Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация
страница1/19
ТипЛитература
filling-form.ru > бланк доверенности > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пензенский государственный университет


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.


АННОТАЦИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

8

1.1. Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми

8

1.2. Факторы и причины жестокого обращения с детьми

12

1.3. Виды насилия над детьми и их последствия

23

Литература

59

ГЛАВА II. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

61

2.1. Изучение представлений воспитанников образовательных учреждений о насилии

61

2.2. Модель системы комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

85

2.3. Основные направления реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

99

Литература

115

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

117

3.1. Психологические технологии реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения, в зависимости от вида насилия и тяжести последствий

117

3.2. Социально-педагогические технологии реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

159

ЛИТЕРАТУРА

184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

186


АННОТАЦИЯ

Настоящие материалы посвящены важной, требующей незамедлительного, обстоятельного изучения и решения проблеме жестокого обращения с детьми, в частности – воспитанниками образовательных учреждений. Агрессия, насилие, пренебрежение базовыми нуждами людей стали нормой современной жизни.

Основными сферами проявления насилия по отношению к детям являются семья и образовательные учреждения: школы, интернаты, летние лагеря и т.п. Поэтому будущим работникам образовательных учреждений (нынешним студентам педагогических специальностей) необходимо хорошо ориентироваться в вопросах выявления, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и оказания помощи пострадавшим детям и подросткам.

В представленных материалах подробно освещаются наиболее распространённые виды насилия в отношении детей и подростков, анализируются причины и факторы, способствующие их укоренению среди воспитанников образовательных учреждений.

В представленных материалах также дан анализ имеющихся методов и технологий медицинского, правового, педагогического, социального, психологического характера, направленных на организацию реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. Представлена система работы с такими детьми, содержание деятельности специалистов и на этой основе - модель целостной реабилитационной работы с детьми рассматриваемой категории. Подробно описаны методы диагностики и реабилитации детей-жертв насилия.

Данная информация может быть использована педагогами вузов, сузов, колледжей и других образовательных учреждений для разработки учебных курсов психолого-педагогического цикла, а также дисциплин по выбору, подготовки материалов для проведения практических и лабораторных занятий, а также прохождения педагогических практик.
ВВЕДЕНИЕ

Всеобщая декларация прав человека и Декларация прав ребёнка, принятые Организацией Объединённых наций, провозглашают, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В ст.19 Конвенции ООН о правах ребёнка отмечается, что следует принимать все необходимые меры для защиты ребёнка от любых форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, других законных представителей (опекунов, попечителей, приёмных родителей) или любого другого лица, заботящегося о ребёнке.

Такие меры должны включать: поддержку ребёнка и лиц, которые о нём заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребёнком, а в случае необходимости – возбуждение судебной процедуры.

Индивидуальное развитие каждого ребёнка, раскрытие его способностей невозможны без удовлетворения одной из основных потребностей – потребности в безопасности, переживаемой как чувство защищённости и базового доверия к миру.

Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества. Сегодня во всём мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» пишет, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребёнка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорблённым». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

Только в 20 в. возникло иное отношение к детям, которое заключалось в признании, что дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако в настоящее время дети и подростки всё чаще становятся жертвами насилия как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Территория школы, семейный круг в ряде случаев перестают быть тем особым пространством, где ребёнок может чувствовать себя абсолютно защищённым. Это вызывает необходимость создания системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков. К несчастью, оградить всех детей и подростков от фактов жестокого обращения и насилия в настоящее время не удаётся. Огромное их количество подвергается преступным действиям со стороны родителей, окружающих взрослых, со стороны сверстников. Реальность, угрожающая психологическому, нравственному, физическому здоровью детей, требует также создания и системы социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.

С 1970-х годов появились специальные научные исследования, посвящённые изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния причин насилия над детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства. Как определённые последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей, детей имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с девиантным и делинквентным поведением.

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами объединяют усилия специалистов для создания действенной системы безопасности и защиты детей.

В последнее время жестокость, агрессивность подрастающего поколения всё чаще становится объектом разнонаучных исследований. Кроме того, в различных источниках массовой информации постоянно сообщается о совершенно жутких историях из жизни воспитанников образовательно-воспитательных учреждений – избиениях, убийствах, унижениях, насилии над животными. Даже дошкольники, полагают некоторые исследователи, нередко ведут себя немотивированно агрессивно. Распространение фактов насилия в детско-юношеской среде во многом обуславливается появлением некоторых новых факторов, способствующих общей невротизации детей и агрессивным формам поведения.

К таким факторам можно отнести: «природный» - агрессия как естественный механизм приспособления к среде; наличие агрессивной семейной среды; агрессивность ближайшего окружения ребёнка; напряжённо-угрожающая медиасреда; наличие агрессивной конкретной общественно-культурной ситуации – один из решающих на данный момент факторов. Важнейшую роль в формировании жестокости играет общество, точнее, морально-нравственные установки, продуцируемые обществом. В нашем случае - фактически отсутствие этих установок. Все  институты, хоть как-то регулирующие, пусть и при помощи страха, людскую (детскую в том числе) жестокость, ныне играют мало роли. Церковь утратила контроль над сознанием людей на массовом уровне. Институт школы как «учительства» практически прекратил своё существование. Учитель ныне -  лишь транслятор информации, «воспитание» в его подлинном смысле в школе не осуществляется по разным причинам. Это большая ошибка общества и государства.

Даже в языке закрепляется агрессия людей по отношению друг к другу.

Установки нетерпимости по отношению к чему-то, отклоняющемуся от среднестатистических параметров, также способствуют формированию жестокости у детей. Всё новое и необычное в повседневной жизни изгоняется из довольно косной среды нашего современного общества. Всё, что хоть как-то демонстрирует понятие любви, любви в наиболее общем смысле, вынесено за скобки массовой культуры, находится на периферии поля, которое формирует сознание ребёнка.

Самым действенным методом искоренения проявлений жестокого обращения и преступных посягательств в среде воспитанников образовательных учреждений (и это применимо почти ко всем детским проблемам) – личный пример всех людей, окружающих ребёнка с рождения и на протяжении всего пути формирования его сознания, мировоззрения, принципов, идеалов, всей личности. Жестокость и насилие среди детей – очень сложное, неприятное, трудно устраняемое явление. Его истоками является в значительной мере человеческое окружение, жизненная среда с устоявшимися стереотипами терпимости к чужому страданию, к безнаказанности зла, стремлением к лёгкой и быстрой наживе и т.п. Таким образом, жестокость и насилие, преступные посягательства в детско-юношеской среде – это закономерное (хотя и дикое) следствие общей жизни современного социума.

Предлагаемая модель реабилитационной работы с воспитанниками образовательных учреждений, пострадавшими от жестокого обращения, может быть эффективной лишь при комплексных усилиях по гуманизации всей нашей жизненной среды.

Надеемся, что настоящая работа окажется полезной всем специалистам, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.

ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми.

История человечества изобилует фактами жестокого, пренебрежительного отношения к детям. Во многих ранних культурах убийство детей было приемле­мым методом планирования семьи либо способом избавления от сла­бых, недоношенных или больных. Детей убивали также в ритуаль­ных целях. Например, считалось, что убитый ребёнок может помочь бесплодным женщинам, поможет справиться с болезнями, обеспечит здоровье, силу и молодость. Детей хоронили под фундаментами, чтобы обеспечить прочность важных зданий. Упоминание о жестокости к детям в литературе встречается со II в. н.э. На протяжении длительного вре­мени дети были собственностью, «движимым имуществом» родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала практика «аренды» детей, которая в США сохранялась вплоть до середины XX века. В основе такого обращения с детьми было убеждение, что дети нечув­ствительны, не могут реагировать на дурное обращение, не сохраня­ют негативные переживания, не обладают собственным Я. Физичес­кое наказание во многих странах, в том числе и в нашей, до сих пор считается допустимой формой воспитания.

Но также с древности известны попытки противодействовать жестокому, оскорбительному обращению с детьми. Еще в IV в. до н.э. Платон выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей [2]. Больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В. Гюго, А.П. Чеховым, А.М. Горьким и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного по­коления. Чарлз Диккенс в своих новеллах красочно описал тяжёлое положение детей в викторианскую эпоху, а его герой Оливер Твист заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие.

Во многом благодаря Диккенсу в 1884 году в Лондоне было основано первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям.

В начале 20 в. во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребёнка на полноценную жизнь.

В 1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребёнка условия для его нормального духовного и физического развития.

В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и право детей на особую заботу и помощь.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребёнка, где предусматриваются наиболее важные принципы организации правозащитной деятельности в отношении детей.

В 1989 г. принята конвенция ООН «О правах ребёнка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г.

В 1990 г. принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

10 мая 2002 г. принята Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей».

В последнее время в нашей стране также принят ряд законов, направленных на обеспечение безопасности жизни и деятельности детей:

- Уголовный Кодекс РФ – ст. ст. 125, 110, 119, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127,127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;

- Семейный кодекс РФ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10.12.1995г. №95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения , в т.ч. ГОСТ 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребёнка в норме и патологии. Отечественными учёными, было показано, что нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных учёных уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребёнка в семье, детском доме, школе, детском саду.

Однако существование насилия над детьми как специальная проблема не выделялась профессионалами вплоть до 1946 года. Хотя отдельные медицинские характеристики насилия над ребёнком впервые были описаны французским врачом Ambrose Tardieu в 1860 году. Значительно позднее (1929 г.) другие педиатры Parisot, Caussade докладывали о случаях нанесения множественных телесных повреждений детям.

Изучение и развитие проблемы насилия над детьми во второй половине двадцатого века тесно связано с развитием рентгенологии, которая позволила получить новые данные о насилии над детьми, в связи с тем, что на снимках стали обнаруживать следы старых гематом и множествен­ных переломов костей.

Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 г., когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Генри Кемпе провёл всесторонний анализ синдрома избитого ребёнка. В своём выступлении (на основе проведённых исследований) автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привёл сводные статистические данные о распространении насилия над детьми (сексуального, психологического, насилия в виде пренебрежения основными нуждами ребёнка).

В 1962 г. появилась статья Генри Кемпе «Избитый ребёнок». В этой статье автор описал типичные признаки неслучайных телесных повреждений и предположил, что в США ежегодно происходит около 500 случаев тяжёлого физического насилия в отношении детей. Работа Кемпе привела к возникновению в США специализированной службы по защите детей, созданию национальной системы регистрации случаев жестокого обращения с детьми. Организация специальной службы и системы регистрации позволила двадцать лет спустя, в 1983 г., выявить в США более 1 млн. фактов жестокого обращения с детьми (в том числе 200 тыс. случаев сексуального насилия), а в 1985 г. – 1,7 млн. случаев [18, цит. по 11].

Во второй половине 20 в. на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

С середины 1970-х годов большинство исследователей пришли к выводу, что только медицинский подход не позволяет распознать все случаи жестокого обращения с ребёнком и необходимо привлечение специалистов в области поведения: психологов, педагогов, социальных работников. Были проведены многочисленные сравнительные иссле­дования в самых разных странах мира. Ведущей стала идея комплек­сного подхода, то есть создание соответствующих институтов, кото­рые включали бы в себя агентства по защите детей, психологические службы, правовую систему, суды и полицию. В этот же период в большинстве стран Западной Европы и в Америке вышел ряд новых законодательных актов по защите детей.

В настоящее время в большинстве стран акцент делается не на диагностику и распознавание насилия, а на предотвращение и про­филактику насилия с учётом механизмов его происхождения, на по­мощь родителям и опекунам.

В современной мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребёнком.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация iconПравила приема граждан в Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования пензенский государственный университет социально-психологическая реабилитация icon«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Институт иностранных языков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск