Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ


НазваниеУчебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ
страница1/11
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет

Ханты- Мансийского автономного округа – Югры»

Технологии формирования толерантности


Учебное пособие

Сургут 2014

Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд.юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса СурГУ

Охрименко Ирина Борисовна канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики СурГУ

В настоящем пособии "Технологии формирования толерантности" рассматриваются проблемы формирования толерантности в российском обществе. Приводится современная правовая основа деятельности по формированию толерантной среды. Особое внимание уделяется формам и методам воспитания толерантности в молодежной среде, как наиболее подверженной воздействиям течений экстремистского толка.

Учебное пособие предназначено для руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей государственных образовательных организаций начального, среднего, высшего профессионального образования.

С о д е р ж а н и е



Введение…………………………………………………………………………………………...

4

Толерантность как философская концепция и правовая категория…………………………...

6

Правовое обеспечение формирования толерантности в Российской Федерации……………

13

Правовые предпосылки формирования толерантности в ХМАО-Югре……………………..

21

Факторы, влияющие на формирование толерантности в обществе…………………………..

24

Методики исследования толерантности………………………………………………………...

27

Технологии формирования толерантности в гуманитарной сфере……………………………

32

Технологии формирования толерантности в политической сфере..........…………………….

35

Технологии толерантности в сфере образования………..…………………………………...

39

Приложения





Введение

Современный мир - свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, которое характеризуется множественностью культур, религий, политических взглядов. Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира. Ханты-Мансийсикий автономный округ-Югра, являясь многонациональными, не характеризуется повышенным уровнем нетолерантных отношений, являясь образцом гармонично развивающихся межнациональных отношений в русле диалога и толерантности. Терпимое отношение к иному миропониманию, взглядам, идеям и необходимость сосуществования в одном обществе ведет к интеллектуальному и духовному совершенствованию.

Новой, необходимой формой сосуществования в современном обществе является толерантность. Термин «толерантность», постепенно внедряясь в сознание молодежи, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека новым, иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного (Ст. 1 Декларации).

Таким образом, проблему толерантности можно отнести, прежде всего, к проблемам педагогики, воспитательным проблемам. Проблема культуры общения – одна из самых острых в российском обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание, облегчило бы решение проблемы создания толерантной среды. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия, отчуждения, экстремизма.. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В связи с особой актуальностью этой проблемы сегодня в России, государственная позиция выразилась в разработке целого пакета нормативно-правовых актов, создающих правовое поле формирования толерантности в нашей стране: Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 августа 2013 г. N 295-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы». Данная программа, рассматривающая толерантность важнейшей составляющей духовности и нравственности в обществе, является региональной со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно - она учитывает национально-региональный фактор (нормы, мораль, традиции народа). В реализацию программы вовлечены различные общественные институты, в первую очередь казачество.

В условиях обострения межличностных, межкультурных отношений в среде детей и молодежи возрастает необходимость в системном подходе к решению проблем толерантности на уровне государства, его образовательной политики. Анализ массовой практики общеобразовательных школ показывает, что более половины учителей испытывают трудности в работе по формирования толерантности в среде обучающихся.

Актуальность вопросов технологий формирования толерантного сознания обусловлены существующими в реальной педагогической практике противоречиями между:

- провозглашением приоритета правового образования обучающихся как важнейшего фактора формирования толерантности и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы на уровне конкретных учебных предметов;

- наличием определенных правовых знаний у учащихся старших классов и неготовностью их применения в реальной жизни;

- значительным расхождением ценностных ориентаций, с одной стороны, учащихся, с другой - родителей и учителей.

Молодое поколение является наиболее подвижным социально-психологическим слоем. Оно в большей степени подвержено влиянию различных интолерантных субкультур и установок, в том числе и экстремистского толка. В связи с этим, одна из наиболее актуальных задач современного российского государства – выработка практически ориентированного курса, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования инновационным социальным технологиям формирования толерантных моделей поведения в молодежной среде. В связи с этим, образовательные организации, как самый устойчивый и положительно консервативный институт воспитания и обучения поколений должны осмыслить гуманистическую ценность толерантного мышления как единственного способа сохранения цивилизации, и создавать условия для его формирования.
Толерантность как философская концепция и правовая категория.
Проблеме формирования толерантного общества в России в последнее время уделяется особое внимание. Вопросы нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений значимы не только в нашей стране - они актуальны и в зарубежных странах, а также в рамках международного сообщества. Современная политическая культура определяется отсутствием общественного консенсуса относительно базовых ценностей и идеалов, его разделением на враждующие группы. По словам американского исследователя У. Розенбаума, "фрагментарная политическая культура увеличивает чувство изолированности и разногласия между социальными группами, подрывает консенсус в отношении политических основ и препятствует созданию условий, необходимых для настоящего национального сообщества"1.

Важной характеристикой современной политической культуры является доминирование локальной лояльности над общенациональной. Иначе говоря, подавляющая часть населения принадлежит к группам, отстаивающим местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению к общенациональным. Тем самым и толерантность становится как бы "относительной": крайняя терпимость по отношению к членам своей группы может сочетаться со столь же крайней нетерпимостью ко всем остальным. Это, разумеется, свойственно более тоталитарной, нежели демократической культуре, поскольку фактически означает отсутствие терпимости в ее традиционном смысле.

Методы разрешения этих проблем противоречивы: с одной стороны, декларируется приверженность к диалогу и гражданскому согласию, с другой - сохраняется тоталитарный культ "борьбы до упора".

Слабость или полное отсутствие традиций демократических процедур разрешения конфликтов обусловливают нестабильность политической власти на всех уровнях. "Государства ... имеют тенденцию к широко распространенному политическому насилию, хронически непримиримым, огромной интенсивности конфликтам между основными социальными группами и обычным уклонением от законно признанных гражданских процедур, существующих в более стабильных системах"2.

Как указывает немецкий политолог Г. Симон, в России издавна "сформировалась политическая культура единения (единогласия)". Единение, как правило, возникает не на основе добровольности, а является результатом принуждения и реализуется под угрозой санкций, примеры которых дают и деревенская община, и советский демократический централизм. "В России отсутствует либеральная культура споров, являющаяся залогом демократического праламентаризма на Западе. Конфликты имеют тенденцию приводить к расколу, к противостоянию и к прекращению общения"3.

Современная российская политическая и правовая культура во многом обусловлена переходом от тоталитарного к демократическому типу. Одной из ключевых характеристик демократической правовой культуры выступает толерантность (терпимость). Принцип терпимости следует понимать не просто как неохотное согласие с возможностью существования иных точек зрения, но как «сознательную установку на необходимость многих точек зрения и на недостаточность любой отдельной точки зрения».

В такой формулировке принцип толерантности отражает требования системного подхода, отрицающего одномерную логику и настаивающего на многостороннем рассмотрении сложных объектов. Однако терпимость не следует интерпретировать как вседозволенность: есть вещи, к которым нельзя быть терпимым.

Анализируя принцип толерантности и демократическую политической культуры в целом целесообразно обратиться к творчеству И.Канта. Идеальное общество, по Канту, описывается категорическим императивом - высшим нравственным законом: «Поступай так, чтобы твоя максима в то же время должна была служить всеобщим законом (всех разумных существ)».

С одной стороны, построенное на базе категорического императива гражданское общество несокрушимо, поскольку основывается на полном осознании каждым своим членом нравственного закона и добровольного подчинения ему. С другой стороны, такое общество в действительности оказывается нереализуемым, поскольку оно неустойчиво к малейшим отклонениям от категорического императива. Очевидно, поэтому и переход к принципу терпимости следует осуществлять постепенно, не допуская терпимость по отношению к радикальным антиобщественным группировкам. Самым ярким примером для современной России, конечно, служит терроризм, отсутствовавший как явление при тоталитарной системе и потому не выработавший к себе противоядия. Проявления фашизма и воинствующего национализма также требуют решительного пресечения безо всяких ссылок на «терпимость».

Эта точка зрения подтверждается авторитетом крупнейших философов. Так, К. Поппер считает терпимость важнейшим принципом гуманистической и эгалитаристской этики, но формулирует этот принцип следующим образом: «Терпимость ко всем, кто сам терпим и не пропагандирует нетерпимость... Из этого принципа вытекает, в частности, что следует относиться с уважением к моральному выбору других людей, если этот выбор не противоречит принципу терпимости».

Эти идеи восходят еще к Платону, сформулировавшему так называемый «парадокс терпимости»: неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Ведь если быть безгранично терпимым даже к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены. Как считает К. Поппер, в этой формулировке не подразумевается непременного запрета нетерпимых направлений, но следует предусмотреть такую возможность. «Мы должны провозгласить право подавлять их в случае необходимости даже силой: ведь вполне может оказаться, что они не готовы общаться с нами на уровне доводов и разума и начнут с того, что отвергнут всякие доводы... Таким образом, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимыми к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли».

Таким образом, терпимость вовсе не отождествляется с бесхребетностью: «Добро должно быть с кулаками». Точнее, у терпимости существуют пределы, обусловленные необходимостью сохранения демократической системы в целом.

На проблему «терпимости к нетерпимым» обращает внимание еще один крупный современный философ - Дж. Роулз. По его мнению, «хотя сама нетерпимая секта не имеет права жаловаться на нетерпимость, ее свобода должна ограничиваться, только когда терпимые искренне и с достаточным основанием полагают, что существует угроза их собственной безопасности и безопасности институтов свободы. Терпимые должны ограничивать нетерпимых лишь в этом случае».

Возвращаясь к идеям Канта, отметим, что гражданский мир возникает там и тогда, где и когда социальное принуждение охраняет право каждого на собственное счастье и в то же время способствует нравственному совершенствованию всех членов общества, когда в своих возможных действиях человек рассматривает себя и другого не только как средство, но и как цель - как высшее ограничивающее условие любого возможного поступка, налагающее категорический запрет на поступок, наносящий вред человеку.

И все же при всех оговорках и ограничениях толерантность служит одной из системообразующих характеристик демократии. В развитой демократической системе толерантность проявляется во всех сферах общественной жизни и образует основу для политической деятельности. Поэтому попытка либерально-демократического переустройства общества требует самого внимательного изучения понятия толерантности.

Возможно ли толерантное общество без национальной идеи? Принцип терпимости несомненно связан с общенациональной идеей.

Во-первых, отсутствие национальной идеи ведет к тенденциям изоляционизма, социального и политического расслоения, враждебности и нетерпимости; и наоборот, общие устремления побуждают более терпимо относиться к незначительным расхождениям между делающими общее дело.

Во-вторых, национальная идея предполагает разнообразие, но не конфликтное, а «синергетическое», ведущее к достижению общей цели.

В-третьих, реализация российской национальной идеи требует возврата к консервативным объединительным ценностям в масштабе всего общества, а консерватизму свойственны умеренность и терпимость.

Отсутствие терпимости, в свою очередь, ведет к крайне нежелательным социально-политическим последствиям. Расслоение общества на враждующие группы, категорически не приемлющие ценностей и идеалов "противника", есть не что иное, как социокультурный раскол. Согласно теории одного из наиболее глубоких исследователей в области российской философии истории А. Ахиезера, именно этот раскол на протяжении вот уже нескольких столетий мешает нормальному развитию России, то и дело ввергая ее в сокрушительные социальные катастрофы.

По мнению А. Ахиезера, основная проблема исторического развития России заключается в ее неспособности перейти от традиционной к либеральной цивилизации. Оба этих типа цивилизации являются для России в значительной мере органическими. Первый из них основан на традиционной российской нравственности, второй возник позже как результат общественного развития. Каждый из этих цивилизационных типов укоренен в российской действительности и порождает собственные системы ценностей, проекты жизнеустройства, культурные и социальные институты, политические организации и т. п. За многие столетия раскол между цивилизациями превратился в системообразующую характеристику российского общества и породил особый, «расколотый» тип личности.

Конечно, элементы социокультурного раскола существовали и существуют и в других обществах, но только в России раскол приобрел всеохватывающий характер и стал труднопреодолимой преградой на пути реальной модернизации общества. Почему так? По мнению С. Матвеевой, «в самой общей форме ответ, видимо, может состоять в том, что спонтанно нарастающая дифференциация должна постоянно компенсироваться возникновением интегративных механизмов, действующих по принципу обратной связи в кибернетической системе. В России колоссальность неосвоенных пространств и редкость населения резко снизили необходимость в формировании подобного рода интеграторов».

Толерантность является одним из важнейших социокультурных интеграторов, а традиционная российская нетерпимость к инакомыслию послужила существенным фактором усиления раскола.

Конечно, толерантность сама по себе не является достаточным условием преодоления раскола. Но она выступает важным условием общественного согласия и поиска выхода из сложившейся ситуации.

Нетерпимость как принцип политического поведения имеет не только социально-исторические, но и естественно-научные основания и связана с доминированием в науке "линейного" мышления. Эта парадигма восходит к Аристотелю и получила законченное развитие в трудах выдающихся естествоиспытателей Нового времени.

Основные постулаты линейного мышления следуют из детерминистических представлений о физическом мире и возможности его математического описания с помощью линейных дифференциальных уравнений.

1. Большинство процессов можно описать с достаточной степенью точности с помощью линейных уравнений; нелинейные члены не вносят существенных качественных изменений в общую картину. Это представление обосновывает возможность безграничного роста потребления и безграничной экспансии человечества: возражения об ограниченности ресурсов в расчет не принимаются.

2. Однозначность стационарного решения в системе линейных уравнений, достигаемого рано или поздно независимо от начальных условий. Этому постулату соответствует представление о наличии единственно верной цели, к достижению которой следует стремиться любыми средствами.

3.Устойчивость решения по отношению к виду уравнений и начальным данным. Тогда малые отклонения мало влияют на решение, и найденное «единственно верное» решение остается таковым независимо от изменения обстоятельств.

4. Возможность однозначной идентификации параметров в системе в случае полностью наблюдаемого набора состояний. Тогда по следствиям можно однозначно определить причину, т. е. опять-таки существует единственно верное объяснение любого результата.

5. Возможность определения определяющего, лимитирующего фактора в любом процессе. Этот постулат предполагает, что надо только правильно найти "ниточку" и потянуть за нее, а далее все пойдет само собой.

Таким образом, линейная парадигма мышления служит теоретическим оправданием нетерпимости. Если существует единственно верное устойчивое решение, то зачем признавать остальные, явно худшие? Разумеется, обладатели знания о верном решении всегда правы, а их оппоненты - злостные вредители, подлежащие обличению и уничтожению, вплоть до физического.

Важность влияния линейного мышления не стоит преуменьшать. Хотя, казалось бы, оно относится к достаточно специализированной сфере физико-математических исследований, фактически линейное мышление уверенно доминирует и в обыденном сознании.

Однако в последние десятилетия в той же физико-математической сфере была выработана качественно иная, нелинейная (синергетическая) парадигма, в корне изменяющая представления о динамических процессах. Вот основные нелинейные постулаты.

1. Все процессы в живой природе (и тем более в социальной сфере) описываются нелинейными уравнениями.

2. Характер стационарного режима в нелинейной системе зависит от типа нелинейности, параметров системы и внешней среды и начальных условий. Это важнейший постулат, означающий неоднозначность развития системы, возможность наличия различных, но примерно одинаково вероятных путей развития. "Многообразие возможностей снимает фатализм однозначной парадигмы развития и дает простор для выбора той области параметрического и фазового пространста, которая обладает предпочтительным (для вас) аттрактором". Иначе говоря, право на жизнь получают различные пути развития, среди которых уже не выделяется «единственно верный».

3. Устойчивость системы к малым отклонениям не является общим свойством. Это означает, что вблизи от линий раздела качественно различных траекторий развития системы даже небольшое воздействие может привести к колоссальным последствиям: отсюда вытекает роль личности и политической организации.

4. В нелинейных системах однозначная идентификация параметров обычно невозможна. Таким образом, существуют различные варианты объяснения сложившегося положения, и усилия следует сосредоточить не на поиске виновных, а на путях выхода из кризиса.

5. В нелинейных системах принцип «узкого места» или «нити Ариадны» не всегда справедлив. Поэтому необходим комплексный подход к решению сложных проблем.

Таким образом, современная синергетическая парадигма полностью согласуется с принципом терпимости. В политике не существует «единственно верных» решений; все точки зрения заслуживают внимания и обсуждения, а устойчивость принятого решения зависит от уровня его поддержки всеми заинтересованными сторонами.

Принцип терпимости должен быть положен в основу политической деятельности на всех уровнях, и прежде всего на уровне государственного управления, поскольку, например, в России государство традиционно играло и продолжает играть ведущую роль в общественной жизни.

Таким образом, признавая толерантность обязательным условием формирования и развития демократического общества, следует на законодательном уровне создать предпосылки реализации принципа терпимости в современном российском обществе. Шаги в этом направлении активно предпринимаются представителями власти.

Национальное законодательство России, согласно Конституции РФ, должно строится в четком соответствии с положениями норм международного законодательства. Важнейшим документом международного уровня, регулирующим рассматриваемую проблематику является Декларация принципов толерантности4, принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

В статье 1 Декларация принципов толерантности устанавливает понятие толерантности:

«1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.»

В декларации формулируется роль государства в формировании национальной толерантности (ст. 2 Декларации): «2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга».

В ст. 3 Декларации сделан акцент на социальные аспекты толерантности:

«3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.»

В статье 4 Декларации особое внимание уделяется роли воспитания в формировании толерантности:

« 4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.»

Рассматриваемая декларация, безусловно, не является единственным международным правовым актом, регулирующим проблемы формирования толерантности. В большей или меньшей степени эти же вопросы решают следующие нормативные акты международного уровня:

- Международный пакт о гражданских и политических правах,

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

- Конвенцию оправах ребенка,

- Конвенция 1951 года о статусе беженцев,

- Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев,

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,

- Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека,

- Декларация и Программа действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

- Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

- Конвенция и Рекомендации ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.

Российское законодательство в этой сфере находится еще в стадии становления, но уже и сегодня проделана огромная работы по формированию правовой базы противодействию экстремизму, развитию толерантности в нашей стране.

Конституция Российской Федерации закладывает принципиальные условия для развития идей толерантности. Согласно конституции, осуществление прав и свобод человека и гражданина в России не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В России действует презумпция невиновности (Статья 17,19, 28, 29, 49 Конституции РФ).

Действующее законодательство Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне развивают и детализируют конституционные положения.

Законодательство о культуре5 декларирует признание государством равного достоинства культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Каждому гарантируется право свободного выбора нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст. 11 Закона о культуре). Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, гарантируется право на культурно-национальную автономию. Малочисленные этнические общности пользуются протекционизмом. В целях сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российская Федерация принимает меры защиты и стимулирования.

Информационное законодательство6 и законодательство о языках7 России обеспечивают равный, недискриминационный доступ всех граждан к общедоступной информации. Обеспечивается равное положение языков народов Российской Федерации.

Не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, культ насилия и жестокости8.

Законодательство о религии9 запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

Уголовное законодательство - любое преступление, совершенное преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо Социальной группы рассматривает как совершенное с отягчающими обстоятельствами.

Уголовно наказуемыми деяниями признаются нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминация), совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Запрещаются создание и участие в некоммерческих организациях, посягающих на личность и права граждан, экстремистских организациях.

Признается преступлением возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 136, 239, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).

Системный анализ вышеуказанных нормативных положений показывает, что в России в целом сформирован нормативный массив, обеспечивающий реализацию международных обязательств и положений основного закона страны о толерантности.

Тем не менее, совершенствование российского законодательства в данной сфере представляется необходимым в направлении повышения его эффективности, установления межотраслевых связей, создания единого механизма, на комплексной основе обеспечивающего реализацию идей толерантности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconМетодические указания по подготовке выпускных квалификационных работ
Составители: С. А. Щербакова канд экон наук, доцент; Ю. И. Мартынов канд экон наук, доцент; В. В. Кузнецов канд физ мат наук, доцент;...

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconКоммерческое право россии
Е. В. канд юрид наук; Клименко С. В. – канд юрид наук; Леонова Г. Б. канд юрид наук; Маслова В. А. канд юрид наук; Пугинский Б. И....

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconС. Н. Овчиников, канд юрид наук, доцент кафедры теории и истории...

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconЮжно-уральский государственный университет
Попова Т. В., доцент кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Института права Челябинского государственного университета,...

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconУчебно-методическое пособие по циклу семинарских занятий и самостоятельной...
Рецензенты: Т. Ю. Сидорова, канд юрид наук, доцент кафедры международного права Юридического института сфу

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconРоссийской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы...
В. А. Пучков и канд юрид наук Т. К. Пучкова гл. 1; канд физ мат наук А. Я. Викарук, Л. Я. Гегечкори, канд физ мат наук В. З. Поляков,...

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconМетодические указания для семинаров и самостоятельной работы Электронное издание
Рецензент: И. С. Богданова, канд юрид наук, доцент кафедры гражданского права юи сиб федер ун-та

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconМетодические указания для семинаров и самостоятельной работы Электронное издание
Рецензент: И. С. Богданова, канд юрид наук, доцент кафедры гражданского права юи сиб федер ун-та

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по социологии для студентов
Составители: Колчинская В. Ю., канд социол наук, доцент; Русских Л. В., канд культурологии, доцент

Учебное пособие Сургут 2014 Авторы-составители: Попова Лариса Александровна канд юрид наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Сургу охрименко Ирина Борисовна канд пед наук, доцент кафедры педагогики СурГУ iconИнтерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам
И. Турковский; зав кафедрой педагогики, канд пед наук, доцент Н. А. Ракова; декан филологического факультета, кандидат филологических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск