Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015


НазваниеТи в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015
страница1/27
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

Ульяновский государственный технический университет

Сборник научных трудов


Ульяновск

УлГТУ

2015

УДК 331.108

ББК 65.240 – 21

П68

Редакционная коллегия:

доктор социологических наук, профессор О.В. Шиняева

кандидат философских наук, доцент И.А. Манахова

П68 Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной Росии. / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 341 с.

Сборник научных статей «Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России» является результатом коллективного труда ученых, студентов из 19 городов России, а также других стран мира (Казахстан, Украина, Белоруссия). В нем представлены мнения по широкому кругу вопросов: развитие институтов гражданского общества, укрепление института семьи и семейных отношений, укрепление доверия между властью и населением, развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах, реализация региональной стратегии молодежной политики, разработка и внедрение регионального бренда.

Комплексное обобщение опыта свидетельствует о высоком внимании преподавателей российских вузов, аспирантов, практических работников сфер управления и общественных структур, PR-специалистов и студенческой молодежи к проблеме формирования различных видов и форм идентичности.

Статьи печатаются в авторской редакции.


УДК 331.108

ББК 65.240 – 21

© Коллектив авторов, 2015

© Оформление. УлГТУ, 2015

Абрамова Д.А. ( Ульяновск, Ульяновский государственный техническийф университет, научный руководитель – д.с.н., профессор О.В. Шиняева)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РИСКА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Окончание школы сегодня является причиной смены места жительства для многих молодых людей, так как это открывает перед молодыми людьми новые возможности и создаются условия для переезда. Получение образования само по себе выступает фактором миграционной мобильности.

Тема образовательной миграции является актуальной в данное время. Во-первых, после распада СССР существенно активизировался выезд российской молодежи с учебными и трудовыми целями в различные страны мира. К данному моменту россияне освоили почти все регионы и страны мира - их значительное количество выезжает в США, страны Европы, Австралию и прочие государства [2]. Во-вторых, в процессе выездной образовательной миграции происходит «утечка умов» – за пределы страны или региона выезжают наиболее инициативные и перспективные молодые люди, обозначая вектор развития отдельных регионов. В-третьих, зачастую молодые люди переезжают в другие регионы или страны за лучшей жизнью, за более перспективной работой и за учебой в престижных российских государственных учебных заведениях.

Цель статьи – определить влияние образовательной миграции на развитие региона. Объектом исследования является молодежь Ульяновской области, участвующая в образовательных процессах. Предметом исследования – процесс образовательной миграции ульяновской молодежи.

Понятие «образовательная миграция» охватывает перемещения, связанные с удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации, в другие регионы и страны; дополнительное образование, курсы и другие формы повышения квалификации.

В Ульяновской области проявляются негативные последствия образовательной миграции, происходит масштабный отток молодежи. Это можно проследить по исследованию миграции в регионе за 1998 – 2010 гг. Регион не очень привлекателен для молодежи, что скорее всего связано с низкими зарплатами, уровнем жизни или с высоким уровнем безработицы. В первой половине 2000-х гг. миграционная ситуация в области была одной из самых неблагоприятных среди регионов Приволжского федерального округа. Главной причиной спада является затянувшийся спад в экономике: машиностроительные предприятия очень медленно восстанавливали производство, а низкий уровень доходов вынуждал население уезжать на заработки. Широкий масштаб получили в первой половине 2000-х гг. трудовые миграции населения области в другие регионы. В 2007 – 2008 гг. ситуация изменилась к лучшему, миграционный отток сократился до 5%, однако в ближайшее время он вряд ли сменится притоком, так как Ульяновская область пока не может предложить социальных преимуществ: высокий уровень оплаты труда, развитая сфера услуг, доступное жилье. Поэтому регион проигрывает в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы более развитым регионам.[1, с. 158].
Таблица – Мотивация выбора учебного заведения для получения профессионального образования (в % от числа опрошенных; n = 750)




Всего

Тип школы

Класс

Планы в учебе







обще-

образ.

много-

проф.

физ.-

матем.

10

11

ПУ

ССУЗ

ВУЗ

Где должно находиться учебное заведение?

В нашем городе

48

57

49

35

42

53

41

46

48

В другом регионе

12

9

8

19

14

10

16

24

10

В столице, крупном городе

22

15

22

30

24

19

19

12

24

Затрудняюсь ответить

18

18

21

16

19

17

24

18

18


По результатам опроса учащихся выпускных классов Ульяновска, каждый третий намерен уехать учиться в столицу, мегаполисы или другой регион [3, с. 16]. Особенно велики миграционные ориентации среди учащихся физико-математических классов и школ (49%).

Если говорить о возрастных характеристиках миграции, то больший миграционный отток составляют люди именно трудоспособного возраста и те, кто окончил школу. По результатам данного исследования, мы видим, что местоположение учебного заведения является четвертым критерием по важности при выборе будущего места обучения и что оно важно для каждого четвертого выпускника ульяновских школ. Только половина выпускников хочет остаться в Ульяновской области, остальная половина планирует свое дальнейшее обучение в других регионах (12%), в крупных городах или столице(22%) и некоторые затрудняются ответить (18%). Больше всего покинуть Ульяновскую область планируют выпускники физико-математических учебных заведений, выпускники общеобразовательных учреждений занимают противоположную позицию и планируют остаться в регионе.

Анализ социальных практик показал, что выбор профессии ульяновскими старшеклассниками осуществляется в основном в результате беседы с родителями (44 %), изучения сайтов учебных заведений (42%). Редко школьники прибегают к таким методам, как независимое тестирование способностей (13%) или обращение к специальной литературе (13%) и мнениям учителей (11%). Сходит «на нет» психологическая помощь в определении интеллектуальных и личностных характеристик учащихся: в разных типах школ Ульяновска удельный вес старшеклассников, получивших консультацию психолога – где и на кого учиться, составляет всего 2-4%; еще десять лет назад психологическим консультированием было охвачено 18% учащихся региона [3, с. 17].

Для того, чтобы молодежь оставалась в населенном пукте и для развития региона нужно усилить фундаментальный подход в преподавании, предоставлять перспективные места для стажировки, развивать культурные и научные проекты, которые будут интересны молодежи, обеспечивать занятость молодежи, после окончания ВУЗа, а так же ввести экономическую мотивацию в процессе обучения. В регионе введена губернаторская стипендия, которую получают выпускники школ, набравшие высокий балл по результатам ЕГЭ и выбравшие для учебы местные высшие учебные заведения.

Итак, для развития региона очень важно, чтобы перспективные выпускники школ оставались в нем. Талантливая молодежь может внести много нового, у нее всегда есть инновационные идеи, которые могут поднять положительный имидж региона и вывести его на новый высокий уровень.
Список литературы


  1. Катаев Е. Н. Особенности миграционных процессов в Ульяновской области [Текст] / Е. Н. Катаев, Е. А. Погодина // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 157-160.

  2. Белых Н.Ю. Проблемы миграции молодёжи за пределы региона // Молодёжь как ресурс регионального развития: Материалы международной научно-практической конференции. Киров: ВятГГУ, 2011. С. 16 – 18.

  3. Шиняева О.В., Ярушкина Н.Г. и др. Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 305 с.

А.А. Аветисян (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н., доцент Е.Р. Ахметшина)
РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНЕТИЧНОСТИ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ
В городе Ульяновске есть достопримечательности, которое имеют региональный и федеральный статус. К сожалению, средств для восстановления историко-архитектурных памятников в регионе нет. Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас многие говорят о восстановлении утерянных ныне архитектурных памятников, особенно культовых зданий. В 2007 году в Ульяновске постановлением губернатора был создан Комитет Ульяновской области по охране объектов культурного наследия. На него возлагались функции сохранения историко-культурного наследия. С 2008 года в Российской Федерации официально была разрешена приватизация памятников истории и культуры. К тому времени они уже стали уничтожаться, и поэтому возникла необходимость создать комитет. Немногие ульяновцы знают о существовании этого ведомства.

Данная тема актуальна, потому что нам есть, что сохранить в нашем городе. Действительно, печально видеть, в каком состоянии дошел до нас историко-архитектурный облик Ульяновска. Некоторые исторически значимые здания в ужасном состоянии. Мы не знаем, сколько они еще простоят и какие объекты построят на их месте.

При этом роль архитектурного облика города очень важна для населения: он влияет на региональную идентичность его жителей. У города Ульяновск очень богатое прошлое. Большинство людей знают Ульяновск как родину В.И. Ленина. Если раньше туристов привлекала родина, где родился В.И.Ленин, то сейчас они потеряли к этому интерес. Мы видим, что не развита туристическая деятельность в Ульяновске, что очень подрывает другие сферы жизни. В 1864 году Ульяновск постиг разрушительный пожар. Однако, в городе сохранились здания, которые мы сейчас видим на улицах нашего города. Таким образом, не удалось сохранить многие памятники архитектуры, которые сейчас мы можем видеть только на макетах и на архивных фотографиях.

Недавно Шарпудин Хаутиев – председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию – давал интервью. Ему задавали вопросы, касающиеся исторически значимых памятников: как осуществляется проект в нашем городе, есть ли какая-нибудь помощь со стороны местных органов, бизнесменов, населения нашего города. На Комитет возлагаются функции сохранения, популяризации и государственной охраны памятников историко-культурного наследия. Это включает в себя учет объектов, формирование и ведение их реестра, проведение экспертиз, установление ответственности за их повреждение, разрушение или уничтожение, перемещение, изменение облика и интерьера. Меня больше всего заинтересовал один вопрос об историко- архитектурном облике Ульяновска: "И в каком они состоянии?". Ответ: "Примерно 70 % - в аварийном". И так не только в Ульяновской области, но и во многих других регионах России.

Каждое значимое архитектурное здание несет статут: федеральный и региональный. Это означает, что, если статус федеральный, соответственно данный памятник имеет историческую и культурную значимость для всей Российской Федерации, если же он культурно значим только для Ульяновской области, то статус соответственно региональный. И финансирование зависит от статуса. Председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию Ш. Хаутиев в своем интервью указывает примерную сумму реставрации объектов культурного наследия в Ульяновской области - около 445 миллионов рублей и комментирует, что «…таких средств в областном бюджете нет» [1].

В некоторых регионах России практикуется, что бизнесмены инвестируют в восстановление памятников культурного наследия. В Ульяновске такое явление не распространено. Это может быть связано с тем, что уровень жизни населения и развития бизнеса в Ульяновске не настолько высок, как в развитых регионах, и немногие готовы вкладывать свои средства в благотворительность.

При этом региональные власти хотят превратить Ульяновскую область в туристический центр. Но привлекать-то уже почти нечем. Как сказал председатель Комитета Ульяновской области по культурному наследию, что в Ульяновске все же осталось много памятников и сохранились исторические застройки. И их задача - сохранение архитектурного облика старого, каменного Симбирска.

В журнале «Монамах» можно почти в каждом выпуске увидеть статьи об значимых памятниках города Ульяновска и области. Действительно, эти статьи очень познавательны, содержат исторические справки, сведения об этих зданиях. В Ульяновской области на государственной охране стоит 2133 федеральных и региональных памятников. В том числе около 500 памятников археологии. Остальные – памятники архитектуры и истории. В Ульяновске их около 350, еще 103 – в Димитровграде [1]. К сожалению, их сохранение – это пока задача только Комитета Ульяновской области по культурному наследию, но не регионального общества.

Какие меры проводятся Комитетом по решению данной задачи? С 2008 года в Российской Федерации официально была разрешена приватизация памятников истории и культуры. К тому времени они уже стали уничтожаться в массовом порядке. Здание, являющееся памятником, инвестор приобретает у владельца, как правило – у муниципалитета. Но, прежде чем состоится сделка, продавец обязан направить покупателя в Комитет Ульяновской области по культурному наследию [1].

В советское время реставрацию памятников истории и культуры целиком брало на себя государств. Однако, разрешив их приватизацию собственникам, вся ответственность за состояние и внешний вид здания принадлежит собственнику. Если же доходит до крайности и в историко-архитектурном доме ломают стены и рушат потолки, то в Комитет сразу приходит такая информация. Сотрудники выходят на место и осматривают памятник. При подтверждении информации составляется акт осмотра с фотофиксацией и немедленно направляется обращение в полицию о возбуждении уголовного дела.

Сохранение историко-культурного наследия – задача, безусловно, государственная. Однако финансовое бремя по ее решению государство перекладывает на частных лиц, которые во многом решить ее не в силах. Таким образом, из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, Ульяновская область, как и многие регионы с невысоким уровнем социально-экономического развития, нуждается во внешних источниках финансирования историко-архитектурных памятников. А также в поиске новых форм такой поддержки. Во-вторых, наш регион обладает уникальной историей и достопримечательностями, на которые необходимо обращать внимание. Именно они формируют идентичность жителей региона, чувство гордости за свою малую Родину, а значит и патриотизм населения.
Список литературы

  1. «Мономах» Краеведческий журнал. - 2012. - №2. - с 2-4.

Р.Ф. Адылов (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н., доцент Е.Р. Ахметшина)

Влияние массовой культуры на социальную идентичность человека

Вопрос влияния массовой культуры на социальную идентичность человека актуален по причине того, что проблема идентичности относится к одной из главных проблем современного общества. Когда человек идентифицирует себя с какой-то социальной группой, массовая культура, основываясь на потребностях этих групп, создает свой продукт, который влияет на психологию людей. В итоге, человек под влиянием массовой культуры идентифицирует себя с той социальной группой, которая будет выгодна для тех, кто является создателем продуктов массовой культуры.

Проблема статьи заключается в том, что влияние массовой культуры на социальную идентичность не соответствует реальным потребностям российского общества. В современном обществе происходят трансформации, связанные с формированием новых форм социальных и культурных ценностей и норм. В современных условиях возрастает желание человека защитить своё духовное здоровье и вернуться к основополагающим ценностям.

Цель нашей статьи – проанализировать влияние массовой культуры на формирование идентичности человека.

Итак, разберем основные понятия, на которые мы будем опираться. В. Ядов писал «Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям — таким, как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом...»[1] На идентификацию личности влияют те нормы и ценности, которые имеются в составе культуры. Следовательно, личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов.

Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Поэтому, начало массовой культуры отсчитывается с 1870-1890 гг., сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах. Уменьшение рабочего времени и технический прогресс привела к увеличению свободного времени. В результате возникла потребность в досуге у широких слоев населения. Массовая культура заполняла этот досуг, приоритетом которой были развлечения. Современное развитие массовой культуры и общества, сопровождается процессами стандартизации и унификации. Произведения массовой культуры базируются на универсальных характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования аудитории, наоборот, образование вредит эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура.[2]

В произведениях массовой культуры потребителя волнует сюжет, в которой он находит сходство с реальностью. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Человек, подверженный массовой культуре, воспринимает реальность по-другому. Отраженная (виртуальная) реальность превращается в видимость подлинной реальности, а, действительная жизнь кажется «ненастоящей».

Известно, что романтическая культура предполагала подобный тип отношения к литературе. Читатели подменяют художественное восприятие мечтой, предопределенной романом, причем читатель вживается в главного героя, переживает его жизнь так, как если бы он сам был героем ее. Отличием является то, что массовая культура основана на потребительском спросе и рассчитана на крупные массы потребителей.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Образцы для подражания очень важны в течение всей жизни человека, но особенно значимым они становятся для подростков. В социализации и социальной идентификации современного подростка большую роль играет потребляемая ими видеопродукция.[3]

По данным исследований ВЦИОМ (проводимым в 2004 году, общественный опрос, опрашивалось 1539 человек) [4], 34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Положительное ее влияние обнаруживают 29%, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. Еще четверть опрошенных (24%) полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.

По данным того же исследования, наиболее критично в отношении массовой культуры настроены люди старших возрастов, тогда как молодежь, напротив чаще оценивает его позитивно. Так, если среди респондентов старше 60 лет об отрицательной роли этой культуры говорят 47%, то среди молодежи таких оценок втрое меньше – 15%.

Массовая культура задает те нормы и ценности человеку, которые сейчас востребованы и с помощью которой она сможет получить прибыль, поэтому в массовой культуре, обычно, не встречается шедевров, а выходит лишь посредственный продукт. Хоть идентичность человека имеет свойство меняться на протяжении всей жизни, подростки, у которых начинается процесс социализации, сильно подвержены воздействию массовой культуры и те ценности, которые преподносит массовая культура, могут определить подростка к различным социальным группам, придерживающихся этих ценностей.

Подведя итоги, можно сказать, что массовая культура влияет на формирование идентичности человека, особенно, на подростков. Образы сверхчеловека принимаются за реальные в тот момент, когда у человека проходит процесс идентификации. Это выгодно производителям массовой культуры, ведь они получают коммерческую прибыль со своих продуктов. Потребности группы намного легче удовлетворить, но производители не думают о душевном здоровье человека.
Список литературы

1. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4, с. 158-181.

2. Челидзе Е.И. Массовая культура как фактор социальной идентификации: //Экономически и гуманитарные исследования регионов. 2011. №2, c. 201-208.[Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.cegr.ru/downloads/journal_2_2011.pdf. (Дата обращения:18.03.2015).

3. Иванов Р.Н. Что такое массовая культура?: //Cyberleninka. 2011. №1-95.[Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti-v-usloviyah-massovoy-kultury. (Дата обращения:17.03.2015).

4. «Россияне против Киркорова и масскульта»: ВЦИОМ// 2004. №103. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=859. (Дата обращения: 17.03.2015)


Азадова С. Н. (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 icon· · Межвузовский сборник научных трудов Выпуск седьмой
Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск седьмой. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный...

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconСборник научных трудов студентов и молодых ученых
Наука и молодежь: сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Вып / Редколлегия: Роговая В. Г., Горин Н. И. – Курган: Курганский...

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconСборник научных трудов студентов и молодых ученых
Наука и молодежь: сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Вып / Редколлегия: Роговая В. Г., Горин Н. И. – Курган: Курганский...

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconРоссийская Академия Наук Дагестанский Научный Центр Сборник научных...
Сборник научных трудов по термодинамическим циклам Ибадуллаева // Под редакцией И. К. Камилова и М. М. Фатахова. – Махачкала: днц...

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconПравила приема в Ульяновский государственный университет на 2015\16 учебный год
«Ульяновский государственный университет» (далее – университет) на 2015/16 учебный год

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconУльяновский государственный технический университет
Рецензент: доцент кафедры «Вычислительная техника» канд техн наук Мартынов А. И

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconДоверенности именуемый в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Иванов Александр
«Ульяновский государственный технический университет» в лице ректора (проректора) действующего на основании

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconФгбоу во «Тверской государственный университет» юридический факультет сборник
С 23 Сборник студенческих научных работ по актуальным вопросам таможенного регулирования. – Тверь: Твер гос ун-т, 2018. – 42 с

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconТрансформация современного отечественного образования в контексте диалога культур россии и США
Дм 212. 242. 12 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии при гоу впо «Саратовский государственный...

Ти в современной россии кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет Сборник научных трудов Ульяновск Улгту 2015 iconН. Г. Чернышевского Педагогический институт музыка и молодежь: теоретические...
Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск