Министерство образования Республики Коми
ГАОУ ДПО (пк) С РК
«Коми республиканский институт развития образования»
Профессиональная ориентация обучающихся 5-6 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования Методические рекомендации
Сыктывкар, 2012
Составитель: Демина Э.М., доцент кафедры управления, экономики и права в образовании
Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 5-6-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов, направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 5-6 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования 6
2. Обеспечение профессиональной ориентации учащихся 5-6 классов в примерной Программе воспитания и социализации 9
3. Возрастные особенности младших подростков 13
4. Алгоритм подготовки и проведения занятий по профориентации 19
5. Уроки самоопределения 20
5.1. Самооценка и уровень притязаний 20
5 класс. Кто я? (Образ «Я» и самооценка) 23
6 класс. Какой я? (Самооценка и уровень притязаний) 25
5.2. Направленность личности 27
5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо 29
6 класс. Мои достоинства и недостатки 32
5.3. Эмоционально-волевая сфера 34
5 класс. Я чувствую, значит, существую 36
6 класс. Укрощение эмоций 38
5.4. Мыслительные способности 41
5 класс. Внимание и память 43
6 класс. Тип мышления 46
5.5. Профессиональные интересы и склонности 48
5 класс. Интерес к профессии 50
6 класс. Профессиональные склонности 54
5.6. Способности 57
5 класс. Задатки и склонности. Как развивать способности 58
6 класс. Мыслитель или художник? 60
5.7. Профессия и карьера 62
5 класс. Что я знаю о профессиях 64
6 класс. Формула профессии 66
5.8. Стратегия выбора профессии 67
5 класс. Азы правильного выбора 68
6 класс. Ошибки в выборе профессии 71
Список использованной литературы 74
ВВЕДЕНИЕ
17 декабря 2010г. приказом Минобразования и науки Российской Федерации за №1897 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарт представляет собой совокупность требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО). В стандарте описан портрет выпускника основной школы, одной из характеристик которого является ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Данное положение конкретизировано в требованиях к личностным результатам освоения ООП ООО (п.9). Вторым пунктом в данных требованиях после воспитания российской гражданской идентичности Стандартом обозначено формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Это требование детализируется в разделе примерной ООП и, соответственно, разработанной на ее основе школьной ООП «Планируемые результаты освоения ООП на ступени ООО» через готовность и способность к выбору направления профильного образования, а также операционализируется в способах действий и видах деятельности обучающегося. Для достижения этих личностных результатов Стандартом и примерной ООП предусмотрены социальное и учебно-исследовательское проектирование и профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы. Эта деятельность предполагает:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных) за счёт использования факультативов (в объеме от 32 до 68 часов); программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Разделом ООП ООО, регламентирующим и регулирующим деятельность школы по профориентированию обучающихся, является Программа воспитания и социализации обучающихся, одним из направлений которой предусмотрено воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Очевидно, что деятельность педагогов по данному направлению, как и по остальным, будет планироваться, реализовываться и контролироваться с 5 класса.
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 5-6 классах согласно требованиям ФГОС ООО. Являются логическим продолжением пособия «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников», составленного специалистами государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования». Предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов.
|