Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент»


Скачать 492.13 Kb.
НазваниеПрограмма комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент»
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования -

Российская международная академия туризма

Псковский филиал



Одобрена и рекомендована

на заседании кафедры

управления

« »_______________ 2014 г.

Зав. кафедрой _______






Утверждена решением

Ученого Совета НОУ ВПО – РМАТ, Псковский филиал


«_____»______________2014 г.

Председатель _________




ПРОГРАММА


КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки38.03.02 «Менеджмент»

Псков 2014
ВВЕДЕНИЕ
Программа комплексного государственного экзамена предназначена для выпускников НОУ ВПО – Российской международной академии туризма, Псковский филиал (ПФ РМАТ), обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» по всем формам обучения (очная, заочная). Программа разработана на основании «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1155, и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010г. № 544
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата).

1.2. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки в соответствии с учебным планом. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую Государственную аттестацию, выпускнику академии по направлению 38.03.02 «Менеджмент» присваивается квалификация “бакалавр” и выдается диплом государственного образца о высшем образовании.

1.3. В соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высшего учебного заведения относятся:

- государственный междисциплинарный экзамен;

- защита выпускной квалификационной работы

1.4. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

1.5. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через год и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

1.6. Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации, лицо отчисленное из ПФ РМАТ, по его заявлению восстанавливается на период времени, установленный приказом директора филиала, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.

1.7. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), деканатом устанавливается дополнительный срок прохождения государственного аттестационного испытания в период проведения государственной итоговой аттестации, либо в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

1.8. Студент, не прошедший государственное итоговое аттестационное испытание в связи с неявкой по неуважительной причине или получивший оценку «неудовлетворительно», а также обучающийся, не прошедший государственное итоговое испытание по уважительной причине в установленный деканатом срок (в связи с неявкой), отчисляется из ПФ РМАТ, как не прошедший государственную итоговую аттестацию с выдачей ему справки об обучении по форме установленной в Академии.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ»

2.1 В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

2.2 Выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); Приказ изменения - 12 11 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

2.3. Выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями(ОПК): владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4); владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем (ОПК-5); владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).

2.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

- организационно-управленческая деятельность: владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1); владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2); владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3); умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-4); способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5); способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);

- информационно – аналитическая деятельность: способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7); владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-8); умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций (ПК-9); умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК-10); умением анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ПК-11); владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-12);

- предпринимательская: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес - модели (ПК-13); владением навыками бизнес -планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-14); владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК- 15).
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ “МЕНЕДЖМЕНТ ”
3.1. Государственный экзамен по направлению 38.03.02 – «Менеджмент» проводится по билетам в письменной форме с устным ответом междисциплинарного экзамена и включает вопросы по дисциплинам, входящим в блоки общепрофессиональных, специальных дисциплин.

3.2. Программа Государственного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 – «Менеджмент» разрабатывается кафедрой Управления и утверждается директором ПФ РМАТ. Вопросы по отдельным дисциплинам формируются, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент».

Количество и состав дисциплин определяются кафедрой и могут ежегодно изменяться по ее решению, что отражается в Программе междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 – «Менеджмент».

3.3. Составление и утверждение экзаменационных билетов производится кафедрой Управления ежегодно. Для очной и заочной форм обучения экзаменационные билеты для проведения экзамена итоговой государственной аттестации составляются в соответствии с графиком учебного процесса (в срок не менее чем за 2 месяца до Государственного экзамена).

3.4. Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

3.5. Порядок проведения и программа Государственного экзамена в рамках итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации.

3.6. Кафедра Управления обеспечивает студентов всех форм обучения (очной и заочной) перечнем вопросов, выносимых на Государственный экзамен, и организует проведение консультаций. Объем консультаций перед экзаменами не должен превышать 20 часов.

3.7. Кафедра представляет директору филиала сведения о персональном составе государственной аттестационной комиссии (председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, всего не более 6-ти человек). Председатель ГЭК утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, члены ГЭК утверждаются первым проректором академии. Заместителем председателя ГЭК назначается директор филиала.

3.8. В рамках утвержденных сроков проведения итоговой государственной аттестации выпускающая кафедра составляет и согласовывает с деканатом расписание консультаций и работы Государственной Экзаменационной Комиссии. Данное расписание утверждается директором филиала.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВННОГО ЭКЗАМЕНА
4.1. Для проведения Государственного экзамена в Государственную экзаменационную комиссию кафедрой и учебным отделом должны быть представлены:

  • список студентов, допущенных к Государственному экзамену;

  • зачетные книжки студентов, допущенных к Государственному экзамену;

  • комплект экзаменационных билетов;

  • итоговый протокол и индивидуальные протоколы на каждого экзаменуемого студента.

4.2. Государственный экзамен проводится в письменной форме с обязательным составлением развернутых ответов на специально подготовленных для этого бланках. В каждом билете содержится по два теоретических вопроса и один практический вопрос (задача).

4.3. Итоговый междисциплинарный экзамен принимается государственной экзаменационной комиссией.

4.4. Для ответа на билеты студентам предоставляется возможность подготовки в течение не менее 1 часа. После ответа на основные вопросы билета студентам предлагаются дополнительные вопросы (не менее 2-х дополнительных вопросов на каждый вопрос экзаменационного билета) в рамках тематики программы Государственного экзамена.

4.5. Ответы студентов оцениваются каждым членом комиссии, а итоговая оценка по пятибалльной системе выставляется в результате закрытого обсуждения. При отсутствии большинства в решении вопроса об оценке, решающий голос принадлежит Председателю государственной экзаменационной комиссии.

Результаты Государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения испытания после оформления протоколов заседаний государственной экзаменационной комиссии.

4.6. При проведении Государственного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

Оценка "отлично" - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка "хорошо" - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы.

Оценка "удовлетворительно" - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы.

Оценка "неудовлетворительно" - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

Оценка, полученная студентом, вносится в протокол и в его зачетную книжку. По окончании экзамена все протоколы подписываются Председателем государственной экзаменационной комиссии, членами комиссии и секретарем, а результат сдачи экзамена объявляется студентам.

4.7. Каждый студент имеет право ознакомиться с результатами оценки своей работы. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы хранятся в течение одного месяца в учебном отделе. Результаты проведения государственного экзамена рассматриваются на заседании кафедры.

4.8. Председатель государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по окончании работы комиссии представляет отчеты Председателя ГЭК и протоколы ГЭК.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа построена с учетом разделения материала по блокам, каждый из которых соответствует определенному разделу программы уровень бакалавриата. Рекомендуется при подготовке к экзамену в этой же последовательности повторить материал изучаемых ранее дисциплин. В первую очередь следует повторить вопросы, отраженные в настоящей программе. После повторения основной части программы междисциплинарного экзамена, полезно просмотреть программы спецкурсов, конспекты лекций и выборочно дополнительную литературу, рекомендованную в программе. При повторении материала по данной программе рекомендуется пользоваться преимущественно основной литературой, которая рекомендована в конце программы. При подготовке к экзамену студентам необходимо выписать четко сформулированные вопросы, по которыми не удалось найти удовлетворительные ответы в конспекте и литературе. Эти вопросы следует задать на предэкзаменационной консультации. Студенты должны помнить, что только четкая и корректная формулировка вопроса позволит дать на него соответствующий ответ.

Рекомендуется для лучшего усвоения материала в порядке подготовки к экзамену повторно разобрать примеры и ситуации, разбиравшиеся на практических занятиях. При сдаче экзаменов студенты должны использовать знания, полученные при выполнении курсовых работ и увязывать содержание билета с тематикой выполненных курсовых работ по профилирующим дисциплинам. Важное значение при ответе на вопросы билета имеет так же использование опыта, приобретенного на учебной и производственной практиках. Если в процессе обучения студентом был подготовлен реферат на тему близкую к вопросу билета или студент принимал участие в научно-исследовательской работе по данной тематике, рекомендуется рассказать о проделанной работе и ее основных результатах.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I БЛОК
Общетеоретический раздел, формирующий методологическую основу направления подготовки
Раздел 6.1. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Вопросы:

  1. Этапы и школы в развитии менеджмента

Формирование основ науки менеджмента. Классификации подходов и школ
менеджмента. «Одномерные» учения об управлении. «Синтетические» учения об
управлении. Эволюция управленческой мысли в XX веке. Модели организаций, соответствующие основным теоретическим концепциям управления. Стратегические перемены в третьем тысячелетии.

  1. Классическая школа в управлении

Основные черты и особенности концепции научного менеджмента Ф.У. Тейлора.
Достоинства и недостатки тейлоризма. Вклад Ф. Л. Гилбрет в развитие научного
менеджмента. Административная школа менеджмента, ее отличие от школы научного
управления. Концепция менеджмента А. Файоля. Вклад в развитие классической школы
управления Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.


  1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Хоторнские эксперименты (1927-1939). Вклад в развитие школы человеческих
отношений Э. Мэйо и М.П. Фоллет. Развитие теории управления школой поведенческих
наук. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Теория X и
У Д. МакГрегора. Теория управления Ф. Герцберга. Теория мотивации Д. Макклелланда.
Теория мотивации К. Альдерфера. Процессуальные теории мотивации. Достоинства и
недостатки школы человеческих отношений и поведенческих наук.

  1. Американская, европейская и японская модели управления

Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
Особенности американской модели управления. Японская модель управления персоналом.
Система управления качеством на японских предприятиях. Сравнительный анализ
японского и американского менеджмента. Модель 2. Специфика английского подхода к
менеджменту. Немецкая модель управления.


  1. Контроль в системе менеджмента организации.

Понятие контроля в менеджменте, его цели и области. Этапы процесса контроля.
Формы оперативного контроля. Формы организационного контроля. Самоконтроль.
Пропорции внешнего и внутреннего контроля. Характеристики эффективного контроля и
его поведенческие аспекты. Контроллинг: причины возникновения, содержание.


  1. Истоки и тенденции российского менеджмента

Зарождение управления в России и его развитие в СССР. Тектология А. Богданова. «Индустриальная утопия» О. Ерманского. Культура труда и управления А. Гастева.
Особенности концепции ЦИТ по сравнению с идеями Ф.У. Тейлора и Г. Форда.
Разработки Харьковской школы управления и психотехника. Социальная инженерия и
практика нововведений. Развитие отечественной науки управления в 30 - 50-е и 50 - 60-е
годы. Вклад Л.В. Канторовича в развитие управления. Научная школа управления Г.Х.
Попова. Становление новой модели управления при переходе к рыночному
регулированию экономики. Возможные концепции развития менеджмента в России.
7. Организационные структуры: основные подходы

Сущность структурного подхода. Централизация и децентрализация. Горизонтальные связи, их сущность, достоинства и недостатки. Линейно-функциональные и дивизионные структуры. Отчетность. Подчиненность. Процедуры принятия решений. Контроль в организационных структурах. Принципы делегирования полномочий. Принципы формирования коммуникаций.

  1. Процедуры и функции управления

Основные элементы системы управления. Модели процесса принятия решений. Роль коммуникационных процессов в процессе управления. Индивидуальное и групповое принятие решений. Общенаучные методы управления в контексте управления организацией. Функции управления и их реализация. Понятие об управлении знаниями. Самоуправление. Функции организации.


  1. Общие понятия о законах и закономерностях организации

Законы и закономерности. Особенности управленческих законов в теории организации. Законы организации и законы для организации. Роль человеческого фактора. Лидерство, доверие и деловая репутация как факторы применимости и реализации законов.

10.Жизненный цикл организации

Понятие жизненного цикла организации. Отличие жизненного цикла организации от жизненного цикла продукта. Этап предпринимательства. Этап коллективности. Этап формализации и управления. Этап выработки структуры. Этап спада. Управление жизненным циклом. Специальные виды жизненного цикла. Временные организации. Обновление. Связь с инновационными процессами.
Литература:

  1. Адизес И. Управление жизненным циклом организации. – СПб.: Питер, 2011.

  2. Гараедаги, Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Букс, 2010.

  3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА, 2011.

  4. Морган Г. Образы организации. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

  5. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2010.

  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономист, Москва, 2009.

  7. Веснин В.Р. Теория организации. – М.: Проспект, 2010.

  8. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория управления. – М. :КноРус, 2011.



6.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Вопросы:

  1. Понятие стратегического управления

Предпосылки стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Взаимосвязь между стилями организационного поведения и видами управления. Проблемы и перспективы использования стратегического управления.


  1. Общая концепция стратегического управления

Сущность стратегического управления. Основные компоненты и этапы стратегического управления. Объекты, виды, принципы стратегического управления.



  1. Миссия и цели организации

Формирование видения. Определение сферы и миссии бизнеса. Установление целей. Построение иерархии целей.


  1. Анализ внешней среды предприятия

Характеристика и цели анализа внешней среды предприятия. PEST-анализ микросреды предприятия. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли.


  1. Анализ внутренней среды предприятия

Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды. Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Стратегический анализ издержек и «цепочка ценностей».


  1. Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии

Сущность стратегии. Классификация стратегий предприятия. Основные стратегии развития бизнеса. Определение стратегии предприятия.


  1. Разработка стратегии одиночного бизнеса

Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений. Стратегия лидерства в издержках. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусирования.


  1. Разработка функциональных стратегий

Производственные стратегии. Стратегия НИОКР.


  1. Разработка стратегии на функциональном уровне

Роль и оценка преимуществ. Стратегии диверсификации. Стратегический анализ диверсифицированной компании.

  1. Реализация стратегии. Управление стратегическими изменениями.

Основные стадии выполнения стратегии. Стратегические изменения. Стратегический контроль.
Рекомендуемая литература

1. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: Учебник / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 237 с. ЭБС «ZNANIUM».

2. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Н. И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2006, 2010. – 186 с.

3. Дорофеев, В.Д. Стратегический менеджмент (для бакалавров) : Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, Ю.Т. Шестопал, В.А. Дресвянников, Н.Ю. Щетинина. – М.: КноРус. 2013. – 320 с.

4. Томпсон, А.А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент : Учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Пер. с англ. - М.: Юнити-Дана. 2012. – 576 с. ЭБС «BOOK»

5. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин. - М.: Эксмо, 2010. - 432с.
6.3УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Вопросы:

1. Современные концепции управления человеческими ресурсами

Становление теории управления человеческими ресурсами: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Современные концепции управления персоналом за рубежом и в России. Основные понятия и определения. Развитие подходов к управлению человеческими ресурсами: управленческий (классический), органический, гуманистический, корпоративный. Мировые тенденции развития управления человеческими ресурсами.

2. Персонал предприятия как объект управления

Условия эффективного управления человеческими ресурсами. Основные характеристики персонала организации на индивидуальном и групповом уровнях. Структура кадров. Показатели, характеризующие деятельность персонала. Организация, нормирование и оценка труда работников предприятия.

3. Принципы, цели и методы управления человеческими ресурсами (УЧР).

Современные принципы управления персоналом организации, их состав и содержание. Основные группы методов управления персоналом и условия их применения в организации. Административные (организационно-распорядительные) методы управления персоналом. Экономические методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления персоналом.

4. Цели, функции и организационная структура системы УЧР.

Основная цель и задача УЧР. Развитие управления работниками организации. Модели УЧР в организации. Роль и место УЧР в менеджменте и функции подразделений по УЧР. Место и роль УЧР в системе управления предприятием и обеспечении его конкурентоспособности в условиях современного рынка. Системы, подсистемы и элементы системы управления человеческими ресурсами. Их взаимосвязь и взаимодействие. Основные направления деятельности по УЧР.

5. Планирование человеческих ресурсов (ЧР).

Определение понятия планирование человеческими ресурсами. Факторы, влияющие на планирование. Методы и этапы планирования ЧР. Кадровая политика и стратегии организации. Основные виды кадрового планирования на предприятии. Система кадрового планирования. Планирование потребности в персонале. Планирование привлечения персонала и трудовой адаптации. Планирование высвобождения или сокращения персонала. Планирование обучения персонала. Планирование деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения. Планирование расходов на персонал. Распределение ответственности при планировании ЧР.

6. Организация найма персонала

Структура и содержание процесса найма персонала в организации. Этапы найма персонала. Критерии отбора. Основные методы набора, деловой оценки и отбора персонала. Взаимодействие организации с рынком рабочей силы. Общий анализ потребности (настоящей и будущей) в кадрах. Формулирование требований к кандидатам. Выбор методик оценки и отбора кандидатов на вакантные места работы. Первичный отбор работников и методы отбора. Заключение контракта и интеграция нового работника.

7. Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала

Сущность и содержание профессиональной ориентации и трудовой адаптации персонала. Цели и задачи профориентации. Формы профориентационной работы. Виды, цели и задачи трудовой адаптации персонала. Методология управления профориентацией и трудовой адаптацией персонала на предприятиях. Общая и специализированная программа трудовой адаптации персонала.

8. Управление развитием персонала организации

Понятие, цели и принципы развития персонала в организации. Современные подходы к управлению процессами развития персонала на предприятиях. Развитие человеческих ресурсов как капиталовложение. Инструменты развития человеческих ресурсов. Современные концепции обучения персонала. Специализированное обучение. Многопрофильное обучение. Обучение, ориентированное на личность обучаемого. Методы обучения персонала, их классификация. Управление обучением персонала. Оценка эффективности обучения персонала организации.

9. Управление межличностными отношениями в коллективе

Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида. Факторы, влияющие на поведение личности в среде. Темперамент, характер, социальные установки. Природа социальных конфликтов, зарождение и развитие. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Современные подходы к управлению конфликтами и стрессами в трудовых коллективах. Стратегии управления конфликтами. Структурные методы разрешения конфликтов. Методика разрешения конфликта через решение проблемы.

10. Оценка результатов деятельности и исполнения обязанностей персоналом организации.

Сущность, цели и задачи организационно-кадрового аудита. Основные объекты организационно-кадрового аудита на предприятии. Диагностика кадровых процессов в организации. Оценка трудового (кадрового) потенциала. Методы оценки эффективности деятельности персонала. Предмет и критерии для оценки. Организация процесса оценивания. Системы оценки человеческих ресурсов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб., 2004.

2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб: РЕЧЬ, 2003. – 152 с.

4. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003.

5. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. -236 с

6.. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008.

б) дополнительная литература

1. Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.

2. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: Экономика, 2008.

3. Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Старт, 2005.

5. Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006.

6. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М.: ГАУ; Варяг, 2005.

7. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова, - М., 1998.

8. Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004.
II БЛОК
Профессиональный раздел, включающий основные фундаментальные общепрофессиональные дисциплины
6.4. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Вопросы:
1. Функции решений в методологии и организации управления

Интеграционная, направляющая, корректирующая и целеполагающая функции управленческих решений.

2. Условия и факторы качества управленческих решений.

Чем определяется многообразие факторов, определяющих качество решений? Условия, осложняющие работу по принятию управленческих решений. Что способствует повышению качества принимаемых решений?

3. Анализ влияния внешней и внутренней среды на разработку и реализацию управленческих решений

Сформулировать понятия внешняя и внутренняя среда и как они влияет на разработку и реализацию управленческих решений

4. Целевая ориентация управленческих решений

Дайте определение экономической роли правильного определения цели деятельности. Определите социальное и гуманитарное значение управленческих решений.

5. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Определите важность риск-деятельности, каким образом можно просчитать риски. Определите основные мероприятия по расчету рисковой деятельности. Прямые, косвенные и производные характеристики риска. Способы обработки рисков.

6. Контроль реализации управленческих решений

Назначение и виды контроля. Значение контроля в управленческой деятельности. Текущий и итоговый контроль в организации.

Список рекомендуемой литературы:

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб: РЕЧЬ, 2003. – 152 с.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003.

4. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. -236 с

5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008.

б) дополнительная литература

1. Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.

2. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: Экономика, 2008.

3. Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Старт, 2005.

5. Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006.

6. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М.: ГАУ; Варяг, 2005.

7. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова, - М., 1998.

8. Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004.

6.5. МАРКЕТИНГ
Вопросы:

1. Маркетинг как концепция рыночного управления: сущность, принципы, цели и функции.

Понятие маркетинга. Описатьроль маркетинга в современной рыночной системе хозяйства: роль маркетинга для общества в целом, в деятельности организации, в жизни каждого человека. Функции маркетинга.
2. Маркетинговые стратегии достижения конкурентного преимущества

Раскрыть факторы, влияющие на выбор конкурентной маркетинговой стратегии (потребительская ценность и степень удовлетворения покупателей, в предоставляемых товарах/услугах, уровень цен, эффективность организации работы каналов распространения и продвижения товара, т.д.). Дать характеристику наступательным и оборонительным стратегиям.
3. Характеристика маркетинговой среды и факторы, влияющие на неё.

Дать характеристику факторам внутренней среды: цели, задачи, структура, технология, люди. Дать характеристику факторам внешней среды: прямого (поставщики, покупатели, законы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономический, политический, научно-технический, рыночный, международный и др.).
4. Процесс маркетингового исследования и методы сбора первичной и вторичной информации.

Процесс маркетингового исследования:

  1. Выявления проблем и формулирование целей исследований;

  2. Отбор источников информации;

  3. Сбор информации;

  4. Анализ собранной информации.

Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ публикаций, анализ документов.
5. Роль цены в комплекс маркетинга. Характеристика факторов рыночного ценообразования.

Понятие и сущность цены и ценообразования. Факторы рыночного ценообразования: факторы спроса, факторы потребительского выбора, факторы предложения, факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями, факторы характеристики товара, факторы канала товародвижения.
6. Маркетинговые коммуникации фирмы

Понятие, состав и функции маркетинговых коммуникаций. Характеристика и разновидности основных средств маркетинговых коммуникаций: рекламы, личной продажи, методов стимулирования продаж, паблик рилейшнз. Факторы, влияющие на выбор средств маркетинговых коммуникаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика : учебник / Е.П. Голубков. – М. :Финпресс, 2012. – 560 с.

  2. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования: практ. руководство / Н. К. Малхотра, - 4-е изд. – М., СПб. , Киев : Вильямс, 2009. – 355 с.

  3. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования : учебник / Б.Е. Токарев . – М. : Экономистъ, 2010. – 220 с.

  4. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Д. Браун. – СПб. : Питер, 2010. – 185 с.

Дополнительная литература

  1. Божук С. Г. Маркетинг / С. Г. Божук. СПб. : Вектор, 2012. – 355 с.

  2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия. учебник для вузов – М.: ИНФРА – М, 2010 – 220 с..

  3. Анн Х. Маркетинг : учебник для вузов, 3-е изд. / Х. Анн. Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич - СПб. : Питер, 2009. – 560 с.

  4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб.пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 220 с.

  5. Блэкуэлл Р.Д. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.

  6. Мельник М.В. Маркетинговый анализ: учебник / М.В.Мельник, С.Е.Егорова. – М.: Рид Групп, 2011. – 423 с.

  7. Орехов А. М. Методы экономических исследований / Учебное пособие для вузов. Учебники РУДН. Инфра-М, 2009.


6.6. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Вопросы:


        1. Система управления финансами

Финансовые методы. Финансовые инструменты. Правовое обеспечение. Информационно-методическое обеспечение.


        1. Методы управления финансами и финансовые инструменты

Внутренние финансовые методы: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, система расчетов. Внешние финансовые методы: финансовые санкции, кредитные операции, налоги, страхование. Финансовые инструменты: определение, первичные финансовые инструменты.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма государственного экзамена Направление подготовки «Менеджмент»
Программа государственного экзамена составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconОбразовательная программа бакалавриата «Менеджмент»
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080200. 62 Менеджмент

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 280700....
Специальные дисциплины по магистерской программе «Экологический менеджмент в горном производстве»

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма государственного экзамена по направлению подготовки 38. 04. 01 «Экономика»
Программа государственного экзамена по направлению подготовки 38. 04. 01 «Экономика» магистерская программа «Бухгалтерский и налоговый...

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по направлению...
Программа государственного квалификационного экзамена по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика, профиль подготовки «Налоги...

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconПрограмма государственного экзамена по направлению подготовки «сервис»...
Программа государственного экзамена по направлению подготовки «сервис» для государственной итоговой квалификационной аттестации выпускников:...

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconИнформация для прохождения комплексного экзамена для иностранных граждан
Локальном центре тестирования фгбоу во «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (сгу им. Питирима Сорокина)....

Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки38. 03. 02 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент»
Программа предназначена для подготовки бакалавров по направлению 080200"Менеджмент"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск