Скачать 1.55 Mb.
|
Муниципальная казенная общеобразовательная организация Палкинская средняя школа Антроповского муниципального района Костромской области Тема работыМетодические материалы из опыта успешной подготовки учащихся к ГИАРаботу подготовил: учитель английского языка первой квалификационной категории Лебедева Алла Анатольевна с. Палкино, 2017 г Методические материалы из опыта успешной подготовки учащихся к ГИА При подготовке и проведении Аттестации по английскому языку не следует забывать о специфике содержания обучения иностранному языку в основной школе, которая обусловлена способами и формами итоговой проверки девятиклассников. Основными объектами итогового контроля являются: Речевая компетенция. Она проверяется через умения: -в говорении (в монологической и диалогической формах); -в аудировании (понимание основного содержания прослушанного и выборочное понимание прослушанного); -в чтении в двух его видах (понимание основного содержания прочитанного, полное понимание прочитанного); -в письменной речи (написание личного письма). Языковая компетенция. Она предполагает проверку лексических и грамматических знаний и навыков. Социокультурная компетенция. Она проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования, насыщенных различными социокультурными фактами, а также через тематику устной и письменной речи. Важно при этом умение учащихся соблюдать нормы устной и письменной речи, принятые в странах изучаемого языка. Проверив все перечисленные объекты контроля, мы можем составить представление об интегративной коммуникативной компетенции, которая и является целью обучения иностранному языку. На содержательную часть экзамена влияет специфика учебного предмета «Иностранный язык», которая характеризуется: -ярко выраженным личностно-ориентированным и деятельностным характером; -направленностью на межличностное и межкультурное взаимодействие/общение; -многоуровневым и многоцелевым характером учебного предмета, включающим различные виды речевой деятельности: -интегративностью предметного содержания иноязычного общения, затрагивающего различные сферы деятельности людей и их речевого взаимодействия. Совокупность заданий, включенных в письменную и устную части экзаменационной работы, обеспечивает охват основных коммуникативных умений учащихся и тематики, определенных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку. Перед основной школой встает проблема - проблема организации планомерной и постоянной работы, направленной на развитие интереса к учебному предмету, на повышение мотивации к его изучению. На подготовительном этапе учитель-предметник должен: - обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения иностранному языку на этапе получения основного общего образования (федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, примерные программы, программы общеобразовательных учреждений), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы. На организационном этапе учитель-предметник должен: -вести разъяснительную работу с родителями по направлениям:
- информационная работа в форме инструктажа учащихся: - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; - ознакомление со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена; - ознакомление с критериями оценки составных частей экзаменационной работы и примерной шкалой перевода баллов в оценки.
- нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков; - ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ; - проведение занятий по тренировке заполнения бланков; - пробные внутришкольные ОГЭ. На содержательном этапеучитель-предметник должен - выстроить подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы рационально было использовано время в учебном году, выбирая для повторения и обобщения темы, которые вызывают затруднение у большинства учащихся класса; - учесть типичные ошибки, допущенные выпускниками в ходе итоговой аттестации предшествующего года; - тренировать обучающихся в заполнении бланков ответов и внесения исправлений в них; - выстроить схему контроля, используя упражнения, аналогичные заданиям экзаменационных материалов; - проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену в новой форме; - изучить проект документов, подготовленных к проведению в 2017 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранному языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» и учесть изменения, которые внесены в спецификацию и контрольные измерительные материалы (в демонстрационных версиях). «Аудирование» В разделе «Аудирование» основной задачей заданий раздела являлась проверка уровня сформированности умений в трех видах аудирования:
При формировании умений обучающихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые даны в материалах для подготовки и проведения экзамена. 1. Для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику; 2.Для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью; 3. Для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику. Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр. Целесообразно проведение тренировочных занятий по переносу ответов в бланк ответа с последующим анализом ошибок. В заданиях раздела «Аудирование» к типичным ошибкам относятся: - неумение использовать предложенную паузу для ознакомления с содержанием задания; -затруднение в восприятии звучания аутентичного аудиотекста; -растерянность, когда говорящий высказывает свои мысли в быстром темпе; -не соотнесение ключевых слов в вопросах и аудиотекстах; -выбор варианта ответов только потому, что эти слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами; -объем понимания текста: -попытка дать ответ без опоры на текст: Выводы: у обучающихся не выработано умение определять ключевые слова в тексте, извлекать нужную информацию из формулировок заданий. Не выработан навык концентрации внимания только на запрашиваемую информацию. Рекомендации - тренировать учащихся перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию; - обращать внимание на то, что внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста; - учить выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы; - вырабатывать умение определять в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания. Следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. -учить школьников фиксировать ответы и во время звучания аудиозаписи, и в 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями; - учить отсеивать информацию второстепенную, концентрировать внимание только на запрашиваемой информации, - формировать умение правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр; - обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу; - отделять факты от мнения (мнение, как правило, содержит прилагательные и разговорные клише «я думаю/полагаю и т.п.»). Предлагаю стратегию работы над разными видами аудирования: 1. Аудирование с пониманием основного содержания (Listening for gist)
2. Аудирование с извлечением запрашиваемой информации (Listening for specific information)
3. Аудирование с полным пониманием (Listening for detail)
«Чтение» К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. При разработке данных рекомендаций использовались многие источники, но особенно хотелось бы отметить материалы Федерального института педагогических измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Учитывая изменения, коснувшиеся элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2013 году, хотелось бы подробнее остановиться на требованиях к экзаменам, специфике заданий, а также методике и рекомендациях по подготовке. Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
К сожалению, как показывает опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
Во избежание подобных ошибок во время учебного года учителю целесообразно строить урок следующим образом: Остановимся подробнее на распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности и стилистике текстов. В экзаменационную работу наряду с заданиями уровня 1 включаются задания уровня 2 (более сложного). Обычно это тексты следующей стилистики: прагматические, информационные, научно-популярные, публицистические и художественные. Объем текстов для чтения — 250–600 слов. Тематическое содержание текстов для чтения определяется предметным содержанием речи, представленным в Стандарте основного общего образования по иностранному языку и Примерных программах по иностранным языкам. Не менее важно, как задания экзаменационной работы распределяются по видам деятельности, умениям и навыкам. Контрольно-измерительные задания экзаменационной работы нацелены на проверку речевых умений выпускников в чтении, а также на проверку некоторых языковых навыков. В частности, в экзаменационной работе в разделе «Чтение» проверяются: Элементы содержания, проверяемые на экзамене в разделе «Чтение»:
Таким образом, для блока «Чтение» должны соблюдаться следующие требования: Перейдём непосредственно к концепции и образовательным моделям обучения чтению. Среди особенностей современного языкового образования можно выделить возросший интерес к модульной модели построения курса. Необходимо отметить, что собственно под модулем может пониматься как отдельный урок или тема, так и целиком учебный курс. Поэтому, говоря об особенностях современной подготовки, прежде всего хотелось бы рассмотреть принципы модульного обучения, адаптированных к специфике обучению чтения: Модульная модель построения курса подготовки к разделу «Чтение» Именно такая модель подходит для обучения чтению. Но как построить курс подготовки к экзамену, чтобы учесть все возможные задания? Для начала надо разобраться с различными видами чтения и типичными ошибками при выполнении заданий. В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку умений по следующим видам чтения: понимание основного содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming); извлечение необходимой информации (reading for specific information или scanning); полное понимание прочитанного (reading for detailed comprehension или reading for detail). Понимание основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное — это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если они встречаются. Нужно учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное — это уметь обобщить содержание текста, т.е. выделить основную коммуникативную задачу: какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важными. Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, так как сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание по чтению текста дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу с помощью словаря. Извлечение необходимой информации. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию). При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения — найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале. При просмотровом чтении читатель собирает информацию и устанавливает, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста — лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания. Полное понимание прочитанного (изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста. Для учеников стратегии выполнения заданий следующие: Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа. Задания на подбор заголовков
Задания на соответствие утверждениям
Задания на полное понимание прочитанного
Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам? Джим Скривенер, автор книги «Учимся учить» (а эта методика широко используется в мире в первую очередь из-за простора для творчества и учителя, и учащихся, без из перегрузки), предлагает строить урок так: «заставка урока» — «творческое чтение» — «занавес — подведение итогов». Творческое чтение Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, но, как показывает практика, научить полноценному общению на иностранном языке без обучения чтению невозможно. Надеюсь, что эти рекомендации помогут и учителям, и школьникам не только успешно сдавать экзамены, но и привнесут в процесс обучения разнообразие и элементы творчества с тем, чтобы каждый ученик мог сказать: «Читать на английском не только обязательно, но и увлекательно!» « Грамматика и лексика» В разделе «Грамматика и лексика» основной задачей являлась проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью. В заданиях В4-В12 учащиеся должны продемонстрировать владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативном контексте. 6 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня. Задания даются в произвольном порядке, однако задание первого уровня даётся первым. При работе с этим заданием предлагаю учащимся разделить все слова в “2 корзины”: первая – это глаголы, вторая – всё остальное. Если посмотреть на демонстрационный вариант, то в данном разделе вы найдёте следующие глаголы: take, arrive, say, have, write. Что может “произойти” с глаголами:
Остальные слова следующие: good, woman, one, he
Во втором задании В13-В18 учащиеся должны продемонстрировать владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте. Учащимся предлагаются 4 задания первого уровня и 2 задания второго уровня в произвольном порядке, однако первым заданием даётся задание первого уровня. Давайте посмотрим на демонстрационную версию, учащимся предлагаются следующие слова: possible, favour, differ, farm, fortunately, care. Possible – impossible, possibility, impossibility; правильный вариант – impossible: Life would be impossible without water. При работе с этим заданием есть несколько способов работы со словами:
В качестве тренировочных упражнений использую следующие упражнения:
Алгоритм работы по формированию навыка словообразования 1.Ознакомление учащихся с основными способами словообразования в английском языке и основными суффиксами/прификсами различных частей речи Noun Suffixes
2. Выявление слов в тексте, образованных различными способами словообразования. Проверка понимания и обсуждение текста Both teachers and parents are now becoming to see that stress-free education is not necessarily a wonderful idea. Actually, many find the relaxed atmosphere at schools annoying, if not unacceptable. Children learn certain basic values such as responsibility, a sense of obligation and loyalty in their childhood. The acquisition of these is largely facilitated not by equality and partnership with the child’s elders but with wisely allied discipline, where the child feels loved and respected but simultaneously learns to respect others. Extreme leniency often results in the child’s refusal to cooperate, and then restoring day-today working relationships becomes a painful task. However, discipline is not supposed to mean terrorizing kids or abusing their rights. It should be understood as a healthy combination of sensible requirements and tolerance towards inevitable mistakes. 3. Поэтапная отработка изученного материала А) От данных слов образуйте соответствующие новые слова
B) При помощи приставок (-il, -im, -ir, -in, -non, -un, -dis) образуйте антонимы
Составьте предложения со словами, образованными с помощью приставок –anti, -inter, -mini, -mis, -multi, -over, -pre, -semi, -super, -under C) Образуйте как можно больше производных от данных слов и составьте предложения с ними Sense, critic, depend, comfort, attract, memory, office, friend D) Выполнение большого числа тренировочных упражнений для закрепления полученных навыков. Обсуждение полученных текстов can’t get enough TV
Это лишь несколько упражнений, которые помогут в использовании слов, но и будут полезны для письменной речи. Рекомендации. - для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся; - при обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом; - с самого начала формирования навыка употребления форм глагола добиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает. Для этого в работе над ошибками делать ссылки на правила; - предлагать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении; - особое внимание уделять формам глагола «быть» и «иметь» как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов; - на продвинутом этапе формирования навыка употребления изученной видовременной формы для учащихся эффективны и полезны задания в виде текстов, в которых используются и другие глагольные формы, особенно те, с которыми учащиеся часто путают изучаемую форму; - предлагать учащимся большое количество заданий, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен; - добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в том или другом иностранном языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска; - при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Лексика и грамматика» приводит к тому, что тестируемый теряет за тестовый вопрос балл; - при выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания; - добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом; - при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала; - разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу; - обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении; - больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц; - приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов; - показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой. «Письмо» В разделе «Письмо» основной задачей являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых написать личное письмо. В задании раздела «Письмо» типичными ошибками являлись: -недостаточный (избыточный) объем; -текст не разделен на абзацы; -материал изложен неполно; -письменное задание не соответствует заданным коммуникативным целям; -главные вопросы не раскрыты (раскрыты частично); -отсутствует логическая связь внутри предложения и между ними; -неумение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом; Наиболее грубыми нарушениями при написании письма личного характера, выявленными при проверке работ, явились: - написание достоверного адреса с указанием района, села; - письмо подписывалось реальной фамилией и именем обучающегося; - подпись ставилась в правой стороне, - отсутствовали заключительные или завершающие фразы; - не соблюдались абзацы; - допускались орфографические ошибки в словах; - объём письма превышал 110слов (26 работ) или не достигал 70 слов; - все предложения в письме были написаны через запятую, как одно большое предложение; - одно письмо было переписано с формулировкой задания без изменений; Выводы. Недостаточно сформирован навык внимательного прочтения инструкции к письменной работе Рекомендации. - знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида. - научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем). - тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания ведет к аннулированию работы. Значительное превышение заданного объема ведет к оцениванию только 110 слов и выставление соответствующей оценки за решение коммуникативной задачи. - учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в заданном направлении; - внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма близкого человека); - выделить главные вопросы в тексте-стимуле, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма; - соблюдать деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста; - сохранять логическую связь текста как внутри предложений, так и между предложениями. Рекомендуем следующие виды тренировочных упражнений: -читать отрывки писем, определяя стиль (личное или деловое); -выбирать обращения (из списка), подходящие для личного письма; -написать три варианта начала письма, подсчитать количество слов в них; -написать три варианта заключительной части письма, подсчитать количество слов в них; -написать письмо другу по ключевым словам; -вставить пропущенные слова в текст письма: -дописать письмо; -прочитать начало и конец письма, дописать основную (содержательную) часть; -найти и исправить ошибки в письме; -тренировать в написании письма, учитывая объём письма; -заучивать наизусть стандартные фразы и выражения; Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания С1 для учащихся: -прочитать задания, найти вопросы, на которые необходимо ответить; -продумать вопросы, которые можно задать; -правильно написать адрес и дату (соблюдая этикет страны изучаемого языка), затем – обращение по имени (к адресату) с отдельной строки; -поблагодарить за письмо; -ответить на заданные вопросы, затем задать свои три вопроса; -завершая письмо, высказать мысль о последующих контактах; -попрощаться, подписать письмо. |
... | А. к функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды | ||
В соответствии с данным планом директор Коноваленко Г. С., заместитель директора по увр – Немцева Т. А., методические объединения... | Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по биологии, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,... | ||
Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по математике, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,... | ... | ||
Целью является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации | Предметный кружок «Подготовка к гиа» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 70 часов. Он отвечает важным целям: знакомит... | ||
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |