1. 1 Экология человека


Название1. 1 Экология человека
страница1/6
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Содержание

Введение 1

1.1 Экология человека 2

1.2 Биосоциальная природа человека 6

1.3 Эволюция человека 9

1.4 Среда жизни человека и его потребности 12

1.5 Проблемы питания и производства продовольствия 15

1.6 Защитные системы организма человека 18

1.7 Адаптация человека к экстремальным условиям. 19

Заключение 21

Список литературы 22







Введение


Человек – уникальное полное тайн существо, многослойное, но целостное. На каком-то этапе развития науки мир был поделен на множество объектов различных исследований, человека как объект исследования тоже поделили на множество частей-объектов. Ученые ответили на множество частных вопросов, дошли до самых мелких неделимых частей человеческого существа и тогда начался обратный процесс – процесс синтеза уже накопленных научных знаний и поиск новых способов комплексного изучения самого человека и многочисленных связей, в которые он вовлечен. К настоящему времени в сфере научного знания проявилась новая отрасль – экология человека, которая пытается совместить всё, что известно о самом человеке и о его взаимоотношениях с окружающей средой. Уже сейчас существует множество направлений внутри экологии человека. Но процесс развития этой области не останавливается – постоянно вовлекаются все новые и новые знания с самых различных уровней начиная от взаимодействий космического масштаба и до тонких, едва улавливаемых приборами, взаимодействий в сфере духа.

1.1 Экология человека


Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья [19].

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня – от глобального до локального и микролокального. В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология),  техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п.

Экологию человека на всех стадиях исторического развития интересует следующее:

1) численность отдельных общностей людей и всего человечества;

2) возрастная и половая структура общностей;

3) уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространённые причины смерти;

4) специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы её приготовления;

5) тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

6) система расселения;

7) культурные и гигиенические навыки.

Анализ указанных выше характеристик позволяет получить знание некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания. В экологии наиболее часто изучают не отдельного человека, а целые группы людей. Это позволяет выявить общие закономерности изменения показателей состояния организма и установить взаимосвязи между ними.

 Все живые организмы, в том числе человек, приспособлены к ритмичным изменениям окружающей среды, в соответствии с которыми периодически ускоряются и замедляются функции систем органов.

Будучи составной частью биосферы, человек сильно зависит от окружающей среды. Так, без воздуха человек может прожить лишь три минуты, без воды – три дня, без пищи – тридцать дней. То же относится и к внешним параметрам среды: температуре, давлению, влажности, облучению, воздействию различных физических полей. В ходе эволюционного развития организм человека адаптировался к действию широкого спектра природных условий. Изменения условий окружающей среды ритмичны [2].

На протяжении всей своей истории человечество связано с суточными, месячными, сезонными, годовыми ритмами, обусловленными планетарными явлениями и влияющими на геологические, климатические и биологические процессы.

Под ритмами понимают повторение одного и того же события или состояния через строго определённые промежутки времени. Длительность цикла от начала до очередного повтора называется периодом.

Ритмичность процессов, присущая всем живым организмам, носит название биологических ритмов.

Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти три функции являются периодическими - для физической активности 23 дня, эмоциональной - 28 дней и интеллектуальной 33 дня.

Важнейшим ритмом для всего живого на Земле является суточный ритм, определяемый такими факторами как вращение Земли, колебания температуры и влажности.

Ритмы биологической активности с периодом около суток (20 – 23 часа) носят название циркадных. Циркадные ритмы находятся в определенных фазовых соотношениях с тремя различными периодами внешних ритмов, соответствующих движению Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам: первый период — солнечные сутки, второй — лунные сутки, третий период — звездные сутки, которые называются сидерическими. Измеряются сутки в часах, минутах и секундах. Условно в сутках 24 часа, однако на самом деле длительность каждых суток различна [1].

Интерференция околосуточных ритмов приводит к периодичности, равной 29,5 суток синодического месяца. Синодический месяц — это промежуток между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он равен в среднем 29 суткам 12 часам 44 мин. 2,8 сек.

Изучение закономерностей этих ритмов приобретает всё возрастающее  практическое значение в связи с круглосуточной работой предприятий, жизнью в северных широтах, освоением Мирового океана, с длительным пребыванием под водой,  межконтинентальными перелётами, развитием космонавтики.  Ритм суточной смены сна и бодрствования, покоя и деятельности наложил свой отпечаток на все физиологические функции организма, вплоть до обмена веществ.

В соответствии с теорией биоритмов человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких либо других внешних факторов. Физический цикл (23 дня) определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный цикл (28 дней)  обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности (регулирует память, бдительность, восприимчивость к знаниям, логические и аналитические функции мышления).

Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного. В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность падает. В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине — раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует. Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, во второй половине происходит творческий спад.

Дни перехода от положительной фазы к отрицательной являются критическими, что проявляется в физическом цикле несчастными случаями, в эмоциональном – нервными срывами, в интеллектуальном – ухудшением качества умственной работы. наиболее неблагоприятной является ситуация, когда критические дни разных циклов совпадают.

Считают, что механизм «биологических часов» встроен в гипоталамус и представляет сложную функциональную структуру, где ведущую роль играют гормональные факторы. «Часы» работают неравномерно, ход их или замедляется, или ускоряется, что сказывается на характере протекания обмена веществ в клетках и внутренних органах тела. Сильное охлаждение, а также наркоз вызывают смещение биологических ритмов. Лекарства, яды, угнетающие обмен веществ, снижают амплитуду и цикличность колебаний. Алкалоиды, например, удлиняют периоды биологических ритмов [1].

Максимальный подъем творчества людей связан с солнечной активностью. Возникает он на 2-й год, следующий за годом максимума солнечной активности. Максимальная солнечная активность повторяется через 11 лет и длится около 6 мес. В год сильной солнечной активности фиксируется повышенное число катастроф. В частности, через 2 дня после вспышки на Солнце в 4 раза увеличивается количество дорожно - транспортных происшествий, потому что в это время на Землю излучается большое количество низкочастотных волн и у человека замедляются реакции в организме. При вспышках на Солнце осуществляется прорыв высокоэнергетических космических лучей через атмосферу, что влечет за собой изменение магнитного поля Земли, структуры ионосферы, урожайности, числа зверей в популяции и т. п. Прохождение пятен через центральный меридиан Солнца увеличивает на 84% обострение хронических заболеваний, инсультов, инфарктов миокарда. В год сильной солнечной активности люди, родившиеся в январе, феврале, марте и первой половине апреля, имеют больше шансов заболеть шизофренией. Установлено, что чем выше солнечная активность, тем ниже кислотность желудочного сока. Поэтому в период сильной солнечной активности отмечается повышенное количество заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также инфекционных заболеваний (холера, дизентерия). Солнечная активность влияет на содержание гемоглобина в крови человека. Максимальное содержание гемоглобина в крови у мужчин наблюдается в марте, у женщин — в январе, минимальное — у мужчин — в августе, у женщин — в июле.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. 1 Экология человека iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль...
Знание подобных региональных и адаптационных нормативов врачом повышает качество диагностики заболеваний

1. 1 Экология человека iconПрограмма надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья»...
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа...

1. 1 Экология человека iconРеферативной работе на тему Экология почвы
Объектом исследования является почва, а, именно, та часть ее, которая связана с деятельностью человека

1. 1 Экология человека iconРегламент г. Комсомольск-на-Амуре  Олимпиады «Экология»
«Экология» для обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (далее – Олимпиада) определяет...

1. 1 Экология человека iconРабочая программа учебной дисциплины обращение с отходами производства...
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета...

1. 1 Экология человека iconПояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности»
Программное обеспечение: Программа «Учусь учиться 4 – 5» разработана на основе авторской программы – Дзятковской Е. Н. «Учусь учиться...

1. 1 Экология человека iconМероприятие «Права человека», посвящённое 60-летию со дня подписания...
Оборудование: Всеобщая Декларация прав человека; Правила обращения с жалобами в Европейскую комиссию и Европейский суд по правам...

1. 1 Экология человека iconМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Экология»
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды: Методические указания к выполнению практических занятий по...

1. 1 Экология человека iconПрограмма повышения квалификации для российских адвокатов по защите...
Европейского Суда по Правам Человека, Совета Европы и Адвокатской Палаты г. Страсбург

1. 1 Экология человека iconДоклад о положении с правами человека в пензенской области в 2009...
Основные направления деятельности организации- защита конституционных прав человека

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск