Скачать 172.13 Kb.
|
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т.Б. при участии учителя начальных классов МОУ «Магистральнинская СОШ №2» Дадиван О.С. Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью обучающихся Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов. Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным услови- ем их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Деятельность младшего школьника. 1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие “школьной тревожности”. 2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми. 3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности. 4. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола. Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинения “Мой класс”, “Моя семья” и аналогичные рисунки; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности. Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты). Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Результаты педагогической диагностики прохождения предметного обучения в первом классе
Учет коррекционно-развивающей работы учителя с дизадаптированными учащимися
Критерии оценки развития качеств личности выпускника начальной школы (уровни развития)
Портрет выпускника начальной школы (по ФГОС)
Методические рекомендации по заполнению дневника. Дневник оформляется в большой (формата А4) тетради с переплетом на колечках. Дневник позволяет учителю учесть в работе с первым классом особенности статуса поступивших в школу детей и грамотно вести наблюдение за ходом его развития, позволяет системно вести коррекционную индивидуальную работу . На таблицу с параметрами психолого-педагогического статуса отводится нужное количество страниц, в зависимости от количества детей в классе, на первую страничку вклеивается табличка с параметрами, другие странички подворачиваются на ширину колонки с параметрами и на них вносятся данные учеников . Основную нагрузку по наблюдению за обучающимися с целью отслеживания динамики их развития осуществляет основной учитель класса (психолог участвует эпизодически, мнение других учителей, работающих с классом, также учитывается). Методы и методики: Наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинения “Мой класс”, “Моя семья” и аналогичные рисунки; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности подбираются самостоятельно или по рекомендации психолога, который работает в вашей школе, либо по другим методическим источникам. Результаты педагогической диагностики прохождения предметов ежемесячно вносятся в специальную табличку, учитель таким образом контролирует успешность освоения основных предметов, (ведет записи в табличке так, как ему удобно). Дневник ведется педагогом в течение обучения в начальной школе, в его форму по необходимости вносятся изменения, согласованные с методической и социально-психологической службами школы. Список использованной литературы: 1.Битянова М.Р.. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.:Генезис,2001 2.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс,20061> |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос | Основы статуса международного наблюдателя содружества независимых государств по наблюдению за выборами/референдумами | ||
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 90 | Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ №636 от 22. 10. 99) | ||
С целью проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовкой по результатам обследования рекомендаций... | Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников... | ||
В. Г. Пинигина, Е. А. Липская; Институт развития образования и социальных технологий, гоу «Варгашинский детский дом», Курган, 2011... | Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет с речевыми нарушениями | ||
Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | Централизованных сроков подачи заявлений не предусмотрено (заявления принимаются в течение календарного года) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |