Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели, задачи, приоритетные направления и ожидаемые результаты реализации
образовательной программы
Характеристика подросткового возраста, и виды деятельности подростков.
Перечень основных видов деятельности обучающихся 6 - 9 классов
1.4 Ожидаемые результаты реализации образовательной программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.1.Русский язык
2.1.2.Литература
2.1.3.Иностранный язык
2.1.4. История
2.1.5. Обществознание
2.1.6. География
2.1.7. Математика
2.1.8. Информатика и ИКТ
2. 1.9. Физика
2.1.11 Биология
2.1.12 Химия
2.1.13.Изобразительное искусство
2.1.14 Музыка
2.1.15 Технология
2.1.16. Физическая культура
2.1.17. Основы безопасности жизнедеятельности
3. Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся
3.1. Контроль и учет достижений учащихся
3.2. Основные технологии и средства обучения
4. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
4.1. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихcя
4.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
4.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
4.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
4.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
4.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
4.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
4.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
4.9.Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
4.10 Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
4.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
4.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитание и социализации обучающихся
4.13. Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования III.Организационный раздел
3.1.Учебный план
3.2.Учебно-методический комплекс
3.3.Организационно-педагогические условия реализации программы
3.4.Режим работы школы
3.5.Организационные условия
3.6.Кадровое обеспечение
3.7.Образовательные технологии
3.8.Формы организации внеурочной деятельности
3.9.Материально – технические условия реализации программы
3.10. Реализация образовательной программы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное общее образование – вторая ступень общего образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знание, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кубанская школа» разработана на основе государственных образовательных стандартов, в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 № 44/25;
Закон РФ «Об образовании»;
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Устав школы;
Локальные акты.
Школа способна предложить начальное, основное и среднее общее и дополнительное образования на уровне Государственных стандартов, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей воспитанников, учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.
Образовательная программа школы рассчитана на 5 лет (5-9 классы). В 2015 – 2016 учебном году в 5 классе реализуется программа федерального государственного образовательного стандарта, а основная образовательная программа в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта реализуется в 6-9 классах
1.1. Цели, задачи, приоритетные направления и ожидаемый результат образовательной программы.
Школа реализует основную общеобразовательную программу основного общего образования (далее программа), продолжительность обучения –5 лет.
Цель программы:
1)обеспечение обучающихся доступным качественным образованием в объеме утвержденного Государственного образовательного стандартов;
2) создание образовательной среды:
для охраны и укрепления всех видов здоровья, с соблюдением психофизической безопасности образовательного процесса;
для социализации личности обучающихся;
для сохранения и поддержки индивидуальности каждого школьника;
для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой (обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и навыков учиться – постоянно расширять границы своих возможностей).
Задачами программы являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими основами наук, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля, культурой поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Приоритетом программы является формирование прочной учебной базы по всем общеобразовательным предметам основной ступени, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность последующего обучения.
1.2.Адресность программы. Программа предназначена обучающимся в возрасте от 11 до 15 лет, успешно усвоившим образовательную программу начального общего образования.
Уровень готовности учащихся к усвоению программы определяется по следующим показателям:
медицинским (отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе, 1-4 группы здоровья);
психологическим(соответствие уровня психического развития ребенка возрастным нормам);
педагогическим (по результатам успешного овладения предметами образовательной программы в начальной школе)
Прием в 5общеобразовательный и последующие классыосуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», типовых положений об общеобразовательных учреждениях.
1.3Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Перечень основных видов деятельности обучающихся 5-9 классов.
Перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Образовательная программаосновного общего образования опираетсяна возрастные возможности школьников 5-9 классов (подростковый возраст).
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию.
Отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности :
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
|