Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка


Скачать 390.13 Kb.
НазваниеРабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3
МБОУ «СОШ № 12»

Рабочая программа

к учебнику М.Т. Студеникина

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.»

4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

В Федеральном государственном стандарте образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе, 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.

Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Рабочая программа курса «Основы светской этики» составлена на базе авторской программы Студеникина М.Т. издательство «Русское слово». Данный курс создан с учетом требований ФГОС, примерных программ МО и науки РФ. Учебник вошел в федеральный перечень учебников, допущенных, к изучению в ОУ и имеет гриф «Рекомендован МО и науки РФ». Курс предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит учащимся дать новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Изучая основы светской этики, детям дается возможность знакомства с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения, общения, культуре внешнего вида. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. Особое внимание обращается на формирование дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, иных культурных ценностей. Курс этики считается светским, однако он не безразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии распространенной на территории школы (православие и ислам). Дети знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. Расширить представление учащихся предполагается темами из курса « Основы религиозных культур народов России».

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этике стандарте начального общего та. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа: вводный урок, 32 темы, итоговое повторение. На каждую тему выделяется 1-2 часа.
Цели и задачи обучения курса «Основы светской этики»

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения:

  • формулировать вопросы и отвечать на них,

  • структурировать учебный материал по предложенному плану,

  • работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия,

  • оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения:

  • говорить и слушать,

  • участвовать в беседе,

  • дискутировать,

  • аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Содержание программы соответствует возрастным особенностям младших школьников (10-11 лет)
Программа основ светской этики разработана с учетом таких подходов, как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

  • активизация познавательной активности школьников;

  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

В конце 4-го и 5-м классе к эвристическим методам необходимо добавлять элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.


  1. Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Проявление ценностей обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

  2. Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

  3. Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач.



В данном курсе могут использоваться различные формы занятий:

  • учебное проектирование;

  • социальное проектирование;

  • урок-исследование;

  • уроки-экскурсии;

  • сюжетно-ролевые игры, спектакли, инсценировки;

  • творческие конкурсы;

  • фестивали;

  • праздники (национально-культурные, тематические: «День матери», «Моя семья» и др.);

  • просмотр фильмов;

  • заочные (виртуальные) путешествия;

  • игровые программы;

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий;

  • учебные и социальные проекты;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • викторины

  • творческие мастерские

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Результаты изучения курса «Основы светской этики»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• формирование семейных ценностей;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение для преподавания учебного предмета:
1. Учебные пособия «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя: программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики», рабочие программы по этому курсу.

3. Учебные видеоматериалы к урокам

4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

5. Уроки ОРКиСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной доской, экранно-звуковым оборудованием, телевизором.
Литература
Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.

М., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: посо-

бие для учителя. М., 1982.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей,

воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М.,

2004.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова,

О.С. Богдановой. М., 1979.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.

М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.
Сайты к теме «Этика»

http://abccba.ru/ Этика

http://simple-etiquette.ru/ Этикет

Календарно – тематическое планирование курса

4 класс

Количество часов по учебному плану - 34 часа

(Количество часов в неделю - 1 час)




п/п

Тема

урока

К-во

час

Содержание

Цели

урока

Дидактические единицы стандарта

Методика, виды работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Планируемый результат

Домашнее задание


1

Введение в предмет

Тип урока вводный

1

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Познакомить с новым предметом ОДНКНР, с учебником ОСЭ.

Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.

Работа с текстом, чтение по ролям, ведение диалога

Самостоятельная работа: закончи предложение «Этикет это -…»,

«Культурный человек…»

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Чтение страниц учебника,

2

Россия – Родина моя

Тип урока – изучение

нового материла

1

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, культурные традиции.

Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Этикет.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания,

Творческая работа «Составление пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.


Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

Творческие задания в рабочей тетради

3

Россия – Родина моя

Тип урока – комбинированный


1




Расширить первичное представление о родном крае,

о Родине.

Показать значение

Родины в жизни

человека













Эссе «Моя малая Родина»

4

Этика и этикет

Тип урока – изучение

нового материла

1

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Способствовать

формированию

первоначальных

представлений о светской

этике, о традиционных

религиях, их роли в культуре, истории и

современности России


Этика и ее назначение в жизни человека. Нормы морали.

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

Подобрать пословицы по темам – мораль, правила хорошего тона.

5

Этика и этикет

Тип урока – комбинированный

1




Познакомить

учащихся с основными этическими

требованиями в поведении и общении с людьми; с

историей правил этикета и культуры

поведения, с правилами хорошего тона




беседа, комментированное чтение, ролевая игра

Тест «Незнайка на улице»

(Учебно-методическое пособие Этикет. Учусь правилам поведения» В.Н. Суслов)





Заполнение схемы-таблицы в рабочей тетради.

Составление общего альбома «Правила этикета»

6

Вежливость
Тип урока – комбинированный

1

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Приучать учащихся использовать вежливые

слова в разных

жизненных ситуациях. Формировать

у детей нравственное представление

о вежливости

Нормы морали. Этикет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Ролевая игра «Как вежливо отказать человеку», «Как утешить дуга, когда он огорчен»

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения




7

Вежливость
Тип урока – комбинированный

1










Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему , сюжетно-ролевая игра


Составление альбома «Вежливые слова»




Тест «Посещение музея»

(Учебно-методическое пособие Этикет. Учусь правилам поведения» В.Н. Суслов)


8

Добро и зло

Тип урока – комбинированный

1

Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказка, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и вежливости в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Повседневное проявление доброты.

Раскрыть смысл основных этических категорий добро и зло, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.



Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, проблемный диалог

Заполнение таблицы

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

Подготовьте пословицы о добре и зле.

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Создать свою «Шкатулку добрых дел»

Подготовка к участию в акции «С любовью к детям»

9

Добро и зло

Тип урока – комбинированный

1




Продолжить знакомство учеников

с общечеловеческими ценностями.

Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту




Проблемный диалог,

Ситуативная ролевая игра

Проектные задания





Сочинение «Что такое

добро и зло». Подготовка и участие в акции «С любовью к детям»

10

Дружба и порядочность

Тип урока – комбинированный

1

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность , трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

- способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации -мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы

-формировать навыки работы в группе

способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.

Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа.

Составление кодекса класса или составление документа «Проект конституции нашего класса

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы…»

11

Дружба и порядочность

Тип урока – комбинированный

1




Продолжить знакомство учеников

с общечеловеческими ценностями.

Выявить представления детей о

дружбе, показать,

каким должен быть

настоящий друг




Творческая работа «Продолжи предложение» Беседа, групповая работа.

Тест «Поведение в школе»

(Учебно-методическое пособие Этикет. Учусь правилам поведения» В.Н. Суслов)





Написать сочинение-эссе о своѐм друге (подруге).

12

Честность и искренность

Тип урока – комбинированный

1

Понятия честность и искренность. Из истории традиции по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности «честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно»). Что значит быть честным с самим с собой. С окружающими. Честность, правдивость, тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Раскрыть смысл основных этических категорий честность и искренность
Формирование у обучающихся способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Методы нравственного совершенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет

Составление схемы, выполнение практических заданий, этическая беседа,

работа с иллюстративным учебника материалом,

Работа с пословицами и поговорками

Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий»

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

Составить рассказ «Трудно ли быть искренним и честным?»

13

Гордость и гордыня

Тип урока – комбинированный

1

Понятие гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Раскрыть значение понятий гордость и гордыня, их принципиальное отличие. Формировать чувство гордости за добрые дела, достижения, успехи.

Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.

работа по

составлению схем;

заполнение плаката;

ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника

Блиц-опрос «Гордость и гордыня»

Иметь представление о понятиях:

гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного

Составить рассказ «Я горжусь…»
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по орксэ умк «Перспектива»
Студеникина М. Т. по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
России». Учебный модуль «Основы светской этики». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования...

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской...
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами...

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРекомендации об оформлении локальных документов по итогам выбора...
Ений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2012...

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно нравственному...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской...

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconАвтор Мишарина Вероника Александровна учитель истории и обществознания,...
Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося. Это четыре модуля по основам традиционных религиозных...

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по английскому языку 3 класс Пояснительная
Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск