Е. С. Григорьева культурология: практикум


НазваниеЕ. С. Григорьева культурология: практикум
страница1/25
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25



ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»



Е.С. Григорьева

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ПРАКТИКУМ
Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия



Воронеж 2013

УДК 681


ББК 71.0
Григорьева Е.С. Культурология: практикум: учеб. пособие / Е.С. Григорьева. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013. 120 с.
Учебное пособие включает теоретическую главу «Культурология как наука: предмет, задачи и основные исследовательские подходы», информацию по десяти вариантам контрольных заданий по курсу «Культурология» с соответствующими рекомендациями к их выполнению и списком необходимой учебной литературы, а также вопросы для зачета. В помощь студентам размещены глоссарий, включающий основные культурологические термины, и перечень наиболее значимых памятников мировой культуры и искусства, что должно эффективно способствовать успешному и глубокому освоению учебного курса. Важным разделом данной работы являются пояснения и методическое руководство по работе в среде MOODLE, с помощью которой в ВГТУ обеспечивается учебный процесс в дистанционной форме. Второе приложение содержит информацию об основных этапах становления дистанционного образования, что представляется уместным не только в связи с изложенными выше рекомендациями по работе со средой MOODLE, но и в рамках учебного курса по культурологии.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки бакалавров ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», дисциплине «Культурология».

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе Microsoft Word и содержится в файле Культурология MOODLE.doc.
Библиогр.:194 назв.
Рецензенты: кафедра онтологии и теории познания Воронежского государственного университета (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.С. Кравец);

канд. филос. наук, доц. Б.П. Гайворонский

© Григорьева Е.С., 2013

©Оформление. ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013



ВВЕДEHИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации культурология наряду с другими дисциплинами общегуманитарного цикла является обязательной в высшем учебном заведении.

Из этого следует, что стандарт высшего образования предполагает не только подготовку, связанную с узкой специализацией, направленную на формирование способности решения конкретных, локальных задач, дополненную знаниями общенаучного характера, но и становление выпускника вуза как личности, способной к духовному, нравственному и художественно-эстетическому восприятию и развитию, как субъекта культурной деятельности. Таким образом, высшее образование реализует очень важные задачи по обеспечению преемственности в преподавании гуманитарных наук и формированию понимания решающей роли культуры в социуме и зависимости человека от культуры. В современном мире глобализации осуществляется активное межкультурное взаимодействие через диалог смысловых оснований тех или иных цивилизаций (Восток - Запад, США - Россия). Культурологический подход, основу становления которого у студентов закладывает учебный курс «Культурология», обусловливает возможность системного взгляда на социум, позволяет оценить все многообразие важнейших сторон современной общественной жизни c гуманистических позиций: экономику, политику, коммуникативную и нормативную сферы, общественное сознание в целом.

Итак, основной целью данного курса является не только способствование приобретению студентами необходимых для осуществления профессиональной деятельности общекультурных компетенций, но и формирование у нынешних студентов и будущих выпускников - потенциальных активных деятелей и преобразователей социальной реальности – целостного постижения мира через представления о культурно-исторических предпосылках современной цивилизации, овладение теоретической базой, необходимой для понимания социально значимых процессов и проблем мировой культуры и современного решения культурологических проблем.

Задачи учебной дисциплины «Культурология» предполагают освоение студентами основных исторических этапов развития мировой и отечественной культуры, овладение культурным наследием человечества, с целью применения его в индивидуальной практике; формирование у учащихся способности выбора собственной мировоззренческой позиции при оценке культуры и ее производстве посредством личной и профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения учебной дисциплины таковы: студент, получивший знания по курсу «Культурология», должен понимать специфику современного культурологического знания, иметь представление об основных теоретических подходах и методах культурологии, а также о категориях, законах и универсальных функциях культуры; иметь представления о структуре культурного пространства, типологии культур, а также о концепциях культурного полицентризма и множественности культур; знать основные этапы развития мировой и отечественной культуры; владеть инструментарием оценки достижений отечественной и мировой культуры; применять полученные знания для повышения своей общей и профессиональной культуры, а также заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Пособие содержит теоретическую главу «Культурология как наука: предмет, задачи и основные исследовательские подходы», а также информацию по 10 вариантам контрольных заданий с соответствующими рекомендациями к их выполнению, и списком необходимой литературы.

В помощь студентам также предоставляется глоссарий, включающий культурологические термины, необходимые для освоения учебного курса, и перечень важнейших памятников мировой культуры.

Существенную часть данной работы составляет методическое руководство по работе в учебной среде Moodle. Оно содержит информацию об особенностях и возможностях Moodle, базовых терминах, необходимых для работы с этой средой, а также основные понятия для активного интернет - пользователя.

Сегодня мы наблюдаем ускорение темпов эволюции системы образования. Образование становится открытым. Педагогические технологии социального конструкционизма оформляются современными прикладными, инструментальными технологиями, которые непрерывно совершенствуются. Так, еще недавняя новация в виде образования в формате e-learning заменяется стандартом следующего поколения m- learning.

Второе приложение содержит информацию по основам и истории создания и совершенствования системы дистанционного обучения, что представляется полезным и для расширения культурологического кругозора учащихся, и для эффективного освоения принципов работы с Moodle.
1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
Учебный курс по культурологии состоит из двух основных разделов. Первый раздел включает блок тем по теории культуры. Здесь раскрываются проблемы теоретической культурологии, описывается ее понятийно- категориальный аппарат, дается представление о том, что такое культура, каковы функции культуры в обществе, каковы связи культуры и природы, культуры и цивилизации и т.п. Второй раздел учебного курса – история культуры - предполагает изучение специфики конкретных исторических форм и основных закономерностей развития мировой и отечественной культуры.

Изучение культурологии в нынешнее время представляется важной задачей высшего образования. В современном мире глобализации, где провозглашается равноправие, рядопоженность и в конечном итоге, единство культур, а фактически происходит их острый и порой болезненный диалог (полилог), выливающийся в отношения господства - подчинения, потребность в изучении как самого феномена человеческой культуры, так и его вариаций в конкретных обществах весьма и весьма высока. Мы живем на пороге нового мира, требующего выработки новых парадигм науки (и о природе, и о человеке), новых форм человеческих взаимоотношений, выводящих из тупиков «антропологической катастрофы», обусловленной отрывом человека от собственного бытия, от смысловых основ подлинно человеческого бытия. Сегодня сохранение духовности и культурных ценностей является делом первостепенной важности.

Многие мыслители предчувствовали глобальный кризис человеческих смыслов еще в конце XIX - начале ХХ века. В это время стали появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было раньше. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства. Потребность в культурологии как науке, способной осмыслить очередной знаменательный рубеж истории, обратиться к прошлому культуры и человека, предвидеть и осознать грядущие перемены, и стала предпосылкой ее возникновения в начале ХХ века.

Впервые термин «культурология» использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позднее и связано с именем американского исследователя, этнолога и культурантрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию.

Так, если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то отдельным и самостоятельным предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Л.Уайт предложил лаконичную формулу поведения индивидуума, которая выражает (в математическом смысле) поведение как функцию культуры. Культура- эта та переменная в формуле Л.Уайта, которая определяет результат вычисления - поведение человека. Л.Уайт предсказывал новообразовавшейся науке культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.
Культура как специфический предмет культурологических исследований.
В современном значении слово "культура" стало употребляться в XVII веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа С. фон Пуфендорфа. Что же такое культура? При, казалось бы, интуитивной «прозрачности» и ясности этого понятия, существует огромное и все возрастающее количество ее определений. Так, с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 гг. появилось еще около 150-ти. В конце прошлого столетия их было около 800. К настоя­щему времени, по подсчетам исследователей, таких определений насчитывается более 1000. Подобное положение дел подчеркивает, что круг явлений, охватываемых понятием культура, чрез­вычайно широк. В самом деле, это и объекты создаваемые людьми, и технологии их создания, и установившиеся формы взаимоотношений между людьми, и живой «нерв» их общения…

Кроме того, существуют несколько значений, или контекстов употребления термина культура. Во-первых, он может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, определяющейся пространственно-временными параметрами (пер­вобытная культура, культура Древнего Египта, Византии, Возро­ждения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели создаются исследователями как некие идеальные типы (термин М.Вебера для обозначения абстракций, необходимых исследователю для анализа фактов) в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выяв­ления форм жизнедеятельности культуры и ее элементов.

Если обобщить существующие понятия, то получим следующие выводы: культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) - человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений;

-культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать;

-культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Именно поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования. Но вполне возможно и объединить множество определений культуры в одно, важное для нас и считать культурой все то, что человек надстраивает над первой природой (биологической) в качестве своей второй природы (все смыслы человеческого бытия), культура есть реализация человеческого творчества и свободы.
Основные концепции культуры.
Даже, собственно, этимология (происхождение) слова «культура», возводимая к латинскому «возделывать» способствует такому (см. выше) пониманию. Что значит «возделывать почву»? Это значит улучшать, облагораживать ее – удалять камни, ненужные корни растений, рыхлить, поливать, удобрять. То есть, изменять в лучшую сторону ее заданные природой свойства для того, чтобы урожай был качественнее и обильнее. А еще, для того, чтобы в какой-то мере овладеть этой стихией, подчинить ее своей созидательной воле. Кстати, вплоть до конца XVIII века в европейских языках термин «культура» и употреблялся с приставкой agri (в этом смысле мы говорим сейчас о посевных культурах) или каким-либо другим зависимым словом (к примеру, культура речи, культура поведения и т.п.).

Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые начала рассматриваться лишь в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII века. Как правило, просветители рассматривали культуру как духовный продукт общества, обходя в своем внимании мир материальной культуры. При этом ядром духовности объявлялся разум, и его продукт - научное знание, способность достигать истины в той или иной форме, осуществлять разумную, рациональную деятельность. 

Деятели Просвещения считали, что руководствуясь разумом, то есть научным знанием, человек преобразует общество, создаёт его по законам истины, справедливости, добра, красоты и т. п. Общество по своей сути разумно, гармонично. Однако его портят "нравы", неразумно устроенные институты, невежество толпы, слепо верящей в авторитеты, её "непросвещенность". Так, в концепции Ж.-Ж. Руссо чистота и простота нравов первобытных варваров противопоставлялась им испорченности, моральной «извращенности» культурных народов.

Важнейшее средство изменения общества с точки зрения просветителей – это преобразование человека, его "просвещение", обучение, понятое как чисто рациональный процесс передачи и освоения "знания". Задачу просвещения людей призвана решать образованная элита. Она должна быть не связанной с материальным миром, свободной от погони за прибылью и выгодой, от эгоизма, она истово стремится к истине и сама поэтому способна распространять её в необразованной массе.

Известный просветитель И.Г.Гердер рассматривал культуру в историческом аспекте. Таким образом, развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура представляется им как раскрытие сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В такой интерпретации понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». В этом процессе нет места насилию, он осуществляется добровольно с обеих сторон. Насилие в обществе порождает зло, а зло - порождает зло. Невозможно победить зло с помощью зла, считали просветители. Поэтому надо отказаться от насильственных, немирных средств преобразования общества. Главное - это постепенность преобразований, чисто количественные изменения, происходящие непрерывно, без всяких "скачков". Таким образом, просветители отрицали необходимость революционных изменений, и отстаивали идею эволюции в развитии человека и общества.

Этот комплекс идей, в общих чертах характеризующих просветительское направление в культурологии, очень скоро показал свою несостоятельность. В 1789-1794 гг. во Франции произошла революция, в которую оказались втянуты и многие просветители. Сама жизнь, практика, показала упрощённость концепций просветителей, их несоответствие исследуемым реалиям. Поэтому, хотя эти идеи продолжали существовать, развиваться, они уже не получали столь широкого распространения в обществе. Эпоха Просвещения как целостная характеристика культуры завершилась, а вот концепции просветителей, в коей мере они разрабатывают роль знания в преобразовании человека и общества – сохранились и развиваются и поныне. С просветительскими иллюзиями Европа покончила не сразу. В некоторых странах они сохраняли господствующее положение и в XIX веке. Так, например, применительно к России мы говорим о деятельности просветителей и в начале XIX века.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры. С этих пор утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека и его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

У великого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля культура также выступает как реализация разума, однако, понимаемого как мировой разум (мировая идея, мировой дух). Мировой разум раскрывает свою сущность, реализуя себя в судьбах народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Такова теория Гегеля: все, производимое людьми (а значит, и культура), есть осуществление целей мирового духа, который незримо правит историей. В такой интерпретации развитие мировой культуры обнаруживает целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. А сама она трактуется исходя из
гуманистических, эстетико-этических позиций и воспринимается, прежде всего, как духовная сторона жизни общества, причем как ценностный ее аспект.

Подобные представления о культуре стали фундаментом в построении здания теоретической культурологи, невозможной без учета данных наук, таких, как этнография, этнология, социология и история, психология.

ХХ век дал целую плеяду ученых, внесших значительный вклад в историю осмысления культуры.

Известнейший мыслитель К. Маркс, основоположник диалектического материализма, в понимании культуры исходил из идеи ее прогрессивной динамики. Обоснованное им материалистическое понимание истории выдвигало в качестве фундаментального основания культуры материальное производство. Ре­зультатом такого производства, согласно К.Марксу, является материальная культура, значение которой постулируется как «первичное» по отношению к культуре духовной. Она обеспечивает накопление и трансляцию прогрессивных цен­ностей и традиций. Таким образом, К. Марксу одному из первых принадлежит обоснование связи культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способности связывать историю человечества в единый целостный процесс.

Первое научное определение культуры связывают с именем этнографа Э.Тайлора. Он отождествлял понятия культура (смыслы человеческого бытия) и цивилизация (технология бытия), называл культурой целостность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек человека, усвоенных им как членом общества.

Понятия культура и цивилизация были разведены философом О.Шпенглером. Его по праву можно считать одним из основателей современной истории культуры. Как утверждал О. Шпенглер, культура есть внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа. Каждая конкретная культура характеризуется внутренним жестким единством и одновременно обособлением от других «организмов». Понимая культуру как организм в полном смысле этого слова (с присущей ему жизнью), О. Шпенглер считал, что каждый такой организм проходит путь от рождения до смерти. Стоит отметить, что у подобного объяснения есть свои весомые причины. Возможность понимания культуры и общества по аналогии с организмом обусловлена тем, что, во-первых, социальные и культурные институты взаимосвязаны между собой подобно органам тела, а их обновление аналогично обновлению клеток в организме; во-вторых, в социокультурной системе действуют процессы самосохранения и обратной связи как адаптация к окружающей среде; в-третьих, можно провести аналогию между общественным разделением труда и специализацией функций различных органов живого организма.

Однако не стоит забывать, что подобное понимание культуры не является исчерпывающим, поскольку полную аналогию здесь провести невозможно. Так, социальные связи вы­ступают не только как чисто материальные (физиологические), но и как смысловые, культурно-информационные, идейные. Кроме того, общество состоит из индивидов, которые в своей деятельности могут использовать социокулътурные системы не только в интересах жизни целого, но и для своих собственных целей. Следует отметить, что в отличие от организмов, культуры не размножаются, а их структуры и функции связаны гораздо менее тесным образом.

ХХ век- время трагического надлома человека, расцвета иррационализма как разочарования в идеалах прогресса и разума (рацио), лежащего в основе его движущих сил. С позиций иррационализма рассматривал культуру Ф. Ницше

Человек, согласно Ф.Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Незаурядный мыслитель сознательно провозглашает собственную новую философию сверхчеловека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить. Потому, что нравственность, по Ницше, тождественна упадку, запрету на естественные поступки и желания, а мораль является ничем иным, как вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты человека. Такой человек (сверхчеловек) осознает трагическую красоту нового бытия, он порывает с обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.

Взгляды Ф.Ницше были восприняты австрийским психоаналитиком З. Фрейдом. Он считал, что культура есть продукт морального принуждения и запрета влечений. Культуру З.Фрейд обозначил как « сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Это- сфера психологического внутриличностного конфликта между устремлениями к индивидуальной сво­боде и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

Психоанализ положил начало психологическому направлению в исследо­вании культуры предметом анализа в рамках которого становится личность в культуре, ее психические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, а также и внутриличностные процессы.

Стоит выделить мнение еще одного ученого. Английский антрополог Б. Малиновский, основоположник функциональ­ной школы, считал культуру единой, гармонически функционирующей системой, в которой каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Функция понималась Б. Малиновским как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются. А различия между культурами, таким образом, являются следствием различий способов удовлетворения человеческих нужд.

Вторая мировая война вызвала переосмысление ценностных оснований культуры, ко второй половине XX века научное влияние функциональной школы, которая ранее господствовала в западно-европейской социогуманитарной мысли, сошло на нет. Становилась все более популярной новая идея равенства культур, нашедшая выражение в рамках теории культурного релятивизма.

Эта теория активно развивалась в 50-е годы американским исследователем М. Херсковицем. Содержание этой концепции таково: каждый народ творит свою собственную культуру, обуславливающую целос­тность и жизнеспособность общества. По этой причине нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Подобная оценка всегда будет субъективна и относительна, поскольку любой народ имеет свою специфику и свои представления о "правильном" и "хорошем". Предпочтение тех или иных явлений культуры зависит от различий ценностных систем, берущихся за точку отсчета.

В понимании Л. Уайта, с именем которого связывают, как уже упоминалось выше, распространения термина «культурология», а также становление науки культурологии, культура есть способ овла­дения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Рассуждая о роли символа в существовании культуры и об отличии человека от обезьяны, Уайт замечает, что обезьяны тоже изготавливают, хотя и самые простейшие, орудия труда, но они не могут закрепить имеющийся опыт и передать его от поколения к поколению, поскольку они не имеют системы знаков (символов), которые и делали бы возможной связь между поколениями, превращая поведение животных в человеческое.

Базисом любой культуры, который определяющим ее духовный, интеллектуальный, и социальный уровни, является ( как и в марксизме), материально-техничес­кая культура.. В своей книге "Эволюция культуры" Л. Уайт выделил четыре подсистемы культуры: социальную (включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства и т.п.); технологическую (включающую в себя средства существования, орудия производства, средства для защиты и напа­дения, материалы для постройки жилищ и т.п.); идеологическую (включающую в себя верования, идеи, знания); поведенческую (охватывающую типы коллективного и индивидуального пове­дения). Все аспекты культуры в концепции Уайта выступают лишь как отражение ее материально-технического базиса, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию средств орудий труда, развитию науки. Культура рассматривается им в качестве специфического механизма аккумуляции, передачи, хранения и преобразования энергии общества.

По мнению немецкого философа Э. Кассирера, представителя символической школы культурологии, культура является символической вселенной, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура — это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою спо­собность создавать собственный идеальный мир, надстраиваемый над природой. Язык, религия, наука, искусство выступают в концепции Э.Кассирера в качестве фаз этого процесса.

И, наконец, стоит упомянуть одно из наиболее значительных достижений культурологичес­кой мысли - теорию структурализма.. К. Леви- Стросс, основоположник структурализма считает, что культура является особой областью, противопоставленной природе. "Естественно-природное" в структурализме вы­ступает в качестве основы для культуры, а сама культура в итоге понимается как результат стремления и способности человека специфическим образом обозначить среду своего обитания. Название направления- «структурализм» связано с основным методом его представителей - методом структурной лингвистики при воссоздании системы символов, содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов.

Структурная антропология, таким образом, представляет собой метод изучения "примитивных" культур с целью обнаружения способов понимания ими логики и символики, прояв­ляющихся в закономерностях мышления и мыслительных схемах, присущих носителям данных культур. Занимаясь исследованием особенностей первобытного мышления, К. Леви-Строс сделал вывод, что уже в нем присутствуют универсалии человеческой психической деятель­ности. А это доказывает принципиальное равенство логического потенциала мышления первобытного человека и человека совре­менного.

В структурной антропологии явление культуры полагается как многоуровневая целостная структура в единстве ее внешних и внутренних связей, которые описываются посредством семиотики. Целью исследования структуралистов выступает "моделирование "структуры", как предполагаемого алгоритма, определяющего скрытую логику развития социокультурных процессов.

Таковы основные, наиболее значимые представления о культуре. Из них следует, что, культурологам свойственно рассматривать культуру как целостное явление в том смысле, что она есть чисто человеческий феномен, развивающийся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Действительно, люди именно в силу того, что они люди, во все времена и при всех различиях природно-географической среды ставят перед собой схожие вопросы, пытаются решить сходные задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, поиски гармонии человеческих взаимо­отношений, общие для всех времен и народов, — вот те основания, на которых базируется целостность культуры и единство мирового социокультурного процесса.

При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:

-наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

-изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

-определение места и роли человека в культурных процессах;

-разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

-взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

-изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

-исследование развития отдельных культур.
Итак, что представляет собой культурология как наука?

И каковы методы исследования культурологи?
Культурология — это прежде всего наука о культуре и наиболее общих закономерностях ее развития. В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, дающих сведения о конкретных фактах культуры и применяющих методы естественных наук, обеспечивающих первоначальный анализ и синтез разнообразных феноменов культуры (культурной и социальной антропологии, этносоциологии, этнопсихологии, этносоциологии, истории, экономики, лингвистики, психологии), а также философских концепций культуры – всех тех учений о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые обнаруживаются в трудах исследователей, осмысляющих феномен культуры. Эта составляющая культурологи может быть обобщенно названа философией культуры. Область ее интереса - не конкретика культурных фактов (как у вышеперечисленных наук - этносоциологии, этнопсихологии и т.п.), а универсалии культуры, связанные с предельными абстракциями бытия и мышления. Этот аспект культурологи является ее неотъемлемым атрибутом и определяет ее образ как социально-гуманитарной науки. (См. глоссарий). Таким образом, культурология- это интегративная область научного знания, рожденная потребностями современной эпохи, возникшая на стыке гуманитаристики и наук, тяготеющих к методам естественных наук. На сегодняшний момент культурология - становящаяся наука, пока еще не обретшая статус полной самостоятельности и независимости от тех дисциплин, из которых она выделилась. Она продолжает формироваться как самостоятельное научное знание.

В рамках культурологии существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции отдельных мыслителей. Необходимо помнить, что культурология является не только общей теорией культуры, но и живым элементом самопонимания и самопознания обществом своих проблем. Мир культуры динамичен, многогранен, множествен. Это само по себе исключает однозначность методов его познания. К тому же, как уже отмечалось выше, культурология является социогуманитарной наукой со всей присущей гуманитарным дисциплинам спецификой, а это значит, что субьект исследования в культурологи совпадает с объектом. Мировоззренческая позиция исследователя является продуктом конкретных обстоятельств - среды с ее духовными и материальными условиями. При этом, сам исследователь способен к развитию, приобретению большей целостности самоосознания, или наоборот, восприятию новой информации, способной разрушить сложившиеся представления (как это происходит, например, при замене классической научной парадигмы неклассической). Отсюда и такое множество разнообразных подходов и школ культурологи, порой взаимоисключающих.

Рассмотрим эти подходы и школы. Для начала подчеркнем, что все многообразие культурологических исследований основывается на трех общефилософских методах: системном, деятельностном и ценностном (асиологическом).

Системный подход видит в сущности культуры универсальное свойство общества

(сущность культуры социальна) и акцентирует результативный характер культуры. И, исходя из качества результатов, культура делится на две составляющие - материальную и духовную. Этот подход является теоретическим основанием для дальнейших исследований культуры.

Поиски единой основы культуры, скрывающейся за диалектикой «материального» и «идеального», и обуславливающего его, способствовали становлению деятельностного подхода.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconМировому судье судебного участка №
Григорьева О. В., вступила в брак с ответчиком. От совместной жизни у нас с ответчиком родилась дочь, Григорьева София Романовна,...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconМировому судье судебного участка №
Григорьева О. В., вступила в брак с ответчиком. От совместной жизни у нас с ответчиком родилась дочь, Григорьева София Романовна,...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconМировому судье судебного участка №
Григорьева О. В., вступила в брак с ответчиком. От совместной жизни у нас с ответчиком родилась дочь, Григорьева София Романовна,...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconМировому судье судебного участка №
Григорьева О. В., вступила в брак с ответчиком. От совместной жизни у нас с ответчиком родилась дочь, Григорьева София Романовна,...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconПрограмма дисциплины Культурология для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500....

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconОптика лабораторный практикум Пермь 2004 удк 53 (07): 378 оптика: лабораторный практикум
Оптика: лабораторный практикум / Составители: Н. А. Вдовин, доцент; К. Н. Лоскутов, доцент; Т. Д. Марценюк, ассистент; Ю. К. Щицина,...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconПрактикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» в двух частях
Практикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»: практикум: в 2 ч. Ч нижневартовск: издательство Нижневартовского...

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconТ. М. Пимшина практикум по геодезии
Практикум по геодезии: Учеб пособие. Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. 100 с

Е. С. Григорьева культурология: практикум iconПрактикум Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный...
Практикум «Коммерческая документация и корреспонденция на английском языке» составлен в соответствии с требованиями государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск