Развивающая предметно-пространственная среда групп Развивающие центры I младшей группы:
Центр
| Оборудование
| Цели
| Раздевалка
| 1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2. Стенды для взрослых «Наши каляки-маляки» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей), «Совета Айболита» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе), информационный стенд «Для Вас, родители» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления).
| 1. Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. 2. Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом. 3. Привлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы родителей, создание единого сообщества педагогов и родителей.
| Центр конструирования
| 1. Крупная мозаика, вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания
| 1. Развитие мышления и пальцевой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. 2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков
| Центр ПДД
| 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать). 2.Средний транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
| 1.Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
| Центр художественного творчества
| Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом, трафареты для пластилинографии, водные и обычные раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.
| 1.Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
| Книжный центр
| 1.Разнообразие яркой, красочной и интересной детской литературы.
2.Наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин.
3.Игры по познавательному развитию и речевому развитию.
| 1.Знакомство детей с детской литературой.
2.Развитие активной речи детей. 3.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; 4.Формирование и расширение представлений об окружающем.
| Музыкальный центр
| 1. Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, барабан, погремушки, игрушки-пищалки. 2. Магнитофон и записи музыки. 3. Пластиковые прозрачные емкости с горохом, желудями, камушками
| 1. Развитие слухового восприятия и внимания. 2. Формирование исполнительских навыков.
3. Развитие фонематического слуха и чувства ритма у малыша.
| Центр спорта
| 1.Мячи большие, малые, средние. 2.Обручи. 3. Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания
| 1. Развитие ловкости, координации движений. 2. Обучение согласованным действиям. 3. Формирование умения бросать и ловить мяч, катать малые мячи, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол; ходить по прямой ограниченной дорожке.
| Центр сюжетно-ролевой игры
| 1. Кукольная мебель. 2. Игрушечная посуда. 3. Куклы, коляска для кукол. 4. Игры «Магазин» и «Доктор». 5. Различные атрибуты для ряженья (шляпы, очки, шали, длинные юбки ит. п.)
| 1. Формирование ролевых действий. 2. Стимуляция сюжетно-ролевой игры. 3. Формирование коммуникативных навыков в игре. 4. Развитие подражательности и творческих способностей.
| Театральный центр
| Реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.
| 1.Развитие творческих способностей у детей. 2.Развитие воображения, умения импровизировать. 3.Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций. 4.Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
| Математический центр
| Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска. 2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках». 3. Мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 4. «Играйка» для развития математических способностей. 5. Элементарные модели. 6. Блоки Дьенеша. 7. Палочки Кюизенера.
| 1. Освоение геометрических фигур и форм предметов. 2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме. 3. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). 4. Обучение определению количества путем пересчета (1,2,3).
| Центр дидактической игры
| Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов.
1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».
5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
6.Блоки Дьенеша.
7.Палочки Кюизенера.
8.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
9.Набор объемных тел для вариации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).
10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
| 1.Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; 2.Развитие зрительного восприятия и внимания. 3.Формирование обследовательских навыков; 4.Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); 5.Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.
6.Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; 7.Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
| Экологический центр
| 1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
2.Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;
3.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
Календарь природы
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы..
| 1.Экологическое воспитание и образование детей
| Центр краеведения
| 1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Вологды», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
2.Художественная литература: стихи о родном городе.
3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Вологодской области», «Наш город в разные времена года».
4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
5.Совместные работы из бросового и природного материала.
| 1.Воспитания гражданственности, патриотизма.
2.Формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
| |