Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»


НазваниеОсновная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»
страница1/18
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основная образовательная программа магистратуры

по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Гибкие формы образования в современном российском обществе

Выполнила: Григорьева Наталья Ивановна

Научный руководитель:

доктор соц. наук, профессор

Ильин Владимир Иванович

Рецензент:

кандидат соц. наук, научный сотрудник

Социологического института РАН

Земнухова Лилия Владимировна



Санкт-Петербург

2016

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Динамика социальной структуры в современном обществе 7

    1. Образ жизни в условиях современности 7

      1. Образ и стиль жизни: концептуальные основания 7

      2. Текучая современность как новое качество общества 9

    2. Прекариат и прекаризация: мировые и российские тенденции 19

    3. Креативный класс как субъект глобальных изменений 31

ГЛАВА 2. Трансформация роли образования в современном образе жизни 44

2.1. Трансформация концепции образования в контексте глобализации 44

2.2. Концепция «непрерывного образования» как результат новых внешних условий

и требований населения 50

2.3. Гибкие формы образования как новейшая ступень развития института

образования 54

ГЛАВА 3. Гибкие образовательные практики и их место в образе жизни молодежи

(на примере Санкт-Петербурга) 61

3.1. Методология и методика эмпирического исследования 61

3.2. Феномен гибкого образа жизни 65

3.3. Структура образа жизни как фактор отношения к образованию 69

3.4. Образование как элемент образа жизни молодежи 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

Список литературы 85

Приложения 89

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Все структуры и институты современных обществ, в том числе и российского, становятся все более подвижными, изменчивыми и непредсказуемыми в своем развитии. Эта ситуация, которую З.Бауман образно определил как «текучую современность» ставит под сомнение эффективность и адекватность традиционных жестких и консервативных форм образования. Как показывает ситуация на рынке образовательных услуг, все большим спросом пользуются гибкие образовательные практики, адаптируемые к вызовам текучего состояния общества, новым формам образа жизни.

Современному образу жизни свойственна гибкость, нестабильность и незащищенность. Постоянные изменения не поддаются контролю индивида. Подвижному образу жизни не подходит формализованная и строгая система традиционного образования. Гибкие формы образования (онлайн-обучение, очные курсы, частные преподаватели) позволяют управлять временем, местом и содержанием обучения. Эта самостоятельность очень важна именно в нынешних условиях, поскольку дает возможность влиять на свою повседневную жизнь.

Мы выделяем в повседневности жесткие и гибкие практики, то есть те, которые подчиняют себе и те, которыми можно управлять. В любой сфере жизни можно найти жесткий или гибкий вариант поведения: удаленная работа или график 5/2, традиционное образование или гибкие форматы. Таким образом, сегодня человек стремится формировать индивидуальный образ жизни, лавируя между жесткостью и гибкостью. Этот процесс выбран для рассмотрения не столько по причине того, что он касается самых последних изменений в общественной структуре, сколько потому, что динамичный процесс развития общества обуславливает быстрое устаревание информации, что требует всё большего количества свежих исследований.

Определение основных понятий:

Гибкие практики – это повседневные практики, которым свойственна подстраиваемость под другие условия повседневности, те, которыми можно управлять.

Жесткие практики – это повседневные практики, подчиняющие индивида, регламентирующие его деятельность.

Жизненная колея – это направление развития собственного жизненного пути, обусловленное как внешними факторами, так и личным выбором.

Жизненная стратегия – это организация человеком собственной жизни, включающая в себя его отношение к имеющимся ресурсам и возможностям.

Креативный класс – это слой населения, занятый в производстве идей, алгоритмов, инноваций.

Образ жизни – это совокупность возможных и необходимых форм жизнедеятельности. Он обусловлен внешними факторами, такими как социальный статус, профессия, доход и др. и отображает силовые характеристики социокультурного поля.1

Прекаризация – это тенденция к снижению уровня стабильности и гарантий. Выделение по принципу прекаризации отдельного общественного класса «прекариата» на данный момент подвергается обоснованной критике, тогда как прекаризация действительно широко распространена. В настоящем исследовании маркером прекаризации служит наличие в повседневности следующих элементов: нестабильные формы занятости, нерешенный жилищный вопрос, а также финансовая незащищенность, в целом.

Прекаризированность – это степень подверженности прекаризации. В данной работе служит в качестве индентификатора уровня неустойчивости в повседневной жизни.

Текучая современность – это состояние общества, которому свойственна постоянная изменчивость. Этот этап, согласно теории З. Баумана, пришел на смену эпохе модерна.

Объект: процесс прекаризации современного образа жизни.

Предмет: образовательные практики молодёжи в условиях текучей современности (на примере Санкт-Петербурга)

Целью исследования является выявление основных форм гибких образовательных услуг, пользующихся спросом у молодёжи в Санкт-Петербурге.

Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:

  1. 1. Концептуализировать понятия образа и стиля жизни в контексте современных общественных изменений;

  1. Выявить основные направления прекаризации и усиления неустойчивости современных институтов и структур, ставящих под сомнение эффективность традиционных жестких форм образования;

  2. Выявить формы образа жизни российской молодежи, порождаемые условиями «текучей современности»;

  3. Проследить трансформацию института образования в контексте динамики социальной структуры.

  4. Выявить и проанализировать основные формы гибких образовательных практик как элемента новых форм образа жизни;

  5. Разработать план эмпирического исследования образовательных практик современной молодёжи Санкт-Петербурга;

  6. Из полученного в ходе эмпирического исследования материала выделить особенности гибкого образа жизни;

  7. Рассмотреть весь полученный спектр индивидуальных жизненных стратегий и выявить связи между различными сферами повседневной жизни и образованием.

Сформулированы следующие гипотезы:

  1. Текучая современность формирует новые формы прекаризированного образа жизни, поддержание которого нуждается в адекватных ему гибких формах образования.

  2. Проявляется тенденция взаимодополнения жестких и гибких форм образования.

  3. Индивидуальный выбор образовательных форм диктуется основными характеристиками образа жизни.

  4. Образование как формальный результат все больше вытесняется стремлением к получению актуальных знаний, навыков, опыта.

Степень разработанности темы

Образ жизни как тема исследования упоминается еще в классических социологических трудах К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена и других. В советской социологии образ жизни рассматривался через призму советской идеологии, в то время как на западе на повестку дня вышла категория стиля жизни. Он сдвигал фокус с общественных структур, которыми обусловлен образ жизни, на вкус, ценности и личный выбор. Это было продиктовано постмодернистским направлением мысли. В СССР в 60-70-е гг. были проведены первые исследования по изучению ценностей, однако они всё равно были регламентированы идеологическим строем.2

В эпоху модерна социальная структура была устойчивой. Социальный статус, график занятости, обязанности – все эти и многие другие элементы социальной структуры были четкими. С переходом к постмодерну их позиции пошатнулись. Появилось великое множество вариантов, которое размыло границы между сферами жизни, ведь и вся жизнь стала менее устойчивой. Идея постоянного движения и развития получила подробное освещение в работах З. Баумана («Текучая современность»), У. Бека («Общество риска»), Э. Тоффлера («Шок будущего»), Э. Гидденса («Ускользающая современность») и многих других.

Огромный выбор возможностей бесконечно расширил границы самоидентификации и спектр стилей жизни. Современный человек оказался в ситуации кризиса идентичности, поскольку ценностные образцы сменяются быстрее, чем листва на деревьях. Ощущение незащищенности стало основой для выделения нового общественного класса. Г. Стэндинг высказал предположение, что все люди, оказывающиеся в ситуации незащищенности, могут быть отнесены к прекариату – новому общественному классу.

Наряду с этим другие исследователи отмечают коренные изменения в экономике. Современная экономика больше не основывается на производстве товаров, она развивается за счет производства идей. Люди, создающие новые идеи, становятся наиболее востребованными специалистами. Р. Флорида объединил их в креативный класс, и его разработки стали основой для множества новых исследований в области творческих индустрий и креативной экономики.

Образование, будучи элементом традиционной структуры, рассматривалось через устойчивые стабильные формы. Область социологии образования достаточно широко представлена в российских научных разработках. Стоит, пожалуй, особенно отметить работы Ф.Р. Филиппова3, Д.Л. Константиновского4, Г.Е. Зборовского5. Получила широкое распространение концепция «непрерывного образования», которое предполагает продолжение и поощрение обучения в течение всей жизни. Эта концепция активно обсуждается в научных кругах, как позиция адекватная вызовам современности. В российской практике она отражена в работах А.М. Хохловой и В. В. Козловского6, Е.С. Сжёнова7, С.А.Белякова и В.С.Вахштайна8, и других.

Новизна исследования заключается в применении концепций постмодернистского этапа – текучей современности, креативного класса и прекаризации к образовательным практикам. Ввиду своего особого пути развития России, зарубежные теоретические разработки не всегда применимы к российским условиям. Применение их к российской системе образования представляет особый интерес, поскольку в российских трудах подобные работы практически не представлены. Влияние современной ситуации на образовательные практики в России рассматриваются, в лучшем случае, лишь как один из элементов общей социальной динамики. Новизна также состоит в выявлении механизмов связи образа и стиля жизни людей с их образовательными практиками.

ГЛАВА 1. Динамика социальной структуры в современном обществе

1.1.Образ жизни в условиях современности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconСанкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconВолонтерство как институт гражданской активности в современной России...
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа (ооп) магистратуры по направлению...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры по направлению подготовки 03. 04. 02 «Физика» магистерская программа «Физика...

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconСанкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа высшего образования (магистратуры),...
Нормативные документы для разработки ооп магистратуры по направлению подготовки 080100. 68 Экономика

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconРабочая программа дисциплины в12. Логопедический практикум Основная...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
«Формирование конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: социологический анализ»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск