Российской федерации


НазваниеРоссийской федерации
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) Тюменского государственного университета


УТВЕРЖДАЮ
Директор ИПИ им П.П. Ершова

(филиала) ФГБОУ ВО «ТюмГУ»
/Шилов С.П./

21.03.2016 г.
Психология семьи и семейного воспитания
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля подготовки Технологическое образование

заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

От 18.03.2016
Содержание: УМК по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля подготовки Технологическое образование заочной формы обучения.

Автор(-ы): Дубровина Ольга Валериевна

Объем 48 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

17.03.2016

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 17.03.2016

№ 7

Председатель УМС ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ

Поливаев А.Г.

17.03.2016

Согласовано

Протокол заседания УМС от 17.03.2016

№ 7

Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

18.03.2016

Согласовано




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) Тюменского государственного университета

Кафедра педагогики и психологии

Дубровина О.В..


Психология семьи и семейного воспитания
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля подготовки Технологическое образование

заочной формы обучения


Тюменский государственный университет

2016

Дубровина О.В. Психология семьи семейного воспитания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля подготовки Технологическое образование заочной формы обучения. Тюмень, 2016, 48 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология семьи семейного воспитания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.

© Дубровина О.В., 2016.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостных представлений о психологических особенностях, структуре и функциях семьи как особом социальном институте и основах семейного воспитания, ознакомления студентов с актуальными проблемами развития современной семьи, ее проблемами в организации отношений между поколениями, продуктивными тактиками воспитания детей.
Задачи:

  • овладеть знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений;

  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии семьи и семейного воспитания;

  • сформировать целостное представление о сущности семьи, ее функционировании в свете системного подхода реализации воспитательной функции;

  • познакомить студентов с историей развития представлений о семье, сущности современной семьи и брака, различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности воспитания ребенка, становления его личности в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье;

  • сформировать целостное представление об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений;

  • познакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методиками диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы);

  • сформировать навыки применения методик первичной диагностики семейных отношений, направленных на изучение особенностей функционирования семьи и применение полученных результатов обследования для оказания психологической помощи семье;

  • овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей и воспитания детей.



1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» относится к дисциплинам по выбору.

Изучение студентами дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» опирается на сформированные компетенции в рамках учебных курсов «Педагогика», «Психология». Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла, с педагогической практикой.
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Б.3.Б.2.4. «Психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение»

-

-

+

+


















Б.3. Б.2.4 «Педагогическая социальная психология»

-

+

+

+

















1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать Эволюционное развитие семьи, семейного воспитания, их современное состояние; условия успешного функционирования семьи и проблемы, возникающие в процессе жизненного цикла семьи; развитие семьи как системы и как взаимосвязаны ее подсистемы; ролевую структуру семьи; феномен супружества; специфику функционирования разных типов семей; актуальные проблемы родительско-детских, родственных и др. отношений; методы семейной психодиагностики; теоретические основы и понятийный аппарат психологии семьи и семейного воспитания как науки. Методологию психолого-педагогических исследований психологических феноменов в профессиональной деятельности; современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников с целью психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии..

Уметь Выделять психологические проблемы семьи, проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; интерпретировать процессы, происходящие в семейной системе, в подсистемах; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности. Выделять психологические проблемы семьи, проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; интерпретировать процессы, происходящие в семейной системе, в подсистемах; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности. Адекватно использовать диагностические методы исследования психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы), правильно интерпретировать полученную информацию, профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.

Владеть профессиональным языком данной области знаний; умениями эффективного профессионального и межличностного общения в условиях семейного консультирования; современными методами поиска, обработки и использования социальной и психологической информации, ее интерпретации и адаптации для адресата (отдельного члена семьи или семьи в целом); планированием, проведением и обработкой конкретного исследования психологических особенностей семейного воспитания (отношений); разнообразными методиками исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формами работы с родителями; самостоятельным анализом и коррекцией семейно-брачных проблем; способностью повышения психолого-педагогической культуры родителей; навыками организации комплексной работы по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям с детьми, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии..
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8,9 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 академических часов, из них 17,4 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 126,6 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

17,4






















8,6

8,8

Аудиторные занятия (всего)

16






















8

8

В том числе:































Лекции

8






















4

4

Практические занятия (ПЗ)

8






















4

4

Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)































Иные виды работ:

1,4






















0,6

0,8

Самостоятельная работа (всего):

126,6






















99,4

27,2

Общая трудоемкость зач. ед.

час

4






















3

1

144






















108

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

























зачет


3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1






















0-20

1.1

Семья как объект психологического анализа




1

1




10

12







1.2

Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.




1

1




10

12




0-10

1.3

Подготовка к браку и вступление в брак. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.




1

1




10

12




0-10




Всего




3

3




30

36




0-20




Модуль 2






















0-40

2.1

Воспитание детей в семье




1

1




20

22







2.2

Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.




1

1




20

22




0-40




Всего




2

2




40

44




0-40




Модуль 3






















0-40

3.1

Основы семейного психологического консультирования




1

1




29

31







3.2

Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.




2

2




29

33




0-40




Всего




3

3




58

64




0-40




Итого (часов, баллов):




8

8




128

144




0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме

























*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

Моделирование диагн. деят.

Моделирование тренинговых занятий

Теор. ответ на семинаре

Составить генограмму семьи

Конспект, тезисы

Таблицы, схемы

Портфолио

Метод. раз-ка родит. Консультир-я
















Модуль 1

1.1.

-

-

0-5

-

0-2

0-3

-

-

-

-

-

-

0-10



-

-

0-5

-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-10

Всего







0-10




0-2

0-8



















0-20

Модуль 2



0-5

-

0-5

0-5

-

0-5

0-20

-

-

-

-

-

0-40

Всего

0-5




0-5

0-5




0-5

0-20
















0-40

Модуль 3

3.1.

-

0-15

0-5

0-5

-

-

0-10

0-5

-

-

-

-

0-40

Всего




0-10

0-5

0-5







0-10

0-5













0-40

Итого

0-5

0-10

0-20

0-10

0-4

0-13

0-30

0-5













0-100


5. Содержание дисциплины.


№ темы

Наименование темы

Содержание

Модуль 1. Семья как объект психологического анализа

1.1.

1. Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. Структурно-функциональные характеристики семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.

1.2.

2. Подготовка к браку и вступление в брак

Родительство как социокультурный феномен. Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

Модуль 2. Воспитание детей в семье

2.1.

4. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Семейное воспитание ребенка и его значение. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Модуль 3. Основы семейного психологического консультирования

3.1.

5. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

Объект, предмет и результаты психологического консультирования родителей. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.



6. Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие №1.

Тема: Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. (0.5 ч.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятий «семья» и «брак».

  2. Поведенческий и психоаналитический подходы, характерные для начального этапа становления психологии семьи как самостоятельной дисциплины.

  3. Системный подход к семье.

  4. Классификация подходов в рамках системного подхода.

  5. Закон развития и закон гомеостаза.

  6. Понятие семьи в рамках системного подхода.

  7. Стратегии описания внутрисемейных процессов: линейные и циркулярные процессы.

Практические задания:

  1. Написать психологические ассоциации с понятием «семья».

  2. Написать сочинение на тему «Письмо семейного человека холостяку».

  3. Подготовить доклад на следующие темы:

  • Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.

  • Роль национальных традиций в семейных отношениях.

  1. Составить хронологическую таблицу:

Таблица «Этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества».

№ п/п

Модель семьи и этапы ее развития (историческая эпоха)

Особенности брачно-семейных отношений



Брак в древности.






Европейский брак в средневековье.






Христианская модель семьи.






Мусульманская модель семьи.




  1. и т.д.

Патриархальная российская семья.




Основная литература:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск