Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г


Скачать 381.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №9»

Согласовано Утверждаю:

на школьном методическом Директор:________Семенко Ф.Х.

объединении__________ ______________

Руководитель ШМО:

________Шагалина Е.В.

Рабочая программа по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч.г.

УМК «Школа России». Основы светской этики. Студеникина М.Т.

Издательство-М.: ООО «Русское слово». М.2012г.

Учитель: Глазунова О.А

2013г.

Пояснительная записка

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомление с основными нормами светской этики, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этики.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей и их поступков. Школьникам следует научиться адекватно

Оценивать собственное поведение и поведение других.

На уроках этики предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие и много другое. При изучении основ светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека, - его жизни. Чтобы повысить интерес к изучению данного предмета приводятся былины с поучительным содержанием из детской литературы.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями о поведение в общественном транспорте и много другое. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношений между учителем и учеником, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разного народа, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых все терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует отметить, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребёнка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» легко и поточно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным традициям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получение новых знаний. Необходимости соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом творческого освоения курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трёх уровнях сложности-воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребёнка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нравам и по силам.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников-это работа с текстом. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов,выступление детей. У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану. Работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности традиции, рассказывая о значении взаимопомощи в семье. Уважительном отношение к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных

отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных

ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных традиций. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам. Понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость и целостность нашего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей родине-России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия-Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооружённых сил, об истории ратных подвигов наших далёких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных так и в дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Цель: курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространённой на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Общая характеристика учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место курса в учебном плане.

Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю по модулю «Основы светской этики», за год 34 часа.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Результаты изучения курса «Основы светской этики»

К результатам освоения программы следует отнести:

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Содержание курса

Тема

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Введение в предмет


Народы России, их духовная нравственная культура. Учебник «Основы светской этики» его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.


Иметь представления о понятиях: этикет, этика,

светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего

поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать

на них.


Россия-Родина моя


Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина-Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия-многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.


Иметь представления о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; то такие славяне.

Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.


Этика и этикет

Тема

Понятие этика, мораль (нравственность). Назначение этики категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Содержание

Иметь представления о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность.

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

Требования к уровню подготовки учащихся

Вежливость

Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Иметь представления о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома, уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношение людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать-начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся. Повседневные проявления доброты.

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие, благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок, определять значения слов, соотносить понятия с определениями, соотносить текст с рисунком, применять правила разговорной речи, проявлять заботу о близких, нуждающихся в помощи людям.

Дружба и порядочность

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укрепление дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность,доброта,порядочность,трудолюбие,понимание,бескорыстие,справедливость.Взаимопонимание,требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Иметь представления о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы, дружески общаться в коллективе, проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтных ситуаций, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета коржи, иных культурных ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок.

Честность и искренность

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значений выражений о честности («честное слово», «честно исполнять долг», «жить по совести, честно»). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность-составная часть честности. Честность-по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки: оценивать позитивные качества личности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома; соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.

Гордость и гордыня

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность, зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Иметь представления о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России, раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского стола. Особенности бракосочетания в современной Руси.

Иметь представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками,

Терпение и труд

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности дома в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба-важнейший труд школьника.

Иметь представления о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающемся трудом, выполнять порученное дело, практические задания, бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определения понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды.

Семья

Семья-объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связей. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия-наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семья.

Иметь представления о понятиях: род родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию, ответить на вопросы анкеты; написать эссе, подготовить фотогазету.

Семейные традиции

Традиция-передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Иметь представления о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц, написать мини-сочинение.

Сердце матери

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-нераздельные понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

Правила твоей жизни

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым, инвалидам

Иметь представления о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок.

Праздники народов России

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество, Христианство, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сандхи, обряды народов, свобода совести.

Иметь представления о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться словарями и справочниками.

Защитники отечества

Итоговое повторение

23 февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил РФ. Страницы боевой славы Родина с XIII до XX века, Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками, подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1941-1945 г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ.

Основные знания и умения по этике и этикету.

Иметь представления о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 г., подготовить сообщение о патриотах России, определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Иметь представления о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнять тестовые задания.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г icon«Основы религиозных культур и светской этики» Уважаемые родители!
«Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г icon«Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconУчебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (подготовлен...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconКнига для родителей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconКнига для родителей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconУчебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки...
А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В....

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconРегламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного...
Президента РФ д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс на 2013-2014 уч г iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося. Это четыре модуля по основам традиционных религиозных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск