Выполнение бакалаврской работы


НазваниеВыполнение бакалаврской работы
страница1/5
ТипРеферат
filling-form.ru > Бланки > Реферат
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИНГВИСТИКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

Тольятти

Издательство ТГУ

2018

УДК 811.111

ББК 81.2Англ.

Л 59
Рецензенты:

канд. филол. наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» ФГБОУ ВО ТГУ Н.В. Коноплюк

канд. филол. наук, доцент, профессор кафедры «Романо-германская филология» ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт)» Т.Б. Стариннова
Л 59 Лингвистика. Выполнение бакалаврской работы : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Сост. С.Н. Татарницева. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018 – 75 с.: обл.


Пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса направления подготовки бакалавров «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Пособие включает в себя общие положения, рекомендации по выбору направления исследования, требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных (бакалаврских) работ, порядок защиты и пр. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС высшего образования в области подготовки лингвиста-преподавателя.

Пособие предназначено для студентов выпускных курсов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», а также может использоваться магистрантами, аспирантами, научными руководителями.

Электронное издание учебно-методического пособия по выполнению бакалаврской работы основано на вышедшем в издательстве ТГУ в 2013 году печатном издании «Написание выпускной квалификационной работы по направлению «Лингвистика» : учебно-методическое пособие» (составители Г.В. Артамонова, С.Н. Татарницева).
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

УДК 811.111

ББК 81Р

© ФБГОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2018
Содержание

Введение….………… …………………………………………………………. 4

Раздел 1. ВЫПОЛНЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЭТАПЫ……………………………………………………..10

1.1. Общие положения………………………………………………………….10

1.2. Рекомендуемые направления исследования……………………………...10

1.3. Руководство выпускной квалификационной работой …………………..14

1.4. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………15

1.5. Методические рекомендации по структуре и содержанию работы…….18

1.5.1. Этапы разработки и написания бакалаврской работы…………..18

1.5.2. Структура введения………………………………………………..20

1.5.3. Основная часть ВКР………………………………………………. 23

1.5.4. Заключение…………………………………………………………24

1.5.5. Список литературы……………………………………………….. 25

1.5.6. Приложения………………………………………………………...26

1.6. Требования к оформлению ВКР…………………………………………...26

1.6.1. Оформление текста работы………………………………………..26

1.6.2. Оформление списка литературы…………………………………..28

1.6.3. Оформление диаграмм, таблиц и рисунков………………………29

1.6.4. Оформление ссылок и цитат………………………………………32

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………35

2.1. Рекомендации по написанию бакалаврской работы по лингвистике…………….... ……………………………………………….35

2.2. Рекомендации по написанию бакалаврской работы по методике…………………………………………………………………...38

2.3. Методы исследования. Методический эксперимент……………. ..40

2.3.1. Методы исследования в лингвистике…………………………… 40

2.3.2. Методы исследования в методике………………………………..44

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………………..47

3.1. Общие положения………………………………………………….. .47

3.2. Организация предварительной защиты бакалаврской работы……48

3.3. Порядок проверки выпускных квалификационных работ на заимствования……………………………………………………………..49

3.4 Порядок проведения защиты выпускных квалификационных работ…… …………………………………………………………………49

Библиографический список……….…………………………………………. 55

Приложения


Введение

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов старших курсов направления подготовки бакалавров 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и описывает общие требования к порядку разработки и выбора темы, оформлению и структуре, организации защиты выпускных квалификационных работ (ВКР), а также рассматривает основные функции руководителей ВКР.

Рекомендации, представленные в данном пособии, разработаны в соответствии:

  • с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

  • с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата;

  • с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования;

  • с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО);

  • с Уставом ТГУ;

  • с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников университета;

  • с Положением о выпускной квалификационной работе ТГУ.

Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, обозначенными в следующих документах:

    • ГОСТ 2.104-2006 «Единая система конструкторской документации. Основные надписи»;

    • ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»;

    • ГОСТ 2.106-96 «Единая система конструкторский документации. Текстовые документы»;

    • ГОСТ 2.111-68 «Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль»;

    • ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;

    • ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

    • ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

    • ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов»;

    • ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

    • ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования».

Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговых квалификационных испытаний выпускников. В соответствии с ФГОС ВО выполнение ВКР является обязательным для всех студентов кафедры [6].

Цель выпускной квалификационной работы – выявить уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности [12].

Задачи выпускной квалификационной работы:

– систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения, полученные при обучении в университете;

– закрепить умения планировать и осуществлять профессиональную деятельность на основе системного подхода к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме, соответствующей уровню высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы.

В ходе выполнения ВКР у бакалавра формируется и совершенствуется значительная часть компетенций, частности:

  1. общекультурные:

  • способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;

  • владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;

  • готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям;

  • способность к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;

  • владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи;

  • способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;

  • готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;

  • способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  1. общепрофессиональные:

  • способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

  • способность видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;

  • владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);

  • владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;

  • способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

  • владение особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;

  • владение навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

  • способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями;

  • способность работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

  • владение основами современной информационной и библиографической культуры;

  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

  1. профессиональные:

  • владение теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации;

  • владение средствами и методами профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков;

  • способность использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме;

  • способность использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера;

  • способность критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности;

  • способность эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам;

  • способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

  • способность выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;

  • владение основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой;

  • владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;

  • способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования [14].

При работе с предлагаемым пособием студенты знакомятся с этапами выполнения ВКР, требованиями к оформлению и рекомендациями по формулировке понятийного аппарата, написанию глав, а также с организационными особенностями подготовки и защиты ВКР.

РАЗДЕЛ 1. ВЫПОЛНЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЭТАПЫ


    1. Общие положения

Бакалаврская работа – выпускная квалификационная работа студента, обучающегося по программе подготовки бакалавра. Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на определенную (выбранную) тему, подготовленное выпускником под руководством научного руководителя. Бакалаврская работа свидетельствует об умении выпускника самостоятельно работать с научной литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении образовательной программы. ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ по методике преподавания ИЯ и лингвистике и содержать материалы, собранные выпускником в период производственной или преддипломной практики [12].

Порядок подготовки и время защиты ВКР определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, учебными планами и графиками учебного процесса.

Защита ВКР производится перед государственной экзаменационной комиссией. В некоторых случаях возможна дополнительная защита на иностранном языке. При этом студент готовит реферат бакалаврской работы на иностранном языке, который включает общую характеристику ВКР, основные выводы и результаты работы. Объем реферата – 3–5 страниц стандартного печатного текста.
1.2. Рекомендуемые направления исследования

Тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития методической и лингвистической науки, отвечать направленности (профилю). ВКР должна быть направлена на решение профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Лингвистика».

Приблизительный перечень тем разрабатывается кафедрой и доводится до сведения студентов не позднее начала последнего учебного года. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Тема может быть предложена самим студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. Самым продуктивным является путь, при котором студент определяет основное интересующее его направление и аспект работы, а затем вместе с руководителем уточняется тема.

По решению кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами. Каждый этап комплексной работы имеет свое название, вытекающее из общей формулировки темы, выполняется одним студентом и оформляется отдельным разделом.

У бакалаврской работы может быть заказчик: работодатель или представитель работодателя, который предлагает кафедре (студентам) задание, например, разработать какие-либо обучающие материалы. В этом случае, тема ВКР согласовывается с работодателем, на странице с заданием обязательным элементом становится подпись заказчика (Приложение 2).

Бакалавры-лингвисты профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» могут выполнять ВКР по двум основным направлениям:

1) лингвистика (введение в спецфилологию);

2) методика преподавания иностранных языков.

Рекомендуемые темы (объекты) исследования:

1. Лингвистика (введение в спецфилологию):

– лексикология (этимология, семантика лексических единиц (ЛЕ), фразеологизмы, коллокативный аспект ЛЕ, коннотации, особенности использования ЛЕ в текстах разных жанров и т. д.);

– теоретическая грамматика (особенности языковой грамматической системы, в том числе современные изменения, социолингвистические аспекты грамматики, сопоставительный анализ с другими языковыми системами, грамматические особенности различных видов текста и пр.);

– теоретическая фонетика (артикуляционные и акустические особенности звуков, в том числе в диалектах, особенности ритмико-интонационного оформления речи);

– стилистика (лингвистические особенности текстов разных типов и жанров, стилистические особенности, экспрессивные средства разных уровней, социолингвистические особенности текстов / речи);

– теория речевых актов (особенности порождения речи, построение различных дискурсов);

– лингвострановедение (национально-культурные особенности стран изучаемого языка, изучение языковых реалий в текстах, составление словарей, тезаурусов);

– история языка и др.

2. Методика преподавания иностранного языка (ИЯ):

– содержание обучения (анализ государственных стандартов, программ, содержание отдельных компетенций по уровням и годам обучения);

– упражнение и система упражнений (по аспектам и видам речевой деятельности);

– средства обучения иностранным языкам (анализ современных УМК по ИЯ, в том числе сопоставление российских и «евроучебников»; ТСО в обучении, наглядность; компьютер, Интернет, электронные пособия по ИЯ; средства для организации самостоятельной работы учащихся по ИЯ; ситуация, текст как средства обучения; методически аутентичный текст);

– технологии формирования навыков (фонетических, лексических, грамматических, навыков говорения, аудирования, чтения, письма);

– технологии формирования умений (по видам речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование);

– технологии формирования компетенций (лингвистической, социолингвистической, социокультурной, компенсаторной и др.);

– особенности организации контроля: контроль устной речи, контроль письма, тестирование, ЕГЭ и т. д.);

– урок ИЯ (система, организация, требования);

– организация самостоятельной и внеклассной работы по ИЯ (в том числе метод проектов, ролевые и деловые игры);

– музыка, видео, игры, сказки в обучении ИЯ;

– интенсивные методы в обучении;

– особенности обучения на разных этапах (раннее обучение, начальная, средняя школа, обучение взрослых);

– профессиональные компетенции лингвиста-преподавателя (содержание, формирование) [7].

Тематику ВКР рекомендуется определять на стадии выполнения курсовых работ. Так, в 7 семестре выполняется курсовая работа по методике, затем в следующем семестре ее тематика может быть продолжена в бакалаврской работе также по методике, либо из темы курсовой выделяется лингвистическая проблема, и дальнейшее исследование ведется в направлении спецфилологии.

Предварительное закрепление студентов за темами и руководителями обсуждается на заседании кафедры и фиксируется в протоколе. Студент может обратиться с ходатайством о прикреплении к определенному руководителю, но не позднее получения задания.

Темы ВКР с указанием руководителей утверждаются не позднее чем за 6 месяцев до защиты. В порядке исключения возможно уточнение темы ВКР не позднее одной недели до начала защиты по графику. Уточнение темы утверждается распоряжением заместителя директора по учебной работе по представлению заведующего кафедрой на основании выписки из протокола заседания кафедры.
1.3. Руководство выпускной квалификационной работой

Руководство выпускными квалификационными работами осуществляется научными руководителями из числа преподавателей кафедры, а также высококвалифицированных специалистов других учебных заведений.

По отдельным специфичным разделам выпускной квалификационной работы кафедра может приглашать консультантов из числа преподавателей специализированных кафедр (например, кафедры теории и практики перевода, психологии и др.).

Основными функциями руководителя бакалаврской работы являются:

а) определение и формулировка совместно со студентом темы ВКР;

б) выдача студенту задания на выполнение ВКР;

в) консультационная помощь студенту:

    • в подготовке календарного плана выполнения ВКР,

    • в разработке плана исследования и написания ВКР,

    • в подборе необходимой литературы,

    • в разработке и описании содержания ВКР,

    • в выборе методики проведения исследования,

    • в оформлении ВКР,

    • по вопросам о порядке прохождения предварительной защиты и защиты ВКР перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) и др.;

г) контроль за исполнением графика выполнения ВКР;

д) подготовка письменного отзыва о ВКР.

Задание на выпускную квалификационную работу, составленное руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, должно быть выдано студенту перед направлением на преддипломную практику. Форма задания на ВКР представлена в Приложении 2.

После утверждения темы выпускной квалификационной работы студент с помощью руководителя на основании полученного задания и материалов преддипломной практики составляет календарный план выполнения работы, который утверждается заведующим кафедрой (Приложение 3). Последними этапами плана должны быть предварительная защита, корректировка работы и ее защита.

Выпускающая кафедра составляет расписание консультаций руководителей и консультантов по отдельным разделам работы для контроля за ходом выполнения ВКР. Контрольно-консультационные встречи назначаются не реже одного раза в две недели. График консультаций вывешивается на доске объявлений кафедры.

После завершения студентом ВКР руководитель составляет письменный отзыв и передает его в ГЭК. Отзыв должен содержать оценку актуальности проделанной студентом работы, ее общую характеристику, степень самостоятельности при проведении исследования, взвешенный анализ положительных и отрицательных сторон работы, ее практическую значимость, рекомендации по дальнейшему использованию ВКР, а также рекомендуемую оценку по четырехбалльной системе (Приложение 5).

1.4. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы

ВКР представляет собой исследование, структурированное и оформленное в соответствии с требованиями научного стиля.

Содержание ВКР должно отражать современные тенденции и аспекты в лингвистике и методике.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие элементы: титульный лист; задание на выпускную квалификационную работу; календарный план; аннотацию; содержание (оглавление); введение; разделы (главы) работы; заключение; список используемой литературы; приложение.

Титульный лист является первой страницей работы. Он оформляется на стандартном бланке и содержит наименование кафедры, специальность, название темы, фамилию, имя, отчество студента. Обязательно до защиты на титульном листе ставятся подписи студента, руководителя, подтверждающего готовность работы, консультантов (если имеются), заведующего кафедрой, который оформляет допуск работы к защите. Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

Задание на ВКР включает в себя название темы, описание общей структуры работы, необходимый перечень графического, иллюстративного и иного материала, срок выполнения. Задание подписывают студент, руководитель и заведующий кафедрой (Приложение 2). Если ВКР выполняется под заказ работодателя, то на задании ставится подпись заказчика.

Календарный план содержит информацию об основных этапах выполнения ВКР, сроках и отметки о выполнении (Приложение 3).

Аннотация представляет собой краткое изложение понятийного аппарата и содержания работы и включает краткие сведения о цели и задачах работы, структуре и объеме выполненного исследования, способах решения поставленных задач и достигнутых результатах (Приложение 4).

Содержание (оглавление) включает перечень всех частей работы, глав и параграфов с указанием номеров страниц.

Введение является одним из наиболее значимых элементов ВКР и описывает основной понятийный аппарат исследования, обоснование актуальности выбранной темы и определяет цель и задачи ВКР. Более подробно о структуре введения см. п. 5.

Основные главы (разделы) работы систематизируют и описывают теоретические и практические аспекты рассматриваемой темы, в них анализируется имеющаяся по вопросу литература, излагаются данные проведенного исследования (более подробно структура и содержание глав см. п. 5)1.

Заключение аккумулирует суть работы. В нем подводятся итоги проделанного теоретического анализа и практического исследования, формулируются выводы о достижении цели и решении поставленных задач, даются рекомендации по дальнейшему использованию полученных данных и перспективам последующей исследовательской деятельности. Формулировки выводов должны кратко констатировать полученные результаты.

Список литературы включает в себя источники научной информации, словари, иллюстрируемую литературу.

Приложения содержат практические материалы, таблицы, диаграммы, планы и пр.

Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать принятым ГОСТам. ВКР оформляется в печатном виде с использованием компьютера и должна быть в твердом переплете.

Объем бакалаврской работы – 40 – 60 страниц стандартного печатного текста. Дополнительно могут быть включены плакаты, макеты, презентации, электронные пособия и др.

ВКР подлежат обязательному нормоконтролю (проверке на соответствие требованиям ГОСТов). В большинстве случаев такую проверку осуществляет руководитель ВКР.

1.5. Методические рекомендации по структуре и содержанию работы
1.5.1. Этапы разработки и написания бакалаврской работы

Написание бакалаврской работы предусматривает несколько этапов.

1. Подготовительный этап

Данный этап предусматривает выбор темы исследования, получение задания, совместную разработку календарного плана. Руководитель вместе со студентом формулирует предварительную цель исследования, которая может подвергнуться определенной корректировке после изучения литературы. Здесь же ставятся основные задачи (преимущественно теоретического исследования) и определяется общая структура работы.

2. Этап теоретического анализа

Этот этап включает в себя следующие виды деятельности студента:

1) работа с библиотечными каталогами (в том числе электронными), изучение предметных указателей, предварительный отбор литературы для изучения, составление библиографических списков (предварительных);

2) ознакомление с выбранными источниками, отбор литературы, необходимой для проведения исследования;

3) детальное изучение литературы, анализ и сопоставление данных разных источников;

4) обоснование актуальности исследования, уточнение (при необходимости) темы, цели, задач исследования, структуры работы;

5) написание чернового варианта первой (теоретической) главы исследования; 2

6) обоснование направления и постановка задач практического исследования, выдвижение гипотезы (если необходимо), выбор методов решения задач в практической части.

3. Этап выполнения практической части исследования 3

На этом этапе студент приступает непосредственно к реализации цели исследования и решению практических задач.

В случае выполнения ВКР по введению в спецфилологию студент изучает и сопоставляет словари (словарные статьи), читает и анализирует различные тексты: устные и письменные, различных стилей и жанров (в соответствии с темой); выделяет и сопоставляет лингвистические, стилистические, лингвострановедческие, структурные и другие особенности этих текстов. Кроме того, студент может составить глоссарии, собственные словари, тезаурусы, структурировать или классифицировать обнаруженные лингвистические явления (в зависимости от цели исследования).

Если ВКР выполняется по методике, то в практической части студент анализирует и сопоставляет стандарты, программы, учебные пособия; разрабатывает планы занятий (систему уроков), материалы для обучения, средства обучения, подбирает методы, приемы и технологию работы; внедряет предложенную систему в практику преподавания (организует эксперимент); анализирует полученные после внедрения результаты.

Завершающей деятельностью этого этапа является обобщение, описание и анализ работы, формулировка выводов (написание 2-й и последующих глав исследования).

4. Оформление текста

Фактически этот этап является завершающим в плане структурирования текста.

Студент детально разрабатывает понятийный аппарат исследования (пишет окончательный текст введения – см. п. 5.2), вносит необходимые правки в текст основной части работы, корректирует список литературы, ссылки на источники в основной части работы (согласно скорректированному списку); выполняет заключение; оформляет в соответствии с ГОСТами таблицы, рисунки и другой иллюстративный материал, а также список использованной литературы и приложения. Полный текст работы передается руководителю для проверки не позднее чем за неделю до предзащиты.

На этом же этапе выполняется аннотация работы.

5. Предзащита работы

Студент готовит доклад и материалы для презентации или наглядного оформления результатов работы (подробнее см. п. 8.2).

6. Подготовка к защите и защита ВКР

Студент вносит корректировки по результатам предзащиты, распечатывает работу в полном объеме и переплетает в твердую обложку. Также при необходимости вносятся изменения и уточнения в текст доклада и в презентацию (см. также п. 9).

Далее рассмотрим подробнее, на что нужно обратить внимание при выполнении отдельных элементов работы.
1.5.2. Структура введения

Введение описывает понятийный аппарат исследования (см. также Приложение 11). Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются методы исследования, описываются теоретическая и практическая значимость, а также структура дипломной работы.

Актуальность. Освещение актуальности выбранной темы должно быть немногословным: достаточно в пределах 1–2 страниц показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Следует показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, что и позволяет четко определить суть научной проблемы [1, 2, 7].

Чтобы сообщить о степени разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге и должен привести к выводу о недостаточной изученности темы. Кроме того, обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство выпускника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический анализ не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации [1, 2, 3, 4].

Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта [1, 2, 4, 7, 8, 11]. Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Примеры:

Пример 1. Тема работы «Эмотивное пространство публицистического текста».

Объект – эмотивность как явление в публицистических текстах.

Предмет – лингвистические особенности проявления эмотивности в публицистическом тексте.

Пример 2. Тема «Формирование навыков самостоятельной деятельности при обучении чтению старшеклассников».

Объект – самостоятельная деятельность в обучении иностранному языку.

Предмет – особенности формирования навыков самостоятельной деятельности в процессе домашнего чтения (на старшем этапе обучения) [10].

Цель исследования позволяет понять, к какому конечному результату стремится автор работы.

Пример 1. Охарактеризовать эмотивное пространство публицистических текстов современных англоязычных журналов (другие формулировки: выявить особенности, определить специфику, выявить продуктивные способы и пр.).

Пример 2. Повысить эффективность формирования навыков самостоятельной деятельности в процессе домашнего чтения (другие формулировки: разработать и внедрить технологию, систему упражнений, разработать методическое пособие, программу спецкурса и др.) [10].

Задачи исследования формулируются конкретно и максимально тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Каждая часть исследования обычно посвящена решению той или иной задачи. Заголовки глав ВКР выбираются в полном соответствии с формулировками задач исследования. Общее количество задач от 2 до 4 [1, 2, 7].

Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала и являются необходимым условием достижения поставленной цели (подробнее см. раздел 7).

Во введении также указываются методологические основы проведенного исследования, описывается, на каком конкретном материале выполнена работа, характеризуются основные источники получения информации.

Во введении могут быть также охарактеризованы его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Научная новизна может быть связана с новизной исследуемого материала, применением новых методов исследования или усовершенствованием имеющихся методов.

Теоретическая значимость – вклад, который работа вносит в определенную область научного знания (расширяет представления о...; дополняет сведения о…; классифицирует какие-либо объекты; уточняет содержание…) [10].

Практическая значимость – возможность использования результатов исследования в практике преподавания иностранных языков или других сферах деятельности [7].

В конце вводной части раскрывается структура ВКР, т. е. дается перечень ее элементов и обосновывается последовательность их расположения.

1.5.3. Основная часть ВКР

Основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать две-три главы, поделенные на параграфы. Количество параграфов в главах должно быть сопоставимо (2+2, 2+3, 3+4; нежелательно 5+2, например). Последовательность глав и параграфов должна соответствовать выделенным во введении задачам.

Названия глав и разделов не должны содержать только обозначения «практическая», «теоретическая», «исследовательская». Названия должны отражать содержание, а не форму и характер раздела.

Примеры

  1. Глава 1. Теоретические основы проявления эмотивности в тексте (Но не «Теоретическая часть»).

  2. Глава 3. Анализ использования мультимедийных средств в обучении аудированию в вузе (но не «Исследовательская работа») [10].

В главах основной части подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются его результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Традиционно в первой главе описывается теоретическая база исследования, а в практической главе (главах) содержится описание исследования, проведенного автором на конкретном фактическом материале.

Описание теоретической базы исследования должно содержать:

- обзор и критическое изложение истории вопроса;

- описание понятийного аппарата: определения основных явлений и категорий, рассматриваемых в работе, описание общепринятых терминов и обоснование выбора конкретных терминов, используемых в работе;

- объяснение выбранных терминов со ссылкой на научную литературу, но не на словари общего содержания;

- анализ и синтез различных точек зрения на проблему;

- общепринятые или разработанные автором классификации, систематизации и др.

Исследовательская часть работы должна быть естественным продолжением теоретической части. В ней должны содержаться описания наблюдений автора, классификация фактического материала, статистическая обработка результатов и т. п.

По завершении каждой главы делаются выводы (например: «Выводы по 1 главе»), содержащие основные положения проведенного исследования.

Реферируемая литература должна насчитывать не менее 40 источников. Обязательно должны быть включены публикации последних 10 лет (70% источников, из них публикации последних 5 лет – 30%). Среди публикаций обязательно должны быть работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Реферируется научная и научно-методическая литература. Научно-популярная литература к реферированию не допускается [4].
1.5.4. Заключение

Эта часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении.

Заключение не должно дублировать выводы, обозначенные в конце каждой главы, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Часто заключение оформляется в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения работы.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, вывод о выполнении всех задач, достижении цели исследования.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи дальнейшего исследования.

Заключение может включать в себя и практические предложения по использованию результатов исследования [1, 2, 4].
1.5.5. Список литературы

Каждый включенный в список источник должен найти отражение в тексте работы. Использованные словари и источники иллюстративного материала (художественные произведения, газеты, журналы и т.п.) оформляются отдельными списками. Требования к оформлению списка литературы см. в разделе 6 и в прил. 5 и 6.

Если используется литература из Интернет-источников, следует уделить особое внимание ее качеству и достоверности. Не рекомендуется пользоваться сайтами, содержащими студенческие рефераты или курсовые работы, так как информация, представленная там, многократно дублируется, что ведет к плагиату. Необходимо искать в Интернете издания (книги, статьи) с корректным оформлением библиографических исходных данных, официально разрешенные к размещению с соблюдением авторских прав. К таким ресурсам можно отнести электронные библиотечные системы (Лань, Znanium, IPR-books), а также сайты, связанные с Российской государственной библиотекой, электронной научной библиотекой e-library, сайты научных журналов.

1.5.6. Приложения

В приложения помещаются таблицы, графики, образцы текстов для анализа, другие вспомогательные или дополнительные материалы. Иллюстративный материал, включая таблицы и графики, может быть включен в текст основной части, но, если он очень объемный, лучше вынести его в приложение. Образец оформления представлен в прил. 8.
1.6. Требования к оформлению бакалаврской работы

1.6.1. Оформление текста работы

Текст печатается на одной стороне стандартного листа через 1,5 интервала. Размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа, но на титульном листе и в оглавлении цифровое обозначение не ставится. Цифру, обозначающую номер страницы, располагают в середине нижнего поля страницы. Сплошная нумерация страниц распространяется и на приложения.

Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Название каждого раздела выделяется жирным шрифтом. Расстояние между названием главы (раздела) и текстом равно трем интервалам (2 по 1,5).

Объем текста должен составлять от 40 до 60 страниц (не считая приложений).

Приложения и таблицы должны быть оформлены в соответствии с Приложением 8.

Количество использованных источников - не менее 40 [12].

Дополнительные рекомендации по оформлению работы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Техническое оформление работы

Шрифт

Кегль 14, Times New Roman

Междустрочный интервал

1,5

Параметры страницы

Сверху, снизу – 2,0.

Слева – 3,0.

Справа – 1,5.

Выравнивание текста – по ширине страницы

Параметры абзаца

Красная строка – отступ на 1,25.

Интервал до и после абзаца – 0.

Если необходимо выделить пример в отдельном абзаце, допустим интервал в 3 pts перед и после абзаца

Сноски и подстрочные примечания

Размер шрифта – 12, одинарный интервал.

На той же странице, к которой они относятся

Нумерация страниц

Нумеруются начиная с титульного листа, но на титульном листе, задании, календарном плане, аннотации и содержании цифровые обозначения не ставятся. Введение должно начинаться со стр. 6.

Номер страницы ставится внизу страницы, выравнивание по центру.

Сквозная нумерация страниц распространяется на приложения

Интервал между текстом работы и названием раздела

Каждая глава начинается с новой страницы.

Расстояние между названием главы (параграфа) и текстом должно быть равно трем интервалам (т. е. два раза по 1,5)

Заголовок главы

Шрифт Times New Roman, кегль14, полужирный.

Выравнивание заголовка по ширине страницы.

Точки в конце заголовка не ставятся!

Интервал между строчками заголовка – 1,0.

Глава 1. ВСЕ ПРОПИСНЫЕ

Заголовок параграфа

Шрифт Times New Roman, кегль 14, полужирный.

Выравнивание заголовка по ширине страницы.

Точки в конце заголовка не ставятся!

Интервал между строчками заголовка –1,0.

1.1. Строчные буквы

Допустимые маркеры в списках

1. Маркер (в конце предыдущего предложения ставится точка, а не двоеточие!);

1) маркер (в конце предыдущего предложения - двоеточие);

А. Маркер (в конце предыдущего предложения ставится точка, а не двоеточие!);

а) маркер (в конце предыдущего предложения - двоеточие);

маркер (запятая или точка с запятой);

маркер (запятая или точка с запятой)

Перенос слов

Не допускается
  1   2   3   4   5

Похожие:

Выполнение бакалаврской работы iconИнструкция по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Выполнение бакалаврской работы iconЦова, Л. А. Черных подготовка и оформление выпускной квалификационной...
Подготовка и оформление выпускной квалификационной (бакалаврской) работы: метод указание /Т. Е. Кузнецова, Л. А. Черных. – Пенза:...

Выполнение бакалаврской работы iconИнструкция по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной...
Уфимском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Выполнение бакалаврской работы iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...

Выполнение бакалаврской работы iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Целью работы является применение комплекса полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков для решения конкретных...

Выполнение бакалаврской работы iconПравила (методические рекомендации) по подготовке и защите Выпускной...
Правила (методические рекомендации) по подготовке и защите Выпускной квалификационной работы бакалаврской работы в Московском институте...

Выполнение бакалаврской работы iconПравила (методические рекомендации) по подготовке и защите Выпускной...
Правила (методические рекомендации) по подготовке и защите Выпускной квалификационной работы бакалаврской работы в Московском институте...

Выполнение бакалаврской работы iconПротокол заседания кафедры №10
Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

Выполнение бакалаврской работы iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Методические указания утверждены на заседании кафедры «Государственного и муниципального управления»

Выполнение бакалаврской работы iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Приложение б пример оформления списка использованных источников…361 структура и содержание вкр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск