Скачать 4.53 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы Тверь 2008 Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 261 с. Редакционная коллегия: Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии труда, декан факультета психологии и социальной работы И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и социальной работы Н.В. Борисова, председатель совета студенческого научного общества факультета психологии и социальной работы, зав. лабораторией психодиагностики В сборнике содержатся материалы ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов, состоявшейся 25 апреля 2008 г. на факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета. Представленные материалы могут быть полезны специалистам в области психологии, педагогики, социальной работы. Печатается с авторских оригиналов © Тверской государственный университет, 2008 С о д е р ж а н и е Жалагина Т.А. О психологии – значит о нас с вами и о мире, в котором мы живем 7 I. Актуальные проблемы социальной психологии Пелевина И.М. Командообразование в режиме реального времени: обоснование модульной программы 9 Сучкова О.В. Социально-безопасное поведение религиозной молодежи 11 Андреева Т.А. Специфика представлений российской и чеченской студенческой молодежи о женском образе в печатной рекламе 16 Вариводский А.С. Образ политического лидера в средствах массовой информации 18 Воложинова Д.В. Кросскультурные аспекты отношения личности к деньгам (на примере таджикской, узбекской, русской и татарской этногрупп) 21 Гайко А.И. Представления о лживом и правдивом человеке у современных студентов 24 Ершова М.В. Особенности стиля юмора как показатель защитных механизмов личности 26 Ижгулина О.О. Особенности представлений о моде как социально-психологическом явлении 28 Карева Н.М. Социально-психологическая адаптация людей, занимающихся экстремальными видами спорта 30 Макарова А.В. Роль представлений о дружбе при выборе референтной группы у подростков 32 Макеева Н.Ю. Межпоколенная толерантность 35 Пирожкова Ю.Ю. Особенности представлений о критериях выбора брачного партнера во взаимосвязи с акцентуациями характера 37 Саламахина В.Ю. Исследование особенностей коммуникативности у пользователей ICQ 40 Соколова А.С. Социальные представления о супружеской измене в контексте гендерной социализации в семье 42 Соловьева И.В. Взаимосвязь типа акцентуации личности подростка со стилем поведения в конфликтной ситуации 45 Федорова Н.В. Толерантность во взаимосвязи с типом этнической идентичности у русских и представителей чеченской национальности 48 Черняк П.В. Представления о будущем у студентов с разным уровнем перфекционизма 53 Шепёлкина Е.И. Социальные представления о жизненном успехе в молодежной среде 54 Якорева О.А. К вопросу социокультурной адаптации иностранных курсантов при обучении в военном вузе России 57 II. Современные направления исследований по организационной психологии Ребрилова Е.С. Сравнительный анализ особенностей психологического контракта сотрудников муниципального и частного предприятий 59 Чечурова Ю.Ю. Психологические критерии оценки деятельности эффективных бизнес-организаций 62 Кузьмина Е.В. Отношение ко времени и его ценность в организационной культуре 67 Голубева Е.А. Особенности проявления доверия личности к другим в ходе командного взаимодействия 70 Итальянцева И.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций сотрудников и образа организации 73 Климашина Е.Ю. Феноменологический план понятия психологический контракт 75 Козлова А.В. Особенности профессиональной карьеры женщины-руководителя в контексте организационной культуры 77 Маслова Ю.А. Взаимосвязь приверженности организации и удовлетворенности работой 79 Нощенко О.М. Психологический контракт в организации 82 Орлова И.А. Особенности взаимосвязи образа организации и преданности сотрудников компании 85 Пономарева Ю.В. Социальные представления о богатстве и бедности у представителей сферы образования 86 Соколов А.А. Образы мужских и женских профессий у современных подростков 88 III. Будущее клинической психологии Акопова М.М. Особенности проявления пищевых аномалий в старшем подростковом периоде 90 Баранова Е.Б. Проблема детского аутизма в семейной практике (на примере детей младшего школьного возраста 7-10 лет) 92 Васильев С.В. Проблемы проведения судебно-психологической экспертизы 95 Генералова Ю.С. Особенности эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов у больных умственной отсталостью, страдающих патологическими привычными действиями (ППД) 97 Егорова Е.В. Применение методики исследования нейрокогнитивного дефицита для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития 98 Махновец А.С. Особенности нарушений психической деятельности учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу (эмоциональный аспект) 101 Редина Е.А. Особенности восприятия семейных отношений подростками, страдающими кожными заболеваниями 104 Сиротюк А.С. Применение коррекционно-развивающей программы в развитии высших психических функций младших школьников 107 Соколенко А.С. Социально-психологические факторы суицидального поведения у подростков 109 Соловьёва М. К. Феномен гиперактивности и его проявления в детском возрасте 113 Хазова И.А. Особенности восприятия межличностных взаимодействий при депрессивных расстройствах 115 Юнусова А.Р. Особенности материнского отношения к детям, страдающим психическими расстройствами: олигофренией и аутизмом 117 IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы Алленов А.С. Идея ненасилия – идея нравственного преодоления девиации 120 Артющик Ю.В. Формы психосоциальной реабилитации психически больных в Тверском областном клиническом психоневрологическом диспансере 123 Барышникова М.А. Арт-терапия в психосоциальной работе с женщинами – жертвами сексуального насилия 126 Беляев Д.И. Типология принципов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в германии 129 Володина Е.В. Превенция социального сиротства как направление психосоциальной поддержки женщин 133 Исаева Н.В. Социальная поддержка семей в тверской области 136 Кудрявцева Т. А. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения Бежецкого района 140 Кудрявцева Т.А., Сигова И.С., Соколова А.О. Исследование уровня и качества жизни студенческой молодежи Тверского государственного университета 142 Охота К.В., Виноградова М.Н. Исследование и анализ проблем семейных студентов в Тверском государственном университете 146 Охота К.В., Виноградова М.Н. Социальные проблемы студенческой семьи 150 Рулёва О.С. Основные направления и этапы работы социальной службы по оказанию помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями 155 Сошникова Т.И. Превенция насилия над детьми в социальной работе 157 Тимошкевич А.М. Студенчество как особая социальная группа 159 Уколова ИП. Психологическое сопровождение родительства 163 V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения Борисова Н.В. Детерминация интеллектуального и личностного развития специалиста как условие становления профессионализма 167 Авдеева А.Н. Стресс и его влияние на развитие личности 171 Александрова В.С. Агрессивность детей младшего школьного возраста 171 Амелина Л.А. Мышление и проблема искусственного интеллекта 173 Анцибор Ю. А. Психологические аспекты одиночества в пожилом возрасте 175 Бабич Д.В. Психологическая готовность к школе 178 Беляева Г.Ю. Роль эмоций в психической организации человека 180 Бирюков К.Г. Психологическая готовность ребенка к школе 181 Бойцова О.В. Формирование личности старшеклассника 182 Болдовкина Н.С. Тревожность дошкольников и стиль семейного воспитания 184 Велижанина М.В. Психологические особенности осознания семьи старшими подростками с девиантным поведением 185 Велижанина М.В. Анализ теорий выбора брачного партнера 188 Волинова Н.А. Подростковый возраст - этап формирования личности 192 Воронова С.А. Агрессивность детей младшего школьного возраста 192 Ганина Л.А. Роль дошкольного детства в жизни человека 194 Голубева И.Д. Взаимосвязь интеллекта, креативности, мотивационно - ценностных ориентации и профессионального самоопределения старших подростков 196 Голубкова Е.Г. Мотивы выбора брачного партнёра и представления о будущем супруге у юношей и девушек 198 Жукова А.В. Психологические особенности старших подростков с первичным отклоняющимся поведением 200 Зайцева М.А. Психологическая помощь воспитанникам социальных приютов 202 Иголкина Н.Ю. Развитие творческого мышления 203 Константинова О.А. Ценностные ориентации современных подростков 204 Крылова О.В. Личность и её формирование в дошкольником возрасте 205 Кынчева И.В. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте 206 Лазарь В.А. Особенности смысложизненных ориентаций и показателей толерантного поведения в юношеском возрасте 207 Матвеева М.В. Психология мужского и женского одиночества (на примере подростков) 209 Михайлова О. Е. Психологическая готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности 211 Молодцова И.С. Кризис семи лет как кризис мировоззрения 213 Морозова Н.А. Работа с одаренными детьми в начальной школе 215 Панасенкова Л.А. Влияние компьютерных игр на психическое развитие старших подростков 217 Попова Е.П. Воображение как познавательный психический процесс 219 Приходько А.Ю. Проявление агрессии и тревожности у детей дошкольного – младшего школьного возраста (6-7 лет) при различных типах детско-родительских отношений 221 Резниченко Т.А. Склонность к риску и самооценка подростка 223 Родькина О.А. Особенности психологической защиты у подростков с разным уровнем тревожности 224 Ростунова Н. В. Кризис трёх лет 225 Рыжанкова Е.М. Проблема подросткового кризиса 226 Савина А.С. Кризисы детского развития и их анализ в современной психологии 227 Симонова С.А. Экономическая социализация детей дошкольного возраста 229 Смирнов С.В. Изучение значения механизма подражания в развитии психики ребенка 231 Солдатенко Д.Д. Неформальная структура класса и уровень его развития 233 Трунова С.М. Особенности психологических факторов, влияющих на девиантное поведение подростков 234 Фокина К. М. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте 236 Фомина С. В. Исследование типов взаимодействия со сверстниками популярных и отвергаемых младших школьников 238 Фомина С.В. Проблемы семьи в современной России 240 Хомякова Н.В. Место внимания в системе психических процессов 241 Челюканов С.А. Стрессоустойчивость людей с разным уровнем тревожности 242 Швец М.А. Особенности адаптационного процесса детей и младших подростков в общеобразовательной школе 243 Швец М.А. Проблема детской одаренности 245 Шустрова С. А. Этапы развития теории Жана Пиаже 249 VI. Актуальные проблемы психологии труда Варелджян К.Р. Психологические факторы ресоциализации заключенных в процессе профессионального становления 251 Гаврилова Е.А. Исследование техник переноса семейных ролей на неформальные взаимоотношения в женском производственном коллективе 254 Ильчищева Т.С., Чивчян Я.Р. Образ психолога глазами жителей г. Твери 257 Соколов А.А. Диагностика готовности подростков к профессиональному самоопределению 259 О ПСИХОЛОГИИ – ЗНАЧИТ О НАС С ВАМИ И О МИРЕ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ При некотором знакомстве с методологией (и историей) науки наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из готовых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы. Л.С. Выготский Современная психология – это одна из наиболее интенсивно развивающую область науки. Сегодня мы гораздо больше знаем о психических процессах, свойствах и состояниях, чем много лет назад. В психологии постоянно появляются и совершенствуются новые приемы исследования, методики и процедуры, усиливается роль и значение математического анализа данных. Расширяется область явлений, которые становятся предметом изучения психологии. Однако, многое в психологии остается на сегодняшний день не совсем изученным. Это касается, в первую очередь, нахождения каких-либо общих принципов, способных объединить отдельные области психологии, разделы, понятия, факты и закономерности. Поэтому научно-исследовательская деятельность, прежде всего студентов и молодых ученых, – это, конечно же, попытка реализации научного поиска, способствующего исчезновению белых пятен на всемирной карте психологической науки. Подобные конференции – это своего рода перекидной мостик, путь к исследованию и открытию новых социально-психологических реалий, являющихся отражением нашего с вами увлекательного и трудного путешествия под названием «жизнь». В результате могут появиться новые модели того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт, новые способы понимания и организации фантастически сложной, и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и отношений. Вы можете продемонстрировать ваши умения и навыки, предложить новые технологии и паттерны, способствующие тому, чтобы мыслить и действовать эффективно, представить новый теоретический и практический инструментарий, готовый для использования в научном мире и изменяющемся социуме. Социальные изменения начинаются с индивидуальных изменений. Мы сталкиваемся со множеством общественных, психологических и экологических проблем. Если мы хотим построить общество, способное эффективно справляться с этими проблемами, мы должны действовать здесь и сейчас. По мере того как идет время и растет количество знаний, два вопроса становятся все более и более актуальными: «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответить на эти вопросы можно, используя психологическое знание. В психологии, как и в любой другой науке, есть две стороны знания - теория и практика. Соединение теории с практикой, с прикладной психологией – это то, что мы с вами делаем сегодня в рамках нашей конференции. Новые исследования – как теоретические, так и практические, помогут изменить систему взглядов на природу человека и весь мир. Имея представления о сложности внешнего мира, и зная о влиянии, оказываемом на внешний мир, мы олицетворяем явление обратной связи. Вселенная является совершенным механизмом обратной связи. Что мы думаем, то и получаем. Если мы хотим изменить мир, то должны вначале изменить самих себя. Мы обязаны исследовать и изменить свой внутренний опыт, если собираемся как психологи, оказывать влияние и формировать психологическую культуру общества. Говоря о совершенствовании внутреннего опыта, мы имеем в виду личностное развитие - самовоспитание, самоактуализацию, духовное развитие, предполагающее всестороннюю реализацию собственного потенциала и психическую реальностью в точке совершенства. Подводя небольшой итог, можно говорить о том, что психология – это одна из наук о психической реальности, использующая свои специфические методы исследования. В более широком смысле – это обширная область знания обо всей психической реальности как таковой, являющейся результатом интеграции данных многих разных наук [1]. Таким образом, нам очень хочется, чтобы вы продолжили ваши исследования в области психологии и использовали ваши мысли и идеи для создания счастливой психологической реальности на планете Земля. |
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»... | Содержание умк по дисциплине Психология аддиктивной личности для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование... | ||
Содержание: умк по дисциплине Психология аддиктивной личности в образовании для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое... | Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и... | ||
Содержание: умк по дисциплине Документационное обеспечение деятельности социальных служб для студентов направления подготовки39.... | Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика» | ||
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... | Содержание: умк по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 030300 «Психология» высшего профессионального образования... | Юфу приглашает студентов, обучающимся по основным направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психологическое... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |