Скачать 2.01 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ На правах рукописи Остахнович Всеволод Олегович Социальная справедливость в современном российском обществе: социокультурные аспекты анализа Специальность 22.00.06 – Социология культуры ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук Научный руководитель: Викторов А.Ш. доктор социологических наук, профессор Москва – 2014 Оглавление Введение………………………………………………………………………....3 Глава 1. Традиции изучения феномена социальной справедливости………………………………………….…..………………….…15 §1. Западные научные тенденции исследования феномена социальной справедливости ………………………………………………………………….…15 §2. Социокультурные традиции в исследовании феномена социальной справедливости в общественной мысли в России ………………………………………………………………………………………..53 Глава 2. Социологический анализ обществ социальной справедливости…………………………………………………………….……...69 §1. Анализ моделей социальной политики развитых и развивающихся стран (БРИКС)……………………………..…………………………………….………...69 §2. Особенности Российской Федерации как социального государства в условиях социальных изменений………………………………..………………105 Заключение ……………………………………...……………………….…..136 Список литературы……………………………………..……………….…..140 Введение Актуальность темы диссертационного исследования. Вопросы, связанные с социальной справедливостью, всегда лежали в основе социокультурного развития общества. Но сегодня в эпоху глобализации общество сталкивается с новыми социальными проблемами, относящимися к устройству общественной жизни. Развитие технологий массовых коммуникаций и информатизация общества привели современный мир в состояние глобального дискурса, открытости и размытости границ национальных государств, что, в свою очередь, повлекло за собой разрушение ряда базовых социокультурных ценностей и потерю целостной культурной идентичности. Имеется огромный риск подавления одних обществ, менее развитых с политической, экономической и культурной точки зрения, другими, что может привести к культурной гегемонии, при которой ценности более сильной стороны считаются справедливыми. Сегодня стоит вопрос, как не допустить реализации такого сценария и задействовать такие социальные, политические, экономические и культурные рычаги, которые обеспечат диалектическое равновесие мира в масштабах «локальный-глобальный». Эта доминирующая предпосылка, которую необходимо учитывать при рассмотрении феномена социальной справедливости, носит глобальный характер. Сегодня в связи с усложнением социокультурных связей и возникновением новых механизмов социальных отношений, принципы проявления и практического соблюдения социальной справедливости в развивающихся странах стали важным фактором их развития. Современное российское общество, которое до сих пор переживает период реструктуризации и радикальных изменений во всех сферах жизнедеятельности, особенно остро реагирует на существующие проблемы в теории и практической реализации норм и принципов в области социальной справедливости. Трансформация всех социальных институтов в современной России повлекла за собой изменения в отношении к данному феномену и на государственном уровне, и на уровне общественного сознания. Общество, в котором существовавшее раннее представление о социальной справедливости нарушено, где взаимоотношения людей во всех сферах определяются только выгодой, обречено на деградацию, развал и гибель. Радиальные социальные преобразования, происходящие в России, отразились на изменении социального положения всех слоев населения и коснулись существовавших ценностных ориентиров. Усилившееся неравенство по показателям уровня жизни, дохода, здоровья, образования способствовало обострению всех проблем социального неравенства: и реальных возможностей индивида, и самореализации широких масс населения, и деградации социокультурного уровня нации1. В современных социальных проектах принципы справедливости редко отражают интересы широких масс, зачастую отдавая предпочтения узкогрупповым интересам. Налицо противоречие между ожиданиями, связанными с существующими в общественном сознании представлениями о социальной справедливости и ее реальным состоянием, а также между конституционными положениями в отношении социального государства и социальных прав граждан, в которых де-юре провозглашен основания социальной справедливости, и их реальным воплощением в общественных отношениях. В этой связи важно рассмотреть развитие современных социальных практик и формирование тенденций в понимании и практической реализации социальной справедливости в обществе с учетом многообразных и разноплановых глобальных процессов, происходящих сегодня в мире. Степень научной разработанности проблемы. Современная зарубежная и отечественная социология и другие социально-гуманитарные науки накопили большой теоретический и эмпирический опыт исследования социальной справедливости. Чаще всего проблема социальной справедливости исследовалась философами и экономистами, реже социологами и культурологами. Современный интерес к этому феномену обусловлен радикальными изменениями, происходящими в мире в условиях глобализации. Основы теоретического изучения справедливости были заложены еще в античности такими мыслителями как Гераклит, Платон, Аристотель, Цицерон2. Политическое мышление древних философов было сконцентрировано на главной проблеме – обустройство полиса3. Для античной парадигмы характерно осмысление справедливости в контексте общего блага и высшей цели политики. Уже в то время возникает разделение на две традиции в теоретическом анализе и интерпретации справедливости: политико-этической и политико-правовой. В средние века формируется теологическая трактовка природы справедливости, как выражение воли Бога (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др4.) и как свобода нравственного выбора (Б. Спиноза5). Начиная с Нового времени идеи социального равенства и принципов справедливости нашли выражение в трудах французских утопических социалистов А. Сен-Симона и Ш. Фурье6. Они рассматривали создание возможностей для реализации принципов справедливости в воспитании и просвещении, а также в сотрудничестве классов. В работах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юма и других философов справедливость соотносится с главными ценностями гражданского общества, с проблемой прав индивида и их обеспечением, с уменьшением «давления» государства на общество7. Важнейший подход к справедливости обязан своим возникновением эпохе Просвещения времен Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Р. Декарта8. Ее идейные вдохновители традиционно считаются сторонниками либерализма, которые неразрывно связывали понятие справедливости с понятием права, обеспечение которого является главной целью политического общества. И. Кант заложил основания деонтологического понимания справедливости9. Его идеи продолжили и развили Г. Гегель, Г. Зиммель10. Э. Дюркгейм и М. Мосс в качестве основы справедливости рассматривали принципы солидарности и консенсуса11. В середине XIX - начале XX вв. получают развитие концепции справедливости представителей экономической и социологической наук. Идея справедливости получила свое обоснование в работах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля, И. Бентама12. В рамках анализа природы экономической элиты они выделили значимость индивидуалистического взгляда на общественные отношения. Основной справедливости являлась свобода, поиск блага и счастье13. В дальнейшем проблема социальной справедливости рассматривалась с позиций подхода, который теоретически идет через Г. Гегеля и Ф. Тенниса, К. Марксу и современным аристотелианцам, являясь отражением социалистической теории14. В теории общественного развития, изложенной в «немецкой идеологии» Теннисом и Марксом, справедливость ассоциируется с обществом без частной собственности и эксплуатации труда одного социального класса другим, она связана с реализацией идеи равенства через конфликт интересов и смену формаций15. М. Вебер выдвигает концепцию социальной справедливости, которая основывается на качестве и продолжительности жизни – параметры, которые напрямую влияют на «жизненные шансы»16. Т. Парсонс и Г. Бредемейер уделяли огромное внимание проблемам социального порядка и институционализации основных социокультурных ценностей в обществе17. Существенное приращение научных знаний в области исследования проблем справедливости осуществили отечественные социологи и философы во второй половине XIX - начале XX вв. Важнейшие идеи того времени были связаны с идеалами свободы и национального самосознания как критерия взаимоотношений личности и государства. Так, Н.Я. Данилевский рассматривал эту проблему через народность как культурно-историческую общность18, H.A. Бердяев – через чувство богоизбранности19, В.И. Иванов – через национальное самосознание и единую для всех «русскую идею»20, И.А. Ильин определял справедливость через признание неравенства индивидов21. П. Сорокин рассматривал ее в качестве инструмента распределения благ, пропорционально заслугам индивида, которые, в свою очередь, всегда социокультурно детерминированы22. В советский и постсоветский периоды понимание социальной справедливости получило свое обоснование в рамках развития марксистской этики, основанной на материалистической традиции. Освещались следующие ее аспекты: этические (Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий)23, социально-экономические (Т.И. Заславская, В.З. Роговин, Н.М. Римашевская)24, политико-правоведческие (В.С. Нерсесянц)25, культурологические (А.Я. Флиер)26. Некоторые исследователи считали, что феномен социальной справедливости является интегральной характеристикой, объединяющей различные сферы общественной жизни (В.Г. Федотова, С.И. Григорьев, В.Е. Давидович)27. Современная наука разработала целый арсенал концепций справедливости, по-разному трактующих соотношение социальных и личностных, структурных и феноменологических факторов и их взаимосвязей. Известный российский исследователь академик РАН А.А. Гусейнов предлагает классифицировать существующие в исторической традиции концепции справедливости с точки зрения подхода к личности и обществу, подразделяя их на кооперативно-холистские и конфликтно-индивидуалистические. Теории первой группы исходят из идеи единого общего блага целого, не сводимого к сумме индивидуальных благ, авторы второй группы – из идеи атомарного индивида, целям которого и должно служить общество28. А.А. Гусейнов рассматривает справедливость как способ распределения благ между индивидами, обоснование существования единого социального пространства, где сталкиваются различные личностные интересы, и социальное равенство. В ХХ веке феномен социальной справедливости все чаще изучается в рамках междисциплинарного подхода, который предполагает рассмотрение справедливости с точки зрения реализации ее принципов в экономике (Дж. Кейнс, Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридман)29, педагогике и этике (Дж. Дьюи, Ю. Хабермас)30, культурологии (Н. Элиас, Ч. Миллс, Р. Мертон)31, конфликтологии (Р. Дарендорф)32, социальной философии (Д. Ролз, Д. Готиер, Р. Рорти)33, с позиций социального конструирования (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье)34. Цель диссертационного исследования – выявить противоречия между социокультурными нормами и принципами социальной справедливости и конкретными формами ее реализации в современной России. Цель предопределяет постановку конкретных исследовательских задач, решение которых составляет содержание данной работы: 1) провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных концепций феномена социальной справедливости; 2) обосновать приоритет феномена, принципа и нормы социальной справедливости в интегративной функции социального государства; 3) определить степень включения принципа социальной справедливости в общее содержание понятий «социальное государство» и «социальная политика»; 4) осуществить сравнительный анализ моделей социальной политики в развитых и развивающихся странах; 5) изучить особенности реализации новых норм социальной политики в современном российском обществе и дать им качественную оценку с точки зрения практического осуществления социальной справедливости в различных сферах жизнедеятельности; 6) на основании осмысления существующей литературы дать определение социальной справедливости как феномену, принципу и норме. Объект исследования – социальная справедливость в современном российском обществе как феномен, принцип и норма. Предмет исследования – особенности социокультурной динамики принципа социальной справедливости и его практической реализации в современном российском обществе. Основная гипотеза исследования. Российская Федерация с 1993 года официально была провозглашена социальным государством35, фактически взяв на себя ответственность по созданию условий, обеспечивающих социальную справедливость, социокультурную стабильность и солидарность в общественных отношениях по реализации основных механизмов социальной защиты и проведению всесторонней социальной политики, однако, исходя из анализа жизнедеятельности социальных институтов, функционирующих в стране, можно сделать вывод о том, декларируемые принципы реализации социальной справедливости не всегда соответствуют реальной практике их реализации. Источниковой базой исследования послужили: 1) анализ документов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по правам человека, Европейская социальная хартия, Конституция РФ и других стран, Федеральные законы и кодексы; 2) вторичный анализ данных исследований, содержащихся в материалах РАН, ВЦИОМ, НИСП, ООН и материалы исследований других организаций; 3) эмпирические исследования отечественных и зарубежных авторов, результаты авторских исследований и диссертационных работ, публикации научной и периодической печати, информация из электронных источников. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют принцип конкретно-исторического анализа социальных процессов, на основе которых формируется понятие «социальная справедливость», а также социокультурный подход, позволяющий провести всесторонний анализ функционирования социокультурной среды России. Структурно-функциональный подход использовался для определения структурообразующих элементов общественного сознания и их связи с понятием «социальная справедливость». Диалектико-системный подход позволил проанализировать научные концепции, интерпретировать взаимосвязи социальной справедливости с основными социологическими категориями равенства, свободы, справедливости и др., без которых невозможен анализ современного российского общества. Научная новизна диссертационного исследования состоит в: 1) обобщении и систематизации основных научных традиций исследования социальной справедливости в отечественной и западной социологии во второй половине XIX-XXI вв.; 2) выявлении особенностей исследования феномена социальной справедливости в общественной мысли в России со второй половины XIX в. до настоящего времени, в основе которой лежит интегративная функция социального государства; 3) разработке авторского определения понятия социальной справедливости, которая рассматривается как надындивидуальная социокультурная детерминанта, определяющая статусно-ролевую структуру общества, и регулирующая социальные отношения на основании традиционных духовных ценностей, норм общежития и индивидуального разума; 4) систематизации особенностей функционирования социального государства в развитых и развивающихся странах через призму взаимодействия основных агентов социальных изменений: гражданского общества и государства; 5) анализе особенностей социокультурной динамики и деятельности социальных институтов России в современном российском обществе в сфере реализации их социокультурной функции для обеспечения социальной справедливости; 6) определении степени включения принципа социальной справедливости в общее содержание понятий «социальное государство» и «социальная политика» на основе анализа процессов эволюции содержания этого понятия в условиях транзитивного общества; Основные положения, выносимые на защиту:
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты работы заслуживают внимания при определении государственной политики в социальной сфере, позволяют проводить анализ социальных реформ и делать выводы на предмет их эффективности с точки зрения возможности реализации феномена социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития. Материалы диссертационного исследования можно также использовать в обучении студентов и аспирантов в сфере социологии, культурологии и философии. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались автором на всероссийских и международных конференциях, круглых столах и семинарах, в том числе на V Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире» (г. Прага, 2014 г.) и XXXIV Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, 2014 г.), а также на научных конференциях «Ломоносовские чтения» и Всероссийских научных конференциях «Сорокинские чтения» социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной структуры и социальных процессов социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. По теме диссертации автором было опубликовано 7 печатных работ общим объемом 3,1 п.л., в том числе 5 публикаций в ведущих рецензируемых научных журналах общим объемом 2,8 п.л., рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 274 наименования, в том числе 25 источников на иностранном языке. Общий объем работы 161 страница. |
Социокультурные аспекты формирования аудиовизуальных умений в условиях изучения немецкого языка как второго иностранного | Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе: Материалы XII международной молодежной... | ||
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе» | Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм... | ||
Законодательная база, определяющая предпринимательскую деятельность в России 18 | Национально-региональный компонент в современном российском образовании: национальная модель | ||
«Практические аспекты применения специальных упрощений. Проблемы единообразной правоприменительной практики» | Ii. Особенности учебного процесса в Российском исламском университете на современном этапе | ||
Инт. Москва. Госкомспорт. Кабинет председателя федерации фигурного катания день (Наташа, Геннадий Павлович) | Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |