Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М


НазваниеСоциальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России

Авторы: д.э.н. Шерешева М.Ю., к.э.н. Валитова Л.А., к.э.н. Калмыкова Н.М., Березка С.М., Колкова К.М.

Под ред. Шерешевой М.Ю.

Аннотация

В работе представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительского поведения, удовлетворённости ассортиментом и качеством товаров и услуг, а также их общественно-политической активности и взаимодействия с органами власти. Исследование проводилось в 2016 г. на выборке свыше 1000 человек в гг. Москва и Владимир.

Оглавление


СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ – ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ 5

ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНСТИТУТА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В РОССИИ 8

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+) 12

Основные результаты качественного социологического исследования 12

Основные результаты социологического исследования методом опроса 27

Здоровье 28

50+ и общество 29

Благосостояние 30

Работа, занятость 32

Хобби, увлечения. Организация досуга 32

Общение 34

Потребительское поведение 34

Банковские продукты и страхование 36

Владение средствами связи и информацией, финансовая самостоятельность, независимость и мобильность 36

Приложение 1 40

Приложение 2. 44

Приложение 3. 47

Приложение 4. 48

Приложение 5. 48

Приложение 6. 54

Приложение 7. 57

Приложение 8. 58

Приложение 3 48

Приложение 4 49

Приложение 5 50

Приложение 6 55

Приложение 7 58

Приложение 8 390

ВВЕДЕНИЕ

Развитие процесса старения населения, вызванного снижением рождаемости и снижением смертности в старших возрастах, ведет к существенным социально-экономическим последствиям, включая изменения в размерах и структуре рабочей силы, в структуре производства и потребления, в качестве жизни населения. Для России эта проблема более чем актуальна. В 2014 году население старше трудоспособного возраста составляло в регионах России от 8 до 28% общей численности населения, в том числе в большей части регионов более ¼ населения приходилось на пенсионный возраст.1 Согласно среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля населения в возрастах 60 лет и старше в России в 2031 году будет составлять 25% в среднем по стране, а доля женского населения в возрастах 45-59 лет в общей численности населения составит 11%2.

Как следствие, государству необходимо изменить подходы к решению вопросов трудовых отношений, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения, а бизнесу пора скорректировать свои взгляды на коммерческую выгоду, которую может предложить сегмент «серебряных потребителей», и обратить серьезное внимание на его растущую привлекательность.

В России большинство инициатив по социальной поддержке и интеграции пожилого населения по-прежнему осуществляются в основном «снизу», в регионах. В то же время, можно говорить и о формировании гражданских инициатив общероссийского уровня, существенно облегчающих российским регионам переход к современной системе норм и правил, касающихся качества жизни россиян старших возрастов. Среди этих инициатив особое место занимает социальный проект «50 ПЛЮС», созданный в 2011 году как гражданская инициатива, направленная на продление активной жизни людей зрелого и старшего возраста, реализацию их нравственного и экономического потенциала. Проект поддерживает формирование негосударственной системы социальной адаптации, общественной поддержки и защиты людей зрелого и старшего возраста.3 Его цель – объединение усилия государства, общества и бизнеса по формированию условий для активного долголетия жителей России, а также изменение общественных стереотипов в отношении людей зрелого и старшего возраста.

История развития проекта является примером превращения инициативной коммуникационной площадки в реально действующий институт, способствующий решению комплекса социальных проблем за счет адресных действий в отношении конкретной целевой группы (людей старшего возраста).

На старте проект был поддержан московским бизнесом, благодаря чему был сформирован пул компаний, поддержавших первое крупное мероприятие проекта – Форум–выставку «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», – прошедшее в конце 2011 года. Далее, уже в 2012 году, гражданскую инициативу поддержали Совет Федерации, Правительство Москвы и Торгово-промышленная палата РФ. Проект был признан стратегическим и рекомендован в качестве примера для регионов России.

Помимо создания ассоциации и проведения в Москве ежегодного Международного Форума–выставки «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», в рамках проекта «50 ПЛЮС» реализуется взаимосвязанная система мероприятий (Фестиваль творчества людей зрелого возраста, Фестиваль-Премия «50 ПЛЮС. Новая Жизнь», научные и научно-практические конференции и т.п.), создан информационный портал www.50plus.ru, выпускается газета «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», вручается независимая премия за лучшие товары и услуги для людей зрелого возраста, проводятся научные исследования. Совместно с Департаментом социальной защиты населения Москвы реализуется проект «Народная карта», призванный систематизировать информацию о товарах и услугах для людей зрелого возраста на интерактивной платформе. Крайне важной является также инициатива по разработке формализованных методик и технологий реализации проекта в масштабах региона или федерального округа. Соответствующие методики отрабатываются на практике в регионах-участниках проекта «50 ПЛЮС» (Владимирская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан и ряд других).

Создание проекта послужило, таким образом, серьезным толчком к объединению усилий органов власти, бизнеса, средств массовой информации, общественных объединений и самих граждан в целях повышения внимания к проблемам россиян старшего возраста. Стал накапливаться положительный опыт решения этих проблем – как на федеральном, так и на региональном уровне. В 2015 году была разработана первая Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста4, представляющая собой комплексную государственную программу, Федеральная служба государственной статистики выделила раздел, посвященный старшему поколению5.

Стремясь повысить внимание общества к интересам и проблемам россиян старших возрастов, предложить бизнесу и органам власти способы и пути сделать их жизнь более полнокровной, АНО «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» инициировал проект «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (КАТЕГОРИЯ 50+): ПОТРЕБНОСТИ. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ». Цель проекта состоит в том, чтобы изучить социальную и экономическую активность людей зрелого возраста (категории «50+»), выявить их потребности, факторы удовлетворённости качеством товаров и услуг, модели потребительского поведения. Это позволит стимулировать развитие рынка товаров и услуг, удовлетворяющих требованиям данного целевого сегмента, в том числе с участием малого и среднего бизнеса, а также будет способствовать развитию новых видов государственных услуг.

В данной работе представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительского поведения, удовлетворённости ассортиментом и качеством товаров и услуг, а также их общественно-политической активности и взаимодействия с органами власти. Исследование проводилось сотрудниками экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в 2016 году в городах Москва и Владимир. Методами качественных и количественных исследований изучались как потребительские предпочтения, так и потребности людей зрелого возраста в трудовой деятельности, в принятии политических решений, в социализации.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconО. В. Терентьева Экономическая и социальная география мира
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconПолитико-географические особенности развития калининградской области...
Специальность 25. 00. 24 – экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconК учебнику: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение»

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение
Социально-экономическая география (сэг): понятие, объекты исследования. Связь сэг с экономикой и социологией. Экономическая география...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconСоциальная онтология россии
С 692 Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XI всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова,...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconПрограмма разработана на основе авторской программы к учебнику В....

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconДоклад Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconДоклад Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconПоложение «о школе родительской любви» в мдоу детский сад «Березка» п. Зеленоборск
«Школа родительской любви» (далее по тексту «Школа») – это одна из форм работы с семьями воспитанников мдоу детский сад «Березка»,...

Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста в России Авторы: д э. н. Шерешева М. Ю., к э. н. Валитова Л. А., к э. н. Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М iconАнкета посетителя
Анкета предназначена для выявления небольшого количества взрослых людей, для которых двигательная активность может оказаться неблагоприятной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск