Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет дизайна Программа дисциплины
Культурология
для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра
Автор программы:
Доброхотов А. Л., доктор философских наук, профессор
gumaniora@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре
отделения культурологии факультета философии «04» сентября 2013 г.
Зав. кафедрой В. А. Куренной Рекомендована профессиональной коллегией
УМС по философии и культурологии «___»____________ 20__ г.
Председатель Б. Н. Кашников Утверждена УС факультета философии «___»____________ 20__ г.
Ученый секретарь И. В. Макарова
______________________________
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.62 «Дизайн», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Культурология».
Программа разработана в соответствии с:
ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;
Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 072500.62 «Дизайн»;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 072500.62 «Дизайн», утвержденным в 2013 г.
2. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование общего представления о принципах построения культурологии и других наук о культуре, введение основных концептов теории культуры, формирование общего представления об основных этапах мировой культуры.
Задачи курса: раскрыть специфику теории и истории мировой культуры как объяснительной модели; рассмотреть развитие рефлексии о культуре в диахроническом аспекте; научить студентов выявлять в эмпирическом материале культур многоуровневые закономерности и приводить разнородные элементы культур к статусу обобщенных конструкций, допускающих теоретическое моделирование.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент должен знать: фактическое содержание основных этапов мировой культуры;
основные исторические типы культур и основания их классификации;
основные исторические типы теории культуры, их своеобразие, и логику построения;
основные методики анализа эмпирического материала культуры;
основные эпистемологические проблемы и парадоксы, связанные с опытом построения теории культуры. Студент должен уметь: различать основные методы и подходы к строению и исторической динамике культуры;
использовать компаративистику как метод анализа теории культуры;
характеризовать сильные и слабые стороны исторически-значимых теорий культуры;
аргументировать принятые им методы теоретического анализа. Студент должен иметь навыки (приобрести опыт): применения методологии и методики культурологических исследований в различных гуманитарных науках;
рефлексии о месте культурологии в гуманитарном образовании; о значимости культурологии для решения прикладных задач гуманитарных наук.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| СК1
| Различает тезисы и аргументы, критически оценивает аргументы, применяет компаративистские методы анализа материала, оценивает релевантность применения метода к данному материалу. Дает верные дефиниции, эксплицирует содержание тезисов, выстраивает цепочки аргументов. Знает фактическое содержание этапов мировой культуры, распознает основные исторические типы культур, воспроизводит основные исторические типы теории культуры. Распознает сильные и слабые стороны исторически значимых теорий культуры, умеет корректно применять их к современности.
| Лекции
| |