Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2


НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования Приложение 2
страница1/39
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 120 г.Челябинска



Основная образовательная программа

начального общего образования
Приложение 2

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Оглавление

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Удивительный мир слов ………………………………………….

Друзья мои- книги…………………………………………

Химия без лаборатории …………………………………………………...

Мир геометрии …………………………………………………………….

Занимательное краеведение…………………………………

Экономика …………………………………………………………………

Я – исследователь …………………………………………………………

Легоконструирование …………………………………………………….

Азбука общения……………………………………………………………

Звонкие голоса …………………………………………………………….

Риторика …………………………………………………………………..

Музыкальный коллаж ……………………………………………………

Фантазеры …………………………………………………………………

Креативная живопись …………………………………………………….

Музей в твоем классе ……………………………………………………

Я – гражданин России …………………………………………………

Школа маленьких волшебников ………………………………………….

Мир вокруг нас …………………………………………………………....

Безопасность на дорогах ……………………………………………….

Бегай, прыгай и играй ……………………………………………………

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 379 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г.№01-438 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010г.»

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова.-Самара:Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров», 2011.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Удивительный мир слов» разработана в целях расширения содержания образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Объем учебного материала в курсе «Удивительный мир слов» выходит за рамки программы по русскому языку для 2 класса. В основном, это касается исторического материала. В занимательной форме в программе даются сведения по лексикологии современного русского языка, графике и орфографии, ономастике, этимологии, фразеологии и словоупотреблению. Данная программа внеучебной деятельности соответствует образовательным потребностям учащихся и их родителей, а также подкреплена кадровым и материально-техническим обеспечением.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Общая характеристика курса

«Удивительный мир слов» является интегрированным курсом изучения методов исследовательской деятельности на примере явлений русского языка.

Изучение курса «Удивительный мир слов» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи «Удивительного мира слов» как предмета филологического цикла – изучать явления русского языка, развивать коммуникативные умения, организовать исследовательскую деятельность младших школьников.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому программа «Удивительный мир слов» как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот курс способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом научно-познавательного (общеинтеллектуального) направления, «Удивительный мир слов» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями русского языка, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, приобрести навыки исследовательской работы.

Место курса в основной образовательной программе начального общего образования

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной учебной деятельности учащихся.

На изучение программного материала отведено 34 часа в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе и языку своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5.1 Ожидаемый результат курса:

Учащиеся должны научиться проводить анализ явлений русского языка. Они должны увидеть реальное применение своих знаний на практике.

Научиться применять в практической деятельности методы исследования явлений языка и фиксировать результаты своих наблюдений.

Уметь планировать свою деятельность и научиться работать в группе.

Прийти к мысли, чтобы добиться успеха, надо добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Личностные

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- задавать вопросы; обращаться за помощью ;формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- строить понятные для партнера высказывания;

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

5.2 Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-публичные выступления ребёнка;

-участие в проектных сессиях, мини-конференциях;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Содержание курса «Удивительный мир слов»

Отбор содержания всего курса осуществлялся с учетом трех факторов: 1) образовательные государственные нормы (см. Стандарты второго поколения); 2) цель обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, которая в применении к изучаемому предмету конкретизируется как освоение коммуникативной функции языка; 3) возрастные и индивидуальные особенности обучаемых.

Лексика.

Что такое лексика? Слово и его лексическое значение. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Омонимия. Синонимия. Антонимия. Этимология. Устаревшие слова. Неологизмы. Практическое пользование справочной литературой

Фонетика.

Звуки русского языка. Гласные и согласные звуки. Значение фонемы в образовании слова. Практическое пользование справочной литературой

Графика и орфография.

Что такое орфограмма? Проверяемые и непроверяемые написания. Родственные слова. Правила русской орфографии. Практическое пользование справочной литературой.

Тренинг исследовательских способностей.

Самостоятельная исследовательская практика.

Мониторинг исследовательской деятельности.

Календарно - тематическое планирование курса «Удивительный мир слов»





Количество

часов


Дата


Тема занятия


Содержание


Практическая деятельность учащихся с элементами исследования


Формирование УУД


1.


1




В мире безмолвия и

неведомых звуков

Устная речь. Как люди научились говорить. Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы?

Гипотезы возникновения речи.

Объяснять значение речи, общения в жизни людей
Практические задания на продуцирование гипотез.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (гипотезу) на основе работы с материалом;



2.


1




В Страну Слов. Первые встречи.

Тематические группы слов. Что такое классификация и что значит «классифицировать»?

Практическое задание на классифицирование слов по разным признакам.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме



3.


1




К тайнам волшебных слов.

Слова - приветствия. Загадки как определения понятий.

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Личностные

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Коммуникативные договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;



4.


1




Выбор друзей в Стране Слов.

Значение фонемы.

Знакомство с умозаключением.

Моделировать слова, заменяя фонемы.

Как правильно делать умозаключения – практические задания.

Познавательные

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя


5.


1




К несметным сокровищам Страны Слов.

Знакомство со словарями. Орфографический словарь.

Практическое пользование словарями.

Повторение изученных правил.


6.


1




Чудесные превращения слов.

Значение фонемы.

Игры со словами.


7.


1




В гости к Алфавиту.

Что такое алфавит. Зачем нужно знать алфавит.

Практическое пользование алфавитом

Обогащение словарного запаса ребенка.

Личностные

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов

Коммуникативные

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;



8.


1




К тайнам звуков и букв.

Различение понятий «звук» и «буква».

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировки вопросов?

Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.


9.


1




Встреча с радугой.

Правильное употребление слов.

Учимся выделять главное и второстепенное.

Упражнения в подборе определений

Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Личностные

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Познавательные

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



10.


1




В Страну Говорящих Скал.

Письменная речь. Появление письменности.

Учимся выделять главное и второстепенное.

Работа с текстом.

Практическая работа – выявление логической структуры текста.


11.


1




В глубь веков на машине времени.

Письменная речь.

Как делать схемы.

Распознавание гласных и согласных звуков.

Практические задания по созданию схем слов. Практическое задание «Пиктограммы».


12.


1




В Королевстве Ошибок.

Орфография. Словарные слова. Этимология. Что такое справочник, энциклопедия, словарь.

Практическое пользование словарями.

Способы проверки орфограмм.

Личностные

осознавать роль языка и речи в жизни людей

Регулятивные

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные : делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



13.


1




В Стране Слогов.

Принципы слогообразовавния. Что такое парадокс?

Делить слова на слоги.

Практическая работа «Наблюдение за смыслом парадоксальных высказываний»


14.


1




Неожиданная остановка в пути.

Речь. Слово. Слог. Звук. Значение слова. Самостоятельные слова.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Уточнение лексического значения слова по словарю.

Практические задания по проведению эксперимента.


15.


1




В удивительном городе Неслове.

Признаки слова.

Эксперименты со словами.

Практическое задание по экспериментированию с моделями слов.

Личностные

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Познавательные

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя


16.


1




Чудеса в Стране Слов.

Новое значение слова. Многозначность.

Анализировать значение слова. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить



17.


1




К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Многозначность. Переносное значение слова.

Как планировать исследования и проекты.

Практическое задание по составлению плана проведения исследования учебника русского языка и разработка проекта «Словарные слова, имеющие не одно значение»


18.


1




На карнавале слов.

Омонимы. Омофоны. Омоформы.

Анализировать значение слова.

Различать слова по их лексическому значению


19.


1




В Театре близнецов.

Омонимы.

Что такое доклад? Как составить план доклада?

Анализировать значение слова.

Различать слова по их лексическому значению

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Коммуникативные

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли


20.


1




Конкурс знающих.

Омонимы.

Практическое задание «Слова-близнецы в учебнике русского языка»


21.


1




Новое представление.


Синонимы.

Анализировать значение слова. Строить синонимические ряды.

Практическое задание по составлению плана проведения исследования учебника русского языка и разработка проекта «Синонимы в рабочей тетради №3»

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (гипотезу) на основе работы с материалом;



22.


1




Необычный урок.

Антонимы.

Анализировать значение слова. Составлять антонимические пары.

Практическое задание по составлению плана проведения исследования учебника литературного чтения и разработка проекта «Антонимы в пословицах и поговорках»

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме



23.


1





Следопыты развлекают гостей.

Омонимы, синонимы, антонимы.

Анализировать значение слова.

Практическое задание на сравнения и метафоры.


24.


1




В Клубе веселых человечков.

Сочетаемость слов. Словоупотребление.

Редактирование текста. Умение заменять повторяющиеся слова синонимами.

Познавательные

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя


25.


1




Кружок русского языка.

Шарады. Анаграммы.

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях

Самостоятельное составление шарад и анаграмм.


26.


1




Первое занятие кружка.

Загадки и пословицы. Писатели о языке.

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Экспресс-исследование «Какие загадки знают ученики нашего класса»

Личностные

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Познавательные

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



27.


1




К словам-родственникам.

Однокоренные или родственные слова.

Уметь подбирать родственные слова.

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.


28.


1




Почему их так назвали?

Признаки родственных слов.

Подбор групп родственных слов.


29.


1




К прадедам, прапрадедам и пра…, пра…, пра…

Этимология.

Практическое пользование этимологическим словарем.

Исследовательская работа «Этимология словарных слов для 2 класса».


30.


1




Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова.

Исследовательская работа «Устаревшие слова в рабочей тетради №2.

Личностные

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;



31.


1




Полет в будущее.

Неологизмы.

Выделять незнакомые слова в тексте Выяснять значение непонятных слов



32.


1




Встреча с зарубежными друзьями.

Заимствованные слова.

Выделять незнакомые слова в тексте Выяснять значение непонятных слов


Личностные

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (гипотезу) на основе работы с материалом

Познавательные

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



33.


1




От Будилки и Знилозуба к Электрону с Искрой.

Откуда пришли в русский язык наши имена и что некоторые из них означали в старину.

Практическое задание на классифицирование имен учеников класса по разным признакам.


34.


1




К словам с крыльями.

Фразеология. Крылатые слова и выражения.

Исследовательская работа «Классификация фразеологизмов в учебнике русского языка для 2 класса».



    1. Описание материально – технического обеспечения

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

1.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова.-Самара:Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров», 2011.

2.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение, 2011.

3.. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

4. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.
Учебники

1. Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 2 класс.

В 2 ч. Ч. 1.

2.. Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 2 класс.

В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради

    1. Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2 класс




    1. Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2, 2 класс




    1. Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 3, 2 класс




    1. Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 4. 2 класс


Методические пособия

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

2.Саенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.


Определены цели внеурочной деятельности учащихся; раскрыта специфика направлений внеурочной деятельности, реализующих принципы дидактической системы Л. В. Занкова; названы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курсов; представлены основное содержание курсов, содержание каждого года обучения, описано материально-техническое обеспечение процесса внеурочной деятельности.

Отличительными особенностями учебников являются:

— предъявление каждого задания в виде познавательной задачи, создающей условия для развития мышления учащихся;

— постоянный возврат к пройденному материалу, обеспечивающий его закрепление на более высоком уровне осмысления;

— постепенное усложнение заданий, учитывающее уровень развития самостоятельности детей на конкретном этапе обучения;

— включение заданий для детей с разным уровнем подготовки, обусловленное реализуемым в системе Л.В. Занкова разноуровневым подходом к отбору учебного материала;

— сопровождение заданий повышенной трудности вариативными инструкциями.

Пособия знакомят с системой организации исследовательской деятельности в 1—4 классах по программе Л.В. Занкова.

Печатные пособия

Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический словари, словарь фразеологизмов

Словари используются для: объяснения и уточнения значения слова, уточнения состава слова, указания способа образования слова, уточнения литературного произношения слова, объяснения значения устойчивых сочетаний слов — фразеологизмов

Цифровые образовательные ресурсы

Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык.

Электронные библиотеки (www/ gnpbu/ ru/)

Русская виртуальная библиотека(www/ rvb/ ru/)

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

С диагональю не менее 72 см.


Размер не менее 150  150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по

русскому языку (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие тематике программы по русскому

языку




Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.


Дополнительная литература

  1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 1996

  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.

  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.

  6. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».

  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991 г.

  8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.

  9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.

  11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г

  12. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.

  13. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995 г.

  15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.

  16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1997 г.

  18. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

  19. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва «Просвещение», 1988 г.

Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва «Новая школа», 1993

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Друзья мои – книги»

Пояснительная записка

Данная программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 379 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г.№01-438 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010г.»

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Одной из целей образования является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией.

Ключевой частью программы курса «Друзья мои - книги» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользования, так как в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит владение навыками культуры чтения, куда входят:

  • Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

  • Развитие у учащихся творческой активности;

  • Формирование любви к книге, к культурному чтению.

Цель данной программы: вызвать у школьника устойчивый интерес к книге; научить ориентироваться в библиотечном пространстве; править ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.

Задачи: Воспитать у учащихся бережное отношение к книгам; научить их ремонтировать и восстанавливать поврежденные и изношенные книги; научить элементарным технологиям ремонта и реставрации книг.

Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:

  • Беседа и обсуждение;

  • Выразительное чтение и рассказывание;

  • Игры: дидактические, ролевые, словесные;

  • Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;

  • Творческие задания литературного и изобразительного характера.


Общая характеристика курса « Друзья мои – книги»

Данный курс способствует расширению читательского пространства,

реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального,

творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,

а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение

для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,

и самовоспитание.

Главные цели курса:

— создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность курса « Друзья мои - книги» с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего

школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными

учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации - занятий могут быть различными: литературные игры,

конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам

книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения

их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных

занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,

детскими периодическими и электронными изданиями.

Место курса в учебном плане.

С 1 по 4 класс - занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2–4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания курса.

Содержание программы»курса « Друзья мои – книги» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе и языку своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 7 стр

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Приложение 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Панируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск