Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса


Скачать 424.48 Kb.
НазваниеОбобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса
страница1/3
ТипРеферат
filling-form.ru > бланк заявлений > Реферат
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

Глава I. Из истории создания религиозных учебных заведений

1.1. Медресе «Галия» в 90-е годы……………………………………..

1.2. Возрождение медресе в мечети «Тукай»……………………………..

1.3. Институт имени Ризаэтдина Фахретдина……………………………

1.4. Образование Российского исламского университета……………….

Глава II. Особенности учебного процесса в Российском исламском университете на современном этапе

2.1. Структура университета и некоторые особенности организации учебного процесса…………………………………………….

2.2. Учебные программы и планы на факультетах и отделениях РИУ…..

2.3. Контроль учебного процесса………………………………………….

2.4. Методическая работа…………………………………………………..

Глава I I I. Партнерство в Российском исламском университете

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………..

Приложения………………………………………………………………

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что происходит возрождение системы духовного образования. На сегодняшний день нет сконцентрированной информации, как делалось раньше, чтобы опираться на него. Желательно планировать учебно-воспитательный процесс сравнивая с тем, что было. Но конкретных, специализированных, подробных описаний нет. Можно было бы взять и строить. Сейчас все заново надо восстанавливать. Приходится методом пробы и ошибки возрождать систему религиозного образования.

Цель исследования изучение процесса планирования учебно-воспитательного процесса на разных этапах его развития.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в РИУ. С нынешнего года введена система план-отчет каждого преподавателя, сотрудника. Планы утверждаются учебным отделом и в конце проводится отчет.

Предмет исследования планирование учебно-воспитательного процесса в РИУ.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- проследить историю становления и развития РИУ и совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждом этапе истории;

- выделить особенности учебных программ и планов воспитательной работы студентов в выделенные периоды истории;

- проследить преобразование в учебно-воспитательном процессе РИУ в связи с вступлением его в консорциум вузов партнеров в рамках государмственной программы в поддержку духовного образования 2007 г. 2010 г.;

- обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Теоретическую основу составили основные направления и принципы обучения в медресе «Галия», этапы его развития, расширение светской образовательной программы,

Глава I. Из истории создания религиозных учебных заведений.

1.1. Медресе «Галия» в 90-е годы.

Благодаря инициативе и усилиям уфимских мусульман — дворян, купцов, чиновников — 15 ноября 1906 года в Уфе при второй соборной мечети было открыто медресе «Галия». Учебный корпус медресе был построен в 1906 году на средства меценатов. Основатель и бессменный директор — профессор Зия Джамалетдиновича Камалетдинова (1873–1942). В переводе с арабского «гали» означает «высший».

В истории медресе «Галия» выделяются три этапа. Первый датируется 1906-1907 годами. Это — период становления медресе, когда были определены основные направления и принципы обучения, создана солидная материальная база. От традиционных медресе «Галию» отличало не только и не столько повышенное внимание к рациональным знаниям, сколько осмысленное изучение его воспитанниками исламской религии на основе первоисточников — Корана и хадисов. К преподаванию привлекались лучшие педагоги Урало-Поволжья. Медресе было небольшим (всего 70 шакирдов) и преимущественно региональным. Учащиеся были в основном выходцы из мещан и крестьян. В новом здании медресе начали работать подготовительные классы с трехгодичным курсом обучения и классы основного, также трехгодичного курса. В подготовительные классы принимались выпускники обычного медресе — в возрасте с 15 до 45 лет. Иногородние шакирды жили в медресе, там же они получали трехразовое питание. В медресе была своя библиотека, при которой работал литературный кружок. Этот кружок регулярно выпускал рукописные журналы «Борау», «Садак». Финансовое положение медресе целиком зависело от меценатов.

Второй этап в развитии медресе «Галия» относится к 1908-1912 годам. Медресе все больше развивалось как центр светского образования, активно используя новые методы обучения, в частности дидактические материалы. В свободное от занятий время шакирды занимались музыкой, посещали театры. Здесь работали различные кружки. С 1913 года дважды в месяц стал выходить научно-литературный журнал «Парлак» под редакцией Шайхзады Бабича. Казахские шакирды издавали свои журналы — «Садак» и «Шымытыр», черкесские свой — «Лэгу».

В 1908 году оно обосновалось в специально оборудованном для него здании на углу улиц Чернышевского, 5 и Нагорной (тогда Уфимской и Вавилова). Согласно законам того времени здания должны были считаться личной собственностью, и потому медресе строилось как собственность Бадрия Назирова. После окончания строительства оно было передано им в дар второму приходу города Уфы. В первый год приняли 70 учеников на основе экзаменов, причем возрастной диапазон был очень большой — от 15 до 45 лет; поступающие должны были иметь начальное образование. Обучение было шестилетним. Преподавание было бесплатным. Потом шакирды стали платить за обучение, питание, общежитие по 60 рублей в год.

«Галия» вполне оправдывала свое название. Все преподаватели имели превосходное образование: в Турции получили образование Габдулла Шанаси, Хабиб Зайни, Сатаев Махмуд. Преподаватель арабского языка Закар Кадаири обучался в Египте. В 1915 по просьбе демократически настроенных учащихся в медресе начал преподавать татарский язык Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А.-З.Валиди, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева (первый педагог-женщина в медресе). Также преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и другие. Обучались башкиры, татары, казахи. Медресе располагало превосходнейшей, богатой библиотекой, имело три подготовительных класса с годичным курсом обучения в каждом классе и 3 основных по три года обучения. Кабинеты медресе по тому времени были неплохо оборудованы. Основное место в учебной программе занимали традиционные дисциплины: история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, чистописание, а также языки: арабский, французский, турецкий, русский, тюрки, татарский. В отличие от других медресе изучались также психология, педагогика, логика, музыка, химия, и физика, история тюркских народов. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений.

В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политические темы. Проходили литературные вечера, даже вне стен медресе — в зале Дома дворянского собрания, в Сибирской гостинице, издавались многочисленные рукописные журналы. В 1912 году шакирды медресе провели даже крупную забастовку (65 учащихся покинули медресе). В 1913 году медресе посетил мухтасиб Петербургского округа М. Я. Бичеев, который на свои деньги провел в медресе электрическое освещение.

В 1914 году буржуазия отказалась субсидировать медресе, но прогрессивная интеллигенция поддержала З.Д. Камалетдинова, а он организовал фонд дарственных средств, выезжал в другие города для сбора денег. И вплоть до 1919 года молодежь, жаждущая знаний, продолжала обучение в медресе «Галия». И в этом же году медресе было преобразовано в мужскую школу второй ступени для башкир и татар.

Третий этап в истории медресе (1913-1917 годы) отличается существенным расширением светской образовательной программы, развитием демократических традиций в обучении. Именно в этот период медресе стало учебным заведением, которое по масштабам того времени превосходило училища, школы, а по определению некоторых современников, даже высшую школу для мусульман. В 1913 году в медресе «Галия» насчитывалось 94 учащихся и 20 вольнослушателей, национальный и социальный состав которых был весьма разнородным: среди них были дети мулл, крестьян, торговцев. Обучение было платным. Третий период характеризуется заметным повышением политической активности шакирдов. В 1915 году по просьбе демократически настроенной учащейся молодежи в медресе начали преподавать татарский язык и литературу татарский писатель, публицист, общественный деятель Галимджан Ибрагимов и востоковед-тюрколог Ахмет-Заки Валидов.

За десять лет существования медресе (1906-1916) из него вышло немало выдающихся деятелей культуры и просвещения: Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, Т. Нигмати, 3. Насыров, Карим Хакимов, Карим Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н. Манаев, Султан Габяши и другие. 250 выпускников медресе стали учителями в начальных и средних школах, более 300 выпускников — врачами и инженерами, научными работниками, агрономами.

В марте 1919 года Уфу заняли войска Колчака. Сначала в здании медресе была устроена казарма. Перед отступлением колчаковцы подожгли здание, остался только выгоревший остов. В 1919 году медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую общеобразовательную школу второй ступени для башкир и татар. Позже в восстановленном здании находилась школа-интернат N92.

1.2. Возрождение медресе в мечети «Тукай».

Первую Уфимскую Соборную мечеть строил купец 2-й гильдии г.Уфы Мукмин Тагиров Хазмитев. Сумма, потраченная на сооружение мечети, составила 12 тысяч рублей серебром. Здание было каменное с одним минаретом. Построено оно в 1830 году. Рядом находилось медресе, основанное в 1887 году, получившее впоследствии наименование «Усмания» по имени ахуна первой соборной мечети Хайруллы Усманова, пожертвовавшего много денежных средств на нужды мусульманского общества. Для учеников медресе были куплены шкафы, столы, пособия. При мечети действовало также и русско-башкирское 2-классное училище. X. Усманов умер в 1907 году, но его благие дела надолго остались в памяти мусульман Уфы и медресе «Усмания» пользовалось большой популярностью в городе. Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение среди мечетей России. К началу XX века привод насчитывал 920 человек.

С 1960 по 1992 год первая соборная мечеть была единственной действующей мечетью Уфы. Считается, что благодаря хранящейся реликвии Бог не допустил закрытия и разрушения Соборной мечети.

Уфимские жители называют этот мусульманский храм как «мечеть на Тукаева» (располагается по улице Тукаева, 52). Культовое здание неоднократно перестраивалось, но внешний облик мечети не менялся. Несмотря на то, что с 1990-х годов в Уфе было открыто еще несколько мечетей, Первая соборная до сих пор пользуется огромной популярностью среди населения. Именно при ней находится резиденция Центрального духовного управления мусульман России. Каждую пятницу в этой мечети проводит пятничные богослужения верховный муфтий России Талгат Таджуддин.

В 1907 году имам-хатыбом мечети стал Жигангир Абызгильдин. В 1912 году он стал ахуном. С 1960 по 1992 год 1-я соборная мечеть являлась единственной действующей мечетью Уфы.

Нынешний муфтий Регионального ДУМ Свердловской области Равиль Мамлеев был одним из первых преподавателей этого медресе. «В 1987 году я поступил в медресе «Мир-и-Араб», – рассказывает Равиль-хазрат, – отучившись полтора года, я приехал на зимние каникулы в Уфу, когда я сидел в Тукаевской мечети, настало время намаза (молитвы), я прочитал азан (призыв на молитву). Зашел Талгат-хазрат, поинтересовался, кто прочел азан, ему понравился мой голос и он объявил, что с этого года я буду преподавателем во вновь открытом медресе. Таким образом, мне пришлось самому экстерном заканчивать медресе за два года вместо четырех положенных и с нового учебного года приступать к работе». Равиль Мамлеев преподавал начальную грамматику арабского языка и таджвид. По его словам, на первый поток было подано более 300 заявлений от людей самого разного возраста – от 20 до 70 лет, такова была тяга к запретным многие десятилетия религиозным знаниям. Но советские власти позволили принять всего 71 студента, которых в медресе называют шакирдами. «По одному шакирду на каждый год безбожной жизни», - шутит Равиль-хазрат. Среди преподавателей были сам верховный муфтий Талгат Таджутдин, которого очень любили и любят студенты РИУ всех поколений за его остроумие и глубокие знания, первый руководитель медресе Касым Салимов, много сделавший для превращения двухгодичного учебного заведения в полноценный вуз и многие другие. Из студентов первых лет вышло немало ныне действующих имамов и муфтиев. Среди них и нынешний ректор РИУ ЦДУМ России, главный муфтий Уральского федерального округа, муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев. «Мы начинали учиться в Тукаевской мечети, единственной действующей на тот момент мечети Уфы, нас было 70 с лишним человек, разделенных на две группы. Спали на полу на матрацах, было очень сложно взять омовение, питались не особо хорошо, но никто не жаловался, все жаждали знаний, - вспоминает Ринат-хазрат. – Тогда катастрофически не хватало классов и аудиторий, в мечети два этажа, использовался каждый квадратный метр. После обеда в мечеть приходили обучаться слушатели воскресных курсов, мы, студенты, перемещались на второй этаж. Это напоминало пчелиный рой: кто-то читает, кто-то повторяет, кто-то заучивает наизусть…»

На сегодняшний день в мечети продолжаются религиозные уроки. Каждые вечера имам-хатыб первой соборной мечети проводит уроки по вероучению (акаид), фикху (исламское право), чтению Корана (кыраат).

1.3. Институт имени Ризаэтдина Фахретдина.

