Туризм и методика преподавания


НазваниеТуризм и методика преподавания
страница1/8
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
КРАВЦОВА Г.Л.

ТУРИЗМ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Учебно-методическое пособие

для студентов специальности «Физическая культура»

высших учебных заведений

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, ВОДНЫХ ВИДОВ СПОРТА И ТУРИЗМА
КРАВЦОВА Г.Л.
ТУРИЗМ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности «Физическая культура»

высших учебных заведений

Тирасполь, 2009

УДК 796.5:378.147 (07)

ББК Ч518.1 р3 + Ч4781.953

К-78

Туризм и методика преподавания: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Физическая культура» высших учебных заведений / Составитель: Кравцова Г.Л. – Тирасполь, 2009. – 80 с.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей факультетов или институтов физической культуры. В нем отражены формы туристической работы в школе, основы техники спортивного ориентирования и пешеходного туризма. Особое внимание обращено на подготовку и проведение походов различной категории сложности и на обеспечение безопасности при проведении походов и соревнований по спортивному ориентированию и пешеходному туризму.

Рецензенты:

Визитиу Н.М., директор станции юных туристов г. Тирасполя

Абрамова В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных единоборств ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

ПГУ им. Т.Г.Шевченко прот.№7 от 4.03 2009


© Кравцова Г.Л., 2009

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Туризм и методика преподавания» предназначено для студентов факультетов физического воспитания и институтов физической культуры, изучающих данную дисциплину.

В пособии рассматриваются вопросы развития туризма, теории и методики его преподавания как массового и доступного средства физического воспитания и оздоровления. Пособие включает в себя круг вопросов, связанных с овладением будущими специалистами по физической культуре и спорту практическими умениями и навыками по технике пешеходного туризма и спортивного ориентирования и необходимых для ведения организационной, педагогической работы по туризму в учебных заведениях, по месту жительства, на станциях юных туристов, туристских секциях и клубах.

Пособие состоит из пяти частей, каждая из которых содержит несколько параграфов. В первой части прослежена история развития туризма с древности до настоящего времени.

Во второй части дается характеристика формам и содержанию туристической работы в школе. Предложена развернутая классификация видов туризма.

Третья часть посвящена вопросам организации и проведения походов выходного дня и многодневных походов, обеспечения безопасности на маршруте.

В четвертой части раскрыты вопросы, связанные с основами ориентирования на местности, организацией соревнований по спортивному ориентированию.

В последней части показаны основы техники пешеходного туризма, способы преодоления технических этапов на соревнованиях по технике пешеходного туризма.

Пособие также содержит краткий словарь терминов, используемых в этой области знания и приложения, содержащие данные по подробной классификации узлов, таблицу штрафов соревнований по технике пешеходного туризма, условные знаки спортивных карт, образец маршрутного листа для некатегорийных походов, перечень медикаментов для аптечки, нормы питания в походных условиях, пакет документов для соревнований по спортивному ориентированию.

Автор надеется, что данное пособие поможет студентам в приобретении специальных знаний по теоретическим, организационным и методическим аспектам туризма.
I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1.1. Возникновение туризма

Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем мире. Так, в VI в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах.

Много путешествовали древние греки и по своей стране (поездки в Олимпию на олимпийские игры), совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к «святым местам». Еще Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.), после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учетом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения X. Вивес, М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодежи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре, преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в г. Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорьях Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус («Разговоры о физических упражнениях»), итальянский профессор медицины И. Меркуриалис («Виды физических упражнений»). Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов.

В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж.-Ж. Руссо, Г. Либли и др. видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а их учение «Познание природы и стремление к выработке норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж.-Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности. Его теория была дополнена трудами известных немецких педагогов И. Зельцмана, И. Мутса-Мутса, Ф. Яна.
1.2 Развитие туризма в Западной Европе

В конце XVII в. начале XVIII в. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.

Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяется социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Таким образом, возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников путешествий и экспедиций. Идет накопление и обобщение опыта сложных походов и путешествий в воспитательных целях.

Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются, и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификация маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.

В конце XVIII в. – первой половине XIX в. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всестороннее и гармоническое воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и др. стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях: Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах.

Начинают создаваться региональные союзы любителей туристских путешествий.

Первые самодеятельные туристские организации появлялись в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.) в виде альпийских клубов и обществ. Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), а к концу 70-х гг. XIX в. во Франции, России и других странах. В 1908 г в Вене был создан Международный центр туризма.

Туристские союзы и клубы в ряде государств разрабатывают маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей.

В начале XX в. в некоторых государствах Западной Европы (Германии, Дании, Бельгии) распространилось движение «Странствующие школяры», устав которого требовал включения суровых походных условий для воспитания подрастающего поколения. Членами этого общества были дети представителей имущих классов. Деятельность этого общества представляла собой протест против методов воспитания в буржуазном обществе.

Утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает целостная система организационных и методических мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания.

Для империалистической стадии капитализма характерно усиление военно-прикладной направленности физической подготовки молодежи, подчинение интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека физическому воспитанию. Так, в фашистской Германии особое внимание уделялось туристским упражнениям для детей, а в так называемых «трудовых лагерях». Они были одним из главных средств воспитания будущих солдат. Аналогичная картина наблюдалась накануне второй мировой войны в Италии, Японии и других империалистических государствах.
1. 3. Развитие туризма в России

По данным А. А. Остапца (1985), интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода указа Петра I (от 12 февраля 1718 г.), который предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.

Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин. Он практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область). А. Я. Герд ввел экскурсию как метод обучения в практику преподавания естествознания. С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественнонаучные экскурсии. Первую дальнюю экскурсию совершила группа студентов Новороссийского университета (Одесса) по горному Крыму в 1876 г. Руководил ею профессор геологии И. А. Головинский. А в 1877 г. при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе возник первый русский альпийский клуб. Первым членом его был известный исследователь Кавказа А. В. Пастухов, именем которого названа каменная площадка на склоне Эльбруса («Приют Пастухова»).

В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Только Горно-туристское общество оставалось существовать самостоятельно. Оно было, пожалуй, самым многочисленным из всех существовавших в то время имело несколько отделений. При обществе работала комиссии по экскурсиям для средних учебных заведений.

Деятельность Российского общества туристов заключалась в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха. Хотя оно и было прогрессивным, но все же его сословность не допускала в общество молодежь. А представительство студентов, врачей, инженеров, преподавателей было крайне ограничено.

Созданное в 1900 г. в Санкт-Петербурге Русское горное общество строило туристские приюты, разрабатывало маршруты, способствуя пропаганде и развитию туризма в России.

Ширится деятельность учителей-энтузиастов оздоровительно-воспитательной работы с детьми, среди которых следует отметить работу А. У. Зеленко и С. Т. Шацкого – учителей колонии, организованной в 1905 г. близ Щелково (Московская область).

Содействовало развитию краеведения и туризма в России Общество любителей естествознания, которое занималось изучением географии, геологии, этнографии, флоры и фауны родного края. Отделения этого общества функционировали во многих крупных городах.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант». Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок – от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

В первые десятилетия советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность.

По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО).

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму – журнал «Турист».

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и краеведческого образования. Идет организация походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.

В 1939 году утверждается значок «Турист СССР».

В 1940 году вводятся инструкторские звания по видам самодеятельного туризма – пешеходному, лыжному, водному, велосипедному, авто- и мототуризму.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития туризма в стране.

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие туризм получает только в послевоенные годы.

В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок «Юный турист».

К концу 60-х годов в туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география туризма. Одновременно была заложена основа для развития международного молодежного туризма.

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». КПСС видела в туризме важное средство «повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения». Постановление определило задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с дальнейшим развитием и расширением материальной базы.

В эти годы продолжает свою деятельность Центральная детская экскурсионно-туристская станция СССР, проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата населения и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. В направлениях туризма четко выделялись международный и внутренний туризм.

При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития социального туризма.

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детско-юношеского и спортивного туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов, которых до 1990 г. было более 700, уменьшилось до 200-250. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметились положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС.

За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма.

Начинается новый этап развития туризма в стране под руководством Туристско-спортивного союза под девизом «За Духовность, Спорт, Природу».
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Туризм и методика преподавания iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 4 () Методика...
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная)

Туризм и методика преподавания iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...

Туризм и методика преподавания iconМетодика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие Текст предоставлен
Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр яз.» («Методика...

Туризм и методика преподавания iconВыполнение бакалаврской работы
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» фгбоу во тгу н. В. Коноплюк

Туризм и методика преподавания iconМеждународный конкурс «кит»!
Мастер-класс по хореографии: "Методика преподавания и отличительные особенности техники бродвейского джаза"

Туризм и методика преподавания iconМеждународный конкурс «кит»!
Мастер-класс по хореографии: "Методика преподавания и отличительные особенности техники бродвейского джаза"

Туризм и методика преподавания iconМетодические рекомендации по выполнению проекта урока
Квалификационные курсы “Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации фгос

Туризм и методика преподавания iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания...
Автор программы: доцент кафедры дошкольного и начального образования А. С. Федченко

Туризм и методика преподавания iconЛабораторная работа 1-3: Адресация по протоколу ipv4
Научно-образовательный материал «Методика преподавания дополнительной образовательной программы по основам сетевых и информационных...

Туризм и методика преподавания iconКафедра иностранных языков гуманитарного факультета
Лингвистика и межкультурная коммуникация – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – квалификация выпускника:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск