Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования


НазваниеНовосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования
страница1/8
ТипУчебно-методическое обеспечение
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования


Рег. № ____________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебная дисциплина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
по направлению 022000.62 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, профилю ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Новосибирск 2014

Методическое руководство разработано

Черданцевым Валерием Александровичем, кандидатом экономических наук, доцентом, заведующим кафедрой Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования

Цускман Екатериной Ивановной, старшим преподавателем кафедры Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ
Начальник методического отдела Ерохина О.С.
Утверждено на заседании кафедры ТОПС и ЭП

(протокол от «29» августа 2014 г. № 1).
Заведующий кафедрой ТОПС и ЭП

кандидат экономических наук, доцент Черданцев В. А.

 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

ОГЛАВЛЕНИЕ





ОГЛАВЛЕНИЕ 3

1. Письменно кратко ответить на вопросы: 12

1. Кем и когда была принята 12

2. Основные положения экологической политики 12

3. Подтверждение реализации экологической политики 12

2. Проанализировать экополитику с целью выявления соответствия или несоответствия требованиям стандарта 12

«Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы в рамках определенной области охвата системы экологического менеджмента эта политика: 12

1.Совокупность воздействий человека на географическую область Земли в процессе её хозяйственного использования: 14

2.Природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, поддержанию условий существования человечества и повышающие качество жизни, - это 14

3.Природные ресурсы могут быть использованы в качестве: 14

4.Возникновение экологических проблем обусловлено: 14

5.На обеспечение условий существования человечества и получение материальных благ с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей направлено: 14

6.Основным элементом механизма регулирования природопользования является: 14

7.Решающее значение в финансировании рационального природопользования принадлежит: 14

8.Негативными последствиями воздействия производственных объектов на природную среду могут являться: 15

9.Развитие, обеспечивающее сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния ОПС и природно-ресурсного потенциала, - это 15

10.Все виды деятельности человека и созданных им объектов, вызывающие те или иные изменения в природе, - это 15

11.Скоординированная деятельность по руководству организацией и его контролю, - это 15

12.Подход в менеджменте организации, основанный на участии всех сотрудников и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, и обеспечения благ для сотрудников организации и общества в целом, - это… 15

13.Экологические аспекты деятельности организации ее продукции и услуг – это… 15

14.Процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных экологических целей, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики – это… 15

15.Между традиционным экологическим управлением и экологическим менеджментом, возможно, поставить знак равенства? 15

16.Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) разработана серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях 16

17.Система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на ОПС на трех уровнях: 16

18.Основной документ серии – ISO 14001 16

19.В основе обобщенной модели функционирования системы экологического менеджмента лежит: 16

20.Детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения цели, - это… 16

21.Для достижения экологических целей и решения поставленных задач организация должна разрабатывать 16

22.Основной критерий эффективности экологического менеджмента, - это… 16

23.Принятие решения о внедрении СЭМ принимается: 22

24.Перед началом внедрения СЭМ организация должна определить: 23

25.Перед внедрением СЭМ в соответствие с требованиями стандарта необходимо провести: 23

26.Оценка исходной ситуации НЕ включает область: 23

27.К элементам системы экологического менеджмента НЕ относится 23

28.Заявление организации о своих намерениях и принципах относительно её общей экологической результативности - это 23

29.Экологическая политика должна: 23

30.Прямым экологическим аспектом не является: 23

31.Финансирование проведения студенческой конференции «Экология промышленного города» будет являться для предприятия: 24

32.На основе значимых прямых экологических аспектов формируются 24

33.Элемент СЭМ «Требования законодательства» включает 24

34.Экологические задачи должны 24

35.Управление операциями необходимо для: 24

36.Для соблюдения процедур необходимо: 24

37.Соотнесения требования законодательства с деятельностью организации – это задача такого элемента СЭМ, как 24

38.Документ - это: 24

39.Система документации СЭМ может НЕ включать: 24

40.Отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в, или испытывают влияние экологической результативности деятельности организации - это: 25

41.Лидерство, понимание важности деятельности, знание целей и достигнутых результатов, признание успеха и поддержка инициатив обеспечивают: 25

42.Подготовка персонала в рамках СЭМ НЕ включает: 25

43.Плакат, на котором наглядно представлены цели и задачи экологической политики предприятия, размещенный в фойе офиса – это метод: 25

44.К элементам системы экологического менеджмента относится: 25

45.Имеют ли роль высшие учебные заведения в распространении системы экологического аудита: 25

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 32

2.1.1Задания для выполнения эссе 32

Студентами должно быть выполнено эссе на одну из тем: 32

1Бизнес и экологическая ответсвенность 32

2Государство и СЭМ 32

3Эволюция инструментов экологического управления. 32

4СЭМ на непроизводственном предприятии 32

2.1.2 Общие требования к выполнению эссе 32

2.1.3. Требования к структуре, объему и содержанию эссе 32

2.1.4. Критерии оценки эссе 33

2.1.5. Требования к форме представления эссе 33

2.2.1Задания для выполнения курсовой работы 33

2.2.4. Критерии оценки курсовой работы 36

2.2.5. Требования к форме представления курсовой работы 36

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 38



РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Проработать конспект лекций;

  2. При необходимости обратиться к источникам основной и дополнительной литературы;

  3. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического (семинарского) занятия по каждой теме соответствующего раздела учебной дисциплины;

  4. Полностью выполнить систему заданий, предусмотренных для реализации в ходе практического занятия;

  5. По окончании освоения всех тем учебной дисциплины ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ответить на вопросы тестирования;

  6. При возникновении затруднений сформулировать вопросы к преподавателю и изложить их на индивидуальной консультации.

Формой текущего контроля выполнения заданий практических (семинарских) занятий учебной дисциплины ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ являются опрос, проверка результатов письменной домашней работы, подготовка сообщения на заданную тему, обобщение материала в форме логического опорного конспекта (ЛОК), эссе и применение прочих образовательных технологий, и выполнение самостоятельных работ, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины
1.2. Содержание практических (семинарских) занятий

Практические (семинарские) занятия по дисциплине Экологический аудит проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры ТОПС и ЭП 29 августа 2014 г., протокол №1.

Раздел 1 Система экологического менеджмента: основные положения, принципы формирования, функции и задачи.

Тема 1.1. Введение в проблематику экологического менеджмента.

Практическое (семинарское) занятие 1

  1. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

  2. Цели и воздействия

  3. Определение понятия «система»

  4. Классификация систем

  5. Характеристика внешней среды

  6. Внутренняя среда организации

  7. Производство как система «ресурсы-продукция»

  8. Целенаправленность управления

  9. Функции управления

  10. Мотивационная деятельность


Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассмотрите миссии некоторых российских и иностранных компаний, представленные ниже.

  • Мобильные ТелеСистемы (МТС) – российский оператор мобильной связи: «Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал – на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании».

  • METRO Cash&Carry – лидер в области оптовой торговли: «METRO Cash & Carry предлагает оптовую торговлю по принципу Cash & Carry для различных сфер бизнеса и профессионалов. METRO Cash & Carry предлагает качественную про-дукцию и бизнес-решение по максимально низким ценам. METRO Cash & Carry – партнер для профессионалов»

  • Canon – производитель цифровой и аналоговой фото- и видеотехники, черно-белых и цветных копировальных аппаратов, электронных печатных машинок, калькуляторов, оборудования для работы с микрофильмами, факсимильных аппаратов т. п.: «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага»

  • BBC – британская телекомпания: «Благодаря BBC народ будет говорить с народом языком мира».

  • POLAROID – мировой лидер в области фотографии: «Наша цель – совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».

  • MARY KAY – компания, производящая средства по уходу за кожей и декоративную косметику: «Украшать жизнь женщин во всем мире. Мы будем добиваться этого, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для Независимых Консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста. Мы сделаем все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией «Мэри Кэй», смогли реализовать себя. Мы с гордостью будем нести свою миссию, опираясь на позитивную философию нашей Компании».

  1. Подумайте, как можно переформулировать эти миссии таким образом, чтобы сделать из них цель первого уровня в дереве целей соответствующей компании

  2. Постройте для выбранной компании дерево целей.


Практическое (семинарское) занятие 2

  1. Предмет и объект дисциплины Экологический менеджмент.

  2. Ключевые понятия дисциплины Экологический менеджмент.

  3. Тенденции взаимодействия общества и природы.

  4. Эволюция подходов общества в решении эколого-экономических проблем.


Задания для самостоятельной работы:

Составить глоссарий основных понятий дисциплины ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: экологический менеджмент, система экологического менеджмента, экологическое управление, устойчивое развитие, система менеджмента качества, экологический аудит, экологический аспект деятельность, значимый экологический аспект, аудит СЭМ, цель ЭМ, заинтересованная сторона и др.
Практическое (семинарское) занятие 3

  1. Экологический менеджмент и экологическое управление.

  2. Различия в понятиях «экологическое управление» и « экологический менеджмент»

  3. Становление и содержание экологического менеджмента


Задания для самостоятельной работы:

Заполнить таблицу: Различия в понятиях «экологическое управление» и «экологический менеджмент»

Тема 1.2. Основные функции и задачи экологического менеджмента.

Практическое (семинарское) занятие 4

  1. Современные закономерности взаимодействия общества и природы

  2. Концепцииэкономическогоразвития с учетом экологического фактора

  3. Сценарии техногенного воздействия

  4. Подходы общества к решению проблемы охраны окружающей среды

  5. Типы экологическогопредприятия


Задания для самостоятельной работы:

Заполните таблицу:


Тип экологически ориентированного управления

Сценарий техногенного воздействия

Вид эколого-экономической стратегии

Цель эколого-экономического развития

Основные нормативные ориентиры при планировании

Результативность деятельности

Пассивное (традиционное) управление природоохранной деятельностью
















Стратегический экологический менеджмент

















Управление устойчивым развитием


















Практическое (семинарское) занятие 5

  1. Требования нормативных документов, регулирующих деятельность в области производственного экологического менеджмента.

  2. Система экологического менеджмента.

  3. Функции экологического менеджмента.

  4. Основные задачи экологического менеджмента.


Задания для самостоятельной работы:

Составить опорно-логический конспект «Цели и задачи экологического менеджмента»

Практическое (семинарское) занятие 6

Эффекты от внедрения СЭМ:

  • структурные,

  • рыночные

  • ресурсные

  • рисковые

  • природоохранные


Задания для самостоятельной работы:

Составить таблицу «Эффекты от внедрения СЭМ»

Эффект

Результат








Тема 1.3. Практические подходы к формированию и развитию системы экологического менеджмента.

Практическое (семинарское) занятие 7

  1. Экологическая бизнес-этика устойчивого развития

  2. Экоэффиктивность

  3. Становление и содержание экологического менеджмента: исторический аспект

  4. Основные инструменты системы экологического менеджмента


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщения на тему:

  1. 1990 г. был принят «Экологический акт» (Environmental Act)

  2. 1992 г. последовал Стандарт в области экологического менеджмента BS 7750 {Specification for Environmental Management Systems)

  3. 29 июня 1993 г. - Регламент ЕС 1836/93 по экологическому менеджменту и аудиту (ECO-Management and Audit Scheme — EMAS)

  4. 1993 г. - международные экологические стандарты серии 14000 (Система экологического менеджмента — СЭМ)


Практическое (семинарское) занятие 8

  1. Установление лиц и сторон, заинтересованных в экологических аспектах деятельности предприятия.

  2. Экологические цели и задачи.

  3. Экологическая программа.

  4. Критерии и показатели оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач.


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщения на заданную тему:

  1. Экологическая политика в системе экологического менеджмента.

  2. Схема формирования экологической политики на предприятии.

  3. Основные принципы экологической политики, их содержание.

  4. Принципы экоэффективности и экосправедливости

  5. Суть экологических целей и задач деятельности организации, основные признаки экологических целей


Практическое (семинарское) занятие 9

  1. Экологические аспекты деятельности организации и их учет при разработке экологической политики

  2. Обязательные элементы программы экологического менеджмента она должна обязательно включать

  3. Количественные критерии оценки эффективности достижения поставленных целей и задач экологической политики предприятия


Задания для самостоятельной работы:

Написать синквейн с первой строчкой «экологический менеджмент».

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово или термин. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.
Тема 1.4. Система экологического менеджмента и организация.

Практическое (семинарское) занятие 10

  1. Основные процедуры в системе экологического менеджмента.

  2. Этапы формировнаия и развития Сэм в организации

  3. Организационные подходы, методы и средства минимизации воздействия промышленного производства на окружающую среду.


Задания для самостоятельной работы:

Составить алгоритм формирования и развития СЭМ в организации в виде блок схемы.
Практическое (семинарское) занятие 11

  1. Технические подходы, методы и средства минимизации воздействия промышленного производства на окружающую среду применительно к технологиям основного производства.

  2. Технологические подходы, методы и средства минимизации воздействия промышленного производства на окружающую среду применительно к технологиям основного производства.


Задания для самостоятельной работы:

  1. В сети Internet выбрать максимально информативный сайт предприятия природно-ресурсного комплекса (это может быть любая добывающая, перерабатывающая компания, топливно-энергетическое, агропромышленное и др. предприятие)

  2. Подготовить информационную справку о выбранном предприятии ответив на следующие вопросы

  • Название предприятия

  • Масштабы деятельности предприятия (есть или нет филиалы, где находится)

  • Виды деятельности (добыча, переработка, транспортировка ресурсов, выработка электрической энергии и тепла и пр)

  • Положение компании на рынке (доля рынка, объемы производства, объем реализуемой продукции/услуг на внешнем и внутреннем рынках, конкурентная позиция)

  1. Исходя из данных о продукции и услугах перечислить виды и масштабы воздействия (если есть информация) на окружающую природную среду

  2. Ознакомится с экологической политикой предприятия

  3. Выявить цели и задачи экологической политики

  4. Подготовить сообщение, в котором бы были отражены все вышеперечисленные пункты


Практическое (семинарское) занятие 12

  1. Основные стадии развития деятельности предприятий в области экологического менеджмента

  2. Обобщенная модель системы экологического менеджмента - цикл Деминга

  3. Экологическая политика предприятия:

- требования к экологической политике

- популярные принципы экологической политики

- принципы формирования экологической политики
Задания для самостоятельной работы:

1. Письменно кратко ответить на вопросы:

1. Кем и когда была принята

2. Основные положения экологической политики

3. Подтверждение реализации экологической политики

2. Проанализировать экополитику с целью выявления соответствия или несоответствия требованиям стандарта

«Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы в рамках определенной области охвата системы экологического менеджмента эта политика:

  • соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг;

  • включала обязательство следовать принципам последовательного улучшения и предотвращения загрязнения;

  • включала обязательство соответствия применимым требованиям законодательства и другим требованиям, которые организация приняла на себя, связанным с ее экологическими аспектами;

  • обеспечивала основу для установления и анализа экологических целей и задач;

  • документально оформлялась, внедрялась и поддерживалась;

  • доводилась до сведения всех людей, работающих для организации или по ее поручению;

  • была доступна для общественности.»

3. Выявить какие из популярных принципов фигурируют в политике, предположите, почему именно эти принципы получают такое распространение


1. Минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду

2. Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности сторонами

3. Доступность объектов и результатов экологической деятельности (экологическая прозрачность)

4. Соответствие действующему природоохранному законодательству

5. Участие всего персонала в экологической деятельности компании

6. Достижение экономической эффективности осуществляемой деятельности

7. Рациональное использование ресурсов

8. Предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду

9. Обеспечение охраны здоровья и безопасности персонала и общественности

10. Последовательное улучшение во всех областях экологической деятельности

11. Разработка и распространение инициативной экологической отчетности

12. Расширение экологических обязательств и осуществление инициативной экологической деятельности

13. Осознание культурного значения природоохранной деятельности, социальной и моральной ответственности за решение производственных, территориальных и глобальных экологических проблем (экосправедли- вость)

14. Эффективное управление экологическими рисками

15. Стремление к экологическому лидерству


Тема 1.5. Особенности развития экологического менеджмента и экологического аудита в России.

Практическое (семинарское) занятие 13

  1. Этапы становления экологического менеджмента в РФ

  2. Приоритеты по развития СЭМ в РФ

  3. Стратегии использования промышленными предприятиями стандартов серии ИСО 14000

Задания для самостоятельной работы:
Практическое (семинарское) занятие 14

  1. Проблемы связанные с развитием экологического менеджмента в РФ

  2. Черты перехода к рыночным механизмам экологического регулирования


Задания для самостоятельной работы:

Ответить на задания теста:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconФгбоу во «Новосибирский государственный университет экономики и управления...
Фгбоу во «Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconГ. Новосибирск 2016 г. Раздел I
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconСовершенствование налоговой системы РФ
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconДокументация о проведении открытого конкурса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconДокументация о проведении открытого конкурса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconДокументация о проведении запроса цен в электронной форме на поставку ip -телефонов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования icon«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconПрограмма учебной практики программа составлена в соответствии с...
Федеральное агентство по образованию новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconУмц №040 «новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»
Приглашаем Вас пройти ежегодный спецкурс для аттестованных бухгалтеров и финансовых директоров, налоговых консультантов. По окончании...

Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования iconПоложение об итоговой государственной аттестации выпускников новосибирского...
Выпускников новосибирского государственного университета экономики и управления – «нинх»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск