Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”» Факультет социологии
Программа дисциплины
«Социология труда и занятости»
для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор программы:
Мезенцева Е.Б., доцент кафедры экономической социологии (elena_mezentseva@list.ru);
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «28» мая 2013 г.
Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев Рекомендована профессиональной коллегией УМС по Социологии «__» _______ 2013 г.
Председатель _______________ Е.Р. Ярская-Смирнова Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2013 г.
Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина
Москва 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология труда и занятости».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;
Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины
«Социология труда и занятости» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Курс является продолжением изучения социально-экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономическая социология», «Социология потребления» и пр.
Цели курса:
сформировать у слушателей систематизированное представление об основных теоретических подходах к исследованию социологических проблем в сфере труда и занятости, и ознакомить с ключевыми исследовательскими проблемами в данной области;
ознакомить с возможностями анализа эмпирических макро- и микроданных и сформировать базовые навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных исследований сферы труда и занятости.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные подходы современной социологической теории и ключевые исследовательские проблемы в области труда и занятости;
уметь применять концептуальный аппарат современного социологического анализа при изучении трудовых отношений и сферы занятости;
иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации с позиций экономико-социологического подхода данных, полученных в ходе эмпирических исследований сферы труда и занятости. В результате освоения дисциплины «Социология труда и занятости» студент осваивает следующие компетенции: Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
|
|
|
| готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
(формируется частично)
| ОК-3
| − демонстрирует способность участвовать в дискуссиях и ясно формулировать свою позицию
− владеет навыками организации эффективного взаимодействия с коллегами при работе в составе мини-групп
− демонстрирует умение планировать и распределять работу при подготовке коллективных презентаций
| − подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,
− подготовка тематических групповых презентаций
| умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (формируется частично)
| ОК-5
| − анализирует содержание нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства, регулирования предпринимательской деятельности, социальной политики и т.д.
− привлекает правовые источники информации при написании эссе
| − посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,
− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций
| способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)
| ОК-10
| − использует категориальный аппарат экономической социологии для объяснения социально-экономических проблем в сфере труда и занятости
− распознаёт теоретические модели занятости, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер
− демонстрирует умение выстроить логику анализа проблемы в контексте экономико-социологического подхода к изучению труда и занятости
| − посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,
− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций
| владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (формируется частично)
| ОК-13
| − даёт определения основных типов источников научной информации
− владеет умением осуществлять поиск информации при подготовке презентаций и написании эссе
− применяет адекватные имеющимся данным процедуры статистического анализа
| − подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,
− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций
| способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)
| ПК-1
| − читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
− приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ и подготовке тематических презентаций
| − посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,
− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций
| способность и умение использовать полученные знания в преподавании
социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (формируется частично)
| ПК-12
| − даёт определение основным категориям, используемым при анализе сферы труда и занятости
− использует примеры государственного регулирования экономики как основы формирования неформальных практик
− обладает презентационными навыками и навыками общения с аудиторией
| − посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них, написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра дисциплина «Социология труда и занятости» является дисциплиной по выбору.
Изучение дисциплины «Социология труда и занятости» базируется на следующих дисциплинах:
«Социологическая теория»;
«Методы анализа социологических данных»;
«Экономическая теория (микроэкономика)»;
«Социальная и экономическая антропология»;
Основные положения дисциплины «Социология труда и занятости» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
«Экономическая социология – 2»;
«Социология предпринимательства»;
«Основы социальной политики»;
«Основные социологические подходы к анализу организаций;
5. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1.
| Введение. Предмет и содержание социологии труда.
| 5
| 2
| -
| -
| 3
| 2.
| Возникновение и развитие социологии труда.
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 3.
| Труд как система социальных отношений
| 5
| 2
| -
| -
| 3
| 4.
| Социальные процессы в сфере труда
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 5.
| Труд как категория культуры
| 5
| 2
| -
| -
| 3
| 6.
| Основные подходы к анализу трудовой мотивации
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 7.
| Занятость населения и рынок труда
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 8.
| Социологический подход к анализу профессионального разделения труда
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 9.
| Сегрегация в занятости и трудовая мобильность
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 10.
| Социальное партнерство и регулирование рынка труда.
| 5
| 2
| -
| -
| 3
| 11.
| Труд н занятость в современной России.
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 12.
| Трудовая миграция в современном мире. Рынок труда государств СНГ
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
|
| Всего часов
| 108
| 24
| 16
| -
| 68
| 6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| Модуль
| Параметры
| 3
|
| Текущий
| Эссе
| 3
| 10 000 знаков без пробелов
| Контрольная
работа
| 3
| Письменная работа на 45 минут
| Итоговый
| Зачет
| 3
| письменная работа на 1 час 20 минут
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Текущий и промежуточный контроль:
Посещение лекций и семинарских занятий.
Индивидуальные доклады и участие в обсуждениях на семинарских занятиях.
Контрольная работа
Тематические презентации в составе мини-групп.
Письменная работа по итогам изучения курса (эссе).
Итоговый контроль: Письменный зачет.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
выступление с тематической презентацией в составе мини-группы. Презентация оценивается с учетом следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме презентации, вопросы для обсуждения в аудитории.
индивидуальные доклады по темам семинарских занятий, на которых студент отсутствовал, либо не принимал участия в подготовке тематических презентаций в составе мини-групп. Текст доклада представляется в письменном виде, доклад оценивается исходя из следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме доклада.
активность в ходе коллективных обсуждений на семинарах - вопросы и комментарии по темам семинарских занятий.
Контрольная работа
Контрольная работа проводится в середине курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 3 открытые вопроса. Вопросы составлены с учетом материалов как лекционных, так и семинарских занятий. Время, отведенное на выполнение работы, — 45 минут.
Эссе
Требования к написанию эссе:
соответствие содержанию курса
проблемный и самостоятельный характер
соответствие привлекаемой литературы теме эссе;
логичность и последовательность изложения;
оригинальность и самостоятельность в изложении материала;
степень решения поставленных в эссе целей и задач;
формулировка четких и конкретных выводов;
качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).
Объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных.
Эссе должно быть представлено не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.
Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.
Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 15 вопросов по пройденному курсу (как открытых, так и закрытых). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 20 мин. Оценка за зачетную письменную работу не является блокирующей.
6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебные пособия
Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005, 2008.
Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. 230 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. (электронная версия)
Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., изд-во МГУ, 1996. (электронная версия)
Основная и дополнительная литература дана по каждой теме. 7. Содержание дисциплины: лекции
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА.
Предмет социологии труда и основные задачи социологии труда. Социология труда как элемент общей системы знаний о труде, ее место в системе наук, анализирующих труд. Взаимосвязь социологии труда с другими частными социологическими дисциплинами: индустриальной социологией, социологией организаций, экономической социологией, социологией личности, социальной психологией.
Возможные критерии разграничения категорий труда и «не-труда». Основные подходы к определению категории «труд». Разграничение категорий «труд» и «творчество». Двойственный характер труда. Абстрактный и конкретный труд.
Экономика и социология как основные науки о труде. Человек как субъект труда глазами экономиста и социолога. Основные категории социологии труда. Простой процесс труда. Содержание индивидуального и общественного труда. Условия, организация и характер труда. Трудовая деятельность и трудовое поведение. Отношение к труду, удовлетворенность трудом и трудовая мобильность. Взаимосвязь основных категорий социологии труда.
Основная дитература
Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Глава 1. сс. 9-18.
Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хозяйства при Правительстве РФ. Ф-т. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. Глава 1. сс. 11-23. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. рр.6-42.
Kalleberg A.L., Sorensen A. B. The Sociology of Labor Markets. // Annual Review of Sociology, Vol.5 (1979),pp.351-379.
Дополнительная литература
Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд. // Западная экономическая социология: Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев. Хрестоматия современной классики. М., РОССПЭН, 2004, сс. 369-400.
Полякова Н.Л. Труд в социологической теории. Вестник МГУ, серия 18 (социология и политология). 2004, №2.
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА.
Основные этапы становления зарубежной социологии труда. Историческое развитие понимания труда до возникновения социологии труда. Предпосылки возникновения научной социологии труда. Вопросы отчуждения и разделения труда в работах А.Смита, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Проблемы научной организации и стимулирования труда в работах Ф.Тейлора и Г. Форда. Социальная философия фордизма.
Теория бюрократической организации Вебера. Административная теория Файоля.
Доктрина «человеческих отношений» и Хотторнские эксперименты Э.Мейо. Возникновение и развитие концепции «качества рабочей жизни» и ее содержательное наполнение.. Эксперименты по «обогащению труда».
Основные этапы становления отечественной социологии труда. Дореволюционный этап развития социологии труда. Субъективная социология о роли общины (Н.К.Михайловский, В.В. Берви-Флеровский). Трудовая проблематика в работах М.И.Туган-Барановского, А.Лаппо-Данилевского. Марксистское направление (Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин). Эмпирические исследования проблем труда в конце ХIХ -начале XX века.
Социология труда в России в послереволюционный период.. Развитие социологических идей о труде в 20-30-е годы. Научные взгляды С.Г.Струмилина, Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова. Научная организация труда как ведущее направление в развитии организации труда в 20-30-е годы (А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Н.А.Витке и др.). Свертывание социологических исследований в 30-е годы.
Возрождение российской социологии труда в 60-е годы. Исследования Е.Г.Антосенкова, ЛАГордона, А.Г.Здравомыслова, Э.В.Клопова, Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Т.И.Заславской, Н.В.Рывкиной, О.И.Шкаратана, В.А.Ядова и др.
Основная литература
Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 13 (сс.270-283).
Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Сс.34-47.
Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс. 15-41.
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. рр. 85-108.
Дополнительная литература
Бурдянский И. М. Против механицизма в рационализации: (Ошибочность и вредность «теории» рационализации О.А. Еманского). М., 1931.
Веселов Ю. В. Экономическая социология в России: история и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 11. № 2.
Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). М.. 1924.
Гастев А. К. Как надо работать. М., 1972.
Голосенко И. А. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России // Социол. исслед. 1991. №10.
Керженцев П. М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. М.; Пг., 1923.
Ковалевский М. М. Социология // Сочинения: В двух томах. Т. 1. СПб: Алетейя, 1997.
Тейлор Ф. У. "Принципы научного менеджмента". Гл.1. Предпосылки научного управления. http://finbook.biz/description.html?prm=109
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Электронная версия: © «НиТ. Раритетные издания», 1998. Введение. http://www.improvement.ru/bibliot/ford/ford001.shtmБерви-Флеровский В.В. Избранные экономические произведения. В. 2 т. – М., 1958-1959, т. 1.У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
Тема 3. ТРУД КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Процесс труда, его структура и основные функции. Труд как целесообразная деятельность и как процесс.
Двойственная природа труда: труд как средство взаимодействия между человеком и природой и как основа взаимодействия между людьми в процессе производства. Разделение и кооперация труда. Перемена видов труда. Их исторический характер и формы проявления.
Труд как система социальных отношений. Сущность и структура трудовых отношений. Социальные субъекты трудовых отношений.
Характер и содержание труда; их взаимосвязь. Характер и социальная природа труда в аграрных, индустриальных и информационных обществах.
Технологические и функциональные особенности содержания труда в первичной, вторичной, третичной и четверичной сферах занятости. Влияние информационной технологической революции на содержание труда.
Рабочее место в индустриальном и информационном производстве. Экономический и социальный механизмы воспроизводства рабочих мест. Проблема сбалансированности рабочих мест по характеру и содержанию труда в контексте качества человеческих ресурсов. Классификация профессий и типология групп по характеру и содержанию труда.
Основная литература
Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 13 (сс.270-283).
Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Сс.87-103.
Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. Гл. 2, сс. 23-42; Гл. 3, сс. 42-61. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. Сс. 111-132.
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 15-37.
Дополнительная литература
Ващалова Т.В. Социальные факторы техносферы: опыт анализа статистики // СоцИс. - 2006. - № 1.
Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд. // Западная экономическая социология: Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев. Хрестоматия современной классики. М., РОССПЭН, 2004, сс. 369-400.
Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс. 45-67.
Pahl R. (ed.) On Work: Historical, Comparative and Theoretical Approaches. Oxford.-Basil Blackwell. 1988. Pp. 54-79.
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 45-84.
Kalleberg A.L., Sorensen A. B. The Sociology of Labor Markets. // Annual Review of Sociology, Vol.5 (1979),pp.351-379.
Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ТРУДА.
Общая характеристика социальных процессов в сфере труда. Сущность и структура трудовой адаптации. Личностные и производственные факторы трудовой адаптации, ее виды и этапы. Объективные и субъективные показатели адаптированности работников. Взаимосвязь процессов мобильности и производственной адаптации.
Социальный контроль в сфере труда. Механизмы социального контроля. Виды и основные компоненты контроля трудового поведения. Социальные нормы, санкции, их классификация. Особенности санкций как оперативных (ситуационных) стимулов трудового поведения работников.
Социальные конфликты в сфере труда. Причины возникновения, стороны конфликта, динамика протекания трудовых конфликтов и механизмы их разрешения. Социологическая характеристика забастовки. Социальная напряженность в сфере труда и методы ее измерения. Эмпирические исследования трудовых конфликтов.
Методы разрешения трудовых конфликтов в развитых странах Запада. Роль профсоюзов в урегулировании трудовых конфликтов. Функции арбитража в урегулировании трудовых конфликтов. Судебные и досудебные методы регулирования трудовых конфликтов.
Трудовые конфликты в современной России. Диагностика предконфликтных ситуаций на предприятии. Эмпирические исследования забастовочной активности в России.
Основная литература
Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Сс. 269-299.
Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003..Гл. 4, сс. 61-81 http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. Сс. 111-132.
Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 146-186.
Дополнительная литература
Employer Strategy and the Labour Market / Ed. J.Rubery, F.Wilkinson. Oxford: Oxford University Press, 1994.
Верховин В.И. Трудовое поведение. М., 2003.
Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс.151-167, 175-207.
Тема 5. ТРУД КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Труд как одна из фундаментальных ценностей хозяйственной культуры. Культура труда. Качество труда. Профессионализм. Личностный и институциональный уровни хозяйственной культуры и значение труда.
Функции хозяйственной культуры и труд. Ценность труда в традиционных обществах. Трудовая деятельность и ведение хозяйства в добуржуазных обществах. Субкультура «мещанских добродетелей» в традиционных обществах. Смыслы труда в буржуазной хозяйственной культуре. М. Вебер об особенностях капиталистической хозяйственной культуры. Хозяйственная активность как религиозный долг. Протестантизм и ценности профессионализма. Нравственная легитимизация предпринимательства. Отношение протестантской этики к богатству и успеху. В.Зомбарт об особенностях «высококапиталистического духа». Д. МакКлелланд о роли труда в условиях «достижителъного общества». Р.Мертон о противоречиях «достижителъного общества». Социалистическая хозяйственная культура. Мобилизационный характер хозяйственной культуры в СССР. Трудовые ценности в условиях социалистической хозяйственной культуры.
Трудовая культура и занятость в постиндустриальном обществе. Изменение базовых мотиваций деятельности и наделение профессионального труда новым смыслом. Падение интереса к индустриальным формам труда. Изменение концепции «экономического человека». Труд и культура «постмодерна». Изменения в трудовой культуре постиндустриального Запада. Изменение отношения к труду. Расширение массовой досуговой культуры. Изменение характера труда. Качественно новое состояние рабочей силы.
Основная литература
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Сс. 60-95. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994. Отдел IV. Буржуа прежде и теперь. сс. 117-144.
Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. 1994. Т. 3. № 2. С. 54-96. http://ecsocman.hse.ru/text/33722289/ либо Коваль Т.Б. Этика труда православия. Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 55-70. http://ecsocman.hse.ru/text/18522535/
Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. Издательство Магистр. М., 1998. Гл.1-3. (электронная версия) либо Зарубина Н.Н. Социокультурные особенности хозяйственной деятельности. Социологические исследования. 1994. № 8-9. С. 47-58. http://ecsocman.hse.ru/text/16694679/
Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. сс. 81-96. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html
Дополнительная литература
Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 2000. С.230-246.; Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. // Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 79-104.
Гвоздева Е. Особенности национальной работы. Отечественные записки, № 3 (12) (2003). http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=545
Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйственной деятельности // Социологические исследования, 1994, № 8-9.
Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание. // Мир России. 1998. №4. сс. 113-144. http://www.isras.ru/research/publication.shtml?pubid-23 либо < |