Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России


НазваниеКоммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России
страница1/12
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Докука София Владимировна


Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России
22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата

социологических наук


Научный руководитель:

д.с.н., проф. Вдовиченко Л.Н.
Москва - 2014

Оглавление


Введение 15

Глава 1. Теоретические обоснования исследования коммуникаций в виртуальных структурах 25

§1.1. Концептуальные основы теории коммуникаций 25

§1.2. Теория изучения протестных сообществ 42

§1.3. Подходы к изучению виртуальных сообществ 49

Глава 2. Методические и методологические основы исследования виртуальных структур 57

§2.1. Методы изучения виртуальных сообществ 57

§2.2. Воздействие социальных онлайн-сетей на политические процессы 74

§2.3. Методология исследования роли социальных онлайн-сетей в процессе политической мобилизации 88

Глава 3. Типология участников протестного движения 94

§3.1. Роль социальных онлайн-сетей для участников протестных движений 94

§3.2. Типологизация участников оппозиционных онлайн сообществ в соответствии с их практиками использования социальных онлайн-сетей 101

§ 3.3. Структура взаимодействий участников протестных сообществ 109

Заключение 126

Список литературы: 132

Приложения 149



Введение



Актуальность диссертационного исследования.

На современном этапе развития информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают значительное влияние на все сферы общественной жизни и привели к появлению нового формата человеческих взаимоотношений – виртуально-опосредованных взаимодействий, реализуемых в сжатые сроки практически на любых дистанциях. В условиях интенсивного информационного обмена, ИКТ становятся важным инструментом, оказывающими значительное воздействие на активность людей в реальном мире, видоизменяя традиционные социальные практики.

Значительные трансформации особенно коснулись механизмов организации коллективных действий. В 2000-2010 гг. во многих странах мира проходили разнообразные протестные акции политического, социального и экономического характера, значительную роль в организации которых сыграли современные информационно-коммуникационные технологии.

Протестные выступления, организованные частично посредством социальных онлайн-сетей, становятся объектом исследования для представителей многих научных направлений, как в России, так и за рубежом. Среди них заметное место занимает социология. Большинство исследований на первых порах осмысления данного феномена сфокусировано на отдельных характеристиках протестов (социальная структура, коммуникация в виртуальном пространстве и т.д.). В то же время выявление механизма протестной мобилизации и самоорганизации, реализуемого посредством социальных онлайн-сетей не стало объектом пристального внимания, хотя очевидно, что этот феномен оказался значимым. Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования заключается в необходимости концептуального анализа механизма протестной мобилизации посредством социальных онлайн-сетей. Актуальность настоящей работы обусловлена и важностью разработки методического инструментария для анализа процессов, протекающих внутри виртуальных сообществ протестной направленности.

В то же время это обозначает многопланового концептуального анализа политической мобилизации посредством социальных онлайн-сетей. Реализация этой задачи необходимо как качественное определение механизма влияния социальных онлайн-сетей на действия участников сообщества, выявление ключевых практик использования социальных онлайн-сетей, так и изучение структуры формальных и содержательных коммуникационных взаимодействий.
Степень научной разработанности проблемы
Коммуникативное взаимодействие в научной литературе широко изучается представителями различных дисциплин: социологии, культурологии, экономики, лингвистики, антропологии и т.д. Начало изучению коммуникационных взаимодействий положили К.-О. Апель1, Ч. Кули2 и Л. Витгенштейн3. Большую роль в изучении проблемы сыграл Ю. Хабермас4, создатель теории коммуникативного действия, широко востребованной в социологии коммуникации в настоящее время. Вклад в развитие теории массовой коммуникации внесли П. Лазарсфельд5, Р. Мертон, Г. Ласуэлл6, а также П. Бурдье7, М. Маклюэн8 и Н. Луман9.

Во второй половине XX века вследствие высоких темпов научно-технического прогресса, появились теории постиндустриального и информационного общества, в которых коммуникация, как акт передачи сообщения, играла одну из ключевых ролей. В связи с этим необходимо отметить работы Д. Бэлла10, Э. Тоффлера11, М. МакЛюэна, П. Дракера12, З. Бжезинского13, М. Кастельса14 и др. Проблематика информационного общества широко разработана в исследованиях таких отечественных учёных, как, В.Л. Иноземцев15, Д.В. Иванов16, А.А. Давыдов17 и др.

В 1990-х годах начались исследования Интернета как фактора, оказывающего влияние на жизнедеятельность человека и социум. В фокусе внимания ученых оказались вопросы, связанные с самоидентификацией пользователей в виртуальном пространстве, мотивацией к вступлению в интернет-сообщества, влиянием интернет-коммуникаций на взаимодействия в реальном мире и т.д. В данном контексте наибольший интерес представляют работы Г. Рейнгольда18, Ш. Теркл19, У. Эко20, К. Церуло21, Дж. МакГоникалл22 и др.

Стоит подчеркнуть, что все больше ученых в эмпирических исследованиях виртуальных общностей используют анализ социальных сетей. Особое значение данного подхода заключается в использовании теории графов для детального описания социальных структур и выявления имплицитных зависимостей внутри сообществ. Значительный вклад в развитие методологии сетевого анализа был внесен Л. Фриманом23, Д. Ноуком24, С. Вассерманом25 и др.

Эмпирические исследования виртуальных сообществ с использованием сетевого анализа представлены в работах Б. Уэлманна26, Б. Хогана27, У. Маркокс28, К. Льюиса29 и др. К изучению социальных онлайн сетей и информационных потоков внутри них также активно подключаются математики, физики и информатики – Л. Адамик30, А. Груздь31, Г. Козинец32, Дж. Кляйнберг33, Ю. Лесковец34, М. Ньюман35, Д. Уоттс36 и др. Самыми распространенными задачами, решаемые этими исследователями, становится выявление структуры интернет-сетей и изучение механизма распространения информации внутри них.

В России изучением виртуальных структур с использованием сетевого анализа занимаются Г.В. Градосельская37, Е.Ю. Кольцова38, Д.А. Губанов39 и др.

Рост интереса исследователей к протестным сообществам и роли социальных онлайн-сетей появился в 2008 г., когда посредством них и других средство коммуникации представители оппозиции в Молдавии за два часа организовали пятнадцатитысячный митинг, который перерос в полномасштабный протест, приведший к смене власти. С того момента анализ протестных акций включает в себя и анализ роли социальных онлайн-сетей как инструмента оперативной передачи информации и мобилизации протестующих.

Протестные сообщества и механизмы их мобилизации оказались в фокусе внимания К. Дойча40 и Д. Кэмерона41. В работах С. Тарроу42 исследовалась динамика протестов и было введено понятие «цикла протестов». Осмысление протестных движений как совокупности индивидуальных активностей проводилось в работах А. Мелуччи43 и Д. Делла Порта44. Сетевой анализ к социальным движениям применялся М. Диани45 и Р. Гоулдом46.

Исследователями предлагалось также изучение различных механизмов процесса протестной мобилизации. В соответствии с концепцией Д. Зигеля47 протестная мобилизация может быть реализована посредством внутреннего или внешнего механизма. В случае, когда решение об участии в протесте принимается на основе личных убеждений, мобилизация индивида происходит по внутреннему механизму. Если же решение об участии в протесте было принято вследствие влияния окружения или иных экзогенных факторов, таких как медиа, речь идет о внешнем механизме.

К. Эндрюс и М. Биггс48 детально проанализировали внешнюю протестную мобилизацию на примере движений 1960-х годов и отметили весомую роль социальных сетей (социальных контактов), медиа и организации в этом процессе. Стоит отметить, что их выводы в приложении к современным реалиям диктуют необходимость включения в число механизмов протестной мобилизации также и мобилизацию, реализованную посредством социальных онлайн-сетей.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что данная тематика привлекает многих исследователей, однако на современном этапе нет работ, в которых был бы проведен всесторонний социологический анализ роли социальных онлайн-сетей в процессе политической мобилизации в России в период 2011-2013 гг., что и обусловило выбор объекта, предмета, цели и задач диссертации.

Объект исследования: участники российских протестных движений в социальных онлайн-сетях.

Предмет исследования: механизм протестной мобилизации участников протестных движений в России, реализуемый посредством коммуникации в социальных онлайн-сетях.

Цель исследования: выявление механизма протестной мобилизации, реализуемого посредством коммуникации в социальных онлайн-сетей.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать подходы к изучению протестных движений, организованных посредством социальных-онлайн сетей;

  2. Обосновать типологию участников протестных движений в соответствии с их практиками использования социальных онлайн-сетей;

  3. Выявить ключевые практики использования социальных онлайн-сетей;

  4. Проанализировать структуру и динамику дискурса протестных групп в социальных интернет-сетях и соотнести их с содержанием обсуждаемых проблем;

  5. Обосновать механизм политической мобилизации посредством социальных онлайн-сетей.

В качестве коммуникации в социальных онлайн-сетях в настоящем исследовании подразумевается взаимодействие (обмен аудио-, видео- и текстовыми сообщениями) между пользователями в социальных онлайн-сетях.

Протестная мобилизация трактуется как принятие решения об участии в протестных акциях.

В качестве теоретико-методологической основы использовалась теория социальных полей П. Бурдье, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория действующего субъекта Э. Гидденса, а также теория общества Н. Лумана. Выбор этих концептуальных подходов был обусловлен их широкой применимостью при анализе коммуникативных практик, реализуемых индивидуумами в интернет-пространстве.

Эмпирическая база исследования

Авторские исследования:

  1. «Практики участников протестных онлайн-сообществ» (ПОС 2012). Проведено в г. Москве в сентябре 2012 г. Онлайн опрос 137 респондентов. Выборка целевая нерепрезентативная.

  2. «Структура коммуникационных взаимодействий в протестном онлайн-сообществе» (СКВ 2013). 797 комментариев интернет-пользователей внутри протестного сообщества в социальной сети Facebook «Мы были на Болотной площади и придем еще» (15 августа 2012 г. по 15 марта 2013 г.). Использованы методы сетевого анализа, дискурс-анализа и контент-анализа.

  3. «Структура дружеских взаимодействий в протестном онлайн-сообществе» (СДВ 2012). Динамический сетевой анализ пользователей внутри протестной группы в социальной сети Facebook в период с 1 декабря 2012 г. по 8 мая 2013 г. Проанализировано 18 структур.

  4. «Роль социальных онлайн сетей для участников протестных движений» (РОП 2012). Проведено 12 интервью в г. Москве в мае 2012 г. Был использован метод глубинного интервью. Исследуемая совокупность – участники протестных митингов «Оккупай». Выборка целевая нерепрезентативная.

Для вторичного анализа также использовались результаты следующих исследований:

  1. Исследование ВЦИОМ «Протестные митинги: год спустя» (ВЦИОМ 2012). Всероссийский опрос 27-28 октября 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

  2. Исследование ВЦИОМ «Оппозиция и власть в России: вчера и сегодня» (ВЦИОМ 2013).Всероссийский опрос 14-15 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Положения, выносимые на защиту, содержащие элементы новизны:

  1. Предложенная типология участников протестных акций основана на активности использования респондентами социальных онлайн-сетей. Критериям дифференциации выступали отношение к роли социальных онлайн-сетей в протестных действиях, частота и цели использования интернет-сервисов. Учитывались также социально-демографические и экономические факторы. В результате было выделено три типа участников протестов: «интернет-скептики» (каждый седьмой участник), «активные интернет-пользователи» (примерно треть протестующих) и «умеренно активные интернет-пользователи» (около половины участников протеста). При этом было выявлено, что ключевым критерием дифференциации оказывается место жительства и доход участника, вопреки наиболее распространенному мнению о том, что наиболее значительным фактором является возраст.

  2. Обоснована типология участников протестных сообществ в социальных онлайн-сетях по степени их участия в создании собственного контента, получении информации о мероприятиях, частоте взаимодействия со знакомыми (слабые связи), с близкими и родными (сильные связи). Выделены следующие типы: «потребители новостного контента» (приблизительно 40%), «активные пользователи» (около 40%), «генераторы контента», «поддерживающие сильные связи» и «поддерживающие слабые связи» (приблизительно по 7%). Значительную роль в качестве дифференцирующего фактора сыграл возраст, однако социально-экономическое положение также оказывает значительное влияние на практики использования социальных интернет-сетей.

  3. На основе анализа коммуникаций участников в протестном сообществе в социальной сети Facebook сделан вывод о том, что в группе происходит формирование структурной модели «Мы-Они», в которой участники протестного движения противопоставляют себя другим членам общества.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты работы могут быть использованы в преподавании социологии коммуникации, политической социологии, методологии социологических исследований, а также для разработки учебного курса по изучению интернет-сообществ.

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы при подготовке социологического исследования как протестных виртуальных сообществ, так и других онлайн-структур.

Апробация результатов исследования

По теме диссертационного исследования было опубликовано семь статей, из которых четыре в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

За период с 2012 по 2014 год автор принял участие в двух Международных конференциях «Наша социология» (Москва, 2012 г. и 2013 г.); Международной конференции «Геополитика» (Москва, 2012 г.); XXXII Международной конференции ассоциации исследователей социальных сетей «Санбелт» (Гамбург, 2013 г.); в Международной Летней школе «Анализ социальных сетей: Интернет-исследования» (Санкт-Петербург, 2013 г.); коллоквиумах Университета Гронингена (Гронинген, 2013 г., 2014 г.). На конференциях были представлены промежуточные результаты исследований. Тезисы выступлений и тексты докладов были опубликованы в научных сборниках по итогам конференций.

Содержание данного исследования было обсуждено на заседании кафедры политической социологии РГГУ (январь 2014 г.), давшей положительное заключение и рекомендовавшей работу к защите.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconМарков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconКак создать и вести группу класса в социальных сетях
Чтобы наладить неформальный контакт с классом, используйте сетевые средства коммуникации. Объедините в сообщество всех учеников и...

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconПодружитесь со своим ребенком в социальных сетях
В эру интернет-технологий, интерактивности и социальных сетей удержать ребенка от использования всего этого практически невозможно....

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconДипломная работа) (на соискание квалификации социолог) на тему: «Правовая...
Правовая культура как фактор формирования антикоррупционного сознания преподавателей

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconОнлайн-касса
Федеральному закону от 03. 07. 2016 №290-фз с 1 февраля 2017 года вместо привычных нам ккт к ифнс будут подключать только онлайн-кассы....

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconРешение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг Институт...
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России icon«Анализ структуры распространения новостной информации в социальных сетях»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России icon1. Организация передачи данных в локальных сетях. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
Ений и пакетов. Коммутация каналов: использ-ся в телефон сетях, в сетях передачи данных встречается редко. Для установления соедин...

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconНа правах рукописи
Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития сми 7

Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России iconПредоставления социальных услуг совершеннолетним гражданам поставщиками...
Изационно–правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее – поставщики социальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск