Скачать 0.53 Mb.
|
Рабочая программа по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Учебный модуль «Основы светской этики». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Учебный модуль «Основы светской этики» для основной школы предназначена для учащихся 5 классов МБОУ « Гимназия №1» .Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Учебный модуль «Основы светской этики». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования Рабочая программа разработана на основе Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (издательство «Русское слово», 2012г.), уровень обучения – базовый. Преподавание курса осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Цели и задачи учебного предмета: Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным государственным стандартом и программой основного общего образования по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: ЦЕЛЬ: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Задачи:
Общая характеристика учебного предмета Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагает изучение духовнонравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. Издательство «Русское слово» выпустило учебник М.Т. Студеникина «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса. В 2011 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования, получил гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки РФ” и вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Данный учебник методически и содержательно связан с учебником «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса, получившим гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» по результатам экспертизы вРАН и РАО в 2010 г. Наряду с учебником в комплект входят рабочая программа, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь. Содержание учебника отвечает требованиям научности знаний, достоверности и правдивости изложения материала, его доступности для учащихся, соответствия возрастным особенностям, соблюдению баланса между фактическим и теоретическим материалом. Каждая тема учебника состоит из основных и дополнительных текстов. В основные тексты включены базовые знания, необходимые для всех учеников класса. Задача дополнительных текстов в том, чтобы углубить и более точно, ярко и убедительно раскрыть содержание основных текстов, сохранить логическую последовательность в изложении материала. Дополнительные тексты призваны учитывать познавательные возможности, способности и особенности учеников, их следует привлекать при дифференциации обучения. Они способствуют формированию и развитию познавательного интереса учащихся. Учебник, давая базовые знания, определяет объем материала на урок; обеспечивает последовательность изучения курса; позволяет усвоить и закрепить самое главное, отработать основные понятия. Организуя работу с учебником, учитель предлагает детям выделить главное в теме урока; найти понятие или его определение; прочитать ответ на вопрос; продумать задание к тексту; провести работу с иллюстративным рядом; определить основную мысль абзаца; сформулировать пункты плана. К учебнику дети обращаются за справкой, при уточнении ответов товарищей. В процессе работы важно научить детей выделять непонятные им места, выяснять и уточнять их при помощи учителя. На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…” Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на “физиологическом уровне” легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса “Речевой этикет”. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалогабеседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян. Место учебного предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ( 35 час) Введение в предмет. Гражданин России. Государственные символы России. Порядочность. Совесть. Ответственность за свои дела. Доверие и доверчивость. Милосердие и сострадание. Милосердие в блокадном Ленинграде.Правда и ложь. Традиции воспитания. Воспитание дворян.Честь и достоинство. Александра Невского. Терпимость и терпение. Дети разных народов. Столовый этикет. Мужество. Мужество наших современников. Равнодушие и жестокость. Я люблю тебя жизнь. Этикет посещения массовых мероприятий. Самовоспитание. Воспитание полководца Суворова. Учись учиться. Коллективизм и справедливость. «Фруктовый» этикет. Речевой этикет. День вежливости. Мои права и обязанности. Устав школы. Этикет народов мира. Календарно-тематическое планирование(ФГОС) 5 « А» класса
|
Студеникина М. Т. по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» | Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных... | ||
Ений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2012... | Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами... | ||
Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России | Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося. Это четыре модуля по основам традиционных религиозных... | ||
Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы правовой культуры или практическое право» | Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской... | ||
Рабочая программа по курсу орксэ модуль «Основы светской этики» (4 класс) построена и реализуется на основе следующих документов | Рабочая программа предназначена для 9 классов в качестве основного курса и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |