Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
ОТЧЕТ по итогам реализации проекта по проведению независимой оценки
в целях формирования рейтинга государственных учреждений социального обслуживания Калининградской области, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области Руководитель проекта:
ведущий специалист
РЦ «Высшая школа государственного управления»
ведущий специалист
Л.Л. Карама
Калининград 2015 В целях реализации подпункта «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и планом мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487- р, в период с 16 сентября 2015 года по 30 ноября 2015 года была проведена независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения.
Проведение независимой оценки показателей качества работы организаций социального обслуживания осуществляется последовательно в 4 этапа 1. Организационный этап
Определение (при необходимости дополнение) Перечня организаций, подлежащих независимой оценке качества в текущем периоде, уточнение (дополнение) при необходимости показателей качества работы организаций социального обслуживания, определение методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения.
2. Подготовительный этап
Осуществляется разработка методик и инструментария сбора первичной информации, в том числе рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации, анкет.
3.Этап сбора первичной информации
Проведение «полевого этапа» исследования - сбор первичных данных и их обработка в соответствии с разработанными методами, выбранными или разработанными методиками; сбор статистических данных; проведение анкетирования (опросов); независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации; заполнение отчетных форм представления информации.
4.Этап анализа и оценки качества работы организаций социального обслуживания
Систематизация полученных данных, систематизация выявленных проблем деятельности организации социального обслуживания, расчет интегральной оценки качества работы организаций социального обслуживания и формирование рейтинга, общественное обсуждение результатов независимой оценки и разработка предложений по улучшению качества работы организаций социального обслуживания
Результаты реализации 1-го организационного этапа:
Определение типов и перечня учреждений
Перечни определялись в соответствии с реестрами поставщиков социальных услуг с учетом:
типов организаций (организации стационарного, полустационарного, нестационарного социального обслуживания и организации надомного социального обслуживания);
категорий получателей социальных услуг (взрослые дееспособные, дети, взрослые и дети с ОВЗ).
Было определено 7 типов организаций социального обслуживания, участвующих в независимой оценке качества: специализированные учреждения обслуживания семьи и детей (13 организаций), реабилитационные центры для инвалидов (7 организаций), нестационарные учреждения социального обслуживания (22 организаций), центры помощи детям оставшимся без попечения родителей (7 организаций), специализированные учреждения обслуживания семьи и детей (10 организаций), учреждения социально-трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий (2 организации), прочие учреждения социального обслуживания (2 организации). см. Приложение 1.
Методика разработана на основании: приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 391а «О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания»; приказа Правительства Калининградской области от 18 апреля 2014 г N 157 «О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания»
Система показателей и критериев разработана на основе показателей, утвержденных приказом Министерства труда РФ от 8 декабря 2014 г. № 995н.
Определение критериев и показателей независимой оценки
За основу были приняты показатели и критерии, изложенные в приказе Министерства труда РФ от 8 декабря 2014 г. № 995н, в которые была внесена корректировка. Например, в Подкритерий 2.1.2: «оборудование входных зон на объектах оценки для маломобильных групп населения» было добавлено: «внутреннее обустройство помещения (пандусы, лифты, пороги, поручни, ширина дверного проема)». Из системы показателей и критериев были исключены некоторые подкритерии. Например, подкритерий: «открытость и прозрачность государственных и муниципальных учреждений» - показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в сети «Интернет», так как на портале на момент проведения оценки отсутствовала информация о оцениваемых организациях.
Для учета различных форм обслуживания при проведении независимой оценки выделены универсальные показатели, критерии и подкритерии, подходящие для любых организаций, а также вариативные учитывающие следующие формы обслуживания - стационарное, полустационарное, надомное, нестационарное. См. Приложение 2.
Описание системы подсчета результатов
Проработана система подсчета интегральной оценки организации.
Она разделена на две части:
Подготовка и проведение сбора первичной информации:
Для каждого учреждения подбирается система оценки по универсальным показателям/ критериям/ подкритериям, и дополнительно по показателям/критериям/подкритериям из вариативной части согласно форме обслуживания.
Подсчитывается суммарный вес подкритериев/ критериев/ показателей из универсальной и вариативной части - максимально возможная оценка учреждения (Qmax).
Определяется инструментарий для сбора первичной информации согласно категориям получателей социальных услуг и формам обслуживания организации.
Проводится сбор первичной информации.
Обработка данных:
1) Подсчитывается реальная оценка организации (Qreal) по критериям и подкритериям собрав информацию по соответствующим элементам инструмента. Обработка первичной информации проводится в 100-бальной системе согласно Приложению 2.
2) Далее производится пересчет полученной оценки в 10-бальную для составления рейтинга. Для получения 10-бальной оценки реальную оценку организации(Qreal) делим на максимально возможную(Qmax) и умножаем на 10.
Результаты реализации 2-го подготовительного этапа:
На подготовительном этапе определены методы сбора первичной информации: дистанционный мониторинг информации, анализ документации организаций, анализ официальных интернет-сайтов, опрос, наблюдение, структурированное интервью, анкетирование, фокус-группы и определено соответствие для каждого критерия и подкритерия. см. Приложение 3.
Дистанционный мониторинг – универсальный источник информации, через этот источник информации происходит анализ сайта и оценка качества дистанционного реагирования сотрудников организации (по телефону и e-mail).
Экспертная оценка – непосредственная (с выездом) оценка экспертом организации социального обслуживания – навигации, открытости и доступности необходимой информации, доступной среды. Особенно важным это источник становиться в случае оценки организаций, клиентами которых являются недееспособные граждане либо малолетние дети, которые не могут дать вербальную обратную связь через анкетирование или интервью.
Анкетирование – используется повсеместно, разработаны анкеты для взрослых клиентов, детей, сотрудников организаций.
Фокус-группа – групповой структурированный опрос клиентов организаций социального обслуживания по показателям и критериям предусмотренной независимой оценкой.
Разработаны анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания (отдельно для детей и взрослых) и анкета для сотрудников. Для учета особенностей различный категорий клиентов и форм обслуживания организаций социального обслуживания вопросы анкет разделили на две части: базовая – для всех категорий и вариативная – учитывающая особенности. См. Приложение 4.
Также была разработана форма дистанционного мониторинга информации см. Приложение 5, а также бланки отчетов экспертов. см. Приложение 6 и бланк наблюдения см. Приложение 7.
Для подготовки экспертов были проведены ряд консультационных семинаров, на которых среди прочих были рассмотрены стратегии поведения с различными категориями клиентов, организация опроса и т.д. Для осуществления сбора первичной информации были привлечены слушатели профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» Западного филиала РАНХиГС.
На этапе сбора первичной информации: проведено анкетирование в целях изучения мнения клиентов о качестве оказания социальных услуг, фокус-группы; проанализирована информация на официальных сайтах; рассмотрены другие источники информации о качестве работы учреждения; составлены отчеты, по независимой оценке, качества работы учреждения;
Пример отчета дистанционного мониторинга:
№ п/п
| Организация
| Максим.
кол-во баллов 7,75
| Стационарные учреждения социального обслуживания
| 1
| ГБСУСО КО «Социальный центр «Два поколения»
| 1,0
| 2
| ГБСУСО КО «Советский психоневрологический интернат»
| 4,8
| 3
| ГБСУСО КО «Светлогорский социально-оздоровительный центр «Мечта»
| 4,5
| 4
| ГБСУСО КО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая усадьба»
| 0,0
| 5
| ГБСУСО КО «Добровольский психоневрологический интернат «Дубрава»
| 2,5
| 6
| ГБСУСО КО «Большаковский психоневрологический интернат»
| 2,0
| 7
| ГБСУСО КО «Долгоруковский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов»
| 5,8
| 8
| ГБСУСО КО «Гусевский психоневрологический интернат»
| 2,8
| 9
| ГБСУСО КО «Геронтопсихиатрический центр»
| 1,0
| 10
| ГБСУСО КО «Психоневрологический интернат «Надежда»
| 2,5
| 11
| ГБСУСО КО «Громовский психоневрологический интернат»
| 2,5
| 12
| ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
| 4,8
| 13
| ГБУСО КО «Центр социальной реабилитации для наркозависимых граждан «Большая поляна»
| 2,8
| Учреждения социально-трудовой реабилитации лиц
без определенного места жительства и занятий
| 1
| ГБУСО КО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий»
| 2,5
| 2
| ГБУСО КО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс»
| 0,0
| Нестационарные учреждения социального обслуживания
| 1
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Калининграде»
| 4,3
| 2
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Неманском муниципальном районе»
| 5,8
| 3
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Гурьевском городском округе»
| 6,1
| 4
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Гусевском муниципальном районе»
| 6,5
| 5
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Зеленоградском районе»
| 6,3
| 6
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Правдинском районе»
| 4,5
| 7
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Советском городском округе»
| 4,8
| 8
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Черняховском муниципальном районе»
| 6,3
| 9
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Полесском городском округе»
| 2,7
| 10
| МУСО «Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов «Гармония»
| 5,3
| 11
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Пионерском городском округе»
| 5,9
| 12
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Светлогорском городском округе»
| 3,0
| 13
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Нестеровском районе»
| 3,0
| 14
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Славском муниципальном районе»
| 3,0
| 15
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Озерском городском округе»
| 7,6
| 16
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Янтарном городском округе»
| 3,0
| 17
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Гвардейском районе»
| 3,8
| 18
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Багратионовском муниципальном районе»
| 3,8
| 19
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Светловском городском округе»
| 6,3
| 20
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Краснознаменском муниципальном районе»
| 6,3
| 21
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Мамоновском городском округе»
| 3,1
| 22
| МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Ладушкинском городском округе»
| 3,8
| Реабилитационные центры для инвалидов
| 1
| ГБУСОКО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок»
| 5,5
| 2
| ГБУСОКО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина»
| 2,5
| 3
| ГБУСОКО «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Детство»
| 2,5
| 4
| ГБСУСОКО «Региональный реабилитационный центр для инвалидов «Новые горизонты»
| 2,8
| 5
| ГАУКО «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»
| 2,5
| 6
| ГБСУСО КО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Аистенок»
| 2,8
| 7
| ГБСОКОПОО «Советский техникум-интернат»
| 2,5
| Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
| 1
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Колосок»
| 0,0
| 2
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток»
| 2,5
| 3
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом»
| 2,5
| 4
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда»
| 2,5
| 5
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Эдельвейс»
| 2,8
| 6
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Берег надежды»
| 2,8
| 7
| ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Тёплый дом»
| 3,0
| 1
| ГБУСО «Социальный приют для детей и подростков «Надежда»
| 2,5
| 2
| ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Крошка Дельфин»
| 2,5
| 3
| ГБУСО «Социальный приют для детей и подростков в городе Калининграде»
| 2,5
| 4
| ГБУСО «Социальный приют для детей и подростков «Островок надежды»
| 2,5
| 5
| ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям»
| 2,5
| 6
| ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»
| 5,0
| 7
| ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»
| 5,0
| 8
| ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Журавленок»
| 2,5
| 9
| ГАУКО «Областной кризисный центр помощи женщинам»
| 5,0
| Прочие учреждения социального обслуживания
| 1
| ГБСОУ КО «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области»
| 5,5
| 2
| ГБУСО «Дом ветеранов»
| 3,8
| |