Санкт-петербургский государственный университет


НазваниеСанкт-петербургский государственный университет
страница1/5
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Профиль «Общая социология»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Экологические движения как субъект экологической политики Российской Федерации

Выполнила: Новикова Мария Александровна
Научный руководитель:

Кандидат социологических наук, доцент,

Савин Сергей Дмитриевич


Санкт-Петербург

2016

Содержание

Введение 3

Глава 1. Развитие экологического движения в России и в современном мире 7

1.1. Особенности развития экологических движений в современном мире. 7

1.2. Этапы становления экологических движений в России. 15

1.3. Процесс формирования экологической культуры у активистов

экологических движений. 21

Глава 2. Экологические движения как субъекты экологической политики России 28

2.1. Основные принципы экологической политики Российской Федерации 28

2.2. Роль неправительственных организаций в экологической политике 35

2.3. Эмпирическое социологическое исследование выявления роли и эффективности деятельности экологических движений. 39

Заключение 51

Список литературы 55

Приложение 1 Анкета эмпирического исследования 62

Приложение 2 Транскрипт интервью 65

Введение
Актуальность темы исследования. Изменение климата, истощение уникальных природных объектов и ресурсов, а также непоправимые антропогенные воздействия на окружающую среду существенно ухудшают качество жизни населения, ставят под угрозу благоприятные условия существования человека и всех живых организмов на Земле. Как известно, «цивилизационный» процесс современного общества невозможен без постоянного потребления ресурсов естественной природной среды в виде вырубки лесов, исчезновения редких видов животных, нерационального природопользования в развитии инфраструктуры. Наступление человека на экосистемы растет в огромных масштабах, а пространство для жизни, в свою очередь, сокращается. Формирование экологических движений в обществе – это неформальный ответ людей, способных встать на защиту окружающей среды, реакция на растущие глобальные экологические проблемы промышленно-развитых государств.

В XXI веке экологические аспекты, безусловно, становятся важной частью как мировой, так и националь­ной государственной политики, освещая процессы и этапы активизации общественных организа­ций в решении глобальных проблем.

Актуальность теме добавляет тот факт, что в современной России, в отличие от ряда стран Запада, нет единой экологической партии по охране и защите окружающей среды, а имеющиеся движения «зеленых» активистов не имеют должного влияния в обществе и подвергаются давлению со стороны властей в экономических и административных аспектах. Необходим частичный пересмотр экологической политики нашей страны, поэтому изучение общественного мнения под углом эффективности и роли существующих экологических движений поможет выявить острые, требующие решения проблемы.

Степень разработанности темы. Проблемы экологических движений и ведение грамотной экологической политики России давно разрабатывались и изучались в рамках социальной экологии и привлекали к себе пристальный интерес, как в отечественной, так и в зарубежной социологической науке. Существует ряд политико-философских исследований, направленных на необходимость переосмысления экологических ценностей и достижения гармонии между человеком и природой (Э. Фромм, К Алор, А. Горц, К. Трауб, Ф. Вёстер, Е. Шумахер, Х. Пестолоцци, В. Хозенклевера);

Фундаментальные исследования принадлежат Ю.Ю. Галкину, С.А. Степановой, касающиеся состояния экологических движений в России.

Объектом исследования выступают экологические движения Российской Федерации.

Предметом исследования является деятельность экологических движений по формированию эффективной экологической политики.

Целью дипломной работы является выявление роли экологического движения в экологической политике Российской Федерации.

Для достижения указанной цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи исследования:

  • Рассмотреть эволюцию экологических движений в современном мире;

  • Проанализировать становление экологических движений в России;

  • Выявить качества экочеловека и экологическую культуру у активистов экологических движений;

  • Осветить основные принципы экологической политики России;

  • Выделить связь неправительственных организаций с экологической политикой России;

  • Провести эмпирическое социологическое исследование по выявлению роли и эффективности экологических движений, а также осветить мотивы и цели активных участников экологической организации «Раздельный сбор»;

Гипотезы исследования:

  • Увеличение числа активистов экологических движений зависит от роста озабоченности населения состоянием окружающей среды.

  • Уровень участия граждан России в экологических движениях низкий в связи с недостаточным экологическим образованием.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных специалистов в области общих проблем экологических организаций (Ю.Карякин, С.Ф. Вититнев, С.И. Давыдова, О.Г. Пермякова); статьи и другие научные работы, рассматривающие экологическое движение в России как фактор формирования и развития гражданского общества (В.Н. Фурсов, А.В. Яблоков); работы исследователей (В. Грачев, И.А. Халий, В.А. Смыш­ляев, О.Г. Пермякова), затрагивающие проблемы взаимодействия современных экологических движений с властными органами. Огромный пласт научных работ, посвященных теории урбанизации и социальной экологии, создал современный российский социолог О.Н. Яницкий, глава сектора социально-экологических исследований в Институте социологии РАН.

Эмпирическую основу социологического исследования составляет проведение анкетного опроса и глубинного интервью, а также вторичные данные статистики и социологических исследований.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической первой главы и эмпирической второй, включающей социологическое исследование. Теоретическая глава содержит три параграфа: в первом параграфе рассматриваются особенности развития экологических движений в современном мире, второй параграф посвящен основным этапам становления экологических движений в Российской Федерации, в третьем параграфе, в свою очередь, раскрывается сущность процесса формирования экологической культуры у активистов экологических движений Российской Федерации. Практическая глава состоит из трех параграфов. Первый параграф об основных принципах экологической политики Российской Федерации, второй - о роли неправительственных организаций в экологической политике, а третий, включает в себя программу эмпирического исследования, анализ полученных результатов. В заключении подводятся итоги дипломного исследования и делаются выводы по результатам работы. Также приведена основная используемая литература, в приложениях - анкета исследования и транскрипт интервью.

Глава 1. Развитие экологического движения в России и в современном мире

1.1. Особенности развития экологических движений в современном мире

В зависимости от обострения современных экологических проблем, которые становятся глобальными, возникает потребность в ведении грамотной и эффективной экологической политики государства. Люди все больше чувствуют на себе негативные последствия нерационального природопользования, истощения природных богатств, сильнейших загрязнений атмосферы, которые ставят под угрозу нормальную жизнедеятельность организмов и развитие природных экосистем.

Развитие образования и распространения экологической информации, осознание существующих экологических реалий дают нам возможность лучше почувствовать экологическую опасность. Необходимо подчеркнуть, что эффективность экологической политики зависит от налаженного процесса взаимодействия ее участников – общественности, государства и бизнеса. Возрастает экологическая активность граждан, формируются массовые экологические организации, как реакция на увеличение техногенных катастроф и истощения жизненно необходимых природных ресурсов.

Одна из характерных черт экологического движения заключается в том, что в него вовлекаются все новые регионы нашей планеты. «Если в 70-х годах прошлого столетия на международных экологических форумах доминировали представители природоохранных организаций развитых стран, то через десятилетия представители движения "зеленых" стран Азии, Африки, Латинской Америки все настойчивее заявляли о себе. Более того, с 5 тыс. зарегистрированных неправительственных организаций, причастных к решению социально-экологических проблем, около половины приходится на регионы, которые развиваются1».

Экологическое движение в современных условиях отражает новый уровень и характер социальных противоречий, вызванных быстрым шагом научно-технического прогресса. Существует угроза экологического кризиса на современном этапе развития цивилизации. Основные факторы возникновения кризиса хорошо известны: загрязнение воздуха, почв, пресных водоемов, опустынивание, накопление в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, кислотные дожди, нарушение озонового экрана, защищающего от космической радиации и другие экологические проблемы. Примечательно, что большинство данных изменений вызвано деятельностью человека. Их первопричина в научной, технической и промышленной революциях, которые способствуют нашему непрерывному "прогрессу", стремительному росту числа населения планеты, а, следовательно, и увеличению потребительского отношения к природе, также негативного антропогенного давления на окружающую среду.

Можно предположить, что если процесс производства материальных благ и дальше будет носить такой неконтролируемый и неограниченный характер, то он может разрушить не только искусственные системы, созданные человеком, но и нарушить природные циклы и взаимосвязи. Встает вопрос о поисках принципиально нового, гармоничного сочетания человеческой деятельности и окружающей среды, об утверждении новых отношений между природой и обществом. Соответственно, формирование экологической культуры у современного человека выступает как важная составляющая современного этапа развития общества в плане решения экологических проблем, а участие в экологических организациях формирует и развивает экологическое сознание и качества «экологически озабоченного» гражданина.

Общественное экологическое движение берет свое начало еще с 50-х годов ХХ в., когда ученые все настойчивее стали обращать внимание общественности на качественное ухудшение продуктов питания, на опасные последствия, быстрому накоплению отходов и т. д. Первые экологические акции, проводились отдельными энтузиастами (сбор и уничтожение мусора, банок) и не имели какого-то политического заряда. Однако позволяли достигать хоть и небольших, но достаточно ощутимых результатов и способствовали зарождению экологического сознания людей.

Взрывное расширение социальной базы движения во второй половине 60-х гг. определила его пестрота (от "самого левого" до "суперправого"), что обусловило значительный идейно-политический плюрализм и аморфность экологического протеста. Он сводился в основном к стремлению обратить внимание широких общественных и политических кругов на необходимость неотложного решение экологических проблем и с помощью активных форм воздействия, прежде всего пропаганды, подтолкнуть их к конкретным действиям с тем, чтобы снизить остроту сложившейся ситуации.

Существующие экологические движения тогда представляли собой разрозненные, неорганизованные и несвязанные между собой выступления, которые проводились в русле философии "мелких дел" и не приносили значимого результата. Обычно это были акции, направленные против конкретных виновников загрязнений или явлений, которые ухудшали экологическое состояние окружающей среды.

Долговременный характер экологического кризиса привел к возникновению больших локальных групп, клубов, ассоциаций и других форм объединений приверженцев экологического движения. Со временем они приобретают более четкие организационные очертания, возникают общенациональные экологические организации.

«И, наконец в 1973 году в Англии была создана первая партия защитников окружающей среды. Сначала она называлась Народная партия, а потом Экологическая партия, руководящую роль в которой играл редактор журнала "экологи" Э. Голдсмит2».

Отметим, что программные положения и требования экологических объединений и движений этого периода отражали различия социального статуса и мировоззренческих ориентаций их активистов и имели достаточно противоречивый характер.

И все же внутри этого движения можно выделить два основных направления: охрана живой природы от губительных воздействий человеческой деятельности и рациональное использование природных ресурсов. В целом же движение за охрану окружающей среды добилось в настоящее время значительных успехов, что свидетельствует о повышении экологического сознания его участников.

Под влиянием роста активности экологических движений в 70-е годы появляется ряд политико-философских исследований, авторы которых обосновывали необходимость перестройки современного общества в экологическое и искали пути сочетания экологических ценностей с демократизацией общественных отношений, стремились к установлению такого порядка, когда общество и экономика гармонично вливались бы во взаимосвязи природы. К таким следует отнести труды Э. Фромма, К Алор, А. Горца, К. Трауб, Ф. Вёстера, Е. Шумахера, Х. Пестолоцци, В. Хозенклевера.

«Итак, начался процесс формирования экологической философии как комплекса социально-философских исследований взаимодействия общества и природы - теоретической основы идеологии экологического движения3».

В 80-е годы экологическое движение укрепляется организационно, его выступления становятся более целенаправленными и эффектными в национальных и региональных пределах. На базе этого движения к середине 80-х годов организовали свою деятельность национальные организации - партии "зеленых" – в ФРГ, Англии, Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Люксембурге, Франции, Италии, Испании, Австрии, Швейцарии, Швеции и Греции.

Под натиском экологического движения демократических сил уточняется правовое регулирование охраны окружающей среды, благодаря чему удается в определенной степени избежать чрезмерного обострения экологического кризиса. «Однако в целом административная практика до сих пор отстает от декларируемых законодателями намерений. В значительной степени из-за того, что в развитых странах, несмотря на действующее законодательство и экологическую информированность населения, продолжают выбрасывать в атмосферу, воду, закапывать глубоко в землю сотни тонн загрязняющих веществ, медленно отравляя все живое вокруг4».

Дело в том, что состояние окружающей среды является простым следствием особенностей предшествующего развития, экологической политики, которая сейчас проводится, действующего законодательства и достижений научно-технического прогресса. Существует немало других "иррациональных" весомых элементов и нередко воспринимаются только эмпирически, трудно формализуются для рационального предварительного учета, непросто поддаются научному анализу и политическому контролю. Среди них, например, реальный уровень индивидуальной экологической культуры, традиции и характер природопользования, структуры "теневых" политик и экономик.

«А все эти и другие "мелочи" достаточно существенные, если брать их в масштабах государства. Например, жители городов Японии собирают раздельно мусор 7-21 категорий. Здесь рециркулируются 95% стеклопосуды, 55% алюминиевых банок, 50% многих других товаров, а в США - 12-15% стеклопосуды, 50% алюминиевых банок и другого сырья. В результате в Японии свалки занимают площади в 8 раз меньше, чем в США5». Из преобразованного мусора создаются искусственные насыпи, тем самым, увеличивая территорию, пригодную для строительства домов и другой инфраструктуры.

«Высокий динамизм изменений в экологическом движении в 80-е годы, выход на арену активной партийно-политической борьбы детерминирует значительное усиление идейно-политического разделения. При этом зеленые партии объединяют, как правило, меньшую часть активных участников экологического движения в своих странах6». Нехватка собственных фундаментальных теоретических разработок заставляет «зеленых» прибегать к широкому заимствованию взглядов и идей в различных традиционных идеологических системах и течениях общественной мысли. «В программных положениях «зеленых» легко просматривается связь со взглядами мыслителей прошлого (Ж. Ж. Руссо, П. Прудон) и модных на Западе политологов нового времени - идеологов «новых левых» (Г. Маркузе), представителей «критической теории» Франкфуртской школы (Ю. Хабермас), сподвижников «контркультуры» (Т. Роззак), «пределов роста» ( "Римский клуб "), «экоразвития» (И. Сакс) и др7».

И все же, мировоззренческой основой партии "зеленых" можно считать постматериализм. Характерной чертой этого мировоззрения является признание абсолютного преимущества нематериальных ценностей (свобода, самовыражения, мир) перед материальными (капитал, карьера, имущество). Новая идеология партии "Зеленых" обосновывает альтернативный стиль жизни: меньше внимания материальным благам - более индивидуализма, самоорганизации и самоопределения. Они считают причиной многих социальных проблем, в частности экологических, то, что любой тип экономики, независимо от того, называется он капитализмом, социализмом, либерализмом - приводится в движение потреблением. Расширяя сферу своего влияния, потребительская экономика буквально пожирает нашу планету, отдавая наибольшее финансовое предпочтение людям, которые действуют по схеме цикла: "потребление - производство - потребление ".

«Сторонники этого направления предлагают комплекс мер по борьбе с экологическим кризисом, среди которых8:

  • контроль местных властей за окружающей средой и медицинским показаниям;

  • создание экорегионов;

  • переход к органической технологии земледелия;

  • развитие альтернативных источников энергии и ее сохранение;

  • отказ от использования атомной энергии как слишком дорогой и очень опасной».

Вообще же, "зеленое движение" эволюционировало от акций "отрицания и протеста "к поиску" разумных альтернатив", в связи с чем разрабатывалась действующая стратегия экологически направленного развития. Ориентация же на экономически и экологически сбалансированное будущее требовала значительной социальной мобилизации. Ведь такие изменения не могут быть навязаны сверху - они требуют активного участия общественности, чего можно достичь только при широком и повсеместном включении населения в процесс принятия решений на всех уровнях в экономической и экологической сферах. Отсюда и тактика партий "зеленых".

Эта тактика предполагает широкую пропаганду идей "зеленого" движения, сбор информации для обеспечения поддержки своей политики социальным большинством и осуществлением давления на национальные правительства и международные организации. Деятельность партий "зеленых" в этом направлении, безусловно, способствует формированию экологического сознания населения на обиходном уровне. Ведь они влияют на чувства, эмоции, настроения людей, привлекают их к различным формам экологической деятельности, формируют определенное отношение к экологической ситуации.

Таким образом, задействуется социально психологический фактор, который играет важную роль в процессе становления экологической культуры.

«Тот факт, что представители партий "зеленых" пользуются поддержкой избирателей и имеют своих представителей в национальных органах власти и Европейском парламенте (сейчас 17 "зеленых" из пятнадцати стран координируют свою деятельность в рамках Европарламента, образуя так называемую Зелено-альтернативную Европейскую сеть (ЗАЕМ)9, свидетельствует об определенном уровне массового экологического сознания».

В последнее время во многих западноевропейских странах происходит или уже произошла смена политической парадигмы: господствующей становится природоохранная парадигма, и уже не экологи должны доказывать, что тот или иной вид промышленности наносит вред окружающей среде, а представители промышленности должны доказывать, что их деятельность безопасна в экологическом аспекте. Можно заметить реализацию презумпции виновности в экологической политике. Принятие экологической парадигмы во многом означает победу сторонников охраны окружающей среды.

В целом, в начале 90-х годов экологическое движение приобретает несколько непривычные формы - митинги и демонстрации с конкретными требованиями, блокировки работ на экологически вредных объектах, конфликты из-за этого с местными органами власти и др. Хотя и здесь эмоциональное начало брало верх над рациональным. В условиях, когда люди почти постоянно находятся в состоянии экологических кризисов и стрессов, они проникаются недоверием, а то и просто паническим ужасом в отношении промышленных проектов. Такая ситуация была довольно типична и для России.

В странах Запада государственные органы в связке с общественными и частными фондами и предпринимателями оказывают поддержку низовым инициативам, способствуют увеличению новых ячеек гражданского общества.

Таким образом, экологические неправительственные организации с каждым днем все больше увеличивают масштабы своего влияния, как на национальном, так и на мировом уровнях. Приоритетными направлениями деятельности являются защита естественных природных территорий методами общественного природоохранного мониторинга и контроля. Акцентируется внимание на контроль экологических правонарушений и на создание охраняемых территорий таких, как памятники природы и заказники.

В перспективе развития отношений в системе «человек - природная среда» исключительно постепенные и рационально продуманные изменения новейших технологий, неразрывно связанные с экологизацией образа жизни и государства, переориентацией воспитательно-образовательной системы на формирование экологического сознания и бережного отношения к природным объектам помогут дать видимые результаты и улучшения.
1.2. Этапы возникновения экологического движения в России.
Экологические движения являются одним из стабильных субъектов экологической политики России. На протяжении уже примерно 60 лет экологические организации дифференцируются, разрастаются, ставят перед собой еще больше целей по сохранению и возрождению природной среды. Активисты экологических движений довольно редко участвуют в политических схватках, тем не менее, являются участниками политического процесса.

Истоки экологических движений можно увидеть в природоохранных обществах, которые возникают в ряде стран Запада, в том числе и в России, в конце XIX – начале XX вв.

«В истории развития экологических движений выделяют следующие этапы:10

  • институциональный период (ориентировочно 1952-1982 гг.);

  • петиционный (ориентировочно 1982-1989 гг.);

  • популистский (1989-1991 гг.);

  • альтернативистский (с 1992 г. – по настоящее время)»

Ряд отличий отечественного экологического течения от других общественных движений обуславливается, в основном, отсутствием его в дореволюционной России. «Как только экологический кризис и угроза жизни населения стали осознаваться общественностью (примерно период «оттепели» 1953-1964 гг.) правительством принимает меры по усилению контроля нарушений экологических стандартов предприятиями. Это послужило началом первого институционального периода развития экологических движений. Основная характеристика – это встроенность экологических движений в структуры официальных общественных организаций, таких как Всесоюзное общество охраны природы (ВООП).»11 Целью являлся общественный контроль над соблюдением экологического законодательства, также исключалась политическая ориентированность, проводились регулярные рейды и пикеты на объекты охраны природы. Однако на данном этапе развития экологические движения не были способные решать масштабные экологические проблемы в рамках официальных структур. Соответственно, последовало резкое нарастание экологических проблем в 70-80 годах, возникают многочисленные столкновения природоохранных дружин с влиятельными звеньями государства. Кризис экологических движений порождает следующий этап развития – петиционный.

Петиционному этапу развития характерен негативный характер протестов и митингов. Экологические активисты рассчитывают на сдерживание индустриальной направленности и выступают против разрушительных для природы объектов. На данном этапе характерна высокая степень самостоятельности и массовости экологических групп и движений, которые объединяли между собой людей различных мировоззрений: от анархистских до консервативных. «Отсутствие стройной идеологии в экологическом движении открывало возможность широкого политического объединения на платформе защиты окружающей среды, и это приводило в ряды «зеленых» людей с самыми разными политическими взглядами»12.

Протесты и пикеты вошли в повседневную практику и в результате были закрыты (хотя бы на время) некоторые вредные предприятия и производства.

«В 1987-1988 гг. создается Социально-экологический союз, а в 1989 году Зеленое движение становится массивным. Для этого периода характерно возрастание всевозможных экологических движений и проводимых ими акций.»13

Зачатки популистского этапа можно обнаружить 1989 году, когда при предвыборной кампании поддержку экологических движений получили кандидаты, выдвинувшие экологическую ориентированность. Далее государство кардинально пересматривает свое отношение к угрозе экологической катастрофы. Средства массовой информации настаивали на том, что экологические проблемы необходимо решать после экономических, в связи с нарастанием экономических бедствий, характерных для того времени. Часть активистов были тотально разочарованы результатами своей многолетней общественной работы и признали, что бесполезно сопротивляться грядущей постиндустриализацией. Все это послужило причиной резкого спада активности экологических движений и численности участников и даже развала некоторых организаций.

Несмотря на все существующие проблемы того периода, оставались организации, которые сумели пережить кризис и приобрести тем самым опыт. И в 1992 году начинается новый альтернативисткий период развития экологического движения, который длится и по настоящее время. Существующие экологические движения можно классифицировать по различным признакам: численность, идеология, направления деятельности.

«Весь спектр экологических организаций можно классифицировать по приоритетным направлениям деятельности организаций. В результате было выделено семь основных направлений или типов экологического движения: “движение зеленых”, “движение ученых”, “образовательное движение”, “информационное движение”, “экополитическое движение”, “экофилософское” и “движение за альтернативный образ жизни”. Эти названия имеют условный характер14». К 1998 году, например, в Санкт-Петербурге было выявлено около 160 устойчивых экологических групп, количество которых постоянно растет.

Следует заметить, что за период своего существования экологические движения претерпели значительную эволюцию. Все начиналось всего лишь с роли общественного помощника государства в решении экологических проблем и противостоянию экологического кризиса. На сегодняшний день это мощнейший субъект экологической политики страны, изучающийся и обсуждающийся общественностью. В то же время увеличиваются темпы разрушения природной среды и экологические движения могут «деформироваться» в самые разнообразные неблагоприятные формы: стихийные протесты, бунты.

В России основными представителями современного экологического движения являются «конструктивно-экологичесское движение «Кедр», Российский экологический союз, движение «Зеленые», «Экологическое движение молодежи», также существует масса региональных ор­ганизаций, например «Истоки Исети», «Парк на Вознесенской горке», отделе­ниями «Союза Российских городов»15»

Одной из специфических черт российского экологического движения является давление со стороны государства в экономическом и административном аспектах. Несмотря на важность создания крупной устойчивой системы экологических движений в России, что подчеркивается многими отечественными специалистами, существует некоторое число формальных, но малоэффектиных организаций и партий.

Так, «С.И. Давыдова, И.Б. Мардарь, О.А. Усачева выделяют возможные типы интеракции и делают выводы о необходимости создания сети эколо­гических движений, считая, что для эффективной работы необходимо не только внутреннее взаимодействие, но и внешнее - с различными оппонента­ми (СМИ, государственной властью и другими)16».

В современной России нет единого сильного экологического движения, направленного на радикальные изменения в отношениях человека и природы и сопряженного с действующей экологической политикой нашего государства. Этот факт является крупной проблемой и может поставить под сомнение существующую экологическую политику России. Заметна малочисленность экологических групп, низка их активность и результативность. Однако экологические проблемы под­нимают и пытаются решить самые различные элементы гражданского общества. Также, в малых городах нашей страны практически нет официально зарегистрированных общественных эко­логических организаций.

Существу­ют лишь небольшие инициативные группы, действующие при поддержке местных государственных комитетов по охране природы и органов обра­зования. Объяснением этому служат историко-социальные факторы раз­вития страны. Видимо, мы находимся на аналогичном общемировому движению пути от экологических движе­ний к партийным структурам. «Стоит отметить слабость экологического движения через особенности нацио­нального экологического сознания. Важным моментом, который долж­ны учитывать политические партии и общественные организации, являет­ся общественное сознание, и как его часть - экологическое сознание17».

Подводя итоги, можно сделать вывод о нестабильности политического статуса существующих экологических организаций, их мало эффективности, жестком дефиците ресурсной базы и других обостряющихся проблемах, требующих внимания и незамедлительного решения. Можно заметить, что давно необходима потребность создания нового политического меха­низма в лице экологических движений и партий, способного иметь представительство в парламенте, регулиро­вать государственную экологическую политику и консолидировать на осно­ве развитой экологической культуры общества и создания нового типа человеческой личности – экочеловека.
1.3. Формирование экологической культуры у активистов экологических движений.
Процесс формирования экологической культуры современного человека достаточно сложноорганизованный и многомерный, требующий особого внимания. Прежде всего, «такой процесс определяется экологическим образованием и воспитанием, ключевой целью которого является способствование формированию всесторонне развитой и творческой личности, которая, в свою очередь, имеет рациональное и ценностное отношение к окружающей среде18».

Для того чтобы понять, каким образом формируется экологическая культура у участников и активистов экологических движений, составим краткий портрет среднестатистического экодеятеля. Современная «экологическая» молодежь (молодые защитники окружающей среды) существенно старше, чем молодежь в традиционном ее понимании. Для становления молодого экоактивиста, включения его в борьбу за сохранение природы или рукотворной среды обитания необходимы самые разнообразные профессиональные знания и навыки и немалый жизненный опят. Весь исторический континуум экологического движения в России свидетельствует, что его рядовыми участниками, а тем более лидерами идеологами, становились люди уже достаточно в зрелом возрасте. Следует учесть, что объем знаний и сумма политических технологий за сто лет возросли неизмеримо, экологически активная молодежь – это сегодня, как правило, люди 25-35 лет. Конечно, в экологические движения входят и школьники, и студенты младших курсов, но, к сожалению, их количество не столь велико, как хотелось бы.

«Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах19:

  1. Обязательный учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

  2. ​Подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;

  3. ​Учет региональных особенностей области, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,

  4. ​Использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

  5. ​Соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;

  6. Связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

  7. ​Культивирование гуманистического отношения к природе;

  8. ​Открытость и доступность экологической информации для населения города;

  9. ​Вовлечение предпринимателей-природопользователей, лидеров бизнеса в решение задач по формированию экологической культуры;

  10. ​Использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;

  11. ​Соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения».

В традиционном понимании культура трактуется как нечто созданное человеком, противоположное природной среде и животному миру. При этом зачастую упускается тот факт, что существенной предпосылкой создания культурных объектов как духовного, так и материального мира является существование и поддержание природных экосистем и биосферы в целом, без которой невозможно не только создание культурного наследия, но и существования всего человеческого общества. Человек будучи как общественным, так и природным элементом, в процессе своей деятельности входя в природные экосистемы, должен демонстрировать компетенции и качества экочеловека. Такие компетенции личности экочеловека в современном обществе слабо выражаются на практике либо находятся в скрытой потенциальной форме, либо полностью отсутствуют. Современный тип человека обладает качествами кардинально противоположными основным качествам и установкам экочеловека.

«Идейно-теоретической базой формирования качеств экочеловека по праву можно считать концепцию русского антропокосмизма, основывающуюся на теории представителей данного научного направления К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова. Именно их взгляды являются основой определения теоретических предпосылок формирования качеств экочеловека.»20

Парадигма антропокосмизма может стать источником новой образовательной компетенции, которая сможет способствовать укреплению стабильной системы ценностей личности. Подобную образовательную концепцию предлагает «Пахомов Ю.Н.и излагает ее в следующих положениях:21

  • Обучение, воспитание и образование в целом органически связаны между собой и дополняют друг друга в процессе формирования экочеловека. Особенностью системы «воспитание-обучение-образование» выступает доминирующая роль социоприродной этики. Соответственно, одна из ключевых задач образования – формирование нравственности экочеловека;

  • Образование экочеловека синтезирует два способа мышления: интуитивно-образное и рационально-логическое, тогда как предыдущая концепция образования подразумевала дифференциацию, изоляцию друг от друга естественных и точных наук и искусства. В процессе формирования экочеловека, наоборот, должен происходить сплав, гармоничное слияние, а не «специализация» мышления».

Участие социальных субъектов в массовых движениях по охране и защите окружающей среды является одним из направлений формирования экочеловека в современном постиндустриальном обществе как реакция населения на деградацию живой оболочки нашей планеты. Однако не стоит рассматривать экологические движения только как результат социальной напряженности, они могут выступать в качестве инструмента разрешения социоприродного нарастающего кризиса. Экологические движения вырабатывают систему рациональных ценностей и действий, направленных на восстановление разрушенных человеком экосистем, использование экологически чистых и совместимых материалов в технологиях, переориентация экономики государства на ресурсосбережение и природовоспроизводство.

Деятельность по формированию целостной картины мира в единстве человека и природы и экологической культуры называется «экологическим просвещением». Подобная деятельность состоит из распространения экологических знаний, а также воспитания у молодого поколения бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Можно предположить, что, например, школьники, которые имеют в своем аттестационном активе предмет «экология», уже задействованы в экологическое просвещение и в будущем могут составить ряды защитников природы. Другими словами, чем раньше человек будет получать знания о природе и экологически ориентированный тип воспитания в семье, в школе и в других социальных институтах, тем больше он будет иметь склонность к сохранению окружающей среды.

Экологическая культура включает в себя чувство «гражданина планеты Земля», соответствующие ему идеалы и ценности, паттерны поведения, экологическую ориентированность на сохранение безопасной природной среды для будущих поколений. Культура в общем виде может быть определена как образ жизни человека и общества. Действительно, у экоактивистов бережное отношение к окружающей среде и всяческое участие в сохранении и защите природы становится не просто одним из видов деятельности, а образом жизни. И в этом статусе культура представляет собой важнейший индикатор уровня развития человеческой цивилизации. Перед современным обществом встает жесточайшая проблема и достаточно трудный выбор: сохранение существующего потребительского способа взаимодействия с природой, что неизбежно приведет к экологическим катастрофам, с одной стороны, сохранение ценности для жизни – биосферы и изменение сложившегося типа деятельности, с другой. Выбор последнего становится возможным лишь при условии радикальной перестройки мировоззрения людей, переориентация приоритетов в области как материальной, так и духовной культуры и формирование совершенно нового типа – экологической культуры. Такой тип культуры, в свою очередь, гармонично связан с сущностью личности в целом, с ее сторонами и качествами. Например, эстетическая культура создает условия для эмоционального восприятия красоты в природе; нравственная – олицетворяет отношение личности к природе и др. Гармоничное сочетание всех таких культур и порождает экологическую культуру, способствующая сохранению и развитию системы «общество-природа».

Таким образом, нормы нравственного поведения и отношения к природе, характерные для участников экологических движений, ставшие внутренней потребностью, играют огромную роль в решение современных глобальных экологических проблем. Качества современного экочеловека берут свое начало из взглядов антропокосмистов на развитие будущего человека.

Выводы по первой главе

На основании рассмотренных теоретических источников можно сделать следующие выводы.

Современные экологические движения становятся более масштабными и массовыми, в них вовлекаются не только постиндустриальные, но и развивающиеся страны третьего мира. Ведение эффективной экологической политики государства является залогом успеха для благополучного развития общества. Стремительный рост потребления природных ресурсов, обусловленный научно-техническим прогрессом и расцветом инфраструктуры, приводит к обеднению окружающей среды и ухудшению качества жизни человека. Остро встает вопрос о необходимости возникновения нового альтернативного типа отношения между человеком и окружающей природной средой.

Истоки экологических движений можно заметить в 50-х годах XX века, когда общественность стала все чаще обращать внимание на резкое ухудшение продуктов питания. Тогда экологические движения не имели политической подоплеки, не достигали колоссальных результатов, однако способствовали зарождению экологической культуры у населения.

В 80-е годы прошлого столетия начинают свою деятельность партии «зеленых» в разных странах мира. Тактикой этой партии является ориентация на баланс между экологией и экономикой, что требует значительной социальной мобилизации, вовлеченность в которую не навязывается властями, а должна быть абсолютно добровольным желанием.

Во многих западноевропейских странах уже принята экологическая парадигма, согласно которой представители промышленности должны доказывать, что их деятельность не наносит вреда окружающей среде.

В истории развития экологических движений в России можно выделить следующие этапы: институциональный, петиционный, популистский и альтернативисткий, каждому из которых характерны свои специфические черты.

Одной из особенностей российского экологического движения является существующее давление со стороны государства. Многие специалисты утверждают, что в России нет единого сильного экологического движения, способного решать глобальные экологические проблемы, встающие перед человечеством. Существующие на данный момент партии «зеленых» не имеют должных компетенций, самоорганизованы и носят хаотичный характер. Однако они влияют на формирование нового типа современной личности – экочеловека. Теоретической базой для формирования качеств экочеловека можно считать концепцию антропокосмизма.

Экологические движения могут выступать не только в качестве результата социальной напряженности, но и как инструмент борьбы с глобальным экологическим кризисом, вырабатывая определенную систему ценностей и действий, направленных на рациональное природопользование.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Санкт-петербургский государственный университет iconОрганизацией высшего образования (федеральным государственным бюджетным...
«Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский государственный университет iconУста в
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет iconПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №1241
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет iconГоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
О подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном образовательном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном бюджетном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное государственое бюджетное образовательное учреждение высшего...
«санкт-петербургский государственный электоротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина)»

Санкт-петербургский государственный университет iconВ документ об образовании и о квалификации образца, установленного...
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский государственный университет iconПравила приёма в Санкт-Петербургский государственный университет...
Санкт-Петербургский государственный университет в 2011/2012 учебном году на дополнительные образовательные программы профессиональной...

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” им. В. И. Ульянова (Ленина)”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск