Программа: Социология и психология социальных взаимодействий


НазваниеПрограмма: Социология и психология социальных взаимодействий
страница1/9
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное автономНОЕ образовательное

учреждение высшего образования

«Новосибирский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ государственный университет»
(нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, НГУ)

Факультет экономический
Кафедра общей социологии


  1. Направление подготовки 39.04.01 Социология



  2. Магистерская программа: Социология и психология социальных взаимодействий

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Дубинина Ирина Александровна

(Фамилия, Имя, Отчество автора)
Доверие и практики совершения покупок через интернет

«К защите допущен» Научный руководитель

Заведующий кафедрой, к. психол. наук, доцент,

к. соц. н. руководитель магистерской программы

Черкашина Т.Ю./………….. Первушина О.Н./………...

(фамилия , И., О.) / (подпись, МП) (фамилия , И., О.) / (подпись, МП)

«……»………………20…г. «……»………………20…г.

Дата защиты: «08» июня 2017 г.
Новосибирск, 2017

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..……….4

Глава 1. Теоретические представления о практиках совершения покупок через интернет…………………………………………………………………………………………..6

    1. Подходы к определению практик…………….………………………..…….….6

    2. Рефлексивная позиция агента практик..………………………………….…….8

    3. Практики совершения покупок через интернет как социальные интернет-практики…………………………………………………………………………………………12

    4. Покупки в интернет-магазинах – определение понятий и общая статистика по России……..…………………………………………………………………………............15

    5. Ситуация покупки онлайн как ситуация неопределенности…………..…….18

    6. Доверие как основание для различий в практиках совершения покупок через интернет……………………………………………..…………………………………..............23

    7. Покупка в интернет-магазине как ситуация доверия………………………...26

    8. Знаки надежности интернет-магазина…………………………………...……28

    9. Толерантность к неопределенности как личностная характеристика покупателя и доверие к интернет-магазинам…………………………………………………29

Глава 2. Методология исследования практик совершения покупок через интернет…………………………………………………………………………………………32

2.1. Постановочная часть исследования………………………………………………...32

2.2. Эмпирический объект……………………………………………………………….33

2.3. Операционализация основных понятий……………………………………………34

2.4. Методы изучения практик и толерантности к неопределенности……………….35

Глава 3. Практики совершения покупок в интернет-магазине: результаты исследования……………………………………………………………………………………38

3.1. Дифференциация практик поиска интернет-магазинов на основании доверия...............................................................................................................................39

3.2. Дифференциация практик поиска интернет-магазинов на основании толерантности к неопределенности…………………………….…………………………….44

3.3. Дифференциация практик совершения покупок онлайн по условиям доставки и оплаты товара на основании доверия.................................................................................45

3.4. Дифференциация практик совершения покупок онлайн по условиям доставки и оплаты товара на основании толерантности к неопределенности………........................49

3.5. Дифференциация практик покупок онлайн по категориям товаров и ограничениям покупателя по стоимости товара на основании доверия...........................50

3.6. Дифференциация практик покупок онлайн по категориям товаров и ограничениям покупателя по стоимости товара на основании толерантности к неопределенности...............................................................................................................56

3.7. Как толерантность к неопределенности проявляется в доверии или недоверии покупателей к интернет-магазинам?..................................................................................58

Выводы………….………………………………………………………………………………61

Заключение……………………………………………………………………………………...63

Список литературы…………….…………………………….…………………………………65

Приложения……………………………………………..………………………………………68

Приложение 1. Гайд интервью……………………….………………………………….68

Приложение 2. Таблица информантов………………………………………………….70

Приложение 3. Бланк опросника толерантности к неопределенности……………….71

Приложение 4. Пример транскрибированного интервью. Информант № 6……...….74

Введение

Данное исследование направлено на изучение практик совершения покупок через интернет. Развитие информационных технологий повлекло за собой значительные изменения во многих сферах жизни общества. Благодаря тому, что интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневности, поменялся стиль жизни, возникло множество новых практик, расширились возможности. По результатам социологических исследований, сегодня совершение покупок в интернете стало для многих привычной практикой и с каждым годом увеличивается [Исследование Яндекс.Маркет, 2016]. Это говорит о том, что сфера онлайн-торговли неуклонно растет, развивается и обретает все большую популярность. Российский рынок электронной коммерции в настоящий момент находится в стадии активного развития, количество пользователей, совершающих покупки в режиме онлайн ежегодно увеличивается, что делает более актуальными исследования, связанные с практиками совершения онлайн-покупок. Объектом данного исследования являются практики совершения покупок через интернет.

Развитие электронной торговли имеет свою специфику и содержит как плюсы, так и минусы в сравнении с торговлей оффлайн. Для мировой экономики интернет служит площадкой для реализации множества самых разнообразных товаров и услуг и поэтому является крупным сектором торговли.

Благодаря возможности совершения покупок онлайн, магазины стали открыты для клиентов из любой точки мира в любое время суток, взаимодействие продавца и покупателя сведено к минимуму, а выбор товаров увеличился. Онлайн-торговля обретает все большую популярность у продавцов также по причине того, что снимается необходимость аренды помещений, коммуникации происходят гораздо быстрее. Возможность совершать покупки онлайн имеет также множество преимуществ для покупателей по сравнению с традиционным способом торговли. Из явных плюсов пользователи интернет магазинов обычно называют такие, как низкая стоимость товаров, широкий ассортимент, возможность приобрести уникальный товар, экономия времени, отсутствие очередей, возможность электронной оплаты и доставки на дом [Котляров, 2011. С. 45].

Но современные исследования показывают, что многие покупатели интернет магазинов предпочитают оплачивать покупку наличными при получении, избегая возможности безналичного перевода. Самым популярным способом расчёта за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки [Красюк, 2014. С. 13]. Интересно, что такая тенденция характерна именно для покупателей нашей страны. Подобные практики делают покупку через интернет похожей на покупку в традиционных магазинах и ставят вопрос - по какой причине покупатели избегают очевидных преимуществ онлайн-покупок.

Таким образом, главным противоречием, которое характеризует проблему исследования, является следующее – почему при наличии явных достоинств онлайн-покупок многие покупатели предпочитают их игнорировать и стараются «приблизить» покупку через интернет к традиционному способу приобретения товаров.

Несомненно, электронная торговля связана и с рядом новых сложностей для покупателей. Заказ товаров через интернет всегда может быть связан с риском того, что ожидания останутся не оправданными, так как отсутствует возможность непосредственно познакомиться с товаром перед его покупкой. Чаще всего покупатели недовольны тем фактом, что товары из интернет-магазинов трудно вернуть продавцу или обменять на другой товар [Валько, 2015. С. 5]. Этот минус интернет-покупок при сочетании с риском несоответствия полученного товара с ожидаемым, порождает огромное недоверие к покупкам в интернете. Мы можем в отдельную группу выделить все недостатки, связанные с недоверием к интернет-магазинам. К ним относится также недоверие службам доставки и риск вовсе не получить товар, небезопасные системы оплаты, необходимость оставлять персональные данные на сайте интернет-магазина, риск хакерских атак на сайты и утечка информации [Котляров, 2011. С. 43].

Таким образом, мы полагаем, что доверие или недоверие покупателей к интернет-магазинам может формировать различные практики совершения покупок в интернете. Это может выражаться в выборе тех или иных категорий товаров, их стоимости, способов доставки и оплаты, поиске интернет-магазинов. Поэтому предметом данного исследования является дифференциация практик совершения покупок через интернет на основании доверия к интернет-магазинам и толерантности к неопределенности.

Помимо доверия к интернет-магазинам, мы считаем важным обратить внимание на такую личностную характеристику покупателей как толерантность к неопределенности. Ситуацию покупки через интернет можно описать как ситуацию неопределенности, поэтому данная характеристика личности покупателя может быть связана с проявлением доверия к интернет-магазинам и, как следствие, с реализацией различных практик онлайн-покупок.

Глава 1. Теоретические представления о практиках совершения покупок через интернет

Мы рассматриваем совершение покупок в интернет-магазинах как устойчивые практики. Любую покупку в интернет-магазине можно представить как последовательность действий, которые следуют одно за другим, и, неоднократно повторяясь, формируют привычную практику. Данное исследование направлено на описание различных практик, которые совершают пользователи интернет-магазинов. Поэтому необходимо определить теоретические рамки используемого понятия, обосновать, почему совершение покупок в интернете можно рассмотреть как практики, и описать из чего состоят эти практики.

    1. Подходы к определению практик

Практики уже долгое время выступают предметом дискуссий среди исследователей разных теоретических направлений. Главным образом их интересует сущность практик, виды, соотношение с ценностями, мировоззрением, деятельностью, институтами. Для исследований социальных практик характерно обращение к повседневности, к рутинным, типичным и незамеченным действиям, которые составляют большую часть социальной жизни [Волков, Хархордин, 2008. С. 46]. При этом практики являются инструментом для раскрытия широкого спектра явлений общественной жизни, что является преимуществом при проведении исследований в рамках методологического подхода к изучению практик [Волков, Хархордин, 2008. С. 46].

Наиболее консервативным является понимание практики в традиции положенной Дэвидом Юмом, который считал, что в обыденной жизни привычка может выступать в качестве обоснования причин человеческих поступков. Так сложилось первое понимание практики как действие по привычке, которое «дает возможность действовать, не прибегая к философским, логическим, моральным или иным обоснованиям» [Волков, Хархордин, 2008. С. 56]. Идея действий «по привычке» в дальнейшем войдет в основу понимания практик у различных авторов, например в основу понятия рутинизации у Энтони Гидденса, хабитуализации Питера Бергера и Томаса Лукмана.

В классическом марксизме практика понималась как «…материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющих всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Практика многогранна и имеет различные уровни» [Петров, 2005. С. 6]. Как главные формы практической деятельности здесь рассматривали производство материальных благ и революционно-преобразовательную деятельность, которая ведет к изменению социальных отношений. Структура практики, согласно марксизму, состоит из потребности, цели, мотива, целесообразной деятельности в виде ее отдельных актов, предмета, на который направлена деятельность, средств и результата [Петров, 2005. С. 6].

Исследование социальных практик в немарксистских концепциях существенно отличалось от того, что мы рассмотрели выше. Значительный вклад в развитие практической парадигмы внесли теории, где практики рассматриваются с позиций лингвистики. В понимании Людвига Витгенштейна, который продолжил и развил социолингвистическую традицию, языковая практика («форма жизни») «задает условия осмысленности повседневного языка» [Волков, Хархордин, 2008. С. 48]. Согласно его взглядам «язык в действительности функционирует лишь на фоне всей совокупности практик, принятых в данной культуре» [Волков, Хархордин, 2008. С. 48]. Практики задают определенный фон, на котором возможно придание смысла словам.

Идея о том, что практики являются фоном, популярна среди теоретиков, которые раскрывают это понятие. Гарольд Гарфинкель описывает социальные практики как «фоновое знание; конкретная деятельность, соединяющая слова и действия; искусство решения практических задач в ситуации неопределенности» [Гарфинкель, 2007. С. 36].

П. Бергер и Т. Лукман в работе «Социальное конструирование реальности» говорят о том, что «всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (опривычиванию)» [Бергер, Лукман, 1995. С. 83]. За счет этого в дальнейшем действие воспроизводится тем же образом и с тем же усилием. «Важным психологическим последствием хабитуализации оказывается уменьшение различных выборов» [Бергер, Лукман, 1995. С. 83]. Хабитуализация снимает необходимость принятия решения, и приносит психологическое облегчение. Это обеспечивает стабильность деятельности с минимумом затрат на ее реализацию. При этом во всех схожих обстоятельствах деятельность будет протекать тем же выработанным способом [Бергер, Лукман, 1995.]. Таким образом, понятие хабитуализации может лечь в основу изучения реальных практик, поскольку идея опривыченных действий близка теории практик.

Обобщая взгляды различных теоретиков, можно сделать вывод о том, что определения практик разнообразны, как и контекст употребления этого понятия. Мы можем их описывать как некий фон, на котором возможно придание смысла словам, как производственную, преобразовательную деятельность, как привычные, рутинные действия. Поэтому необходимо остановиться на описании практик, которое будет актуальным в контексте нашего исследования.

Стоит обратить внимание, что некоторые теоретики сходятся во взглядах на то, что практики связаны с ситуацией, где есть множественный выбор, неопределенность. Так, например, Г. Гарфинкель называет практики искусством решения задач в ситуации неопределенности, а П. Бергер и Т. Лукман, говорят о том, что благодаря хабитуализированным действиям происходит уменьшение различных выборов. Эта позиция близка к проблеме данного исследования, поскольку ситуация покупок в интернет-магазинах предполагает огромный выбор продавцов, товаров, способов заказа, оплаты и доставки, и, в связи с этим, характеризуется как неопределенная. Уменьшение различных выборов и снятие неопределенности происходит за счет того, что воспроизводится привычный порядок действий, хабитуализированных действий. Так, например, покупатель может обращаться в определенный интернет магазин за определенным товаром, и выбирать предпочитаемый способ доставки и оплаты. При этом, всякий раз совершая эту покупку, у него нет необходимости знакомиться с другими предложениями онлайн магазинов, так как он реализует сложившуюся и привычную для него практику. Поэтому в данном исследовании идея о том, что практики это действия по привычке является актуальной. Но мы не можем утверждать, что привычка совершать покупки определенным образом в интернете будет являться первопричиной поступков покупателей, как это было в наиболее консервативном варианте понимания практик. В данном случае, мы полагаем, что действия, которые стали привычными, имеют обоснование, являются объяснимыми и складываются в определенные практики на основе некоторых принципов. В данном случае имеет значение позиция агента практик. И если мы полагаем, что практики и привычные действия являются объяснимыми, то агент практик обладает рефлексивностью по отношению к воспроизводимым практикам, может их описать, обосновать. Поэтому далее мы рассмотрим теории, в которых определяется роль агента практик.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconПрограмма учебной практики образовательной программы по направлению...
«Социология социальных процессов и социальных изменений» (набор 2013 г.), очная форма обучения

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем»
Главной целью курса «Социология социальных проблем» является знакомство с его основными положениями и овладение формальным аппаратом...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология (часть 2-я)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Теоретические основы социологического изучения социальных сетей в стратегии поиска работы 7

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения

Программа: Социология и психология социальных взаимодействий iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск