«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя


Название«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





Громова Лариса Фёдоровна, педагог дополнительного образования



Кукленко Надежда Александровна, методист




Рубан Людмила Владимировна,

заместитель директора по учебно-методической работе

Шик Николай Васильевич,

заведующий отделом


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ, СПОРТА И ЭКСКУРСИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Изучаем историю Севастополя

Сборник методических рекомендаций

по проведению занятий в туристско-краеведческих объединениях


Утверждено методическим советом СЦТКСЭ

(протокол от 20.11.2015 г. № 2)

Авторский коллектив:

Н.В. Шик

Л.Ф. Громова

Л.В. Рубан

Н.А. Кукленко

В.А. Смирнова

Севастополь

2016
СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………...………

5




  1. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ КРЫМА (Н.В. Шик)........................................

7




  1. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ СЕВАСТОПОЛЯ (Л.Ф. Громова)

25




  1. КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг. И ПЕРВАЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ (Л.В. Рубан)……………………………………….


38




  1. ВТОРАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1941-1942 ГОДОВ (Н.А. Кукленко)………………………………………...


67




  1. ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЯ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА (В.А. Смирнова) ………………….


84


ВСТУПЛЕНИЕ

Историческое краеведение составляет основу наших знаний о родном крае. Нельзя объяснить современный ландшафт, этнический состав населения, названия населенных пунктов и их улиц, памятники, не зная истории. Из этого вытекает стержневая роль исторического краеведения в системе подготовки юных туристов – краеведов.

Крым – один из самых удивительных уголков Земли. Разнообразный рельеф, целебный климат, красота и природные богатства полуострова влекли сюда многих. Десятки племен и народов сталкивались здесь в жестоких схватках, оседали на полуострове… Их примиряла благодатная земля Крыма. Находясь на цивилизационном перекрестке, наш край пережил много событий, войн. Это сделало историю Крыма сложной для понимания. И каждый, кто трудится на педагогической ниве, сталкивался с трудностями отбора наиболее важных тем, событий, фактов, персоналий, чтобы донести до школьников непростую историю полуострова. Эту проблему помогают решать учебные пособия по курсу «Севастополеведение», автором которых является Е.Б. Алтабаева, заместитель председателя Законодательного собрания Cевастополя. Шесть книг этой серии можно назвать энциклопедией по истории Севастополя и Крыма. В них в доступной и яркой форме предстает тысячелетняя история нашего края. К сожалению, то количество учебных часов, которое предусматривают программы объединений образовательных организаций на изучение тем исторического краеведения, недостаточно для полноценного усвоения всего курса «Севастополеведение». Поэтому методический совет СЦТКСЭ решил отобрать самые важные (ключевые) темы истории Севастополя для включения их в программы всех туристско-краеведческих объединений, а также дать методические рекомендации по их изучению. Используя многолетний опыт своей работы, авторский коллектив педагогов ГБОУ ДО СЦТКСЭ г. Севастополя разработал сборник развернутых конспектов «Изучаем историю Севастополя» по разделу «Историческое краеведение». Отличительной особенностью изучения истории Севастополя в объединениях СЦТКСЭ является широкое применение учебных походов и экскурсий как основной формы изучения нового материала и его закрепления.

Раздел «Изучаем историю Севастополя» внесен в программу туристско-краеведческих объединений ЦТКСЭ всех профилей и рекомендуется для обязательного изучения в течение срока обучения.

К каждой теме данного раздела авторы подобрали наглядные средства обучения (фотографии, карты, схемы), создали мультимедийную презентацию, разработали дидактический материал. Закрепление полученных знаний по каждой теме раздела «Изучаем историю Севастополя»» рекомендуется проводить в ходе тематических походов и экскурсий. Рекомендуемый перечень маршрутов приводится в конце каждой темы.


  1. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ КРЫМА

Н.В. Шик,

заведующий методическим отделом

Цели:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с древними народами Крыма, их происхождением, обычаями, культурой.

  2. Развивающая: развивать навыки сравнения (поиск общих и отличительных черт разных народов Крыма).

  3. Воспитательная: формировать чувство бережного отношения к памятникам истории и археологии.

  4. Тип занятия: усвоение и закрепление новых знаний.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, беседа, чтение исторических документов.

  2. Наглядные: изучение на картах России и Крыма путей миграции и областей расселения древних народов, просмотр мультимедийной презентации (фоторепродукции) и видеофильмов по теме.

  3. Практические: составление таблицы «Древние народы Крыма», заполнение контурной карты «Поселение таврских и скифских племен по территории Крыма», выполнение тестовых заданий

Оборудование для преподавателя: географическая карта Крыма, фоторепродукции, мультимедийная система, образцы керамики.

Оборудование для обучающихся: контурная карта Евразии, незаполненная таблица «Древние народы Крыма», зеленая и красная карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Педагог. Ребята, вы знаете, что Севастополь и Крым вошли в состав большой семьи народов Российской Федерации. Вам может показаться странным, но крымская земля самыми тесными узами связана с многими их них, начиная от алтайских степей и заканчивая Северным Кавказом. А последние столетия наш полуостров был составной частью Российской империи, России. Представители десятков народов современной Российской Федерации защищали Севастополь в годы первой и второй оборон, восстанавливали его из руин и теперь проживают на его территории. Как видите, чтобы понять пестрый национальный состав Республики Крым и города федерального значения Севастополь, надо углубиться в историю крымской земли. И, так, тема нашего занятия - «Древние народы Крыма».

III. Актуализация опорных знаний

Вопросы педагога: На какие две физико-географические области делится Крым по характеру рельефа и растительности? (Равнинный степной Крым и Горно-лесной Крым). Как вы думаете, когда первобытные люди появились на Крымском полуострове? (300 тысяч лет назад). Почему длительное время существования человека называют «каменным веком»? Действительно, на протяжении сотен тысяч лет главным материалом для изготовления орудий труда и охоты был камень – кремень, обсидиан, кварц, пока человек не научился выплавлять медь, бронзу, железо. Для каждого периода известны свои культуры. Давайте погрузимся на многие тысячи лет в прошлое нашего полуострова, проследим, как различие в рельефе полуострова проявятся в различии народов, населявших эти части Крыма.

IV. Изучение нового материала

Педагог. Крым – одно из древнейших мест обитания первобытного человека на территории Восточной Европы. Со времен раннего палеолита живут здесь люди. В Крыму исследователи нашли стоянки люде и палеолита (300 – 18 тысяч лет назад), и мезолита, и неолита. Наступивший затем Меднокаменный, Медный, Железный века также оставили свои следы на поверхности Крымских гор и степей в виде могильников и предметов хозяйственной деятельности. В это время здесь жили земледельческие и скотоводческие племена. Мы не знаем, на каком языке они говорили, как себя называли. Ученые по характерным деталям похоронного обряда относят эти народы к различным культурам: кеми-обинская, ямная культура, катакомбная культура. Первым народом, чье имя сохранила письменная история, были киммерийцы.

4.1. Киммерийцы

Педагог. Мы должны быть благодарны легендарному древнегреческому поэту Гомеру, который в своей поэме «Одиссея» приводит такие строки (перевод В. Жуковского):

«Скоро пришли мы к глубокотящим водам Океана;

Там киммерян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; нигде не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос…»

Действия Троянской войны, как и плавание Одиссея, ученые-археологи относят к Х – ХII векам до нашей эры, то есть описываются события, происходившие более, чем три тысячи лет!

И так, запишем в таблицу «Древние народы Крыма», которую вы получили, греческое название этого народа - киммерийцы, а также время их появления в Крыму (ХV- ХII века до н.э.). Ученые предполагают, что язык киммерийцев относился к индоевропейской языковой семье.

Вопрос педагога: Как выглядел этот народ? Давайте рассмотрим изображение киммерийцев на одной очень древней этрусской вазе (рис. 1.1). Мы видим всадников на стройных лошадях, в высоких конических шапках - башлыках, очень удобных в дождь. Раз это всадники, то для них нужны большие табуны лошадей. Следовательно, можно делать вывод, что киммерийцы занимались кочевым животноводством. Возможно, что вместе с лошадьми, они перегоняли и стада быков. А вот овец и коз на большие расстояния гонять трудно. Вернемся к таблице и впишем в колонку «Занятие населения» эту информацию. Рассмотрим еще раз изображение киммерийцев. Мы видим, что они одеты в удлиненную рубаху, на ногах узкие сапоги. (Занести эти данные в таблицу в соответствующую колонку). Греки и иудеи, которые жили в то время, описывают киммерийцев, как очень воинственный народ. Мужчины не расставались с оружием даже после смерти. Ученые, изучая погребения киммерийцев, выяснили, что своих соплеменников киммерийцы хоронили под существующими курганами, в прямоугольных ямах. Ориентация восток – запад. С умершими клали оружие (прямые длинные мечи, наконечники копий, стрел), детали конской узды, лощеную посуду, иголки, височные кольца (рис. 1.2). Изредка ставили каменные стелы. Впишем особенности погребального обряда киммерийцев в соответствующую часть таблицы. Нам не известны боги киммерийцев, но, судя по обильным вещам в могилах, они исповедовали культ предков (Сделать запись).

О проживании киммерийцев в Крыму прямо свидетельствуют сохранившиеся топонимы. Долгое время современный Керченский пролив назывался «Боспор Киммерийский». Там известен древний город Киммерик. Поэтому мы уверенно отмечаем на контурной карте их область проживания– берега Керченского полуострова. Археологические раскопки показали, что этот народ жил и в Степном Крыму, и в Степной части Украины. Область их обитания была очень обширная: от Прикаспийской низменности (территория современной Астраханской и Волгоградской областей) до Карпат и Малой Азии.

Воинственность, многочисленность киммерийского народа сделали его на долгие века хозяином Степей. Казалось, что не будет конца господству этого народа. Но около 700 года до н.э. стойбища киммерийцев облетела тревожная весть: «С востока надвигаются безбрежные орды воинственного народа, не знающего жалости».

Навстречу врагам были высланы разведчики. Давайте внимательно послушаем их донесение, делая записи в таблице:

Учащийся – «разведчик» зачитывает «рассказ дозорного»: «Этот

народ похож на нас. На головах носят конические колпаки. Впереди племен идут вооруженные отряды, основу которых составляют тяжеловооруженные воины. На них тяжелые доспехи, шлемы, щиты. Все вооружены копьями, большими луками, короткими мечами – акинаками (рис.1.3). Затем идет легкая конница, которая вооружена также, но не имеет доспехов. Тысячи мужчин и женщин едут в четырехколесных кибитках, готовые вступить в бой. Нет силы, которая бы остановила этот народ!»

Педагог. Услышав такую весть, киммерийцы разделились. Одни решили дать бой, другие уйти в другие земли. Между этими двумя группами киммерийцев, как пишет древнегреческий историк Геродот, вспыхнула битва, в результате которой большинство киммерийцев погибло. В Великой Степи от Алтая до устья Дуная воцарился новый народ. Греки называли его скифами.

4.2. Скифы

Вопрос педагога. Ребята, что вы знаете о скифах? (Школьники вспоминают сведения из учебников и легенд.)

Педагог. Подведем итог нашим высказыванием о скифах: ски́фы – экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, по распространенному мнению, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племён, рек, сохранившихся в греческих записях. Сами они называли себя сколотами (Сделать запись).

Ученые уже много десятилетий ведут споры о родине скифов. Считается, что ею являются степи Азии, протянувшиеся до Алтайских гор. Совсем недавно археолого-географическая экспедиции «Кызыл-Курагино», которое четвертый год проводит раскопки этого древнего городища в Республике Тыва (Тува) доказала, что «родиной скифов была земля именно этих мест, откуда древние кочевые народы разошлись вплоть до Черного моря» (по сообщениям СМИ).

Скифы стали хозяевами богатого края. Их вожди – цари быстро обогащались. Культ мертвых требовал положить вместе с покойниками часть их богатств. Поэтому археологи при раскопках скифских захоронений (курганов) находят много уникальных золотых вещей: гребни, колчаны для стрел, женские украшения. Особую известность в ученых кругах получила золотая пиктораль со скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов из кургана Толстая Могила (Днепропетровская область), найденная в 1971 году Б.Н. Мозолевским (рис. 1.4).

Рассматривая ее, мы можем легко представить жизнь и быт скифов. Главную роль в экономике занимало кочевое, отгонно – пастбищное скотоводство (лошади, козы, овцы, свиньи, коровы). В Лесостепной Украине, где жили скифы – пахари, заметную роль играло земледелие (рожь, пшеница, ячмень). (Сделайте запись в соответствующих колонках нашей таблицы.)

Ювелирные золотые украшения позволили ученым детально представить одежду скифских мужчин и женщин (рис. 1.5). Как мы уже отмечали, мужчины носили невысокий колпак. (В ХХ веке по образу этого колпака придумают воинский головной убор – буденовку). Главные элементы одежды – приталенная рубаха с разрезом на груди, богато украшенная орнаментом, и штаны. На ногах – невысокие сапожки. Скифские женщины были одеты в свободные длинные платья, одеяния в виде халатов, высокий головной убор.

Вопрос педагога: Подумайте, ребята, какие элементы скифской одежды сохранились в народной одежде, вошли в мировую моду?

Педагог. В эпоху расцвета скифского государства там побывал великий

древнегреческий ученый Геродот, который оставил нам много интересных данных об этом народе. В частности, он записал имена богов, которым поклонялись скифы. Перечисляя, Геродот сравнивал их с греческими божествами. Он отмечал, что скифы чтут богиню домашнего очага Табити (Гестия), верховного бога - Папая (Зевс), богиню Апи (Гея). В пантеон скифов входили: Гойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Арес, Геракл. Бога войны они почитали в виде меча. Только в его честь насыпали жертвенник из хвороста и приносили человеческие жертвы (запишем богов скифов).

Позднескифское государство располагалось в основном в Крыму. Не любившие жить за стенами, скифы стали строить города и крепости. Главный город скифов греки называли Неаполем Скифским, он располагался на окраине современного Симферополя. Известны и другие крепости скифов в долине реки Альма: Альма-Кермен и Усть-Альминское городище.

Просмотр видеофильмов: - из серии «Учебная фильмотека». «История. Древний мир. Скифы» (17 минут).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconИнформационный бюллетень №1 организаторы соревнований: Министерство...
Всероссийские соревнования среди спортсменов среднего, старшего и пожилого возраста. Кубок ветеранов

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconПравила приема на 2014-2015 учебный год в Федеральное государственное...
О образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (гцолифк)» на обучение по образовательной...

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconДетей и учащейся молодежи в ямало-ненецком автономном округе
Создать межведомственную комиссию по организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и учащейся молодежи в Ямало-Ненецком...

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconИнформационная карта Общеобразовательной общеразвивающей программы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского...

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconО присвоении (подтверждении) спортивных разрядов Общие положения
Административный регламент Управления по делам молодежи и спорта Севастополя о присвоении (подтверждении) спортивных разрядов: «Кандидат...

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconПриказом Директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя
Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя»

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconПриказом Директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя
Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя»

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconАкционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка»
Филиала «Севастопольский морской завод» Баринова Андрея Анатольевича, действующего на основании доверенности №876/33 д от 22. 11....

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconАстраханской области по предоставлению государственной услуги
П "о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", постановлением Правительства...

«севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» Изучаем историю Севастополя iconГарантии при заключении, изменении и расторжении трудового договора
Государственном бюджетном образовательном учреждении профессионального образования города Севастополя «Севастопольский судостроительный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск