Пояснительная записка
программа составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов.
Об образовании: федер. Закон. – М. : Инфа-М, 2006.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Кукушкина // Дефектология. – 2009. - № 1. – С. 5–18
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Коррекционные образовательные учреждения : нормативные правовые документы.– М. : ТЦ Сфера, 2004.
Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида / под ред. В.В. Воронковой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида /науч. рук. И.М. Бгажнокова. – М. : Просвещение, 2003.
О защите прав ребенка : закон Свердл. Области от 23.10.95 № 28-03 с изменениями и дополн. От 30.04.97 // Нормативное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. – Екатеринбург, 1991.
Учебный план специальной (коррекционной) школы № 75.
Годовой план работы специальной (коррекционной) школы № 75. Ситуации профориентации, поиска работы и трудоустройства включены в программу факультатива «Ищу работу» для 10 класса.
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по предложенной программе будут знать, как поступить в ПУ; искать работу и трудоустроиться; обращаться в различные учреждения; работать с различными документами; общаться с работодателями и членами трудового коллектива.
В программе предусматривается создание ситуации выбора жизненного пути после окончания школы.
В программу включены различные формы обучения: уроки и экскурсии; различные методы учебы: объяснение, беседа, деловое письмо, составление словаря понятий, пояснительное чтение, упражнение, ролевая игра, тестирование.
Программа дает общие сведения о документах гражданина РФ: название, содержание записей, их предназначение, условия хранения и заполнение различных анкет, карточек на основании личных документов учащихся. Предусматривается изучение всех нормативных документов, имеющих отношение к изучению той или иной темы, экскурсии и практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, а также тренинги по заполнению различных анкет и документов, которые могут встречаться в обстановке реального общения с предполагаемым работодателем.
Программа представляет учащимся возможность в конце учебного года, посоветовавшись с родителями, с классным руководителем, сделать свой осознанный выбор.
Для учащихся, имеющих отклонения в умственном развитии, характерно завышение или, наоборот, занижение самооценки. Курс «Ищу работу» предусматривает задачу обучить детей адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями рынка труда. Таким образом, в процессе прохождения курса учитель формирует необходимые в данном аспекте свойства личности умственно отсталого ребенка.
Для слабых учащихся вводится информация не только о работе в производственной сфере, но и о работе на дому и в производственных лечебно-трудовых мастерских.
Учебный план.
-
| Количество недель
| Количество часов в неделю
|
Всего часов
|
1 четверть
| 9
| 1
| 9
| 2 четверть
| 8
| 1
| 8
| 3 четверть
| 8
| 1
| 8
| 4 четверть
| 9
| 1
| 9
| Всего: 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец года.
Учащиеся должны знать:
Названия документов и их значение
Условия хранения документов
Свои возможности трудоустройства или продолжения обучения в ПУ
Перечень документов, необходимых для трудоустройства и поступления в ПУ
Требования к выбранной профессии
Местонахождения территориального отдела службы занятости
Категории социальной защиты (инвалиды, молодежь)
Порядок приема на работу и увольнение
Права и обязанности работников
Охрану труда
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в документах
Заполнять анкету
Написать заявление при поступлении на работу, в ПУ
Соотносить свои желания и возможности
Общаться с работодателями, приемной комиссией, администрацией школы
Скомплектовать пакет документов для поступления на работу или в ПУ
Взаимодействовать со специалистами службы занятости
Соотносить себя с определенной категорией социальной защиты
Составлять резюме
Перечень учебно-методического обеспечения данного курса.
Учебная программа
| Учебники
| Методические пособия
| Дидактические пособия
| Материал для контроля
| Программа «Ищу работу» для СКОУ 8 вида (9-11 классы)
Составители: Е.И.Капланская, В.Н.Плыгунова
|
| «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида (книга вторая)» под ред. А.М.Щербаковой
| Кроссворды, тесты, инструкции, анкеты, видеофильмы, иллюстрации, схемы, таблицы, карточки, бланки, копии и образцы документов.
| Тесты, анкеты, опросники, карточки, картинки, схемы, таблицы, бланки.
|
Содержание программы.
| Название раздела программы
| Кол-во часов
| Содержание
| Понятия
| Умения
| 1
| Документы
| 9
| Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ.
| Паспорт гражданина РФ, медицинский полис, СНИЛС, ИНН, свидетельство о рождении.
| - ориентироваться в документах,
- заполнять бланки.
| 2
| Профориентация.
| 8
| Знакомство с профессиями столяра-плотника, штукатура-маляра, озеленителя, ткача, швеи. Условия приема в ПУ.
| Профессия, приемная комиссия, ПУ, столяр-плотник, штукатур-маляр, озеленитель, ткач, швея.
| - общаться с приемной комиссией,
- писать заявление о приеме в ПУ,
- соотносить свои желания и свои возможности.
| 3
| Пути поиска работы.
| 8
| Поиск работы. Обращение в службу занятости. Составление резюме. Документы для поступления на работу.
| Служба занятости, резюме, мед. комиссия.
| - общаться с работодателями,
- взаимодействовать со специалистами службы занятости,
- составлять резюме.
| 4
| Трудовой кодекс РФ.
| 9
| Прием на работу и увольнение. Охрана труда. Обязанности и права работника.
| Трудовой кодекс, трудовая книжка, охрана труда, права, обязанности.
| - соблюдать охрану труда,
- соблюдать права и обязанности работника.
| Тематическое планирование
1 четверть – 9 часов. Документация
№ п/п
| Тема
| Дата
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| план
| факт
| Должен знать
| Должен уметь
| 1
| Вводное занятие.
| 01.09
|
| Знакомства с предметом
| Цель учебного предмета
| Слушать , анализировать информацию
| 2
| Общие сведения о документах.
| 08.09
|
| Документы гражданина РФ. Образцы документов.
| Образцы документов.
| Пользоваться образцами документов.
| 3
| Прочтение документов и заполнение бланков.
| 15.09
|
| Бланк, серия, номер, реквизиты. Образцы бланков и документов.
| Образцы бланков и документов.
| Читать , ориентироваться в документах
| 4
| Порядок получения паспорта.
| 22.09
|
| УФМС, паспорт, утеря.
Образец паспорта, заявления. Экскурсия
| Адрес нахождения паспортного стола
| Заполнять бланки
| 5
| Порядок получения СНИЛС.
| 29.09
|
| СНИЛС, пенсионный фонд. Практическое занятие
| Порядок получения СНИЛС.
| Заполнять заявления
| 6
| Порядок получения мед. полиса.
| 06.10
|
| Мед. полис, мед. страховая компания.
экскурсия
| Порядок получения СНИЛС.
| Заполнять заявления
| 7
| Порядок получения ИНН.
| 13.10
|
| ИНН, УФСИН. Экскурсия
| Порядок получения ИНН
| Заполнение бланка
| 8
| Дополнительные документы.
| 20.10
|
| Трудовая книжка, сбер-книжка, мед. книжка. Обсуждение
| Дополнительные документы.
| различать
| 9
| Обобщающий урок по теме: «Документы»
| 27.10
|
| Анкеты, бланки заявлений. Практическая работа Заполнение образцов
| Планировать свою деятельность
| Заполнение образцов
|
| 8 часов. Профориентация
| 8 часов
|
|
|
|
| 1
| Профессия: столяр – плотник.
| 10.11
|
| Столяр – плотник. Инструменты. В/ф «Профессии»
| О профессии столяр – плотник.
| Профессию: столяр – плотник
| 2
| Профессия: штукатур – маляр.
| 17.11
|
| Штукатур – маляр. Инструменты. В/ф «Профессии»
| О профессии штукатур – маляр
| Профессию: штукатур – маляр
| 3
| Профессия: озеленитель.
| 24.11
|
| Озеленитель Инструменты. В/ф «Профессии»
| О профессии озеленитель.
| Профессию: озеленитель.
| 4
| Профессия: ткач.
| 01.12
|
| Ткач Инструменты. В/ф «Профессии»
| О профессии ткач.
| Профессию: ткач.
| 5
| Профессия: швея.
| 08.12
|
| Швея Инструменты. В/ф «Профессии»
| О профессии швея.
| Профессию: швея.
| 6
| Условия приема в ПУ.
| 15.12
|
| ПУ, приемная комиссия. Экскурсия
| Условия приема в ПУ.
| Вежливо вести себя с работниками ПУ
| 7
| Социальная защита.
| 22.12
|
| Инвалид, молодежь. Буклеты. Устный опрос
| Социальная защита.
| Социальную защиту молодежи.
| 8
| Обобщающий урок по теме «Профориентация».
| 29.12
|
| Тестирование . проверить знания учащихся
| Планировать свою деятельность
|
| 10 часов. Пути поиска работы.
1
| Поиск работы.
| 12.01
|
| Работодатель. Газеты, объявления. Поиск работы
| Где можно искать работу
| Ориентироваться в объявлениях
| 2
| Ярмарка вакансий.
| 19.01
|
| Ярмарка, вакансия. Экскурсия
| Соблюдать правила ДД
| Ориентироваться в объявлениях
| 3
| Служба занятости.
| 26.01
|
| Служба занятости
Экскурсия
| Адрес службы занятости.
|
| 4
| Заполнение документов в службе занятости.
| 02.02
|
| Специалист Экскурсия Заполнение документов в службе занятости.
| Заполнение документов в службе занятости.
| Заполнение бланков
| 5
| Составление резюме.
| 09.02
|
| Составление резюме. Образец резюме.
| Составлять резюме.
| правильно составлять резюме.
| 6
| Документы для поступления на работу.
| 16.02
|
| Документы для поступления на работу Документы
| Документы для поступления на работу.
| заполнять документы для поступления на работу.
| 7
| Заполнение бланков при трудоустройстве.
| 02.03
|
| Автобиография, анкета Анкеты, карточки по учету кадров, автобиография.
| Заполнять бланки при трудоустройстве.
| Заполнение бланков
| 8
| Обобщающий урок по теме «Пути поиска работы».
| 16.03
|
| Игра «Ищу работу»
| Соблюдать правила
| Ориентироваться в игре
|
9 часов. Трудовой Кодекс РФ.
1
| Трудовой Кодекс.
| 30.03
|
| Трудовой Кодекс Обсуждение
| Ориентироваться в трудовом Кодексе.
| Трудовой Кодекс.
| 2
| Порядок приема на работу и увольнение.
| 06.04
|
| Порядок приема на работу и увольнение.
| Порядок приема на работу и увольнение.
| Корректно вести себя при собеседовании
| 3
| Трудовая книжка.
| 13.04
|
| Трудовая книжка
|
|
| 4
| Охрана труда.
| 20.04
|
| Инструкции, охрана труда
| Инструктаж
| Соблюдать правила
| 5
| Обязанности работника.
| 27.04
|
| Тестирование
| Планировать свою деятельность
|
| 6
| Права работника.
| 18.05
|
| Права работника.
| Планировать свою деятельность
| Соблюдать проа
| 7
| Прохождение мед. комиссии.
| 25.05
|
| Прохождение медицинской комиссии
| Значение прохождение мед. комиссии.
| Ориентироваться в прохождени мед. комиссии.
| 8
| Обобщающий урок по теме «Трудовой Кодекс».
| 26.05
|
| Устный опрос по пройденной теме
| Ориентироваться в задании
| Планировать свою деятельность
| 9
| Итоговый урок по курсу «Ищу работу»
| 27.05
|
| Тестирование проверить знания учащихся
| Ориентироваться в задании
| Планировать свою деятельность
| |