В январе 1989 года на основании Постановления Совета по делам религии при Правительстве СССР при Центральном Духовном Управлении мусульман европейской части СССР и Сибири было открыто медресе им. Ризаэтдина ибн Фахретдина.

В таком режиме, как рассказывал Равиль хазрат, учебное заведение жило до 1998 года, когда торжественно была открыта красавица мечеть «Ляля-Тюльпан», визитная карточка Уфы. Проректор РИУ по хозяйственной части Мурсаль Ахметов говорит, что два этажа общей полезной площадью более тысячи квадратных метров полностью отданы под учебный процесс. Там размещаются общежития, учебные классы, столовая. После открытия мечети «Ляля-Тюльпан», все студенты медресе, ставшего к тому времени институтом, переехали туда. Однако уже в 2001 году по решению руководства Республики Башкортостан и Президиума Уфимского городского совета Башкирии в собственность ЦДУМ было возвращено трехэтажное кирпичное здание знаменитого в прошлом медресе «Галия-Диния». Это было первое духовное учебное заведение, открытое в стране во время перестройки. Медресе, открытое известным просветителем Зией Камали в 1906 году проработало до 1919 года. В его здании размещалась школа рабоче-крестьянской молодежи, другие советские учреждения. На момент передачи здание находилось в аварийном состоянии. Хотя Мурсаль-эфенди лишь три года работает в РИУ, но с момента передачи здания бывшего медресе «Галия» по мере сил старался помогать возрождению этого храма знаний. «Здание передали в неприглядном виде, легче было построить новое, чем восстановить его, - говорит проректор РИУ по хозяйственной части. – Даже не знали, за что взяться. Но мусульмане – люди терпеливые и богобоязненные. Мы прочитали дуа (молитву с пожеланием) и по воле Аллаха находятся и деньги, и спонсоры, и помощники. Шакирды, которые учились в этот период, конечно, больше не учились, а работали на восстановлении этого здания, перебивались лепешкой на обед и ужин. Сам ректор Ринат-хазрат собственноручно клал кирпичи, месил цемент». «Все что вы видите сегодня, сделано руками студентов, - подтверждает Ринат Раев, - во всяком случае, вся черновая подготовительная работа, потом приходили отделочники, но главная заслуга в возрождении этого здания, конечно, принадлежит нашим студентам». Сегодня здесь размещается мужское очное отделение, а в «Ляля-Тюльпане» обучаются студенты заочного и вечернего отделений.

Полученный опыт по реконструкции старых зданий очень пригодился руководству вуза, в 2003 году получившему статус университета, поскольку учебному заведению власти передали еще одно помещение – бывшее медресе «Хакимия». В нем располагается женское отделение РИУ. Сейчас это здание переживает второе рождение. «Сейчас общая площадь женского отделения составляет 650 квадратных метров, - поясняет проректор по хозяйственной части, - там есть и аудитории, и общежития, и собственная столовая. В настоящий момент идет реконструкция здания бывшего медресе «Хакимия», мы надстраиваем дополнительные мансардные этажи, в результате чего получим еще тысячу квадратных метров. Также там появится своя отдельно стоящая мечеть, которая также может служить площадкой для прохождения практики нашими студентками».

В январе 2001 года решением президиума Уфимского городского совета бывшее здание медресе «Галия» было передано Российскому исламскому институ Центрального Духовного управления мусульман России.

Сегодня многих волнует уровень профессиональной подготовки шакирдов, вопрос об их преподавательских и пастырских качествах, способности выпускников этих заведений найти место на рынке труда, в общественной и культурной жизни, о соотношении светских и религиозных дисциплин в мусульманских профессиональных учебных заведениях. Между тем российские мусульмане начали искать решение этих проблем уже столетие назад. Сегодня, когда мусульмане отмечают столетие одного из самых знаменитых российских медресе, особенно актуально обратиться к этому бесценному опыту.

Эти вопросы были поставлены в рамках реформы джадидизма. Целостная реформа медресе началась по сути в 1905–1907 годы. Центрами джадидизма у татар стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» (оба в Казани), «Галия», «Усмания» (оба в Уфе), «Хусаиния» (в Оренбурге), «Расулия» (в Троицке), «Буби», где программа включала в себя преподавание религии на основе Корана и сунны, истории Ислама, татарского языка, тюркотатарской истории и научных дисциплин. Максимальный срок обучения составлял 14 лет — то есть в медресе проходился и школьный курс. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге, чей устав был создан по образцу частного университета Шанявского в Москве, предлагало вариант обучения, где было четыре разряда: начальное, «ибтидаия», включавшее в себя три класса; среднее, «рушдия», — четыре класса; подготовительное к высшему, «игдадия», — четыре класса; высшее, «галия», — три класса. Подобный вариант был использован и в уфимских медресе «Усмания» и «Галия». Основной особенностью «Галии» было наличие только двух старших разрядов: «игдадия» — три класса и «галия» — три класса. Обучение, таким образом, охватывало шесть лет. В медресе, как и сейчас, учились достаточно взрослые учащиеся, уже прошедшие уровень начальных и средних классов. По имени разряда «Галия» медресе и получило название. Это было исключением, так как медресе у татар обычно назывались по имени прихода, мударриса, ректора или содержавшего его бая.

Обратимся же к опыту медресе «Галия» и его ректора как к ориентиру и для наших действий на сегодняшнем этапе развития образования. Камали Зиаддин (1873–1942) известен как теолог и общественный деятель. Он родился 9 декабря 1973 года в д. Келяшево Уфимского уезда в семье бурлака. Мы знаем, как в условиях коммерциализации образования даже и сейчас сложно пробиться детям из необеспеченных семей. Но медресе и мусульманские благотворители всегда должны протягивать руку помощи талантливой молодежи, дабы она потом работала на благо уммы. Талант юноши был столь заметен, что по окончании медресе «Усмания» в Уфе на средства, выделенные Уфимским мусульманским благотворительным обществом, в 1898 году Камали отправляется в Турцию, где обучается в Стамбуле естественным и математическим наукам. Далее он решает продолжить образование в Египте и поступает в «Аль-Азхар» на философский факультет. И здесь для нас вновь актуален опыт Камали, так как и сейчас отправлять за рубеж можно только после окончания профессионального учебного заведения в России и в достаточно зрелом возрасте. Сегодня много говорится и о наличии одновременно светского и религиозного образования у имама. Ведь такие, по выражению отца джадидизма Исмаила Гаспринского, «двукрылые» мусульмане могут принести гораздо больше пользы российской умме.

По возращении на Родину инициатива Камали по организации медресе «Галия» была поддержана имамом II прихода мусульман Уфы Зарифом Галикеевым. Одновременно Камали прилагает усилия для того, чтобы разъяснить необходимость преподавания основ Ислама и в семьях, получивших русское образование. Такие семьи всегда были среди мусульманских мурз Приуралья. Среди состоятельных семей Уфы Камали ведет кружки по изучению исламской религии и Корана. Сегодня нам тоже нужно пропагандировать Священный Коран среди семей, где уже не говорят на родном языке, во многом утратили знания о вере своих предков. Стремясь донести свои идеи до европейски образованных верующих, знакомых с основами классической философии, Камали издает труды по философии Ислама, истории религий. Даже сегодня трудно официально определить, являются ли эти предметы чисто светскими (ведь они преподаются в государственных вузах) или же религиозными. Но в любом случае их надо преподавать шакирдам — по учебникам, написанным с мусульманской точки зрения.

До сих пор идет дискуссия о том, насколько «Галия» отвечала стандарту религиозного вуза. И тут многое зависит от методики подсчета. В 1914 году чисто религиозным предметам в медресе отводилось 28,2 процента времени. Однако арабскому языку — языку Священного Корана — 14,7 процента, светским наукам — 35,6 процента. При этом шакирды на занятиях по арабскому языку явно читали не светские газеты и романы, а предметы философского (философия Ислама), исторического (история Ислама), религиоведческого (история религий) цикла преподавались с точки зрения мусульманкой догматики. При этом татарскому языку отводилось 4,9 процента, государственному русскому — 14,1 процента, другим предметам — 2,5 процента времени.

С конца 1900-х годов медресе было вынуждено реагировать на репрессии властей. Как известно, правительство Столыпина с недоверием относилось ко всякому проявлению общественной деятельности. Оно фактически уравнивало вооруженных террористов и экстремистов с либералами конституционалистами и сторонниками реформы образования у татар, подвергая и тех и других репрессиям. С 1910 года начинается массовое изгнание татарских учителей-мугаллимов из казахских степей и Туркестана. Одновременно в административном порядке без судебного расследования десятками закрывались татарские школы и благотворительные общества. Неоднократно проходили обыски и в медресе «Галия». Власти искали какие-то проявления несуществующего панисламизма. Все обыски заканчивались банальной фразой полицейских протоколов: «Ничего предосудительного не обнаружено».

В ответ на требования о принадлежности учителя к конкретной племенной группе «Галия» резко увеличила прием шакирдов нетатар (казахов, туркмен, черкесов, адыгейцев и т. д.). В 1913 году здесь обучалось 114 шакирдов. Всего «Галию» окончило более 1 400 шакирдов. В 1915 году Камали потерял поддержку попечительского совета медресе, который обвинил его в превращении медресе в учительскую школу. Вместо сторонника совета Габдуллы Шнаси завучем медресе стал Галимджан Ибрагимов, который в этот период начал активно заниматься пропагандой идей самостоятельности каждого из тюркских народов России. Однако суть конфликта была в другом. В советские годы Камали называли чуть ли не безбожником. При этом часто забывают, что в 1912 годы после смерти имама II прихода Уфы Зарифа Галикеева Камали сам стал имам­хатыбом этого прихода.

Камали и Ибрагимов представляли новое поколение национальной элиты, вышедшее из низшего и низшего среднего класса. Оно противостояло либеральным уфимским мурзам и купцам. «Галия» представляла собой школу для средних и низших слоев буржуазии, отличную от общетюркской школы, руководимой сторонниками и лидерами «Иттифака». Камали и Ибрагимову же были близки идеи исламского социализма. Если либералы выступали за единую нацию мусульман России, то Ибрагимов поддержал издание рукописных журналов казахов и башкир при медресе, где складывалась политическая и культурная элита этих народов.

«Галия» была первым татарским медресе, где были созданы автономные организации казахов и башкир, однако образование проходило только на татарском языке. Такой учет национальных особенностей шакирдов при едином языке преподавания также стоит использовать и сейчас. Камали заботился и о женском образовании. В 1915 году он открывает одно из первых средних женских учебных заведений с педагогическим уклоном — медресе «Анасия». И эту традицию также следует продолжать.

«Галия» обладала прекрасным кругом преподавателей и шакирдов. Среди преподавателей были историки: лидер башкирской автономии Ахмад-Заки Валиди, казый (судья) Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС) Хасан Гата Габяши, теолог и арабист Закир Кадыри, один из основателей татарской социал­демократии, лидер Уфимского губернского Милли Шуро (Национального Совета) Гумер Терегулов, языковед Худжа Бадиги. В 1917 году вчерашние шакирды «Галии» Шарифджан Сунчаляй, Гасим Касимов, Салах Атнагулов, Фатих Сайфи, Гибадулла Алпаров составили ядро организации уфимских татарских левых эсеров под руководством Г. Ибрагимова. Они стали основными деятелями советского режима среди мусульман Уфимской губернии. Здесь учился первый посол СССР в Саудовской Аравии и Йемене Карим Хакимов. Здесь учились узбекский писатель Мирмухсин Ширмухаметов, казахские поэты Байембет Майлин и Магжан Жумабаев.

После Февральской революции 1917 года Камали активно включается в общественную деятельность. Ему принадлежит главная роль в разработке проекта устава и подготовке документов «Всероссийского Союза духовенства» (Бютенрусия руханилар иттифакы). В 1917 году Милли Идарэ назначило Камали главой духовенства — мухтасибом Уфимской губернии, в качестве представителя мусульман губернии он принимал участие во всероссийских мусульманских съездах 1917 года, избирался депутатом Миллет Меджлисе (Национального Собрания) мусульман Внутренней России и Сибири.

Советский режим быстро остановил деятельность «Галии». В 1917–1918 году на базе медресе были организованы учительские курсы, а в 1919-м оно было преобразовано в татарскую гимназию. Камали остался имамом, в 1923 году его избирают казыем Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), а в 1926 году и членом Голямалар Шурасы (Совета улемов). Он погиб в заключении, арестованный по делу ЦДУМ.

1.4. Образование Российского исламского университета.

Сегодня в стенах «Галии» работает Российский Исламский университет.

Лицензия, рег. № 96 от 03.03.2005.

Аккредитация, рег. № 2263 от 11.02.2007.

Обучение в вузе пятилетнее. Учебный процесс основывается на государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям теология (в очном отделении) и история ислама (в вечернем и заочном отделениях) по специальностям преподаватель арабского языка и имам мечети.

Учебный план высшего профессионального образования мужского отделения. Специальность теология (ислама), арабский язык.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент: философия, иностранный язык, психология и педагогика, отечественная история, правоведение, политология и социология, русский язык и культура речи, культурология, экономика и менеджмент, физическая культура. Региональный (вузовский) компонент: краткая всемирная история, основы медицинских знаний, этнология, история культуры РБ, основы тюрки. Дисциплины по выбору студента: татарский язык и литература, башкирский язык и литература.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины. Федеральный компонент: математика и информатика, концепции современного естествознания. Региональный (вузовский) компонент: государственное законодательство о религии. Дисциплина по предложению УМО: теория и методика преподавания.

Общепрофессиональные дисциплины. Федеральный компонент: Введение в специальность (Гильми халь); История ислама (Тарих-уль-ислами): история пророков, история пророка Мухаммада (с.а.в.), раняя и средневековая история ислама, новая история ислама, новейшая история и география ислама; Религиозная философия (Акаид): шархуль амали, акаид насафи, шархуль акаид; Этика ислама (Ахляк – Мактубат); Наука и современность ислама; Основы источниковедения (Гульмуль-хадис): сборник изречений пророка Мухаммада (с.а.в.), наука о хадисах (усулуль-хадис); Риторика (Балягат – тальхис); Основы безопасности жизнедеятельности. Региональный (вузовский) компонент: арабская каллиграфия (хуснуль хат), история мировых религий, арабская лексикология (хивар). Дисциплины по выбору: Морфология арабского языка (Сарф): амсиля, бина, максуд. Специальные дисциплины: Сакральные тексты (Коран): заучивание (хифз), произношение букв (махрадж), чтение Корана (кыраат), текстология сакральных текстов (тафсир), экзегетика сакральных текстов (усулут-тафсир), правила чтения Корана (таджвид); Арабский язык (нахив): авамиль, изхар, кафия, мулла джами; Исламское право (фикх): нуруль-идах, кудури, дурар, фараид; Источники исламского права: миратуль-усуль; Логика (мантык – исагуджи).

Факультативы: риторика (аляка), логика (мантык – шамсия), методика преподавания арабского языка, манар фи гильми усуль.

Всего объем учебной нагрузки 8698 часов. Лекции 1998 часов. Практические занятия 3672 часов. Всего аудиторных 5670 часов. Самостоятельные работы 3028 часов.

В учебном плане женского отделения в федеральном компоненте общепрофессиональных дисциплин отсутствует дисциплина шархуль акаид, мулла джами, дурар, фараид, миратуль-усуль, мантык-шамсия. Добавлены дисциплины: хутба (проповедь), домоводство.

  1   2   3

Похожие:

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconПринято Педсоветом «утверждаю»
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, рассматривающим основополагающие вопросы...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconПрограмма и методические рекомендации к педагогической практике
В период практики будущий учитель наблюдает и анализирует различные стороны учебно-воспитательного процесса, учится проводить уроки,...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconОб организации учебно-воспитательного процесса в Российском новом университете и его филиалах
...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconМетодические рекомендации для организаторов воспитательного процесса...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность организаторов воспитательного процесса в системе образования РФ

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconВ каждом разделе Вы найдете контрольные вопросы для самопроверки,...
Уважаемые коллеги, познакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемой структурой изучения и выполнения заданий по дисциплине «Технологии учебно-воспитательного...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconМетодические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса...
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса icon1 Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования...
Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования и учёта несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconЛокальный акт права и обязанности участников учебно воспитательного процесса

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconУчебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики...
Методическая разработка предназначена в помощь классным руководителям и преподавателям. Цель разработки предложить систему изучения...

Обобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса iconОтдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический...
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск