Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.13.4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная) ДС 14 Методика развития речи (спец.) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715 «Логопедия» 050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия» _____________________________________________________________________ Утверждено на заседании кафедры специальной психологии и логопедии Психолого-педагогического института (протокол №__от______20_г.) Зав.кафедрой ____________________________ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Авторы программы: Пономарёва Эльвира Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии. 1.2 Рецензенты: Кузьмичева Т.В., к.п.н., доцент кафедры СПиП; к.п.н., доцент кафедры общей психологии МГИ Скиотис Е.И. 1.3 Пояснительная записка. Цель дисциплины: формирование у студентов многопланового видения проблем речевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи дисциплины: - формировать представления о методике развития речи (специальной) как разделе специальной педагогики; - создать условия для усвоения понятийного аппарата специальной методики развития речи (методы, принципы, частные методики и т.д.); - обучать студентов основам разработки коррекционно-развивающих программ для индивидуальных, групповых и фронтальных занятий по развитию речи; - учить студентов анализировать модели занятий и занятия по развитию речи с точки зрения методической, коррекционно-педагогической, психологической и лингвистической. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов коррекционно-развивающей, диагностико-аналитической, учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой и консультативной профессиональной деятельности. Её изучение способствует решению комплекса профессиональных задач: коррекционно-развивающая деятельность: - коррекционное обучение детей с нарушениями речи; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи; - осуществление профилактики речевых нарушений; диагностико-аналитическая деятельность: - дифференциальная диагностика для определения типа нарушения; - проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствующего возрастным нормам; учебно-воспитательная деятельность: - осуществления процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных и наиболее адекватных приёмов, методов и средств обучения; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - применение современных педагогических технологий; научно-методическая деятельность: - выполнение научно-методической работы, участие в работе методических объединений; - анализ собственной деятельности в целях её совершенствования и повышения своей квалификации; организационно-управленческая деятельность: - ведение документации логопеда, заполнение речевых карт; консультативная деятельность: - консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития. Студенты, изучившие дисциплину, должны знать: - теоретические и методические аспекты изучения и развития речи у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью; - особенности речевого развития дошкольников с ОНР; - современные лингвистические, психологические, нейропсихологические и другие концепции анализа высказываний детей; - базовые положения научно-практического характера, определяющие создание структурно-содержательных моделей развития речи детей с ОНР. Студенты, изучившие дисциплину, должны уметь: - проводить обследование речи детей и определять уровень речевого развития; - анализировать позитивные и негативные тексты на основе использования лингвистических и психолингвистических критериев; - отбирать и систематизировать речевой материал (словарь, грамматические структуры, тексты) для индивидуальных и фронтальных занятий с детьми; - осуществлять перспективное и текущее планирование работы по развитию речи; - использовать различные методики, методические приёмы и средства развития речи в коррекционных целях (на разных уровнях речевого развития); - разрабатывать планы-конспекты индивидуальных и фронтальных занятий по развитию речи; - моделировать и проводить специальные занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста; Студенты, изучившие дисциплину, должны владеть навыками: - составления протокола обследования различных сторон речи дошкольников, анализа материалов обследования; - отбора и систематизации речевого и дидактического материала для индивидуального и фронтального занятия; - использование приемов развития лексической, грамматической сторон речи, связной диалогической и монологической речи. Использованы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – Москва «Прометей», 2004. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО 050715.00 «Логопедия» ДПП.Ф.13 Методика развития речи дошкольников (специальная). Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей. Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи. Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей. Содержание и структура занятий по развитию речи, специфика развития речи у детей дошкольного возраста. Индивидуальная и фронтальная работа по развитию речи. Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала. 050716.00 Специальная психология с доп. спец. «Логопедия»- |
![]() | Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи... | ![]() | Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр яз.» («Методика... |
![]() | Автор программы: доцент кафедры дошкольного и начального образования А. С. Федченко | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи» разработан для студентов специальности 260501. 65 «Технология продуктов... |
![]() | «Организация и методика проведения налоговых проверок» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |