Скачать 0.75 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708.00 Педагогика и методика начального образования со специализацией Утверждено на заседании кафедры ДиНО факультета ПиП (протокол № от ________200__г.) Зав. кафедрой: _________________Смага А.А. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: доцент кафедры дошкольного и начального образования А.С.Федченко. 1.2 Рецензенты: В.М. Возница к.п.н., доцент; декан экономического факультета МФЧОУ БИЭПП, Мещерова И.А., к.п.н., доцент; 1.3 Пояснительная записка: Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» относится к общепрофессиональным и обязательным дисциплинам и включает взаимосвязанные вопросы, составляющие базу профессиональной подготовки учителя начальной школы. Курс имеет общетеоретическое и практическое значение. Его изучение способствует повышению общего уровня педагогических, гуманитарных и специальных знаний, обеспечивает нормативное обоснование социальных и иных процессов, происходящих в обществе, в современной школе, а также формирует и развивает практические навыки применения теоретических знаний в профессиональной деятельности. Одной из особенностей курса методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» является его практическая направленность. В процессе изучения данной дисциплины, современных подходов в выборе педагогических технологий, у студентов формируются навыки использования методов и приемов в естественнонаучном, историческом и краеведческом образовании младших школьников. Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» ставит своей целью обеспечить студентов совокупностью естественнонаучных, исторических, краеведческих, общепедагогических и методических знаний, а также сформировать у студентов практические навыки. «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» предполагает решение следующих задач:
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: - об интегрированном характере курса;
знать:
уметь:
приобрести навыки:
Формы и методы проведения учебных занятий Структура и логика курса предусматривают последовательное рассмотрение программного материала на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Изучение материала должно проводиться в форме, доступной пониманию студентов. Методы изложения учебного материала следует выбирать исходя из того, какой из них наиболее приемлем для лучшего контакта со студентами и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими межнациональными и государственными стандартами. В целях совершенствования образовательного процесса и формирования интегрированных знаний и умений, изучение дисциплины осуществляется на основе использования проблемно-поискового метода ее преподавания. Он реализуется в ходе проведения лекционных и практических занятий путем постановки актуальных проблемных вопросов, которые стимулируют активную мыслительную деятельность студентов, побуждают их размышлять над методическими и теоретическими аспектами предметных проблем, делать самостоятельные выводы. Настоящая методика работы способствует развитию мышления студентов и их самостоятельности, учит дифференцированно и творчески подходить к оценке и разрешению конкретных практических проблем. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и получение практических умений при разработке уроков и отдельных фрагментов уроков. На практических занятиях применяются следующие виды учебной работы:
Общий объем времени, определенного для изучения курса - 74 часа. Аудиторная работа составляет 18 часов: лекции – 10 часов, практические занятия – 8 часов. Самостоятельная работа по курсу – 56 часов. В целях обеспечения качества подготовки студентов по данной дисциплине предлагаем следующую циклограмму проведения аудиторных занятий:
Форма отчетности по курсу – зачет Рабочая программа курса содержит дополнительные материалы к лекциям и практическим занятиям, разработки уроков, дидактический материал в приложении, тестовые задания; список основной и дополнительной литературы; вопросы к экзамену; глоссарий. В электронном варианте – презентации для уроков «Полезные ископаемы», «Природные зоны», подготовленные студентами 3 курса ПиП.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов учебной дисциплины. Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Развитие методики преподавания естествознания. Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. Первые методические рекомендации В.Ф. Зуева. Преподавание естествознания в русской школе ХIХ века: педагогические взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда. Развитие методики преподавания на современном этапе. Современные интегрированные курсы в программах начального образования. Программы, учебники. М.Н. Скаткин и его первая фундаментальная методика преподавания естествознания. Задачи и содержание ИК ОМ в начальной школе. Задачи изучения природы с детьми младшего школьного возраста. Вооружение школьников элементарными знаниями о наиболее распространенных предметах и явлениях природы и их использование человеком; формирование основ диалектико-материалистического понимания явлений природы, воспитание основ экологической культуры. Развитие мышления, речи и наблюдательности у детей. Привитие практических умений и навыков. Задачи формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста; формирования экологической культуры. Содержание и структура учебного материала в программах по ИК ОМ (по классам). Принципы отбора содержания и построения школьного интегрированного курса «Окружающий мир». Раздел 2. Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения ИК ОМ. Методы обучения. Методы и приемы обучения. Понятие метода обучения. Целостный подход к проблеме метода. Словесные методы обучения. Беседа на уроках ИК ОМ. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и технических средств обучения. Требования к вопросам учителя. Рассказ. Продолжительность и место рассказа, требования к рассказу на уроках ИК ОМ. Сочетание рассказа си беседы на уроках. Наглядные методы обучения. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических и эпизодических наблюдений. Целенаправленность и законченность наблюдений. Опыт (эксперимент) как метод изучения природы. Место опытов в учебном процессе. Демонстрационные и лабораторные опыты, требования к постановке опытов. Практические методы обучения. Использование наглядных и технических средств обучения. Методические приемы: сравнение, противопоставление, аналогия и др. в ученом процессе. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении младших школьников. Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий. Основы формирования естественнонаучных понятий у учащихся. Ощущения, восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках ИК ОМ. Раздел 3. Система организационных форм преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Урок - основная форма учебно-воспитательной работы. Предметные уроки по изучению природных объектов. Уроки-экскурсии. Комбинированный урок с использованием различных видов наглядных пособий. Практические работы по естествознанию в классе и на местности, особенности их организации. Игра как форма организации учебной деятельности детей. Уроки обобщения полученных знаний по теме, за год. Домашнее задание как один из видов внеурочных занятий. Их место в учебном процессе. Виды домашних заданий. Индивидуализация домашних заданий. Повторение и проверка знаний Повторение и обобщение изученного на уроке, в конце темы, за год. Содержание и методика проведения обобщающих уроков по ИК ОМ. Выработка у учащихся умения обобщать и делать выводы. Виды проверки знаний. Фронтальный и индивидуальный опрос. Устные ответы, сопровождающиеся работой с картинами, иллюстрациями учебника, гербарием, живыми объектами. Проведение учащимися повторных опытов. Организация и проведение тестирования. Нормы оценок. Материальная база обучения. Значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Понятие о средствах обучения, их видах. Дидактические требования к средствам обучения. Учебники ИК ОМ, их роль в учебном процессе, особенности учебников, структура. Преемственность в работе по учебникам от класса к классу. Методика работы с учебниками на уроке и в неурочное время. План и карта как учебные пособия. Методика работы с планом, картой, глобусом. Использование плана и карты при повторении и закреплении знаний. Чтение карты и работа по ней. Требования к показу по карте. Наглядные пособия. Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными наглядными пособиями (коллекциями, гербариями, чучелами и др.). Методика работы с печатными наглядными пособиями. Виды печатных пособий (настенные картины, таблицы, раздаточные картинки, открытки) и работа с ними под руководством учителя и самостоятельно. Методика использования на уроках экранных пособий (кинофильмов, слайдов, транспарантов и др.). Методика использования компьютерных программ. Комплексное использование различных видов наглядных пособий. Организация и содержание самостоятельных работ с различными средствами обучения. Организация уголка живой природы и использование его объектов в учебном процессе. Краеведческий уголок. Географическая площадка. Школьный учебно-опытный участок. Организация работы на нем младших школьников. Внеклассная работа. Общее понятие о внеклассной работе. Значение внеклассной работы по ИК ОМ в начальных классах. Виды внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная. Краеведческие экскурсии. Сбор краеведческого материала и его оформление. Просмотр учебных и научно-популярных кинофильмов, телепередач с последующим их обсуждением. Индивидуальная внеклассная работа: чтение рассказов о растениях, животных, истории родного края. Оформление альбомов по разным темам. Природоохранительная работа: охрана птиц, уход за растениями и др. |
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная) | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Модернизация содержания образования предполагает выработку и реализацию нового, целостного подхода к содержанию учебного материала... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |