САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Профиль «Прикладная информатика в социологии» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Критерии эффективности института электронной торговли
Выполнил: Шапошников Максим Константинович Научный руководитель:
Кандидат физико-математических наук
Доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии
Евсеев Евгений Александрович
Санкт-Петербург
2016
Оглавление Введение. 4
Глава I. Место института электронной торговли в воспроизводстве общества. 7
§1. Электронная торговля как социальный институт. 7
§2. Причины возникновения и условия функционирования электронной торговли. 19
Глава II. Влияние электронной торговли на развитие общества. 30
§1. Условия функционирования и факторы распространения электронной торговли. 30
§2. Оценка социальной эффективности электронной торговли. 40
Заключение. 46
Приложения. 47
Список использованной литературы. 49
Список использованных интернет-источников. 51
Введение. Развитие сети Интернет приобретает всё большие масштабы. С учетом появления на телекоммуникационном рынке таких услуг, как широкополосный доступ, оптоволоконные каналы связи, развития спутниковой и мобильной радиосвязи, снижения цен на эти услуги - дальнейший рост мирового сегмента интернета будет иметь значительный характер.
Ежегодный прирост русскоязычной интернет-аудитории достигает порядка 20%, таким же темпом развивается и рынок онлайн продукции и сервисов. Если еще 15 лет назад в России никто не догадывался о том, что возможно покупать обувь, одежду и даже продукты питания в сети интернет, то теперь это стало повсеместным явлением. По данным Фонда общественного мнения объем ежемесячной аудитории Рунета (русского сегмента всемирной сети) достигает 70 млн пользователей1, что создает рынок с серьезным потенциалом. Также по данным исследования2 Payonline.ru Россия занимает девятое место по объемам рынка электронной торговли в мире.
В течение последних 20 лет электронная торговля развивается наиболее динамично, отчасти это вызвано существенным увеличением интернет пользователей, за счет доступности, как оборудования, так и технологий для работы в сети. Электронная торговля — это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИКС (Бразилия, Россия, ЮАР, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в интернете и продажи через интернет могут стать «и благом, и проклятьем».
В этом контексте наиболее актуальным вопросом становится определение критериев эффективности института электронной торговли в условиях развития всей сети интернет в целом.
Крупнейший западный экономический глоссарий BusinessDictionary.com говорит о том, что торговля – это коммерческая сделка продажи или покупки товара, услуги или информации. Множество ученых сравнивают торговлю с кровеносной системой общества, которая снабжает его элементы всеми необходимыми товарами и услугами. Именно через институт торговли осуществляется та необходимая связь между производителем и потребителем, которая возникает при наличии выгоды.
В качестве объекта исследования выступает институт электронной торговли, а предметом являются критерии его эффективности. Цель дипломной работы – разработка критериев эффективности института электронной торговли. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие института электронной торговли;
Рассмотреть типологию электронной торговли;
Установить специфику электронной торговли;
Рассмотреть условия функционирования электронной торговли;
О специфике электронной торговли говорят такие ученые как Д. Козье, Л. С. Климченя, И. Голдовский. Они исследуют широкий спектр проблем, посвященных электронной торговле в рамках институционального подхода: понятие и предмет электронной торговли, её значение для бизнеса, основные типы и структура, а также эффективность института электронной торговли.
|