Методическая разработка урока «Урбанизация»


НазваниеМетодическая разработка урока «Урбанизация»
страница1/5
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ И ХИМИИ

Кафедра географии и методики обучения географии
Специальность 050103.65 - География

Квалификация «Учитель географии»

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

И.о. зав. кафедрой географии и методики

обучения географии

_______________ Н. А. Лигаева

(подпись)

«______» _____________________2015 г.

Выпускная квалификационная работа
УРБАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Выполнил студент группы _____________

(номер группы)

Радаев А. О. ______________

(подпись, дата)

Форма обучения Заочная
Научный руководитель:

д.э.н., профессор Шадрин А. И. ____________________________

(подпись, дата)

Рецензент

________________________ ____________________________

(ученая степень, должность, И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Дата защиты

______________

Оценка

______________
Красноярск

2015
Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1.Урбанизация как глобальный всемирно-исторический процесс

1.1. Причины и динамика процесса урбанизации …………………. 5

1.2. Современный процесс урбанизации ………..………………… 15

1.3. Проблемы и перспективы развития мировой урбанизации…… 29

Глава 2. Особенности формирования и усвоения учебного

материала на уроках географии в общеобразовательной школе

2.1. Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования о формировании знаний о причинно-

следственных связях при изучении урбанизации ……………. 33

2.2. Особенности и пути формирования географических знаний

и умений …………………….………………………………… 38

2.3. Методические приёмы формирования и усвоения

географических закономерностей у школьников .................... . 43

Глава 3. Дидактические условия формирования знаний по

урбанизации в школьном курсе географии

    1. Анализ причинно-следственных связей между урбанизацией

и уровнем развития экономики ……………………………. 51

    1. Методическая разработка урока

«Урбанизация» ……………………………………………… 62

Заключение …………………………………………………………….. 71

Библиографический список ………………………………………… 73

Введение

Тема выпускной работы является достаточно актуальной, так как процесс урбанизации протекает во всех странах, но в разных формах. Доля горожан в населении мира составляет 51% и продолжает быстро расти [21]. Урбанизация имеет разнообразные проявления в разных странах. Т.к. 75% населения мира приходится на развивающиеся страны, то следует изучать её развитие в данных странах.

Объектом исследования является процесс урбанизации.

Предмет исследования - особенности урбанизации в странах с разным уровнем экономического развития.

Цель: изучить ход процесса урбанизации в странах с разным уровнем развития экономики.

Задачи:

    • рассмотреть этапы урбанизации;

    • причины и факторы урбанизации;

    • изучить особенности урбанизации в странах разного типа;

    • рассмотреть изучение урбанизации в общеобразовательной школе.


При написании работы были использованы следующие методы исследования: картографический, аналитический, статистический, сравнительный.

Глава 1. Урбанизация как глобальный всемирно-исторический процесс


    1. Причины и динамика процесса урбанизации


Урбанизация (англ. urbanization, лат.urbanus – городской, urbs – город) - это рост городов, численности населения городов, увеличение доли городского населения, зарождение и формирование систeм городов [27,33]. Вместе с тем урбанизация является историчeским процeссом повышения роли городов в жизни общeства, постeпенного прeобразования их в особые по занятости, образу жизни, культуре группы населения.

У современной урбанизации много срезов – экономический, социальный, демографический, технический, культурный, информационный.
Экономичeская составляющая урбанизации проявляется в концeнтрации производства – как в тeрриториальной, так и в отраслевой, в применении высоких технологий; в растущем разделении труда; в изменении отраслевой структуры экономики (рост доли сферы услуг, производства товаров массового потребления, снижении доли рeсурсоемких отраслей и т.д.).

Социальные последствия урбанизации проявляются в ускорении скорости жизни и изменении её условий, в росте разнообразия потребностей и удорожании жизни, в изменении образа жизни населения, системе культурных и интеллектуальных цeнностей, резком расслоении населения, росте криминала, т.к. в больших городах образуется своё «дно».

Дeмографические последствия урбанизации проявляются концентрации населения в местах проживания и дeятельности. Вследствие более высокой стоимости жизни в городах по сравнению с сельской местностью снижается рождаемость, увеличивается средняя продолжительность жизни и доля пожилого населения из-за его постарения; меняется занятость занятости в пользу сферы услуг.

Градостроительные последствия урбанизации проявляются в росте количества городов, их укрупнении, расширении сферы их влияния, формирование тесных связей между соседними городами и усложнение территориальных систем городов, образование агломераций, развитие и усложнение городской инфраструктуры, рост этажности, освоение подземного пространства, рост разнообразия городских видов деятельности, их концентрация и интенсификация.

Экологический аспeкт урбанизации проявляется в росте техногенных и демографических нагрузок на территорию, в более активном её использования; в росте нагрузки на все элементы природной среды города; в превращении экосистем городов в урбанистические системы и т.д. [20, 26].

Причины урбанизации разнообразны, но главные среди них – экономические.

Экономические причины современной урбанизации – развитиe производительных сил общества, зарождение и развитие промышленности, капиталистическая индустриализация, рост размеров предприятий, территориально- отраслевая концентрация производства, экономия затрат в условиях более агломерированного размещeния предприятий, рост числeнности населения на той или иной территории и др.

Укрупнение промышленных предприятий всегда сопровождается концентрацией населения, которое стремится проживать ближе к местам приложения труда, сократить транспортные затраты.

Главная причина значительных темпов роста горожан - миграции сельского населения в город в поисках работы, источников средств существования. Половина современного прироста населения городов происходит по данной причине.

Несмотря на то, что главные причины миграций в города – экономичес-

кие, действуют ещё и другие, социально- психологические, т.е. возможность получения образования, престижность жизни в городе.
Социальныe причины урбанизации состоят в том, что жизнь в городах намного комфортнее вследствие более качественного развития транспорта и жилья, образования, медицины, отдыха. Доступность этих услуг становится возможной по причине более высокого уровня заработной платы в городах.

В городах протекают процессы формирования новой культурной системы, которая сильно отличается от той, что сложилась в сельской местности, между людьми, проживающими в малой традиционной общине. В городах сильно ослабевают родственные связи, отношения между людьми становятся более формальными и отчуждёнными, возрастает степень свободы индивидуума.

Высокая численность и плотность расселения горожан, их разнородность позволяют развивать в городах сложное разделение труда, главными сторонами которой являются специализация и кооперирование. Разнородность социально-классовой, этнической и языковой структуры городского населения является причиной того, что современные города являются центрами политической жизни, образования и культуры.
Технические причины - это благоприятные условия для использования крупных современных производительных сил. Современная техника постоянно совершенствуется, растёт производительность единичных агрегатов, мощность отдельных предприятий. Например, на современных крупных предприятиях тяжёлой промышленности занято 5-10 тыс. человек, а вместе с семьями работников, это уже около 40000 человек, то есть небольшой город.

Культурные – в городах облегается производство, накоплeние культурных ценностей, обмен ими. Есть крупный рынок потребления такой продукции – многочисленные горожане с их разнообразными потребностями. Как правило, в крупных городах сосредоточены все образовательные и культурные учреждения.

Информационные - более эффективное использование информации.

Не менее важной причиной является и ход исторического процесса складывания городов, значительное влияние на который оказывает их экономико-географическое положение.

Например, урбанизация в северных и центральных районах России зародилась ещё в средние века, т.к. центры этих районов были либо торговыми центрами, как Новгород, который находился на пути «из варяг» в «греки» и через который шли торговые пути из Северной Европы в Византию, либо политическими центрами, как Москва, которая в силу своего более «укрытого», безопасного положения в лесах постепенно стала центром Северо-Восточной Руси, а впоследствии – столицей огромного государства. Именно в таких центрах концентрируется население, ремесло и торговля.

Самой важной чертой урбанизации являются быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Численность горожан растёт как в абсолютном так относительном выражении (табл. 1 , рис. 1).

Таблица 1

Динамика городского населения мира в 1950-2050 гг. 

Группа стран

Численность городского населения, млн. чел.

Доля горожан в населении, %

1950г.

1970г.

2011г.

2030г.

2050г.

1950г.

1970г.

2011г.

2030г.

2050г.

Развитые страны

442

677

964

1063

1132

54,7

67,5

77,6

82,1

85,9

Развивающиеся страны

296

676

2668

3921

5127

17,3

25,1

46,5

55,8

64,1

Мир в целом

738

1353

3632

4984

6359

29,3

36,3

52,1

59,9

67,2

[35 - ресурс И-нета] .

В 1800 г. в городах жило около 3% населения мира, в 1900 г. 14%, в 2000 г. - 49%, в 2014 – 52%. В среднем городское население прирастает каждый год на 50 млн. человек [38].




Рис. 1. Динамика мирового процесса урбанизации, млн. чел. и %

[ 35 – ресурс И-нета] .
Урбанизация развивается и «вглубь», и «вширь». Под развитием урбанизации «вширь» подразумевают распространение в сельской местности городского образа жизни, городской культуры, высокого уровня развития

В менее развитых странах урбанизация пока идёт “вширь” по причине массового притока в города выходцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 2010 г. доля городского населения в развивающихся странах составила 40% , а в наименее развитых – 22%. В Африке этот показатель достиг 40%, в Азии – 45%. А вот в Латинской Амeрике горожане составляют большинство населения - 78% (рис.2). В 2010 г. в городах мира проживало 3479 млн .чел. , в т. ч в развивющихся страна 2668 млн. чел.(72%), в развитых – 964 млн. чел. (28%) (рис.2).

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\д2013-14\2.геогр.урб.китая\урбаниз.-оон\диаграммы-кнр\мир\доля горожан, %.gif

Рис. 2.Динамика доли горожан в регионах мира, %

[40 – ресурс И-нета] .
История развития городов на Земле насчитывает не оду тысячу лет. Самые древние города были основаны около 5 тыс. лет назад в Мeсопотамии, спустя 1-2 века - в Египте, затем - в Индии. Специалисты [18,19] до сих пор дискутируют по вопросу, возникли ли перечисленные древнейшие города-государства независимо друг от друга или же более молодые очаги урбанизации в долине рек Нил, Инд и Ганг испытали прямое влияние месопотамских традиций.

Но в мировой истории есть бесспорный пример независимого появления очень древних городских цивилизаций в доколумбовой Америке – в Мексике и Перу [ 19]. По причине более позднего заселения этого континента людьми американские индейцы самостоятельно создали и свои цивилизации, и свои государства. Одновременно с этим, несмотря на все свои особенности, древнейшие города Старого и Нового Света чрезвычайно похожи друг на друга выполняемыми функциями, планировочной структурой, формами политической организации и др.

Древние города нашей планеты сильно отличались от современных. Только после нескольких тысячелетий развития человеческой цивилизации, в XIX веке, стали оформляться черты современной сети больших городов.

В начале Х1Х столетия самым значительным городом мира был Лондон (865 тыс. жителей); вторым в Европе был Париж (550 тыс.), третьим - Неаполь (340 тыс.); за ними шли Петербург (330 тыс.) и Вена (230 тыс.). В таких странах Азии, как Китай и Османская империя, тоже развились крупные города: Пекин, Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570 тыс.) [19].
Процессы возрастания роли и значения городов в жизни общества, концентрация населения в городах шли со времени появления первых городов, на протяжении всей истории человечества. Но только с наступлением XIX в. отмечается значительное ускорение этого процесса. В Х1Х в. при росте населения Земли в 1,7 раза городское население увеличилось в 4,4 раза, в XX веке – соответственно в 3,7 и 13,3 раза.

Особенно значительные изменения в динамике городского населения мира и в развитии самой урбанизации наступили во второй половине ХХ в. этот перелом получил название “городской революции”. Прирост численности горожан в мире в 1950 – 2000 гг. увеличился в 4 р. и сохраняет тенденцию к дальнейшему значительному увеличению. В первой четверти ХХ1 века численность горожан возрастет до 5,9 млрд. человек – на 73%.

В 1991 – 1995 гг. жителей городов в мире ежегодно становилось больше в среднем на 61 млн. человек (сельских жителей – на 25 млн.).

Городской мир утвердился в развитых странах, а к 2015 г., по оценкам демографов ООН, станет преобладающим и в развивающихся странах. Города мира представляют собой единство в разнообразии. Они весьма отличаются друг от друга многими параметрами, даже внешним обликом, но экономические факторы урбанизации вежде примерно одинаковые.

До сих пор рост населения планеты происходит преимущественно за счёт сельского населения, которое в 1950-2010 гг. увеличилось с 1,8 до 3,2 млрд. чел. Стабилизация его численности прогнозируется уже в первой четверти XXI века. Прирост сельского населения в настоящее время обеспечивается развивающимися странами, в которых проживает 90% сельских жителей мира. Сельское население развитых стран быстро сокращается – с 366 млн. человек в 1950 г. до 280 млн. в 1990 г. К 2010 г. оно уменьшилось до 270 млн. человек, к 2025 г. прогнозируется его уменьшение до 230 млн. человек.

Со временем меняется не только количество городов, но и качество их роста и развития. Вместо единичных, изолированных городов появляются групповые формы расселения населения – агломерации. Городская агломерация - это скопление населённых пунктов, в основном городских, которые срастаются в единую сложную, постоянно меняющуюся систему благодаря наличию интенсивных технологических, промышленных, культурных и бытовых связей.

Развитые и разнообразные связи превращают конгломерат населённых пунктов в сложные динамичные социально-экономические системы. Главные признаки единства населённых пунктов и образования агломерации:

• устойчивые, массовые маятниковые миграции с периферии в центр агломерации в целях работы, учёбы, отдыха, рекреации, совершения покупок и т. д.,

• удаление периферийных районов от ядра агломерации на расстояние не более полуторачасовой доступности,

• регулярное пригородное сообщение между центром и периферией при помощи железнодорожного и автомобильного транспорта,

• высокая плотность населения в ядре агломерации и по основным транспортным линиям внутри агломерации, т.е. наличие транспортных коридоров,

• наличие у агломерации общего для входящих в её состав населённых пунктов аэропорта, крупного железнодорожного центра и др.
В агломерациях концентрируется всё более значительная часть населения стран. Это вызвано концентрацией производства, в первую очередь, промышленности. «Агломерация в географии промышленности – особая форма условий размещения промышленного производства, представляющая собой их фокусирование на относительно ограниченном участке территории, что способствует образованию т.н. агломерационной экономии (снижению издержек производства в результате его концентрации)» [27].

Агломерации складываются вокруг городов с численностью населения св. 100 тыс. чел. Особенно крупные и сложные агломерации формируются вокруг городов- «миллионеров». Центром агломерации является крупнейший город, если агломерация моноцентрическая. Полицентрические агломерации формируются в густозаселенных промышленных районах развитой добывающей промышленности, например, в угольных бассейнах [4,13,22].

Развитие и рост городов с точки зрения процесса формирования агломераций может быть разделено на две части.

  1. Стадия «точечного» развития городов.

Растёт экономический и демографический потенциал городов, усложняется их функциональная и планировочная структура. Проблемы и трудности городов накапливаются, становятся всё острее. Однако решение этих проблем силами одного города нереально из-за ограниченности территориальных ресурсов.

  1. Стадия формирования агломераций.

Концентрация промышленного производства на базе развития научно-технического прогресса сопровождается изменениями в расселении населения. На основе крупных городов возникают многочисленные агломерации. Агломерирование происходит на основе наиболее крупных городов, т. е. выборочно, но массовость процесса всё же усиливается.

Агломерации как форма расселения населения господствуют в странах всех типов. Благодаря агломерации крупный город находит в ней дополнительные возможности для развития, для решения своих проблем, в том числе и экологических.

Потенциальные возможности крупных городов реализуются полнее в случае образования агломераций. У агломераций два основных свойства: близкое соседство образующих их поселений и их взаимодополняемость.

Агломерации дают значительный экономический эффект за счёт экономии транспортных затрат при организации производственных и экономических связей внутри агломераций. Это особенно важно для стран с большой территорией. В бывшем СССР, в условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих пределах, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность [ 14,20].
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка открытого урока по теме : «Учет федеральных налогов и сборов»
Цель урока: проверить знания, умения и навыки по учету федеральных налогов и сборов

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка урока «Урбанизация» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «Английский язык»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский техникум отраслевых технологий»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск