Скачать 0.67 Mb.
|
Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д.э.н. Шерешева М.Ю., к.э.н. Валитова Л.А., к.э.н. Калмыкова Н.М., Березка С.М., Колкова К.М. Под ред. Шерешевой М.Ю. Аннотация В работе представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительского поведения, удовлетворённости ассортиментом и качеством товаров и услуг, а также их общественно-политической активности и взаимодействия с органами власти. Исследование проводилось в 2016 г. на выборке свыше 1000 человек в гг. Москва и Владимир. ОглавлениеСТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ – ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ 5 ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНСТИТУТА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В РОССИИ 8 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+) 12 Основные результаты качественного социологического исследования 12 Основные результаты социологического исследования методом опроса 27 Здоровье 28 50+ и общество 29 Благосостояние 30 Работа, занятость 32 Хобби, увлечения. Организация досуга 32 Общение 34 Потребительское поведение 34 Банковские продукты и страхование 36 Владение средствами связи и информацией, финансовая самостоятельность, независимость и мобильность 36 Приложение 1 40 Приложение 2. 44 Приложение 3. 47 Приложение 4. 48 Приложение 5. 48 Приложение 6. 54 Приложение 7. 57 Приложение 8. 58 Приложение 3 48 Приложение 4 49 Приложение 5 50 Приложение 6 55 Приложение 7 58 Приложение 8 390 ВВЕДЕНИЕ Развитие процесса старения населения, вызванного снижением рождаемости и снижением смертности в старших возрастах, ведет к существенным социально-экономическим последствиям, включая изменения в размерах и структуре рабочей силы, в структуре производства и потребления, в качестве жизни населения. Для России эта проблема более чем актуальна. В 2014 году население старше трудоспособного возраста составляло в регионах России от 8 до 28% общей численности населения, в том числе в большей части регионов более ¼ населения приходилось на пенсионный возраст.1 Согласно среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля населения в возрастах 60 лет и старше в России в 2031 году будет составлять 25% в среднем по стране, а доля женского населения в возрастах 45-59 лет в общей численности населения составит 11%2. Как следствие, государству необходимо изменить подходы к решению вопросов трудовых отношений, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения, а бизнесу пора скорректировать свои взгляды на коммерческую выгоду, которую может предложить сегмент «серебряных потребителей», и обратить серьезное внимание на его растущую привлекательность. В России большинство инициатив по социальной поддержке и интеграции пожилого населения по-прежнему осуществляются в основном «снизу», в регионах. В то же время, можно говорить и о формировании гражданских инициатив общероссийского уровня, существенно облегчающих российским регионам переход к современной системе норм и правил, касающихся качества жизни россиян старших возрастов. Среди этих инициатив особое место занимает социальный проект «50 ПЛЮС», созданный в 2011 году как гражданская инициатива, направленная на продление активной жизни людей зрелого и старшего возраста, реализацию их нравственного и экономического потенциала. Проект поддерживает формирование негосударственной системы социальной адаптации, общественной поддержки и защиты людей зрелого и старшего возраста.3 Его цель – объединение усилия государства, общества и бизнеса по формированию условий для активного долголетия жителей России, а также изменение общественных стереотипов в отношении людей зрелого и старшего возраста. История развития проекта является примером превращения инициативной коммуникационной площадки в реально действующий институт, способствующий решению комплекса социальных проблем за счет адресных действий в отношении конкретной целевой группы (людей старшего возраста). На старте проект был поддержан московским бизнесом, благодаря чему был сформирован пул компаний, поддержавших первое крупное мероприятие проекта – Форум–выставку «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», – прошедшее в конце 2011 года. Далее, уже в 2012 году, гражданскую инициативу поддержали Совет Федерации, Правительство Москвы и Торгово-промышленная палата РФ. Проект был признан стратегическим и рекомендован в качестве примера для регионов России. Помимо создания ассоциации и проведения в Москве ежегодного Международного Форума–выставки «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», в рамках проекта «50 ПЛЮС» реализуется взаимосвязанная система мероприятий (Фестиваль творчества людей зрелого возраста, Фестиваль-Премия «50 ПЛЮС. Новая Жизнь», научные и научно-практические конференции и т.п.), создан информационный портал www.50plus.ru, выпускается газета «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», вручается независимая премия за лучшие товары и услуги для людей зрелого возраста, проводятся научные исследования. Совместно с Департаментом социальной защиты населения Москвы реализуется проект «Народная карта», призванный систематизировать информацию о товарах и услугах для людей зрелого возраста на интерактивной платформе. Крайне важной является также инициатива по разработке формализованных методик и технологий реализации проекта в масштабах региона или федерального округа. Соответствующие методики отрабатываются на практике в регионах-участниках проекта «50 ПЛЮС» (Владимирская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан и ряд других). Создание проекта послужило, таким образом, серьезным толчком к объединению усилий органов власти, бизнеса, средств массовой информации, общественных объединений и самих граждан в целях повышения внимания к проблемам россиян старшего возраста. Стал накапливаться положительный опыт решения этих проблем – как на федеральном, так и на региональном уровне. В 2015 году была разработана первая Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста4, представляющая собой комплексную государственную программу, Федеральная служба государственной статистики выделила раздел, посвященный старшему поколению5. Стремясь повысить внимание общества к интересам и проблемам россиян старших возрастов, предложить бизнесу и органам власти способы и пути сделать их жизнь более полнокровной, АНО «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» инициировал проект «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (КАТЕГОРИЯ 50+): ПОТРЕБНОСТИ. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ». Цель проекта состоит в том, чтобы изучить социальную и экономическую активность людей зрелого возраста (категории «50+»), выявить их потребности, факторы удовлетворённости качеством товаров и услуг, модели потребительского поведения. Это позволит стимулировать развитие рынка товаров и услуг, удовлетворяющих требованиям данного целевого сегмента, в том числе с участием малого и среднего бизнеса, а также будет способствовать развитию новых видов государственных услуг. В данной работе представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительского поведения, удовлетворённости ассортиментом и качеством товаров и услуг, а также их общественно-политической активности и взаимодействия с органами власти. Исследование проводилось сотрудниками экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в 2016 году в городах Москва и Владимир. Методами качественных и количественных исследований изучались как потребительские предпочтения, так и потребности людей зрелого возраста в трудовой деятельности, в принятии политических решений, в социализации. |
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина... | Специальность 25. 00. 24 – экономическая, социальная, политическая и рекреационная география | ||
Социально-экономическая география (сэг): понятие, объекты исследования. Связь сэг с экономикой и социологией. Экономическая география... | |||
С 692 Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XI всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова,... | |||
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит... | В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит... | ||
«Школа родительской любви» (далее по тексту «Школа») – это одна из форм работы с семьями воспитанников мдоу детский сад «Березка»,... | Анкета предназначена для выявления небольшого количества взрослых людей, для которых двигательная активность может оказаться неблагоприятной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |