Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество


НазваниеОбразовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Секция 1.

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество
Качество образования как акмеологическая проблема
Белоус Н.М., менеджер по работе со студентами
Акмеология (от древн. греч, акме- «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) — наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности вершинных достижений. Предметом изучения науки Акмеологии является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Данная область знания возникла на пересечении психологии, педагогики, теории менеджмента и ряда других дисциплин.

Понятие развития в психологии принято связывать с детским и ранним юношеским возрастом, когда созревание психики сопоставимо с изменениями с ростом физического тела человека и почти столь же непроизвольно, независимо от него самого. Постепенно развитие становится личным делом взрослеющего человека. С какого-то момента оно является только саморазвитием личности.

Развитие личности как таковой сводится к важным. необходимым, но все-таки частным достижениям социального, профессионального или иного плана. В этом случае главным содержанием внутренней жизни в преклонном возрасте может стать стремление удержаться на уровне этих достижений. Один из путей к этому ведет через область молодой науки акмеологии.

В античных биографиях слово «акме» означало высшую точку, лучшую пору в жизни и творчестве. И современную акмеологию – науку о «периоде расцвета» - интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают его и как долго удерживаются на этом уровне.

Главной проблемой акмеологии является не отрезок жизненного времени, а состояние духи самого творца, которое может превратить любой период жизни в «период расцвета». Состояние приобщенности к своему вечному «Я» или, что тоже самое, нисхождение, прорыв вечного «Я» в самосознание и творчество человека.

Проблема управления качеством образования. Проблема качества образования в начале XXI в. встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и реформирования системы образования Социальный заказ в сфере общего образования в современных условиях обращен к области социально-личностного поведения и воспитания молодежи.

Образовательная политика России в начале XXI в. должна строиться с учетом двух задач:

  1. интеграции России в мировое сообщество, что требует от человека владения новыми парадигмами мышления;

2) сохранение национальной независимости, а для этого необходимо соблюдение национальных интересов не только в экономике, политике, обороне, но и в системе образования. Двуединый подход к формированию образовательной политики России требует новой философии и методологии образования, новых образовательных парадигм и принципов. Методология высшего образования XXI в. создается на стыке двух процессов интеграции знаний: об образовании как объекте познания и преобразования и о человеке как субъекте жизнедеятельности.

Появились такие новые научно-практические направления, как 1) интегральная педагогика (В.И Мурашов) и 2) акмеология студенческого образования (В.Н Максимова). Оба направления во многом близки, в своей методологии они исходят из ориентации на человека в его целостном развитии, на приоритет духовно-нравственных ценностей, на принцип интеграции а построении содержания студенческого образования, на смещение акцента в определении сущности академии — от академии знаний к академии жизни (умение применять знания в жизни).

Новая методология образования и новые модели будущего создаются сегодня в процессе взаимодействия традиций и инноваций.

Академия как социально-педагогическая структура государства имеет полифункциональный характер в развитии человека и общества и может обеспечить высокое качество образования только тогда, когда она функционирует как многомерная модель. Данная задача успешно решается на основе акмеологической концепции образования в ВУЗе, в частности в НФ СГА.

Основные ее признаки:

1. Целостное развитие взрослеющего человека как цель и результат педагогического процесса.

2. Интегративное качество, которое отражает результаты обучения и воспитания — это зрелость студента.

3. Динамика видов зрелости по ступеням обучения, выпускник ДОУ — студенческая зрелость, или готовность к обучению в школе, выпускник начальной школы, учебная зрелость, или готовность к обучению в основной школе, выпускник основной школы — личностная зрелость, или готовность к обучению в средней школе, выпускник средней школы - социальная зрелость, или готовность к самостоятельной жизнедеятельности в сложных условиях социума.

4. Акмеологическая академия,т.е. академия высшего уровня достижений это академия жизни с ярко выраженной социальной деятельностью студентов.

5. Сущность высшего образования с позиций акмеологии - это человекознание, где главным объектом изучения становится человек в системе его отношений с миром.

6. Акмеологическое образовательное учреждение интегративного типа, в котором сочетаются различные виды образовательных программ и осуществляется полифункциональное развитие образовательной системы.

7. Приоритетом акмеологической академии являются духовно-равственные ценности в воспитании, формирование духовно-нравственного потенциала личности

8. Ведущими принципами деятельности акмеологической академии являются:

a) принцип взаимодействия личностно ориентированной и социально-ориентированной педагогики;

б) принцип взаимодействия педагогики управления и педагогики поддержки развития преподавателя и студента;

в) принцип взаимодействия процессов интеграции и дифференциации в организации образовательно-воспитательного процесса.

Для решения задачи управления качеством образования и воспитания необходим системный подход к организации деятельности административно-управленческого аппарата академии. Само понятие «качество»— это системная методологическая категория. Она отражает степень соответствия результата поставленной цепи. О качестве можно говорить только в рамках соотношения цели (какая цель поставлена) и результата (как цель реализована). Можно говорить о качестве управления, о качестве педагогического процесса (уровень, состояние этого процесса )и о качестве результата.

Управление качеством образования — это косвенное управление посредством стимулирования и регулирования творческой и исполнительской деятельности, наличие управленческих кадров (администрация НФ СГА), преподавателей, студентов, организации их деятельности, а также путем принятия управленческих решений и контроля за их выполнением.

Процесс управления качеством образования включает целеполагание как определение системы стратегических задач развития Академии и тактических задач ее функционирования в соответствии с концепцией и программой поэтапного преобразования всех компонентов образовательной системы. Программно-целевой подход к управлению предполагает моделирование конечного результата (модель выпускника) и проектирование управленческих технологий достижения этого результата. Управленческая технология - это упорядоченная логическая последовательность управленческих действий, направленных на поэтапное решение системы управленческо-педагогических задач развития и функционирования образовательной системы.

Одна из ведущих управленческо-педагогических задач с позиций качества образования - это введение психолого-развивающих технологий дифференцированного обучения, соответствующих образовательным программам. Развитие технологического мышления преподавателя, его умения спроектировать систему учебной деятельности студентов с учетом роста их познавательных возможностей важнейшая задача в управлении качеством образования.

Качество цели в аспекте воспитания. В акмеологической академии ведущую роль играет понимание качества цели, которую мы не сводим к образованности и компетентности, поскольку эти категории семантически отражают лишь результаты образования, и главным образом в плане традиционной совокупности знаний, умений и навыков Первостепенное значение для жизни растущего человека имеют результаты еговоспитания и развития, а образование и его ведущий процесс - обучение - выступают как средства воспитания и развития личности и индивидуальности.

С позиций акмеологии целью академическогоакадемического образования является целостное и устойчивое развитие человека как условие его духовности и совершенства. Студент - это человек с его генетической программой развития, которая но многом определяет его здоровье и психофизиологические свойства. Эти свойства носят первичный характер и определяют развитие человека как индивида. Качества личности носят вторичный характер.

Известно, что академия далеко не всегда положительно влияет на целостное развитие растущего человека. При высоких оценках успеваемости студент может иметь плохое здоровье, которое усугубляется учебными перегрузками, социальную неприспособленность к жизни; низкую мотивацию достижения успеха в самостоятельной жизни. Исследования показывают, что высокий уровень обученности далеко не всегда совпадает с высоким уровнем развития интеллекта, а потребность в достижении успеха в жизни редко связывается с успехом в обучении студента. Студенты с низкой успеваемостью имеют, как правило, более высокую валеологическую устойчивость к обучению, они менее подвержены стрессам, более выносливы. Поэтому анализ результативности образовательного процесса должен носить акмеологический характер.

Акмеологический анализ — это анализ взаимосвязей показателей разных направлений развития студента и разных видов диагностики (дидактической, психологической, валеологической, медицинской, социальной и др.). Это выявление I «узлов» связей, наиболее высоких процентов корреляции показателей, интегративных критериев результативности образования. Это новый, акмеологический подход к анализу и оценке качества образования в академии, которая зарождается в начале XXIв. Управление качеством образования — это управление процессом целостного развития растущего человека,управление связями между свойствами и качествами индивидуальности студента,между показателями его духовного и физического, интеллектуального и социального развития, между системой знаний и его ценностными ориентациями.

Для качества цели особое значение имеет осознание преподавателем места и роли воспитания в педагогическом процессе. Трудно согласиться с официальной позицией, отраженной в Законе РФ «Об образовании», что воспитание и обучение составляют два равнозначных процесса в образовании. Воспитание — это социально-педагогическая проблема. Образовательное учреждение не может ограничивать свои задачи достижением определенного уровня образованности выпускника. Воспитание в российской педагогике всегда занимало ведущее место. Достаточно вспомнить известный труд выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». К.Д. Ушинский обосновал принцип народности в педагогике и считал, что воспитание необходимо строить на народных традициях.

В советской педагогике и философии сущность человека была сведена только к личности, только к социальному развитию на основе единого для всех образовательных учреждений социального заказа. Цель - всестороннее развитие личности, средство — комплексный подход к воспитанию (единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания); результат — единая система воспитательной работы по утвержденным программам воспитания и успешная адаптация выпускников в стабильном обществе.

В новых условиях развития общества старая идеология была разрушена, а новая до сих пор отсутствует. Идеологический вакуум привел к отказу от воспитания как целенаправленной деятельности преподавателей, так как сами цели воспитания стали неопределенными. Воспитание как самостоятельная категория перестало существовать для преподавателя. Оно было заменено, по западному образцу, образованием

В последние годы интерес к воспитанию вновь заметно возрос, появились новые программы воспитания и проекты воспитательных систем (Е.В.Бондаревская, Г.Н.Филонов, Л.И.Новикова). Очевидно, что в новых социально-экономических условиях развития страны при разработке концепций и конкретных программ воспитания будут учитываться те подходы к пониманию сущности и целей воспитания, которые играют доминирующую роль в современной мировой системе образования. Можно выделить три концепции воспитания.

1. Психологическая концепция развития индивидуальности человека как самоценности (в любом обществе) опирается на философию экзистенциализма, ширококо распространенную во Франции, Германии, Америке. Защита уникальности и неповторимости индивидуальности каждого человека, что само по себе, безусловно, необходимо, в своем крайнем выражении приводит к воспитанию эгоизма и индивидуализма и к анархии общества. Развитие индивидуальности стало ведущей целью в гуманистической психологии и легло в основу вариативной системы образования и дифференциации образовательных программ и стандартов в нашей стране. Однако на практике развитие индивидуальности, этого интегрального образования в целостном развитии человека (Б.Г Ананьев), сводилось, как правило, к интеллектуальному развитию. Нередко студенты с ярко выраженной учебной установкой и высоким уровнем скученности страдают социальным инфантилизмом, рассогласованием между интеллектуальным и социальным развитием. В этом кроется одна из причин социальной дезадаптации выпускников, их неспособности найти свое достойное место в этом нестабильном мире. Следствием дезадаптации может быть приобщение молодежи к наркотикам, криминогенным группам, неспособность противостоять массовой субкультуре, рекламе, которая ведет к бездумному, дегенеративному поведению.

2. Философская концепция развития духовности человека как высшей ценности, как средство исправить все пороки общества. Именно бездуховность рассматривается как основная причина бедственного состояния отечества, невежества и произвола в стране.

Человек предстает как единство духа, души и тела. Дух представляет собой единство трех универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли, а духовность — это творческая субстанция человека, синтез общечеловеческих ценностей:истины, добра, красоты, любви и свободы, которые, преломляясь через национальный дух народа, способствуют нравственному поведению человека в обществе. Духовность народа - это одно из средств обеспечить национальную безопасность России. Национальная безопасность имеет три опоры: образование, экономику, оборону. Задача образования и воспитания - духовное рождение и становление человека в национально-мировой культуре и нравственности (Н.Д.Никандров, В.И.Мурашов). В.Д. Шадриков отмечает, что «только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув от национальной духовности, он сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа». Таким образом, концепция духовности определяет приоритеты воспитания: национальная безопасности, национальная культура, патриотизм, духовность народа. Светская духовность может и должна сочетаться с духовностью в религиозном понимании. Цель воспитания в свете православия есть спасение и искупление грехов человека в церкви и через церковь, через ее соборность. Воспитание есть помощь человеку в освобождении от власти греха, помощь в раскрытии образа Божия, в пробуждении в человеке духовной жизни.

Истоки воспитания духовности лежат в русской философии, в частности, в философии Н.Бердяева, который, однако, абсолютизирует духовность, что приводит к отрыву человека от реальной жизни. Фундаментом благополучия общества является его экономика, и молодой человек должен уметь не только потреблять продукты общественного производства, но и развивать его, активно участвовать в создании общественного продукта, избегая экономических преступлений.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconТема: Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconПредисловие Русский язык как глобальный ресурс и новые технологии
Эти перемены открыли новые перспективы и породили новые тревоги. Языковая составляющая этих перемен столь разнообразна, что для ее...

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconВ жизни каждого человека есть два самых главных момента: выбор спутника...
Средние медицинские работники – это огромная общественная сила, и сегодня в динамичном мире, в век высоких медицинских технологий,...

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество icon«Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада»
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду...

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconПеречень вопросов для самопроверки
Документы как источник информации. Роль документа в жизни человека и общества, в сфере права и управления

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconИнструкция по разработке и принятию локальных актов образовательного...
Помочь разрешить возникающие проблемы могут локальные акты образовательного учреждения

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconТема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в доу»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество iconСамостоятельная работа студентов
Жизнь человека как высшая социальная ценность, объект уголовно-правовой охраны. История развития отечественного уголовного законодательства...

Образовательная среда как условие жизни человека, новые подходы к обучению, студенчество icon1. 1 Экология человека
Но процесс развития этой области не останавливается – постоянно вовлекаются все новые и новые знания с самых различных уровней начиная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск