МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»
Ульяновский государственный технический университет
Сборник научных трудов
Ульяновск
УлГТУ
2015
УДК 331.108
ББК 65.240 – 21
П68
Редакционная коллегия:
доктор социологических наук, профессор О.В. Шиняева
кандидат философских наук, доцент И.А. Манахова
П68 Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной Росии. / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 341 с.
Сборник научных статей «Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России» является результатом коллективного труда ученых, студентов из 19 городов России, а также других стран мира (Казахстан, Украина, Белоруссия). В нем представлены мнения по широкому кругу вопросов: развитие институтов гражданского общества, укрепление института семьи и семейных отношений, укрепление доверия между властью и населением, развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах, реализация региональной стратегии молодежной политики, разработка и внедрение регионального бренда.
Комплексное обобщение опыта свидетельствует о высоком внимании преподавателей российских вузов, аспирантов, практических работников сфер управления и общественных структур, PR-специалистов и студенческой молодежи к проблеме формирования различных видов и форм идентичности.
Статьи печатаются в авторской редакции.
УДК 331.108
ББК 65.240 – 21
© Коллектив авторов, 2015
© Оформление. УлГТУ, 2015
Абрамова Д.А. ( Ульяновск, Ульяновский государственный техническийф университет, научный руководитель – д.с.н., профессор О.В. Шиняева)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РИСКА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Окончание школы сегодня является причиной смены места жительства для многих молодых людей, так как это открывает перед молодыми людьми новые возможности и создаются условия для переезда. Получение образования само по себе выступает фактором миграционной мобильности.
Тема образовательной миграции является актуальной в данное время. Во-первых, после распада СССР существенно активизировался выезд российской молодежи с учебными и трудовыми целями в различные страны мира. К данному моменту россияне освоили почти все регионы и страны мира - их значительное количество выезжает в США, страны Европы, Австралию и прочие государства [2]. Во-вторых, в процессе выездной образовательной миграции происходит «утечка умов» – за пределы страны или региона выезжают наиболее инициативные и перспективные молодые люди, обозначая вектор развития отдельных регионов. В-третьих, зачастую молодые люди переезжают в другие регионы или страны за лучшей жизнью, за более перспективной работой и за учебой в престижных российских государственных учебных заведениях.
Цель статьи – определить влияние образовательной миграции на развитие региона. Объектом исследования является молодежь Ульяновской области, участвующая в образовательных процессах. Предметом исследования – процесс образовательной миграции ульяновской молодежи.
Понятие «образовательная миграция» охватывает перемещения, связанные с удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации, в другие регионы и страны; дополнительное образование, курсы и другие формы повышения квалификации.
В Ульяновской области проявляются негативные последствия образовательной миграции, происходит масштабный отток молодежи. Это можно проследить по исследованию миграции в регионе за 1998 – 2010 гг. Регион не очень привлекателен для молодежи, что скорее всего связано с низкими зарплатами, уровнем жизни или с высоким уровнем безработицы. В первой половине 2000-х гг. миграционная ситуация в области была одной из самых неблагоприятных среди регионов Приволжского федерального округа. Главной причиной спада является затянувшийся спад в экономике: машиностроительные предприятия очень медленно восстанавливали производство, а низкий уровень доходов вынуждал население уезжать на заработки. Широкий масштаб получили в первой половине 2000-х гг. трудовые миграции населения области в другие регионы. В 2007 – 2008 гг. ситуация изменилась к лучшему, миграционный отток сократился до 5%, однако в ближайшее время он вряд ли сменится притоком, так как Ульяновская область пока не может предложить социальных преимуществ: высокий уровень оплаты труда, развитая сфера услуг, доступное жилье. Поэтому регион проигрывает в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы более развитым регионам.[1, с. 158]. Таблица – Мотивация выбора учебного заведения для получения профессионального образования (в % от числа опрошенных; n = 750)
| Всего
| Тип школы
| Класс
| Планы в учебе
|
|
| обще-
образ.
| много-
проф.
| физ.-
матем.
| 10
| 11
| ПУ
| ССУЗ
| ВУЗ
| Где должно находиться учебное заведение?
| В нашем городе
| 48
| 57
| 49
| 35
| 42
| 53
| 41
| 46
| 48
| В другом регионе
| 12
| 9
| 8
| 19
| 14
| 10
| 16
| 24
| 10
| В столице, крупном городе
| 22
| 15
| 22
| 30
| 24
| 19
| 19
| 12
| 24
| Затрудняюсь ответить
| 18
| 18
| 21
| 16
| 19
| 17
| 24
| 18
| 18
|
По результатам опроса учащихся выпускных классов Ульяновска, каждый третий намерен уехать учиться в столицу, мегаполисы или другой регион [3, с. 16]. Особенно велики миграционные ориентации среди учащихся физико-математических классов и школ (49%).
Если говорить о возрастных характеристиках миграции, то больший миграционный отток составляют люди именно трудоспособного возраста и те, кто окончил школу. По результатам данного исследования, мы видим, что местоположение учебного заведения является четвертым критерием по важности при выборе будущего места обучения и что оно важно для каждого четвертого выпускника ульяновских школ. Только половина выпускников хочет остаться в Ульяновской области, остальная половина планирует свое дальнейшее обучение в других регионах (12%), в крупных городах или столице(22%) и некоторые затрудняются ответить (18%). Больше всего покинуть Ульяновскую область планируют выпускники физико-математических учебных заведений, выпускники общеобразовательных учреждений занимают противоположную позицию и планируют остаться в регионе.
Анализ социальных практик показал, что выбор профессии ульяновскими старшеклассниками осуществляется в основном в результате беседы с родителями (44 %), изучения сайтов учебных заведений (42%). Редко школьники прибегают к таким методам, как независимое тестирование способностей (13%) или обращение к специальной литературе (13%) и мнениям учителей (11%). Сходит «на нет» психологическая помощь в определении интеллектуальных и личностных характеристик учащихся: в разных типах школ Ульяновска удельный вес старшеклассников, получивших консультацию психолога – где и на кого учиться, составляет всего 2-4%; еще десять лет назад психологическим консультированием было охвачено 18% учащихся региона [3, с. 17].
Для того, чтобы молодежь оставалась в населенном пукте и для развития региона нужно усилить фундаментальный подход в преподавании, предоставлять перспективные места для стажировки, развивать культурные и научные проекты, которые будут интересны молодежи, обеспечивать занятость молодежи, после окончания ВУЗа, а так же ввести экономическую мотивацию в процессе обучения. В регионе введена губернаторская стипендия, которую получают выпускники школ, набравшие высокий балл по результатам ЕГЭ и выбравшие для учебы местные высшие учебные заведения.
Итак, для развития региона очень важно, чтобы перспективные выпускники школ оставались в нем. Талантливая молодежь может внести много нового, у нее всегда есть инновационные идеи, которые могут поднять положительный имидж региона и вывести его на новый высокий уровень. Список литературы
Катаев Е. Н. Особенности миграционных процессов в Ульяновской области [Текст] / Е. Н. Катаев, Е. А. Погодина // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 157-160.
Белых Н.Ю. Проблемы миграции молодёжи за пределы региона // Молодёжь как ресурс регионального развития: Материалы международной научно-практической конференции. Киров: ВятГГУ, 2011. С. 16 – 18.
Шиняева О.В., Ярушкина Н.Г. и др. Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 305 с.
А.А. Аветисян (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н., доцент Е.Р. Ахметшина) РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНЕТИЧНОСТИ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ В городе Ульяновске есть достопримечательности, которое имеют региональный и федеральный статус. К сожалению, средств для восстановления историко-архитектурных памятников в регионе нет. Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас многие говорят о восстановлении утерянных ныне архитектурных памятников, особенно культовых зданий. В 2007 году в Ульяновске постановлением губернатора был создан Комитет Ульяновской области по охране объектов культурного наследия. На него возлагались функции сохранения историко-культурного наследия. С 2008 года в Российской Федерации официально была разрешена приватизация памятников истории и культуры. К тому времени они уже стали уничтожаться, и поэтому возникла необходимость создать комитет. Немногие ульяновцы знают о существовании этого ведомства.
Данная тема актуальна, потому что нам есть, что сохранить в нашем городе. Действительно, печально видеть, в каком состоянии дошел до нас историко-архитектурный облик Ульяновска. Некоторые исторически значимые здания в ужасном состоянии. Мы не знаем, сколько они еще простоят и какие объекты построят на их месте.
При этом роль архитектурного облика города очень важна для населения: он влияет на региональную идентичность его жителей. У города Ульяновск очень богатое прошлое. Большинство людей знают Ульяновск как родину В.И. Ленина. Если раньше туристов привлекала родина, где родился В.И.Ленин, то сейчас они потеряли к этому интерес. Мы видим, что не развита туристическая деятельность в Ульяновске, что очень подрывает другие сферы жизни. В 1864 году Ульяновск постиг разрушительный пожар. Однако, в городе сохранились здания, которые мы сейчас видим на улицах нашего города. Таким образом, не удалось сохранить многие памятники архитектуры, которые сейчас мы можем видеть только на макетах и на архивных фотографиях.
Недавно Шарпудин Хаутиев – председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию – давал интервью. Ему задавали вопросы, касающиеся исторически значимых памятников: как осуществляется проект в нашем городе, есть ли какая-нибудь помощь со стороны местных органов, бизнесменов, населения нашего города. На Комитет возлагаются функции сохранения, популяризации и государственной охраны памятников историко-культурного наследия. Это включает в себя учет объектов, формирование и ведение их реестра, проведение экспертиз, установление ответственности за их повреждение, разрушение или уничтожение, перемещение, изменение облика и интерьера. Меня больше всего заинтересовал один вопрос об историко- архитектурном облике Ульяновска: "И в каком они состоянии?". Ответ: "Примерно 70 % - в аварийном". И так не только в Ульяновской области, но и во многих других регионах России.
Каждое значимое архитектурное здание несет статут: федеральный и региональный. Это означает, что, если статус федеральный, соответственно данный памятник имеет историческую и культурную значимость для всей Российской Федерации, если же он культурно значим только для Ульяновской области, то статус соответственно региональный. И финансирование зависит от статуса. Председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию Ш. Хаутиев в своем интервью указывает примерную сумму реставрации объектов культурного наследия в Ульяновской области - около 445 миллионов рублей и комментирует, что «…таких средств в областном бюджете нет» [1].
В некоторых регионах России практикуется, что бизнесмены инвестируют в восстановление памятников культурного наследия. В Ульяновске такое явление не распространено. Это может быть связано с тем, что уровень жизни населения и развития бизнеса в Ульяновске не настолько высок, как в развитых регионах, и немногие готовы вкладывать свои средства в благотворительность.
При этом региональные власти хотят превратить Ульяновскую область в туристический центр. Но привлекать-то уже почти нечем. Как сказал председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию, что в Ульяновске все же осталось много памятников и сохранились исторические застройки. И их задача - сохранение архитектурного облика старого, каменного Симбирска.
В журнале «Монамах» можно почти в каждом выпуске увидеть статьи об значимых памятниках города Ульяновска и области. Действительно, эти статьи очень познавательны, содержат исторические справки, сведения об этих зданиях. В Ульяновской области на государственной охране стоит 2133 федеральных и региональных памятников. В том числе около 500 памятников археологии. Остальные – памятники архитектуры и истории. В Ульяновске их около 350, еще 103 – в Димитровграде [1]. К сожалению, их сохранение – это пока задача только Комитета Ульяновской области по культурному наследию, но не регионального общества.
Какие меры проводятся Комитетом по решению данной задачи? С 2008 года в Российской Федерации официально была разрешена приватизация памятников истории и культуры. К тому времени они уже стали уничтожаться в массовом порядке. Здание, являющееся памятником, инвестор приобретает у владельца, как правило – у муниципалитета. Но, прежде чем состоится сделка, продавец обязан направить покупателя в Комитет Ульяновской области по культурному наследию [1].
В советское время реставрацию памятников истории и культуры целиком брало на себя государств. Однако, разрешив их приватизацию собственникам, вся ответственность за состояние и внешний вид здания принадлежит собственнику. Если же доходит до крайности и в историко-архитектурном доме ломают стены и рушат потолки, то в Комитет сразу приходит такая информация. Сотрудники выходят на место и осматривают памятник. При подтверждении информации составляется акт осмотра с фотофиксацией и немедленно направляется обращение в полицию о возбуждении уголовного дела.
Сохранение историко-культурного наследия – задача, безусловно, государственная. Однако финансовое бремя по ее решению государство перекладывает на частных лиц, которые во многом решить ее не в силах. Таким образом, из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, Ульяновская область, как и многие регионы с невысоким уровнем социально-экономического развития, нуждается во внешних источниках финансирования историко-архитектурных памятников. А также в поиске новых форм такой поддержки. Во-вторых, наш регион обладает уникальной историей и достопримечательностями, на которые необходимо обращать внимание. Именно они формируют идентичность жителей региона, чувство гордости за свою малую Родину, а значит и патриотизм населения. Список литературы
«Мономах» Краеведческий журнал. - 2012. - №2. - с 2-4.
Р.Ф. Адылов (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н., доцент Е.Р. Ахметшина)
Влияние массовой культуры на социальную идентичность человека
Вопрос влияния массовой культуры на социальную идентичность человека актуален по причине того, что проблема идентичности относится к одной из главных проблем современного общества. Когда человек идентифицирует себя с какой-то социальной группой, массовая культура, основываясь на потребностях этих групп, создает свой продукт, который влияет на психологию людей. В итоге, человек под влиянием массовой культуры идентифицирует себя с той социальной группой, которая будет выгодна для тех, кто является создателем продуктов массовой культуры.
Проблема статьи заключается в том, что влияние массовой культуры на социальную идентичность не соответствует реальным потребностям российского общества. В современном обществе происходят трансформации, связанные с формированием новых форм социальных и культурных ценностей и норм. В современных условиях возрастает желание человека защитить своё духовное здоровье и вернуться к основополагающим ценностям.
Цель нашей статьи – проанализировать влияние массовой культуры на формирование идентичности человека.
Итак, разберем основные понятия, на которые мы будем опираться. В. Ядов писал «Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям — таким, как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом...»[1] На идентификацию личности влияют те нормы и ценности, которые имеются в составе культуры. Следовательно, личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов.
Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Поэтому, начало массовой культуры отсчитывается с 1870-1890 гг., сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах. Уменьшение рабочего времени и технический прогресс привела к увеличению свободного времени. В результате возникла потребность в досуге у широких слоев населения. Массовая культура заполняла этот досуг, приоритетом которой были развлечения. Современное развитие массовой культуры и общества, сопровождается процессами стандартизации и унификации. Произведения массовой культуры базируются на универсальных характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования аудитории, наоборот, образование вредит эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура.[2]
В произведениях массовой культуры потребителя волнует сюжет, в которой он находит сходство с реальностью. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Человек, подверженный массовой культуре, воспринимает реальность по-другому. Отраженная (виртуальная) реальность превращается в видимость подлинной реальности, а, действительная жизнь кажется «ненастоящей».
Известно, что романтическая культура предполагала подобный тип отношения к литературе. Читатели подменяют художественное восприятие мечтой, предопределенной романом, причем читатель вживается в главного героя, переживает его жизнь так, как если бы он сам был героем ее. Отличием является то, что массовая культура основана на потребительском спросе и рассчитана на крупные массы потребителей.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Образцы для подражания очень важны в течение всей жизни человека, но особенно значимым они становятся для подростков. В социализации и социальной идентификации современного подростка большую роль играет потребляемая ими видеопродукция.[3]
По данным исследований ВЦИОМ (проводимым в 2004 году, общественный опрос, опрашивалось 1539 человек) [4], 34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Положительное ее влияние обнаруживают 29%, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. Еще четверть опрошенных (24%) полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.
По данным того же исследования, наиболее критично в отношении массовой культуры настроены люди старших возрастов, тогда как молодежь, напротив чаще оценивает его позитивно. Так, если среди респондентов старше 60 лет об отрицательной роли этой культуры говорят 47%, то среди молодежи таких оценок втрое меньше – 15%.
Массовая культура задает те нормы и ценности человеку, которые сейчас востребованы и с помощью которой она сможет получить прибыль, поэтому в массовой культуре, обычно, не встречается шедевров, а выходит лишь посредственный продукт. Хоть идентичность человека имеет свойство меняться на протяжении всей жизни, подростки, у которых начинается процесс социализации, сильно подвержены воздействию массовой культуры и те ценности, которые преподносит массовая культура, могут определить подростка к различным социальным группам, придерживающихся этих ценностей.
Подведя итоги, можно сказать, что массовая культура влияет на формирование идентичности человека, особенно, на подростков. Образы сверхчеловека принимаются за реальные в тот момент, когда у человека проходит процесс идентификации. Это выгодно производителям массовой культуры, ведь они получают коммерческую прибыль со своих продуктов. Потребности группы намного легче удовлетворить, но производители не думают о душевном здоровье человека. Список литературы
1. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4, с. 158-181.
2. Челидзе Е.И. Массовая культура как фактор социальной идентификации: //Экономически и гуманитарные исследования регионов. 2011. №2, c. 201-208.[Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.cegr.ru/downloads/journal_2_2011.pdf. (Дата обращения:18.03.2015).
3. Иванов Р.Н. Что такое массовая культура?: //Cyberleninka. 2011. №1-95.[Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti-v-usloviyah-massovoy-kultury. (Дата обращения:17.03.2015).
4. «Россияне против Киркорова и масскульта»: ВЦИОМ// 2004. №103. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=859. (Дата обращения: 17.03.2015)
Азадова С. Н. (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель |