ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географии разработана для обучения учащихся 8-9 классов МАОУ «Технический лицей»:
в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089 (в ред. от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
на основе Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312;
Примерной программы основного общего образования по географии, опубликованной в сборнике нормативных документов (Москва:«Дрофа», 2007 г.);
авторских программ по географии, разработанныхИ.И.Бариновой, В.П.Дроновым, В.Я. Ромом, 2007 год, издательство «Дрофа»для 8 и 9 класса(базовый уровень).
Положения о рабочей программе МАОУ «Технический лицей».
Рабочая программа по предмету «География» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Курс «География России» » рассчитан на 2 года обучения. В 8 классе изучение курса «География России. Природа», в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов».
На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312) отводит 140 часов, 2 часа в неделю. Программа 8 класса составляет 72 часа, программа 9 класса - 68 часов.
Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Рабочая программа предусматривает выполнение в 8 классе - 15, в 9 классе – 17 практических работ. В рабочую программу введены элементы национального регионального компонента.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Достижение поставленных целей связано с решением следующих задач:
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе;
Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, в необходимостирешения проблем окружающей среды;
Сформировать образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, демографических, этнокультурных явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;
Изучить свою республику с точки зрения хозяйственного освоения, экономического развития, торговых отношений с другими регионами и странами мира.
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации;
«География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), информационно - коммуникативные технологии.
Рабочая программа учебного предмета «География» реализуемая в МАОУ "Технический лицей», отличается следующими особенностями:
Расширение предметного содержания по ФК ГОС:
в связи с изменением количества часов в соответствии с годовым календарным графиком в 8 классе-36 учебных недель в году (по БУП 2004 - 34 недели) 4 часа выделены на изучение Республики Коми (рассматривается в разделе «Природное районирование».)
в связи с введением регионального национального компонента.
ИзучениеРеспублики Коми в календарно-тематическое планирование включено дисперсно, т. е. при изучении тем, где можно опираться на знания о родном крае, даётся сравнение компонентов природы или крупных природных районов с Республикой Коми. Далее рассматривается при изучении экономических районов, межотраслевых комплексов.
-
№ п/п
| 8 класс
|
| Раздел, тема
| Количество часов
| 1.
| Введение/Географическое положение
| 0,5
| 2.
| Особенности природы, природные ресурсы.
| 3
| 3.
| Природное районирование
| 0,5
| 4.
| Природа регионов России/Русская равнина
| 4,5
| 5.
| Человек и природа.
| 1
|
| Итого: 9,5 час.
| 9 класс
| 1.
| Введение/Особенности ЭГП/АТД
| 1
| 2.
| Население России.
| 1
| 3.
| Общая характеристика хозяйства
| 1
| 4.
| География отраслей и МОК
| 2
| 5.
| Хозяйственные районы России
| 2
|
| Итого: 7 час.
|
В ходе реализации учебной программы по предмету «География»учащиеся получают опережающие задания, выполняют работы, связанные с поиском и систематизацией дополнительной информации. При изучении региональной части ФГР во втором полугодии учащиеся работают над творческими работами, проектами, которые представляют, защищают перед классом.
Основными формами и методами работы для реализации поставленных целей являются: исследование, проведение практических работ, конференций, семинаров, дифференциация обучения, защита проектов, презентации, групповые формы работы. Активно внедряются в образовательный процесс современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектные и исследовательские методы, информационно-коммуникационные технологии, активные методы обучения, технология критического мышления, деловые игры, ролевые игры, дебаты и т.д.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: географические диктанты, тестовый контроль, практические работы, проверочные работы, работы с контурными картами.
Предусматриваются следующие виды контроля:
- текущий (на каждом занятии); - периодический (после каждого раздела); - итоговый (осуществляется в конце года).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ - 8-9 КЛАССОВ
В результате изучения географии учащийся должен
Знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их применение в результате деятельности человека. Географическую зональность и поясность.
Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира.
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования на местности и проведения сьемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания.
Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Оценки их последствий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 8 класс 72 часа
№
п/п
| Наименование разделов, тем
| Общее кол-во часов
| В том числе
на проверочные работы
| В том числе
на практические работы
| В том числе на
реализацию
РНК
ци
|
| Раздел 1. Введение
| 5
| 1
| 3
| 0,5
| 2
| Раздел 2. Особенности природы, природные ресурсы России.
| 26
| 3
| 8
| 3
|
| Тема 1.Рельеф и минеральные ресурсы.
| 7
| 1
| 2
|
| 4
| Тема 2.Климат.
| 8
| 1
| 3
|
|
| Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы.
| 6
| 1
| 1
|
|
| Тема 4.Почвы и почвенные ресурсы.
| 3
|
| 1
|
|
| Тема 5. Растительный и животный мир.
| 2
|
| 1
|
|
| Раздел 3.Природное районирование.
| 7
| 1
| 1
|
|
| Раздел 4.Природа регионов России.
| 28
|
| 3
| 0,5
|
| Тема 1.Русская равнина.
| 8
| 1
| 1
| 4,5
|
| Тема 2.Северный Кавказ.
| 3
| 1
|
|
|
| Тема 3.Урал.
| 4
| 1
|
|
|
| Тема 4.Западно-Сибирская низменность.
| 3
|
| 1
|
|
| Тема 5.Восточная Сибирь.
| 5
| 1
| 1
|
|
| Тема 6.Дальний Восток.
| 3
|
|
|
|
| Тема 7. Сравнительная характеристика природных условий и природных ресурсов Европейской и Азиатской части.
| 2
| -
| -
|
|
| Раздел5. Человек и природа.
| 4
| -
| -
| 1
|
| Обобщающее повторение по курсу «География России. Природа».
| 2
| 1
| -
| -
|
| ИТОГО:
| 72
| 10
| 15
| 9,5
|
|