по...
...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск