Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.11 Методика преподавания интегрированного курса

«Окружающий мир»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050708.00 Педагогика и методика начального образования со специализацией

Утверждено на заседании кафедры

ДиНО факультета ПиП

(протокол № от ________200__г.)
Зав. кафедрой:

_________________Смага А.А.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: доцент кафедры дошкольного и начального образования А.С.Федченко.

1.2 Рецензенты:

В.М. Возница к.п.н., доцент; декан экономического факультета МФЧОУ БИЭПП,

Мещерова И.А., к.п.н., доцент;
1.3 Пояснительная записка:
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

  • 050708.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью».

Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» относится к общепрофессиональным и обязательным дисциплинам и включает взаимосвязанные вопросы, составляющие базу профессиональной подготовки учителя начальной школы. Курс имеет общетеоретическое и практическое значение. Его изучение способствует повышению общего уровня педагогических, гуманитарных и специальных знаний, обеспечивает нормативное обоснование социальных и иных процессов, происходящих в обществе, в современной школе, а также формирует и развивает практические навыки применения теоретических знаний в профессиональной деятельности.

Одной из особенностей курса методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» является его практическая направленность. В процессе изучения данной дисциплины, современных подходов в выборе педагогических технологий, у студентов формируются навыки использования методов и приемов в естественнонаучном, историческом и краеведческом образовании младших школьников.

Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» ставит своей целью обеспечить студентов совокупностью естественнонаучных, исторических, краеведческих, общепедагогических и методических знаний, а также сформировать у студентов практические навыки.

«Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»

предполагает решение следующих задач:

  • формирование у студентов научного мировоззрения;

  • углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения педагогики, психологии, естествознания, истории, краеведения, творческое применение этих знаний на практике;

  • выработка у студентов умений и навыков проведения наблюдений в природе;

  • подготовка студентов к организации и проведению экскурсий;

  • воспитание у студентов бережного отношения к природе родного края и ознакомлению их с приемами и методами природоохранной деятельности;

  • ознакомление с правовыми и нравственно-этическими нормами в сфере профессиональной деятельности.


В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:
- об интегрированном характере курса;

  • об исторически сложившихся подходах к отбору содержания и структурирования учебного материала для начальной школы;

  • о разнообразии современных вариативных программ по интегрированному курсу «Окружающий мир» для начальной школы;

знать:

  • теоретические основы формирования естественнонаучных, исторических и краеведческих представлений и понятий;

  • классификации методов обучения;

  • основные формы организации учебной работы;

  • требования к выпускнику начальной школы по окружающему миру, определенные Государственным образовательным стандартом.

уметь:

  • обоснованно выбирать и сочетать методы и приемы обучения;

  • применять психолого-педагогические знания при формулировании целей учебного занятия, диагностике уровня сформированности естественнонаучных, исторических и краеведческих понятий.

приобрести навыки:

  • отбора содержания материала для учащихся начальной школы на основе выбранной (для реализации) программы в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта;

  • составления конспектов: урока, внеклассного занятия;

  • тематического планирования изучения учебного материала в течение учебного года;

  • использования различных средств обучения.


Формы и методы проведения учебных занятий
Структура и логика курса предусматривают последовательное рассмотрение программного материала на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

Изучение материала должно проводиться в форме, доступной пониманию студентов. Методы изложения учебного материала следует выбирать исходя из того, какой из них наиболее прием­лем для лучшего контакта со студентами и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими меж­национальными и государственными стандартами.

В целях совершенствования образовательного процесса и формирования интегрированных знаний и умений, изучение дисциплины осуществляется на основе использования проблемно-поискового метода ее преподавания. Он реализуется в ходе проведения лекционных и практических занятий путем постановки актуальных проблемных вопросов, которые стимулируют активную мыслительную деятельность студентов, побуждают их размышлять над методическими и теоретическими аспектами предметных проблем, делать самостоятельные выводы. Настоящая методика работы способствует развитию мышления студентов и их самостоятельности, учит дифференцированно и творчески подходить к оценке и разрешению конкретных практических проблем.

Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и получение практических умений при разработке уроков и отдельных фрагментов уроков. На практических занятиях применяются следующие виды учебной работы:

  • проведение дискуссий по наиболее актуальным вопросам методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»,

  • подготовка и заслушивание тематических докладов студентов с их последующим обсуждением,

  • решение практических методических задач,

  • составление конспектов уроков и внеклассных занятий,

  • проведение тестирования студентов.

Общий объем времени, определенного для изучения курса - 74 часа.

Аудиторная работа составляет 18 часов: лекции – 10 часов, практические занятия – 8 часов. Самостоятельная работа по курсу – 56 часов.

В целях обеспечения качества подготовки студентов по данной дисциплине предлагаем следующую циклограмму проведения аудиторных занятий:


Вид

аудиторного занятия

Тема

Лекция №1

Общие вопросы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»

Лекция № 2

Пропедевтический курс истории в содержании интегрированного курса «Окружающий мир».



Практическое занятие №1


Развитие методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».


Лекция № 2

Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения окружающего мира.

Лекция № 3

Методы и средства обучения на уроках ознакомления с окружающим миром.



Лекция № 4


Особенности курса, содержания, организации обучения учащихся. Методы и приемы обучения. Примерное планирование учебного материала. Требования к знаниям и умениям в 1, 2, 3, 4 классах.

Тестирование (промежуточная аттестация по дисциплине)

Практическое занятие № 2 - 3

Проведение уроков на базе образовательных учреждений

Практическое занятие № 4

Возможности использования педагогических технологий на уроках ознакомления с окружающим миром

(защита проектов с компьютерной презентацией)



Форма отчетности по курсу – зачет

Рабочая программа курса содержит дополнительные материалы к лекциям и практическим занятиям, разработки уроков, дидактический материал в приложении, тестовые задания; список основной и дополнительной литературы; вопросы к экзамену; глоссарий. В электронном варианте – презентации для уроков «Полезные ископаемы», «Природные зоны», подготовленные студентами 3 курса ПиП.


    1. Извлечение из ГОС ВПО


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового контроля

Трудо

емкость

Всего аудитор

Лекции

ПР/СМ

ЛБ

СМ/Р

050708.00

Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью

3

5,6


180


90


52


38

-


90

Зачет



1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд

Лекции

ПР/СМ

Сам. работа

1.

Общие вопросы методики преподавания ИК ОМ.

16

10

6

10

2.

Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения ИК ОМ

16

10

6

20

3.

Система организационных форм преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».


18

10

8

20

4.

Пропедевтический курс истории в содержании ИК ОМ.

18

10

8

20

5.

Экологическое воспитание на уроках ознакомления с окружающим миром.


22

12

10

20




И Т О Г О:

90

52

38

90


1.6.2 Содержание разделов учебной дисциплины.
Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Развитие методики преподавания естествознания. Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. Первые методические рекомендации В.Ф. Зуева.

Преподавание естествознания в русской школе ХIХ века: педагогические взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда. Развитие методики преподавания на современном этапе. Современные интегрированные курсы в программах начального образования. Программы, учебники. М.Н. Скаткин и его первая фундаментальная методика преподавания естествознания.

Задачи и содержание ИК ОМ в начальной школе.

Задачи изучения природы с детьми младшего школьного возраста. Вооружение школьников элементарными знаниями о наиболее распространенных предметах и явлениях природы и их использование человеком; формирование основ диалектико-материалистического понимания явлений природы, воспитание основ экологической культуры. Развитие мышления, речи и наблюдательности у детей. Привитие практических умений и навыков.

Задачи формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста; формирования экологической культуры.

Содержание и структура учебного материала в программах по ИК ОМ (по классам). Принципы отбора содержания и построения школьного интегрированного курса «Окружающий мир».
Раздел 2. Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения ИК ОМ. Методы обучения.
Методы и приемы обучения. Понятие метода обучения. Целостный подход к проблеме метода.

Словесные методы обучения. Беседа на уроках ИК ОМ. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и технических средств обучения. Требования к вопросам учителя. Рассказ. Продолжительность и место рассказа, требования к рассказу на уроках ИК ОМ. Сочетание рассказа си беседы на уроках.

Наглядные методы обучения. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических и эпизодических наблюдений. Целенаправленность и законченность наблюдений. Опыт (эксперимент) как метод изучения природы. Место опытов в учебном процессе. Демонстрационные и лабораторные опыты, требования к постановке опытов.

Практические методы обучения. Использование наглядных и технических средств обучения. Методические приемы: сравнение, противопоставление, аналогия и др. в ученом процессе. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении младших школьников.

Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий. Основы формирования естественнонаучных понятий у учащихся. Ощущения, восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках ИК ОМ.
Раздел 3. Система организационных форм преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Урок - основная форма учебно-воспитательной работы.

Предметные уроки по изучению природных объектов.

Уроки-экскурсии. Комбинированный урок с использованием различных видов наглядных пособий.

Практические работы по естествознанию в классе и на местности, особенности их организации.

Игра как форма организации учебной деятельности детей.

Уроки обобщения полученных знаний по теме, за год.

Домашнее задание как один из видов внеурочных занятий. Их место в учебном процессе. Виды домашних заданий. Индивидуализация домашних заданий.

Повторение и проверка знаний

Повторение и обобщение изученного на уроке, в конце темы, за год.

Содержание и методика проведения обобщающих уроков по ИК ОМ. Выработка у учащихся умения обобщать и делать выводы. Виды проверки знаний. Фронтальный и индивидуальный опрос. Устные ответы, сопровождающиеся работой с картинами, иллюстрациями учебника, гербарием, живыми объектами. Проведение учащимися повторных опытов.

Организация и проведение тестирования. Нормы оценок.

Материальная база обучения. Значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе.

Понятие о средствах обучения, их видах. Дидактические требования к средствам обучения.

Учебники ИК ОМ, их роль в учебном процессе, особенности учебников, структура. Преемственность в работе по учебникам от класса к классу. Методика работы с учебниками на уроке и в неурочное время.

План и карта как учебные пособия. Методика работы с планом, картой, глобусом. Использование плана и карты при повторении и закреплении знаний. Чтение карты и работа по ней. Требования к показу по карте.

Наглядные пособия. Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными наглядными пособиями (коллекциями, гербариями, чучелами и др.).

Методика работы с печатными наглядными пособиями. Виды печатных пособий (настенные картины, таблицы, раздаточные картинки, открытки) и работа с ними под руководством учителя и самостоятельно.

Методика использования на уроках экранных пособий (кинофильмов, слайдов, транспарантов и др.).

Методика использования компьютерных программ.

Комплексное использование различных видов наглядных пособий.

Организация и содержание самостоятельных работ с различными средствами обучения.

Организация уголка живой природы и использование его объектов в учебном процессе.

Краеведческий уголок. Географическая площадка.

Школьный учебно-опытный участок. Организация работы на нем младших школьников.

Внеклассная работа. Общее понятие о внеклассной работе. Значение внеклассной работы по ИК ОМ в начальных классах. Виды внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

Краеведческие экскурсии. Сбор краеведческого материала и его оформление.

Просмотр учебных и научно-популярных кинофильмов, телепередач с последующим их обсуждением.

Индивидуальная внеклассная работа: чтение рассказов о растениях, животных, истории родного края.

Оформление альбомов по разным темам. Природоохранительная работа: охрана птиц, уход за растениями и др.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 4 () Методика...
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная)

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Модернизация содержания образования предполагает выработку и реализацию нового, целостного подхода к содержанию учебного материала...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2014 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 20140 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск