Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал


НазваниеМоу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал
страница1/12
ТипНаучно-методический журнал
filling-form.ru > Туризм > Научно-методический журнал
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального района

МОУ МЦ «Раменский Дом учителя»


Февраль 2015

20
О mp900439450.jpg
Научно-методический

журнал


В этом номере читайте:

Опыт интеграции внеурочной деятельности в воспитательную систему МОУ Прогимназия №48 в условиях введения ФГОС НОО

Лист оценки внеурочного занятия 1-2

Карта оценки результатов формирования регулятивных и познавательных УУД

Технологическая карта проектной субботы

Оглавление





 Сборник методических материалов МОУ «Прогимназия №48»                 4


Главный редактор: Асеева Н.А.

Ответственный редактор: Павлова Л.А.

Техническая редакция (ram-metodika@mail.ru) :

Банникова Н.Е., Дворкина Н.Ф., Дука О.Н., Иголкина Г.А.

Корректор: Аршинова А.А.

Размещение материалов на сайте http://www.mou-rdu.ru : Нестерин И.В.

 Сборник методических материалов МОУ «Прогимназия №48»                


Уважаемые коллеги! Мы представляем Вам сборник методических материалов из опыта работы педагогического коллектива МОУ Прогимназия №48 по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования. Поводом для его создания послужили многочисленные встречи с коллегами из разных уголков страны, которые показали востребованность данных разработок среди учителей, методистов, управленцев.

В сборнике представлено наше видение места и роли внеурочной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения, педагогическая технология организации внеурочной деятельности, апробированная в течение трех лет, авторские разработки учителей Прогимназии. Использование технологии позволяет снизить ресурсные затраты на организацию процесса и повысить его эффективность. Создавать ее нам очень помогли работы Григорьева В.Д., Степанова П.В., Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М., Зелениной И.Б. Мы полностью разделяем точку зрения этих авторов на внеурочную деятельность как мощное средство формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Очень хочется надеяться на то, что сборник будет полезен вам и востребован вами и вашими коллегами.

Педагогический коллектив МОУ Прогимназия №48

Опыт интеграции внеурочной деятельности в воспитательную систему МОУ Прогимназия №48 в условиях введения ФГОС НОО


Копотева Г.Л., к.п.н., зав.лабораторией ИСИО РАО

Стёпина Н.В., директор МОУ Прогимназия №48

Тунина Ю.А., педагог- психолог МОУ Прогимназия №48
При лоббировании тех или иных решений необходимо не смеяться или плакать, а понимать.

Спиноза.

Вполне возможно, что, прочитав название статьи, Вы ожидаете от нас победных реляций о том, как в нашей школе мы удачно реализовали такую сложную задачу, как преобразование воспитательной системы в связи с появлением нового компонента реализации ООП НОО - внеурочной деятельности. Но мы поставили для себя другую и, несомненно, более сложную цель - продемонстрировать, к каким выводам мы пришли, проанализировав свои реальные достижения и проблемы на этом непростом пути.

Педагогический коллектив Прогимназии воспринял введение внеурочной деятельности с воодушевлением. С самого начала весь процесс разработки и реализации ООП начального образования в МОУ Прогимназии № 48 осуществлялся системно и под научным руководством института стратегических исследований в образовании РАО в рамках деятельности проектной площадки, которая и открывалась под данную задачу. Определение общей стратегии деятельности образовательного учреждения в организации внеурочной деятельности осуществлялось в процессе выдвижения рабочей гипотезы, которая была сформулирована следующим образом: эффективность внеурочной деятельности в образовательном учреждении будет существенно выше, если:

  • она станет органичным компонентом системы воспитания и социализации младших школьников,

  • будет создана особая воспитывающая среда, особый уклад школьной жизни.

Константными характеристиками данной системы и уклада должны являться ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства, а также согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы. Для того чтобы внеурочная деятельность действительно органично вписалась в воспитательную систему нашего образовательного учреждения, нам предстояло очень серьёзно осмыслить её место и роль среди других, уже сложившихся и продемонстрировавших свою надёжность компонентов.

За 20 лет в нашем учреждении была создана воспитательная система, в основу которой положены традиции народной культуры и народной педагогики. Особость воспитывающей среды Прогимназии, единство и непрерывность воспитания в образовательном процессе дошкольных групп и начальной школы, их преемственность состоят в том, что стержнем этой интегрированной среды являются вертикальные темы, охватывающие весь учебный год и нацеленные на формирование базовых жизненных ценностей. Вертикальные темы раскрываются как на уроках, так и в ходе воспитательных мероприятий: «Здоровье – наше богатство», «Радость труда», «Великий, могучий русский язык», «В жизни всегда есть место подвигу» и др. С 1995 года активно действует детская общественная организация дружина «Радуга». Особое место в школьном укладе заняли минутки энциклопедиста, информационные минутки, традиция подводить классом итоги дня. Они не только способствуют познавательному развитию детей, но и помогают раскрепоститься в ходе неспешной беседы, проникнуться интеллектуальным настроем и доверительностью отношений, а, в конечном итоге, сплотиться.


Компоненты воспитательной среды МОУ Прогимназия №48
Прогимназия – центр культурной жизни поселка, коллектив участвует в организации всех социально значимых мероприятий. В системе военно-патриотического воспитания большую роль играет шефство над учреждением войсковой части войск противовоздушной обороны (проведение военно-спортивной игры «Зарница», Вахты памяти, Недели мужества, смотра строя и песни, акции «Подарок солдату», экскурсий в казармы и на учебные полигоны).

Как видим, ввести новый ресурс развития и социализации личности в виде внеурочной деятельности нам предстояло, не разрушив созданный десятилетиями богатый опыт, сложившийся уклад и традиции нашего образовательного учреждения. Модель внеурочной деятельности создавалась административным советом Прогимназии с полным пониманием стоящей задачи и ответственности за её решение. Первым и, конечно, самым простым, но очень необходимым шагом стала визуализация компонентов воспитательной системы в виде схемы:
Данная визуализация позволила осознать количество компонентов, одновременно влияющих на формирование личности учащегося в нашем образовательном учреждении, и объём их взаимосвязей между собой. Стали понятны сложность задачи по гармонизации деятельности всех компонентов и необходимость правильно рассчитать свои силы по решению возникших задач, запастись терпением и настойчивостью, т.е. принять правильную установку на предстоящую деятельность. Учитывая инновационность встраиваемого в воспитательную среду компонента (внеурочной деятельности), мы тщательно структурировали процесс её введения, выделив конкретные этапы деятельности:

  • формирование установок в педагогическом коллективе;

  • формирование установок в ученической и родительской среде;

  • организация программного и кадрового обеспечения внеурочной деятельности;

  • разработка регламента внеурочной деятельности в образовательном учреждении;

  • организация методической работы и контроля за уровнем подготовки педагогов по вопросам организации внеурочной деятельности.

На формирование в педагогическом коллективе положительной установки к реализации внеурочной деятельности вдохновляющее воздействие оказало участие учителей и педагогов дополнительного образования Прогимназии во Всероссийском семинаре-конференции «Изменяющееся воспитание в изменяющейся России». Мы получили уникальную возможность не только послушать авторов методики конструирования внеурочной деятельности Степанова П.В., Григорьева В.Д., корифеев педагогики воспитания Караковского В.А. и Лизинского В.М., но и провести пять дней в передовых школах Москвы, погрузиться в творческую атмосферу созидания человека. Методический конструктор внеурочной деятельности Григорьева В.Д., Степанова П.В., оформленный авторами в виде мультимедийной презентации, помог нашим учителям существенно продвинуться в овладении методикой определения трех уровней планируемых результатов и выбора видов внеурочной деятельности, направленных на их достижение. Важным элементом влияния на позитивность отношения педагогов к предстоявшему овладению технологиями организации внеурочной деятельности стала разработка и обнародование локальных актов Прогимназии, направленных на регулирование вопросов поощрения работников за её результаты.

Формирование установки на позитивное восприятие внеурочной деятельности в ученической среде осуществлялось нами через информирование обучающихся по вопросам содержания и организации внеурочной деятельности, через предоставление им возможности свободного выбора её форм на основе своих склонностей и пожеланий; а также через введение поощрения за активное участие в её реализации.

Формирование установок в родительской среде проводилось на родительских собраниях, целью которых было ознакомление с новыми подходами к воспитательной работе, реализующими требования ФГОС начального общего образования, и раскрытие понятия "внеурочная деятельность".

Среди мероприятий по организации программного и кадрового обеспечения внеурочной деятельности, проведённых нами, в первую очередь необходимо отметить формирование общешкольного плана и планов внеурочной деятельности классных коллективов, а также подбор и расстановку кадров, обеспечивающих её управление и организацию. На первом этапе внедрения ФГОС НОО в Прогимназии с 01.09.2011года, как и в подавляющем большинстве образовательных учреждений страны, внеурочную деятельность мы организовывали через систему кружков силами педагогов дополнительного образования.

План внеурочной деятельности 1-х классов, являющийся структурным компонентом общешкольного плана

Направления внеурочной деят-ти

Формы организации внеурочной деят-ти

Название программы

Кол-во часов


Спортивно-оздоровительное

Кружок

Плавание

2

Кружок

ОФП

1


Общекультурное

Кружок

Вокал

1

Кружок

Театр

1


Общеинтеллектуальное

Кружок

Занимательная математика

1

Кружок

Риторика

1

Социальное

Кружок

Жизненные навыки

1

Духовно-нравственное

Кружок

Народная культура

1

Большое значение мы придали разработке педагогами рабочих программ внеурочной деятельности, глубокому погружению в процесс создания программного обеспечения на основе анализа методических материалов Министерства образования и изучения опыта других педагогических коллективов.
Серьёзного внимания потребовало от нас установление регламента внеурочной деятельности. Первоначально необходимо было грамотно организовать работу с контингентом обучающихся по выбору ими видов и форм внеурочной деятельности. Для этого было проведено анкетирование и детей, и родителей. Только затем на основании проведённого опроса мы смогли скомплектовать группы, разработать расписание, зафиксировать режим внеурочной деятельности и синхронизировать его с общим режимом деятельности Прогимназии. Без этой кропотливой работы обеспечить нормальное рабочее функционирование образовательного учреждения было бы невозможно.

К числу наших успехов в процессе организации внеурочной деятельности можно отнести постановку методической работы и контроля за её результатами. Методическому объединению педагогов была поставлена задача - определить основные направления содержания работы по организации внеурочной деятельности, а также спланировать и осуществлять постоянное педагогическое сопровождение их реализации. В течение первого года реализации ФГОС НОО проводились еженедельные индивидуальные и групповые консультации по темам: «Выбор направления внеурочной деятельности», «Эффекты и результаты внеурочной деятельности», «Формы внеурочной деятельности», «Пространственные и временные маркеры», «Проектирование занятий внеурочной деятельности».
Как отдельный и очень важный вид деятельности мы рассматриваем организацию психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности. Важно подчеркнуть, что психолог Прогимназии Тунина Ю.А. участвовала во всех без исключения процессах разработки модели внеурочной деятельности, отражающей специфику нашего образовательного учреждения, а также её реализации.

Для гармоничного интегрирования внеурочной деятельности в воспитательную систему нашего образовательного учреждения специально созданной творческой группой (директор Прогимназии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, педагог-организатор, представитель Родительского комитета и Управляющего совета) был разработан проект программы внеурочной деятельности (авторы Степина Н.В. и Тунина Ю.А.). Данная программа в дальнейшем редактировалась в процессе апробации в течение двух лет.

Программа отражает сложившуюся в учреждении систему воспитательной работы и реализуется через план внеурочной деятельности. Её содержание охватывает все направления развития личности ребёнка и структурировано по уровням планируемых результатов. Значимость программы состоит ещё и в том, что она является способом управления процессами формирования и развития социальной компетентности младших школьников. В этом смысле она выполняет пропедевтическую функцию по отношению к следующему этапу социализации ребёнка в основной школе.
Подводя итоги первого этапа реализации внеурочной деятельности в 2011 – 2012 учебном году, мы с удовлетворением констатировали, что процессы запускались продуманными, подготовленными, осуществлялось грамотное методическое сопровождение, вырос профессионализм педагогов, расширился арсенал инструментов социализации личности. Однако проведённый анализ достигнутых результатов выявил не только достижения, но и проблемы:

  • обязательное посещение 10 внеурочных часов в неделю привело к переутомлению учащихся и снижению качества их учебных результатов;

  • произошла, по сути дела, замена внеурочной деятельности деятельностью системы дополнительного образования; работу многих кружков и секций невозможно эффективно организовать при посещаемости 28 человек (плавание, объемное моделирование, народные промыслы и т.д.), следствием чего постепенно становится снижение качества дополнительного образования;

  • введение занятий внеурочной деятельности осложнило также понимание назначения и содержания деятельности детей в группах продлённого дня, в рамках внеклассной работы, детской общественной организации, привело к дублированию деятельности, к снижению мотивации детей к участию в общешкольных мероприятиях даже при жёстком регламентировании еженедельного планирования, осуществляемом в нашей Прогимназии;

  • наибольшую сложность для педагогов представляет планирование деятельности учащихся в ходе внеурочного занятия, они по-прежнему проектируют его как систему субъект-объектного педагогического взаимодействия, а это тормозит переход всего образовательного процесса на деятельностную основу;

  • попытка преодолеть тождество системы внеурочной деятельности и системы дополнительного образования посредством введения единой программы внеурочной деятельности, разработанной творческой группой педагогов Прогимназии, к сожалению, определённым образом ограничила творчество педагогов, несколько унифицировала формы внеурочной деятельности (не всегда позволяла реализовать личные педагогические идеи и учитывать особенности класса).


Перечень выявленных проблем явно показывает, что большинство из них характерны не только для нашего образовательного учреждения. Для себя же мы сделали следующий вывод: результата - введения внеурочной деятельности - мы добились, а вот эффект от этого результата оказался весьма неоднозначен. Значит, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась: искомой гармоничности данного нового ресурса развития и социализации личности ребёнка в целостной воспитательной среде Прогимназии мы не достигли.

Но отрицательный результат есть тоже результат. Посему мы провели мощный анализ, в результате которого поняли, что речь должна идти не о простом наращивании компонентов воспитательной системы, а о серьёзной её реформе. Суть этой реформы, как минимум, должна состоять в определении остро необходимых направлений и форм организации внеурочной деятельности, компенсирующих те дефициты на пути реализации основной образовательной программы начального общего образования в Прогимназии, которые не могут восполнить остальные составные части (компоненты) нашей воспитательной системы. А как максимум - в выделении особой, своей собственной миссии каждому из компонентов нашей воспитательной системы, что позволит наверняка избежать перегрузок, дубляжа, её неэффективности.
Найти это особое целевое назначение внеурочной деятельности помогла наша кропотливая работа под руководством ИСИО РАО по освоению технологий формирования универсальных учебных действий. Результатом этой работы стал выход учебно-методического пособия "Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия" Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М., куда включены разработки уроков педагогов Прогимназии. Освоение учителем этих технологий на сегодняшний день является актуальнейшей задачей развития профессиональной педагогической деятельности и совершенно необходимым условием реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования. А что если этот процесс можно интенсифицировать посредством нацеленности внеурочной деятельности на формирование УУД?

Внеурочное занятие не преследует целей формирования предметных результатов, его содержание может быть более свободно организовано, не требует обязательной аттестации учащихся. Другими словами, учитель значительно меньше связан жесткими рамками, чем в ходе конструирования и проведения урока. Именно поэтому в этой благоприятной для педагога ситуации внеурочная деятельность может выполнить ещё одну важную задачу - стать дополнительным и мотивационно более востребованным с его стороны ресурсом отработки умений по формированию у учащихся универсальных учебных действий. Так родилась новая гипотеза: эффективность внеурочной деятельности в образовательном учреждении возрастёт, если она:

  • станет плацдармом для формирования у обучающихся метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образования;

  • станет плацдармом для развития у педагогов профессиональной компетенции по формированию у обучающихся метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Константной характеристикой внеурочной компоненты воспитательной системы школы должна являться организация принятия ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами (деятельностный характер воспитания).
Следующим шагом в подготовке реформы воспитательной системы Прогимназии стало для нас формулирование целевого назначения остальных её компонентов таким образом, чтобы исключить возможность их дублирования друг другом, но сохраняя при этом целостность воспитательной среды и возможность реализации всего содержания ООП школы.

Миссия компонентов воспитательной среды МОУ Прогимназия №48
Опираясь на Методические рекомендации по планированию и организации внеурочной деятельности Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Московской области, где чётко и недвусмысленно вслед за текстом ФГОС НОО прописаны добровольность посещения занятий внеурочной деятельности и возможность её организации в каникулы, а также в выходные дни, мы представили внеурочную деятельность тремя моделями: хроноглогической, организационной и кадровой.


Хронологическая модель внеурочной деятельности

Организационная модель внеурочной деятельности

Кадровая модель внеурочной деятельности










В соответствии с данной моделью нагрузку внеурочной деятельности мы так распределили между педагогами:

Класс




Всего

Уч. недели

Проектные субботы

Лагерь

 

1 класс

- учитель нач. классов

- учитель музыки

- учитель ИЗО

- учитель физкультуры

- учитель информатики

132

33

33

33

33

96

29

29

29

29

20

-

-

-

-

16

4

4

4

4

Итого по классу

264

212

20

32

 

2 класс

- учитель нач. классов

- учитель музыки

- учитель ИЗО

- учитель информатики

- учитель физкультуры

136

34

34

34

34

100

30

30

30

30

20

-

-

-

-

16

4

4

4

4

Итого по классу

272

220

20

32

Созданная нами модель, как свидетельствует приведённая таблица, позволяет существенно снизить нагрузку детей в течение учебного года, рациональнее распределить нагрузку внеурочной деятельности между сотрудниками, более содержательно и эффективно организовать проведение каникул.

Переосмыслили мы и подходы к проектированию внеурочной деятельности. По завершении учебного года состоялся семинар-практикум с участием сотрудников ИСИО РАО, на котором прошла презентация авторских разработок занятий внеурочной деятельности учителями Прогимназии. Анализ предложенных проектов проходил в форме мозгового штурма. Это позволило еще раз отработать понятийный аппарат, технологию проектирования внеурочной деятельности, соотнести выбранные учителями формы и виды деятельности с планируемыми результатами. Сегодня учителю необходимо отказаться от сложившегося стереотипа – быть центральным действующим лицом урока, внеурочного занятия, когда он сам придумывает, сам организует, сам сообщает информацию и делает из неё выводы. Задача методической службы образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь педагогу присвоить новую системную функцию - стать навигатором деятельности детей. С этой целью мы перешли на проектирование занятий внеурочной деятельности на основе технологической карты, разработанной педагогом-психологом Прогимназии Туниной Ю.А. на основе конструктора внеурочной деятельности Григорьева В.Д., Степанова П.В. Данная карта является организационным механизмом, позволяющим педагогу получить целостное представление о содержании проекта, его структуре, этапах, деятельности педагога и учащихся на каждом занятии; продумать плавный переход от одного уровня результатов к другому без форсирования этих результатов.

Таким образом, мы рассматриваем эту статью как возможность лоббирования идеи наделения внеурочной деятельности важнейшей миссией с точки зрения реализации ФГОС НОО - миссией формирования УУД.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconПамятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т. Б. при участии учителя начальных классов моу «Магистральнинская сош...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconЕжегодный научно-методический журнал школьного имц
Районный семинар учителей технологии «Использование инноваций на уроках технологии»

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал icon1 Классный журнал (далее журнал) является государственным документом,...
Работу с журналом учитель должен вести только в школе. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся. Заместитель...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconКонтрольная работа №1
На основании отчетов кассира составить ведомость №1 и журнал-ордер №1 за февраль. Проводки оформить в регистрационном журнале

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал icon«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося»
Выступление учителя английского языка Богословской Татьяны Александровны моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов села...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал icon1 Классный журнал является государственным документом, ведение которого...
Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе. Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, («1а...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconПримерная инструкция по ведению классных журналов Классный журнал...
Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconИнструкция по ведению классных журналов Классный журнал это государственный...
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Моу мц «Раменский Дом учителя» Февраль 2015 №20 о научно-методический журнал iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск