Скачать 4.05 Mb.
|
Содержание
1 раздел. Пояснительная записка
1.1. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)Общеобразовательная программа ДОУ № 90 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, цель которого- развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Образовательная программа ДОУ составлена на основе примерной образовательной программы «Детство», под редакцией В.И.Логиновой, З.А.Михайловой, 2011, а также Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. – 1993. Программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи/7-ой год жизни/ Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. – 1990. В соответствии федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009). Основой разработки Программы является следующая нормативно-правовая база: Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562); Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248); Постановление об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. № 164. Специфику воспитательно-образовательной деятельности ДОУ определяет его географическое положение. ДОУ находится в особых климатических условиях Западной Сибири, что определяет особенности образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Продолжительная зима способствует приобщению детей к зимним видам спорта. Преобладание низких температур определяет специфику работы ДОУ в зимний период. Полноценно представлены все сезонные изменения в природе, что способствует формированию природных и экологических представлений у дошкольников. Город Новосибирск является крупным культурным центром, что дает широкие возможности для расширения кругозора и повышения культурного уровня развития воспитанников. На территории микроучастка расположены учреждения культуры: библиотека им. О.Даля, ДК Революции, филармония, театр кукол, театр «Красный факел», художественный музей, музей бересты, музей г.Новосибирска, сотрудничество с которыми способствует познавательному развитию, развитию творческих способностей детей. Детский сад расположен в Железнодорожном районе, который является культурным центром города, что оказывает влияние на социальный статус, материальный достаток и общий культурный уровень семей воспитанников. В этническом составе преобладают русские, что позволяет более глубоко знакомить детей с историей обычаями, и традициями народа.
Содержание деятельности ДОУ ориентировано на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детей с туберкулезной интоксикацией, рассчитано на 207 человек от 2 до 7 лет. При нем функционирует 7 возрастных групп, из них 5 с нарушением ОДА, 4 – санаторные с туберкулезной интоксикацией Характеристика контингента воспитанников МКДОУ ЦРР №90 на 2012-2013г. Дошкольное учреждение посещает 207 воспитанников, которые по возрастному принципу распределены следующим образом:
Четвертый год жизни Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок — взрослый, что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит). Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности (Я - молодец!). Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осиливают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой). Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. В течение дня к каждому ребенку педагог проявляет свое доброе отношение: приласкает, назовет уменьшительным именем. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2 – 3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество». По основным показателям речевого развития (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи понимание и запоминание прочитанного) девочки обычно превосходят мальчиков. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствую многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы ж внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки) Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него может возникнуть негативизм и упрямство. У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бублик для куклы — угощаем куклу бубликом). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает практические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести. В этом им помогает воспитатель. На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Дети активно овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты («дочки-матери», «врач», «шофер» и прочее). Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей и разные игры: сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные. Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах. Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведении другого ребенка нормам и правилам поведения. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависит от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя. Он приучает детей спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединиться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Воспитатель побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие. Умение воспитателя ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач. |
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Организация режима пребывания детей планируемые результаты освоения детьми ооп | ||
Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе | ... | ||
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга | Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка | ||
Настоящее Положение определяет основные требования к порядку получения, хранения, использования и передачи (далее обработке) персональных... | Пояснительная записка | ||
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |